Межпланетный круиз
Урок – путешествие по математике
с применением ИКТ
«Единицы времени. Год, месяц»
3-Б класс
МОУ «Тсш№14»
Учитель: Стажила А.А.
18 декабря 2013 г.
Тема: Время. Единицы времени.
Цель урока и задачи:
Методы работы:
· объяснительно-иллюстративные;
· частично-поисковые;
· словесные;
· наглядные;
· практические.
Педагогические технологии:
· педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
· ИКТ – технологии (презентация);
· личностно-ориентированное обучение.
Ожидаемые результаты:
· повышение активности учащихся на уроке;
· улучшение результатов обучения;
использование учащихся приобретённых знаний и умений в практической деятельности
Организационный момент.
Психологический настрой.
Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать?
Установка.
Какое у вас сегодня настроение?
Мы всё успеем сделать и покажем на уроке хорошие знания.
Учитель. Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится!
- У вас было задание: понаблюдать вечером небо. Главным условием было отсутствие облаков. Что вы увидели?
Дети. Звёзды и Луну.
Постановка темы урока
Учитель. Сегодня у нас необычный урок и - мы не просто дети, а отряд юных космонавтов . И сегодня мы отправляемся в космический круиз - --- Что такое круиз? (путешествие). -Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, смелым, надо прийти на помощь друг другу. Наш полёт приурочен к 110 годовщине создания 1 испытательного аппарата. Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?» . И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль .Наши ребята провели большую подготовительную работу на уроках труда -сконструировали взлётную площадку и космическую ракету. На уроке сегодня мы будем работать с единицами времени, их взаимосвязи ; повторим таблицу умножения и деления. Постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, главное, дружно!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным, ловким, умным стать!
Активизация знаний учащихся.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. Закрепление изученного материала.
Решите устно задачи:
1) В книжке раскраске было 12 созвездий.7 Аленка раскрасила. Сколько осталось раскрасить ещё? 5
2) К космическому полёту готовились 15 космонавтов. 6 космонавтов полетели в космос.
На сколько больше готовилось космонавтов, чем полетело? -9
3) У Димы 30 марок на тему « Космос», а у Серёжи на 10 меньше. Сколько всего марок у детей? -50
4) Космонавт взял в космос 18 тюбиков картофельного пюре и 12 тюбиков мясного пюре. Съел он 20 тюбиков. Сколько тюбиков осталось? - 10
Устный арифметический диктант.
- Вспомним, как эти величины связаны друг с другом.
- Закончите мое предложение, показав нужную карточку (у всех по 3 цвет. карточки,
ответы с 2 сторон)
(1) 24 часа содержит одни…сутки
(2) 60 минут составляют 1…час.
(3) 30(31), 28(29) суток – это… месяц.
(4) 60 секунд равны 1…минуте.
(5) 365(366) суток - продолжается …год.
Что значит увеличить? (+, ∙ )
- Что значит уменьшить? (-, : )
- Уменьшить на несколько единиц, какой знак? (-)
- Уменьшить в несколько раз? (:)
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Математический диктант- в тетрадях
Увеличить 7 в 5 раз. 35
Уменьшить 42 в 7 раз. 6
Во сколько раз 40 больше, чем 8? 5
Делимое 18, делитель 6, найти частное. 3
На сколько 36 больше, чем 9? 4
Найти произведение чисел 5 и 6. 30
Найти частное чисел 64 и 8. 8
Первый множитель 7, произведение 49, найти второй множитель. 7
(Взаимопроверка.)- ответы на доске на листах на магнитах
- какое число лишнее и почему? 30 - круглое.-
- что ещё можете о нём сказать?(месяц может иметь 30 дней)
-Итак, подготовку вы прошли все успешно.
А чтобы пройти к ракете, мы должны узнать длину дорожки, которая ведет к ней. Каждый выполняет по 1 действию .(какая пара первый найдет длину дорожки, та ракета готова к взлёту - поднимите свою ракету)
10 : 2 ∙ 6 : 3 ∙ 2 : 5 ∙ 4 : 8 ∙ 6 : 4 ∙ 8 : 6 : 4= м ( -1 м-пример записан на цвет.дорожке)-это сколько см? - 100см
Космонавты! Во время полета будьте внимательны! Надеть шлемы! Занять кресла! Пристегнуть ремни! Обратный отсчёт -Три, два, один – поехали !
- В каком году проходит наш полёт? Какой год наступит? ( работа по календарю 2014 г. на столе у каждого)
- Какой месяц год кончает, а зиму начинает?
- Какой месяц открывает календарь?
- Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения. – какое время года?
- Сколько дней в этом месяце?
- В каком месяце ещё столько же дней?
Приближаемся к самой большой планете Солнечной системы - планета Юпитер. Температура на Юпитере низкая -140°С, но по мере погружения внутрь планеты, становится все жарче и жарче. Давайте здесь остановимся на некоторое время.
- Что такое время? (Ответы детей)- Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
- Ещё в древности люди изобрели первые солнечные часы.
Позднее люди придумали водяные и песочные часы. Водяные часы не дожили до наших дней, но зато песочные часы даже сейчас можно встретить у химиков, врачей в больнице, даже у поваров.
Первыми точными часами стали маятниковые часы. Маятник – это грузик на конце длинного стержня – качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание 1 секунду.
Сегодня мы можем увидеть огромное количество часов: механические, электронные, ручные, часы на башнях- куранты,на Доме Советов в Тирасполе.
Практическая работа.
