Анализ общих трудностей
При анализе общих трудностей изучения учебных предметов отмечалась серьезная причина их возникновения независимо от содержания конкретного предмета. Это – приоритет репродуктивных заданий. Чрезмерное использование такого типа заданий особенно вредно при изучении «Окружающего мира», т. к. запоминание сведений об объектах и явлениях природы, социума не является главной задачей изучения окружающего детей мира.
Три деятельности
Первичным критерием для успешного образовательного процесса является создание условий для потребностных деятельностей данного этапа возрастного развития. И здесь первичны три деятельности:
---сенсорная,
---поисково-исследовательская
--- продуктивно-творческая.
Сенсорная деятельность
определяется как взаимодействие с окружающим миром с целью приобретения сенсорного опыта и развития сенсорной культуры личности.
Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.
Ощущение
Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение.
Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).
Этапы
Первый этап связан с сенсорной адаптацией к среде – выделением объекта из общей картины, которая находится в зоне восприятия данного лица, и концентрацией внимания к нему. В развитии этого этапа особенно нуждаются дети, относящиеся к группам риска: их успеваемость определяется оценкой «удовлетворительно» или «плохо».
этапы
Следующий этап сенсорной деятельности – перцепция, т.е. восприятие связей между объектами, а заканчивается он оценкой, т.е. анализом и обобщением полученной сенсорной информации.
Соблюдать эту последовательность при организации сенсорной деятельности необходимо, тогда она станет условием предупреждения трудностей выполнения учебных заданий.
Каковы трудности в освоении метапредметных результатов
Серьезные трудности возникают у обучающихся в начальной школе при становлении метапредметных результатов обучения. Учитывая специфику содержания предмета «Окружающий мир», можно связать факт возникновения трудности или ошибки с ее причиной, которая кроется в недостатках образовательного процесса.
Зависимость
Характеристика трудности или ошибки
Познавательные УУД
Незнание особенностей разных методов познания окружающего мира, таких как наблюдение, измерение, опыт, эксперимен
Причина возникновения трудности
Учебный процесс строится на преимущественном использовании репродуктивных методов обучения (прочитай, прослушай, запомни,воспроизведи)
Зависимость
Обучающиеся не знают, не понимают и не умеют применять терминологический аппарат данной предметной области.
Учитель подменяет понятие или термин синонимом, который не всегда точно передает сущность понятия. Принятие и осознание терминологического аппарата не является специальной задачей обучения.
зависимость
Обучающиеся не умеют прогнозировать состояние природного объекта и его изменения.
Задачи на предвидение, на постановку гипотез и последовательность развертывания изменений объекта перед младшими школьниками не ставятся.
зависимость
Затруднения и ошибки наблюдаются при решении учебных задач на установление связей и зависимостей объектов природы, установление причины социальных фактов и событий.
Учебные задачи подобного типа не используются. Преимущественно используются задания на констатацию возможных связей без их анализа и обобщения.
Зависимость
Типичные ошибки зафиксированы при установлении закономерностей, возможных противоречий объектов.
Ошибки связаны с отсутствием заданий на моделирование ситуаций, изменяющих объект, на программирование его состояний при изменении условий жизни.
Зависимость
Коммуникативные УУД Описание объекта, как правило, строится на отдельных, внешних, ярких, но несущественных свойствах объекта.
Перед детьми не ставится задача сравнения и различения внешних, ярких, но неглавных признаков или качеств объекта и существенных его характеристик
зависимость
Обучающиеся не умеют составлять характеристику объекта, ограничиваются перечислением отдельных его свойств
Об объекте природы дети получают готовую отрывочную информацию, которая не складывается в характеристику объекта.
Поисково-исследовательская деятельность
Очень важная позиция – использование поисковоисследовательской деятель-ности как актуальной деятельности школьника, обеспечивающей его интел-лектуальное развитие. Учитель должен принять за аксиому дидактическое поло-жение о том, что организация исследовательской деятельности– необходимое условие повышения качества образования и снятия трудностей изучения предмета
Пошаговые операции
«Шаг» первый – назвать каждое животное. «Шаг» второй – определить, где обитает каждое животное. «Шаг» третий – сравнить места обитания, определить животных, обитающих на водоемах, и жителей степей и полупустынь. «Шаг» четвертый – назвать признак классификации. «Шаг» пятый – распределить животных по группам, назвать место обитания каждой группы животных.
В исследовательской деятельности особая роль принадлежит группе успешных учащихся. Для них должны планомерно выстраиваться задачи, более сложные, чем те, которые предъявляются остальным обучающимся. Научным обоснованием такого подхода может быть идея Рене Декарта о том, что субъект сомневающийся есть субъект мыслящий.
Примером сложных задач на естественнонаучном материале могут быть положения «квадрата Декарта»: 1) Что будет, если это произойдет? 2) Что будет, если это не произойдет? 3) Чего не будет, если это произойдет? 4) Чего не будет, если это не произойдет? Конечно, проблемные вопросы по квадрату Декарта предъявляются детям постепенно
Главное, чтобы они не только фиксировали факт, который произойдет или не произойдет, а учились обосновывать свои гипотезы. Вообще выдвижение предположений – обязательный компонент любой поисковой и исследовательской деятельности.
