Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Оценка 5

Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Оценка 5
doc
02.03.2021
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
ПРОГРАММА_трудные вопросы орфографии и пунктуации.doc

 «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

 

 

                                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

         Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только привести в систему знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации,  

но также углубить знания по этим разделам лингвистики.

 

         Цель данного курса  заключается в том, чтобы помочь учащимся 10, 11 классов разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими  родным языком.

 

         Основные образовательные  задачи курса:

-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

-повысить уровень логического мышления учащихся;

-создать условия для формирования языковой компетенции ;

-восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.

 

         Развивающие задачи курса:

-развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

-способствовать развитию  речи учащихся;

-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

-способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.

 

         Воспитательные задачи курса:

-формировать ключевые компетенции;

-повышать интерес к гуманитарному образованию;

-воспитывать грамотного гражданина РФ.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

(34 часа)

 

 

занятия

 

 

Количество часов

 

 

Содержание темы занятия

 

 

Формы и методы работы

 

1-2

2

I.       ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

ЕГЭ как форма выпускного экзамена.

 

Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.

 

Ознакомление с экзаменационным материалом.

 

 

 

Лекция

 

Наблюдение,

 

ознакомление.

 

 

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

ЕГЭ как форма выпускного экзамена.

 

Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.

 

Ознакомление с демонстрационным материалом.

 

 

 

 

 

 

Лекция.

 

Наблюдение,

ознакомление.

 

 

 

     3-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-33

 

 

 

 

 

      34

 

 

 

 

      3

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

      3

 

 

 

      1

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

      3

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

       3

 

 

 

 

 

      

       3

 

 

 

 

 

      1

 

 

П.ОРФОГРАФИЯ.

 

Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические).

 

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

 

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

 

 

 

Буквы   е  и  ё  в именах собственных (Печерский, Печёрский).

 

 

Написание географических, административно-территориальных названий, исторических эпох и событий, знаменательных дат, названий организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм.

 

Правописание  иностранных слов (а – капелла, альма – матер, де – факто).

 

 

 

 

 

 

Правописание числительных (три тысячи пятнадцать, стосорокашестимиллионный).

 

 

 

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных .Н и НН в различных час- тях речи.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи написания о, е (ё) после шипящих и ц (ожёг-ожог, меццо-сопрано).

 

 

 

 

 

Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления частиц (неспециалист – не специалист, задача не трудная – задача нетрудная).

 

 

«Не» с различными частями речи.

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» и её последующий анализ.

 

 

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ  С УЧАЩИМИСЯ.

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

 

 

 

 

Наблюдение.

Практическая работа.

 

Орфографический диктант и его анализ.

Работа с тетрадью-справочником.

 

Наблюдение.

Тренировочные упражнения.

 

Тренировочные упражнения.

 

 

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа с

орфографическим и толковым словарем.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Выявление и устранение ошибок.

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Анализ орфограммы в тексте.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

Работа с текстом.

Анализ и исправление ошибок.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с таблицей, тетрадью-справочником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс

(34 часа)

 

 

№№

занятия

 

 

Количество часов

 

 

Содержание темы занятия

 

 

Формы и методы работы

 

 

 

 

 

1-20

 

 

 

 

      1

 

 

 

      2

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

      2

 

 

 

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

 

 

 

 

       1    

 

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

 

        1

 

 

 

 

 

 

 

 

        2

 

 

 

 

Ш. ПУНКТУАЦИЯ.

 

 Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

 

Факультативное, вариативное употребление знаков препинания.

 

 

Знаки препинания в сложном предложении

Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.

 

 

 

 

 

 

Знаки препинания в ССП.

Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП с несколькими  придаточными.

 

 

Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.

 

 

 

 Трудные случаи обособления одиночных и распространенных приложений.

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и  дополнениями.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.

(Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста. Выделение пояснительного определения с одной или двух сторон в условиях контекста. Пунктуация при союзах присоединительных и союзах соединительных).

 

 

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными предложениями.

(Цельные выражения. Сравнительный оборот со значением причинности. Двоякая пунктуация при сравнительных оборотах).

 

 

Сочетания знаков препинания.

Знаки препинания в разговорной речи.

(Запятая, тире при оформлении текстов разговорной речи).

 

 

Тире в предложении.

(Интонационное, соединительное, индивидуально  тире).

 

 

 

Авторское тире.

 

 

 

 

 

 

Трудные случаи употребления знаков

препинания при прямой речи, оформлении цитат.

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

 

 

Наблюдение.

Диктант и его последующий анализ.

 

Обобщение и систематизация знаний.

 Конструирование текста по заданной теме с использованием предложений определенного типа.

Коллективная работа.

 

 

 

Работа со справочной

литературой.

 

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа с тетрадью-справочником.

 

Работа со справочной литературой. Коллективная, парная,

индивид. работа.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Работа со справочной литературой. Коллектив

ная, индивидуальная  работа.

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

Тренировочные упражнения.

Составление таблицы.

Работа со справочной литературой, с тетрадью-справочником. Практическая

работа.

 

 

 

Тренировочные упражнения.

Выявление и исправление ошибок в предложениях.

Конструирование пред

ложений.

Коллективная,индивид.

работа.

 

 

Наблюдение.

 

 

 

Наблюдение.

Тренировочные упражнения.

 

 

 

Анализ пунктограммы в поэтическом тексте М.Цветаевой, В.Маяковского.

Комплексный анализ

текста.

Урок-практикум.

Работа со справочной

литературой.

Коллективно, индивид.

 

21-22

 

 

 

 

 

 

       2

 

Тестовая работа по разделу «Пунктуация» и её последующий анализ.

 

 

 

 

 

 

 

23-25

 

 

       3

 

 

 

 

1У.  РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ ЕГЭ. 

 

 

Уроки-практикумы.

 

 

 

 

26-27

 

 

 

       2

 

 

 

У.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ  С УЧАЩИМИСЯ.

 

 

 

 

 

 

 

28-31

 

 

      3

     

 

У1. ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА            И ЕЁ АНАЛИЗ.

 

 

Уроки контроля.

 

 

 

      32-34

 

 

    3+1

 

УП. РЕФЛЕКСИЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

Количество часов Содержание темы занятия

Количество часов Содержание темы занятия

П.ОРФОГРАФИЯ. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма)

П.ОРФОГРАФИЯ. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма)

Количество часов Содержание темы занятия

Количество часов Содержание темы занятия

Ш. ПУНКТУАЦИЯ. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма)

Ш. ПУНКТУАЦИЯ. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма)

Ш. ПУНКТУАЦИЯ. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма)

Ш. ПУНКТУАЦИЯ. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021