Трудности формирования навыков чтения и письма у школьников.

  • Документация
  • docx
  • 10.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рекомендации13.docx

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.

 

Чтение-древнейший вид познавательной деятельности человека,  но до сих пор в механизме чтения многое ещё не ясно.

Чтение-это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Навык чтения включает в себя техническую, смысловую стороны и является общеучебным. Дети сначала учатся чтению и письму, а потом по средствам чтения и письма, поэтому нарушения процесса чтения у младших школьников-это одна из самых актуальных проблем.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

-овладение звукобуквенными обозначениями;

-слоговое чтение;

-становление синтетических приёмов чтения;

-синтетическое чтение.

 

Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения.

 

ТРУДНОСТИ НА СТУПЕНИ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ:

1. Затруднения в слиянии букв в слоги.

Причины трудностей: недостаточное развитие звукобуквенного анализа, артикуляции (произношения) отдельных звуков, памяти, восприятия, устойчивости и концентрации внимания.

2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов.

Причины трудностей: недостаточное развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания, контроля над темпом деятельности, пространственных представлений, самоконтроля.

3. Непонимание значения прочитанного слова.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, смысловой догадки, памяти, слухового восприятия( неправильно ставит ударение).

 

ТРУДНОСТИ НА СТУПЕНИ СТАНОВЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ЧТЕНИЯ.

1.Не может читать длинные слова целиком.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения.

2.Читает слова орфографическим способом( так, как они пишутся).

Причины трудностей: недостаточное развитие поля зрения, избирательности внимания, смысловой догадки.

3.Двойное чтение (сначала про себя по слогам, затем вслух слитно).

Причины трудностей: недостаточное развитие навыков чтения ( сформирован устойчивый стереотип неправильного чтения), готовности к чтению.

4.Трудности в слиянии слов в словосочетания.

Причины трудностей: недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи, смысловой догадки, поля зрения.

ТРУДНОСТИ НА СТУПЕНИ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ.

1. Читает отдельные слова слоговым способом.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения, поля зрения.

2.Искажает окончания прочитанных слов.

Причины трудностей: недостаточное развитие смысловой догадки, поля зрения,функций словообразования и словоизменения, контроля за темпом чтения.

3.Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую).

Причины трудностей: недостаточное развитие пространственных представлений, устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, работоспособности.

4. Нечёткое произношение слов при чтении.

Причины трудностей: недостаточное развитие звукопроизношения отдельных звуков, артикуляции, контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость).

5.Регрессии (чтение с возвратом).

Причины трудностей: недостаточное развитие навыка чтения (устойчивый стереотип чтения), устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, понимания текста.

6.Не понимает смысла прочитанного предложения или текста.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает).

7.Пересказывает прочитанное дословно.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, приёмов смысловой обработки текста, словесно-логического мышления.

8.Не умеет выделять главное в прочитанном.

Причины трудностей: недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи, приёмов смысловой обработки текста, словесно-логического мышления, памяти, устойчивости и концентрации внимания.

9. Низкая скорость чтения.

Причины трудностей: недостаточное развитие контроля над темпом деятельности (медлительность), поля зрения, смысловой догадки, навыка чтения, артикуляции.

10. «Угадывающее» чтение.

Причины трудностей: недостаточное развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности, контроля над темпом деятельности, навыка чтения целым словом.

11.Невыразительное чтение.

Причины трудностей: недостаточное развитие понимания смысла прочитанного (читает механически), самоконтроля (не учитывает правил чтения), техники чтения (несформированность синтетического способа чтения).

12.Отсутствие желания читать.

Причины трудностей: недостаточное развитие мотивации, техники чтения, работоспособности.