- Давайте определим, какое время показывают часы, используя слова- четверть и половина (показ учителя на модели часов)
- А теперь, пользуясь моделью часов, покажите вы время: 15 час 20 мин, 20 час 15 мин, 23 час 55 мин.
-В 2 часа дня в Тирасполе шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? ( нет- ночь)
- Чтобы сохранить здоровье, нужно
соблюдать режим дня и помогут нам в этом часы.
- Установите на
часах ( на слайде):
1. В
это время я встаю.
2. В это время я выхожу в
школу.
3. В это время я возвращаюсь
из школы.
4. В это время я ложусь
спать.
Задача. В один из дней Петя как всегда опоздал на урок математики на 2 мин., потом целых 3 мин. искал тетрадь, поболтал с соседкой по парте 1 мин., порисовал в блокноте 4 минуты. Сколько времени ученик занимался математикой на уроке, если урок продолжался 45 мин.? (2+3+1+4=10 ; 45-10=35) -Записать только решение задачи: (1 ученик у доски с обор. стороны)
- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
Работа в парах.
- Молодцы. Сейчас у вас есть такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны. Восстановите последовательность. ( работа в парах на карточках)-
проверка по слайду.
Физминутка- весёлые лягушата
Слайд 1 .1.1.1=1
- Как вы думаете, 1 минута – это много или мало?
- Задумайтесь: обувная фабрика Москвы даёт в минуту 20 пар обуви. Мясокомбинат за одну минуту может выпустить 600 штук котлет.
- Давайте и мы проведём эксперимент, сколько примеров на знание таблицы умножения вы можете решить за 1 минуту.
Летим дальше. И мы на планете - Марс. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду и дали ей имя бога войны. Как на Земле, на Марсе происходит смена времен года, только тянутся они почти в 2 раза дольше. Во-вторых, день мало отличается от нашего, сутки там длятся 24 ч 37мин. На сколько больше длятся сутки на Марсе, чем на Земле? -37 мин.
Сигнал тревоги- Захват наших ракет жителями Марса –(Марсианами-внутри ракет достать Марсиан)
Дополните условие задачи на карточке ,чтобы она решалась двумя действиями.
Решите по вариантам (1 в.- на сравнение . 2 в. -на нахождение суммы) 2 ученика у доски с карточками.
В круиз отправилось 27мальчиков, а девочек в 3 раза меньше.
Мальчиков -27 ч.
Девочек -?ч., в 3 раза больше
(индивидуальная работа)+ проверка +
по действиям и числовым выражением
- На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы с планеты Земля.
запись в тетрадях- 1 ученик у доски и объясняет решение
¨ К разности чисел 100 и 10 прибавь 8
¨ От 80 отними сумму чисел 23 и 2
¨ Сумму чисел 30 и 50 уменьши на 20
¨ Разность чисел 74 и 41 увеличь на 7
Кто расшифровал слово? (Помогите)
98 – по 45 – ло 55 – мо
32– ма 30 – ны 100 – ру
60- ги 38 – зо 40- те
Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть, сделать её ещё прекраснее. Что для этого нужно сделать? (ответы детей)
Прочитайте слова первого космонавта: «Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!»
С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна – на ней есть жизнь!
Ученики Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
(Все хором) Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету.
Космос – это дорога без конца и края, но пора возвращаться домой, на Землю- чтобы сделать нашу планету ещё прекрасней
Ребята! Метеоритный дождь повредил обшивку наших кораблей. Для устранения неисправностей необходимо рассмотреть выражение , установить порядок действий и выполнить вычисления но для этого нужно иметь прекрасное зрение, но наши глаза устали и нам плохо видно это выражение
Физминутка для глаз
(снять кальку с примеров)
Итак- надеваем скафандр ,выходим по одному в открытый космос. Каждый выполняет по одному действию.(на доске примеры) первый ученик указывает порядок действий сверху , а ответы снизу по очереди
(9.6+64:8-36:6):(28:4)= (8)
-Неисправность устранили . Давайте установим защиту на наши ракетоносители.
–Графический диктант
-На небе звёзды похожи на маленькие точки –вот их мы и используем . (затем соединить первую яркую звезду со второй и получим созвездие защиты нашей ракеты)
Из полета возвратились
Мы на землю приземлились.
И чему же научились?
-Какое задание больше всего запомнилось?
-Что узнали для себя новое?
-Где пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке?
(раскрасить ракету) образец на слайде:
Ничего не понятно на уроке
Всё понятно на уроке, затруднений нет
Хочу знать больше
- Для тех, кто хочет знать больше, советую прочитать книгу И.Мельникова «Про часы и о часах» и о планетах солнечной системы (Показать книги)
( читает ученик со слайда) - Ю.А.Гагарин говорил детям: "Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт - это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой. И в походе".
- Помните эти напутствия первого космонавта Земли. Может быть, именно среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину.
Итог урока. Оценить детей. Домашнее задание.
Составь любую задачу о космосе, о марсианах.
Радушных улыбок хороших людей,
Надежных, приветливых, славных друзей!
Несметных сокровищ, волнительных слов,
Приятного отдыха, сказочных снов!
Достатка семье и везенья во всем,
Веселья, улыбок и радости в дом!
Марсиане оставили в ракетах сюрприз- памятные подарки: для детей звёздное небо и волшебную палочку (раскрасив его во все цвета радуги) а для гостей календари 2014 г. в память о теме нашего урока и удостоверения участника межпланетного круиза.
Видеоролик о круизе
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.