При конструировании методики организации и проведения поисково-исследовательской деятельности с целью устранения и предупреждения трудностей учебной деятельности младших школьников учитель обеспечивает формирование у детей логики конструирования поиска, исследования, эксперимента. Логика конструирования поисково-исследовательской деятельности
Логика конструирования поисково-исследовательской деятельности включает такие элементы, которые обеспечивают принципиально другое течение процесса обучения:
создание «провокации» – наличие разных точек зрения;
рождение сомнения (познавательного конфликта);
возникновение дискуссии, высказывание разных точек зрения; осуществление попытки сближения мнений; формулирование выводов, убедительных для всех.
Примером одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности может быть проведение эвристической беседы. Чем различаются учебный диалог и эвристическая беседа?
Учебный диалог: любой вопрос – любой ответ-констатация.
Эвристическая беседа: вопросы проблемные, которые требуют не «работы» памяти, а деятельности мышления.
Методика, построенная на эвристической беседе, может обеспечить предупреждение возникновения трудностей и проблем у детей.
Обратим внимание на вопрос, который задает учитель: «Почему эти объекты попали в список Всемирного наследия?»
Педагог не предлагает назвать объекты, описать их, т. е. не использует традиционные приемы проверки знаний. Он ставит вопрос, который в обобщенном виде отражает понимание детьми значения этих объектов, то есть стимулирует обсудить вопрос.
Вот некоторые ответы детей: «Эти сооружения построили люди много веков назад. Тогда еще не было ни машин, ни подъемных кранов, все делалось, можно сказать, голыми руками. А какие они прекрасные!»; «По легенде, собор в Кижах вообще одним молотком и без гвоздей построен! Как это возможно? По внешнему виду сразу узнаешь, что это собор, в котором люди молятся»; «Мне нравится, как соборы на острове построены: кругом вода, и получается голубое небо и синяя вода – красиво!»; «Цитадель – это крепость, защита от врагов! Все так надежно сделано – это не только до сих пор не разрушилось, но всех удивляет и поражает сегодня
Следующий фрагмент эвристической беседы предлагает третьеклассникам выдвинуть гипотезы, отвечая на вопрос: «Можете ли вы по фотографии объяснить суждение: "египетские пирамиды – сооружения величественные и уникальные"»? Дети высказывают свои предположения:
– «По фотографии нельзя».
– «Это суждение можно принять на веру. Об этом все пишут и говорят! По фотографии доказать нельзя!»
Обучающимся предлагается привести доказательства своих предположений:
«А какие же доказательства вам нужны, чтобы поверить в уникальность и необычность этих сооружений?»
Дети рассуждают: «Например, когда их строили? Как строили? Размеры пирамиды? Зачем их строили?»
Приведенные фрагменты раскрывают реализацию цели возникновения у обучающихся мотива деятельности – призыв к получению новых знаний, к самостоятельной познавательной деятельности. И, конечно, после такого учебного диалога дать репродуктивную деятельность – слушать сообщение учителя или читать готовый текст учебника – значит разрушить стремление детей к самостоятельной познавательной исследовательской деятельности
Учитель предлагает разделиться на группы и исследовать информацию, которую получает каждая группа. В результате исследования каждая группа предложит свой вывод. Не перескажет, не опишет, а сформулирует вывод!
Первая группа получает следующую информацию: «Пирамиды Египта называют одним из семи чудес света. Это единственное чудо, которое сохранилось до наших дней. Тайны египетских пирамид не разгаданы до сих пор. Главные из них расположены в местности Гиза, что недалеко от Каира – столицы Египта. Самую большую пирамиду, пирамиду Хеопса, называют Великой пирамидой. Есть легенда о том, что она построена пришельцами из космоса, которые тогда, в 2470 году до новой эры, представляли цивилизацию высокого уровня.
Вывод, который делают дети:
«Уникальность пирамид в том, что такие сооружения были построены людьми много тысяч лет назад, когда не было машин, подъемных кранов, техники, похожей на современную»
Вторая группа получает следующую информацию:
«Внутри Великой пирамиды расположены камеры для фараона и царицы, а также большая галерея и множество коридоров. При последних раскопках обнаружена «большая пустота». Но археологам не удалось узнать каких-то подробностей об этом пространстве, потому что проникнуть внутрь большой пустоты не удается
Вывод, который делают дети:
«Уникальность пирамид в том, что продуманы строителями были не только внешней вид пирамид, но и внутреннее пространство. Это целый огромный «город» с улицами, «домами» для фараонов и их семьи».
Третья группа получает следующую информацию:
«Строили пирамиду Хеопса 20 лет. В строительстве участвовало 100 тысяч человек. Сравните: высота дома в 15 этажей – 45 метров; высота пирамиды Хеопса почти 139 метров. Сложена пирамида из 2,5 млн каменных блоков. Каждый блок в среднем весит 2 тонны. Строители отшлифовали около 14 млн поверхностей. Площадь основания – 55 000 квадратных метров (примерно 10 футбольных полей)».
Вывод, который делают дети:
«Уникальность пирамиды в ее величине, форме, площади (в 10 футбольных полей), той огромной работе, которую проводили строители по обработке камня для блоков».
Приведенный пример убедительно показывает, что оригинальность методики, использование нетрадиционных методов обучения (в данном случае –эвристической беседы и текстового исследования) приводит к высокоэффективной деятельности младших школьников.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность в любом ее проявлении позволяет принципиально изменить процесс учебно-познавательной деятельности: успешно реализовать требования стандарта по метапредметным результатам, развивать положительные мотивы и интерес к познанию и, главное, предупредить ошибки и проблемы усвоения учебного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.