трудные вопросы орфографии и пунктуации

  • doc
  • 02.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА_трудные вопросы орфографии и пунктуации.doc

 «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

 

 

                                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

         Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только привести в систему знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации,  

но также углубить знания по этим разделам лингвистики.

 

         Цель данного курса  заключается в том, чтобы помочь учащимся 10, 11 классов разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими  родным языком.

 

         Основные образовательные  задачи курса:

-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

-повысить уровень логического мышления учащихся;

-создать условия для формирования языковой компетенции ;

-восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.

 

         Развивающие задачи курса:

-развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

-способствовать развитию  речи учащихся;

-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

-способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.

 

         Воспитательные задачи курса:

-формировать ключевые компетенции;

-повышать интерес к гуманитарному образованию;

-воспитывать грамотного гражданина РФ.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

(34 часа)

 

 

занятия

 

 

Количество часов

 

 

Содержание темы занятия

 

 

Формы и методы работы

 

1-2

2

I.       ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

ЕГЭ как форма выпускного экзамена.

 

Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.

 

Ознакомление с экзаменационным материалом.

 

 

 

Лекция

 

Наблюдение,

 

ознакомление.

 

 

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

ЕГЭ как форма выпускного экзамена.

 

Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.

 

Ознакомление с демонстрационным материалом.

 

 

 

 

 

 

Лекция.

 

Наблюдение,

ознакомление.

 

 

 

     3-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-33

 

 

 

 

 

      34

 

 

 

 

      3

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

      3

 

 

 

      1

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

      3

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

       3

 

 

 

 

 

      

       3

 

 

 

 

 

      1

 

 

П.ОРФОГРАФИЯ.

 

Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические).

 

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

 

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

 

 

 

Буквы   е  и  ё  в именах собственных (Печерский, Печёрский).

 

 

Написание географических, административно-территориальных названий, исторических эпох и событий, знаменательных дат, названий организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм.

 

Правописание  иностранных слов (а – капелла, альма – матер, де – факто).

 

 

 

 

 

 

Правописание числительных (три тысячи пятнадцать, стосорокашестимиллионный).

 

 

 

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных .Н и НН в различных час- тях речи.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи написания о, е (ё) после шипящих и ц (ожёг-ожог, меццо-сопрано).

 

 

 

 

 

Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления частиц (неспециалист – не специалист, задача не трудная – задача нетрудная).

 

 

«Не» с различными частями речи.

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» и её последующий анализ.

 

 

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ  С УЧАЩИМИСЯ.

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

 

 

 

 

Наблюдение.

Практическая работа.

 

Орфографический диктант и его анализ.

Работа с тетрадью-справочником.

 

Наблюдение.

Тренировочные упражнения.

 

Тренировочные упражнения.

 

 

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа с

орфографическим и толковым словарем.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Выявление и устранение ошибок.

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Анализ орфограммы в тексте.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

Работа с текстом.

Анализ и исправление ошибок.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс

(34 часа)

 

 

№№

занятия

 

 

Количество часов

 

 

Содержание темы занятия

 

 

Формы и методы работы

 

 

 

 

 

1-20

 

 

 

 

      1

 

 

 

      2

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

 

 

 

 

       1    

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

 

        1

 

 

 

 

 

 

 

 

        2

 

 

 

 

Ш. ПУНКТУАЦИЯ.

 

 Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

 

Факультативное, вариативное употребление знаков препинания.

 

 

Знаки препинания в сложном предложении

Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.

 

 

 

 

 

 

Знаки препинания в ССП.

Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП с несколькими  придаточными.

 

 

Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.

 

 

 

 Трудные случаи обособления одиночных и распространенных приложений.

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и  дополнениями.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.

(Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста. Выделение пояснительного определения с одной или двух сторон в условиях контекста. Пунктуация при союзах присоединительных и союзах соединительных).

 

 

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными предложениями.

(Цельные выражения. Сравнительный оборот со значением причинности. Двоякая пунктуация при сравнительных оборотах).

 

 

Сочетания знаков препинания.

Знаки препинания в разговорной речи.

(Запятая, тире при оформлении текстов разговорной речи).

 

 

Тире в предложении.

(Интонационное, соединительное, индивидуально  тире).

 

 

 

Авторское тире.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков

препинания при прямой речи, оформлении цитат.

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

 

 

Наблюдение.

Диктант и его последующий анализ.

 

Обобщение и систематизация знаний.

 Конструирование текста по заданной теме с использованием предложений определенного типа.

Коллективная работа.

 

 

 

Работа со справочной

литературой.

 

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа с тетрадью-справочником.

 

Работа со справочной литературой. Коллективная, парная,

индивид. работа.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа со справочной литературой. Коллектив

ная, индивидуальная  работа.

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Тренировочные упражнения.

Составление таблицы.

Работа со справочной литературой, с тетрадью-справочником. Практическая

работа.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Выявление и исправление ошибок в предложениях.

Конструирование пред

ложений.

Коллективная,индивид.

работа.

 

 

Наблюдение.

 

 

 

Наблюдение.

Тренировочные упражнения.

 

 

 

Анализ пунктограммы в поэтическом тексте М.Цветаевой, В.Маяковского.

Комплексный анализ

текста.

Урок-практикум.

Работа со справочной

литературой.

Коллективно, индивид.

 

21-22

 

 

 

 

 

 

       2

 

Тестовая работа по разделу «Пунктуация» и её последующий анализ.

 

 

 

 

 

 

 

23-25

 

 

       3

 

 

 

 

1У.  РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ ЕГЭ. 

 

 

Уроки-практикумы.

 

 

 

 

26-27

 

 

 

       2

 

 

 

У.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ  С УЧАЩИМИСЯ.

 

 

 

 

 

 

 

28-31

 

 

      3

     

 

У1. ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА            И ЕЁ АНАЛИЗ.

 

 

Уроки контроля.

 

 

 

      32-34

 

 

    3+1

 

УП. РЕФЛЕКСИЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ.