«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только привести в систему знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации,
но также углубить знания по этим разделам лингвистики.
Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 10, 11 классов разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.
Основные образовательные задачи курса:
-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
-повысить уровень логического мышления учащихся;
-создать условия для формирования языковой компетенции ;
-восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.
Развивающие задачи курса:
-развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
-способствовать развитию речи учащихся;
-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
-способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
-формировать ключевые компетенции;
-повышать интерес к гуманитарному образованию;
-воспитывать грамотного гражданина РФ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс
(34 часа)
№ занятия
|
Количество часов
|
Содержание темы занятия
|
Формы и методы работы
|
1-2 |
2 |
I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЕГЭ как форма выпускного экзамена.
Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.
Ознакомление с экзаменационным материалом.
|
Лекция
Наблюдение,
ознакомление. |
1-2
|
2
|
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЕГЭ как форма выпускного экзамена.
Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.
Ознакомление с демонстрационным материалом.
|
Лекция.
Наблюдение, ознакомление. |
3-30
31-33
34 |
3
2
3
1
2
2
2
3
2
2
2
3
3
1 |
П.ОРФОГРАФИЯ.
Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические).
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Буквы е и ё в именах собственных (Печерский, Печёрский).
Написание географических, административно-территориальных названий, исторических эпох и событий, знаменательных дат, названий организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм.
Правописание иностранных слов (а – капелла, альма – матер, де – факто).
Правописание числительных (три тысячи пятнадцать, стосорокашестимиллионный).
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных .Н и НН в различных час- тях речи.
Трудные случаи написания о, е (ё) после шипящих и ц (ожёг-ожог, меццо-сопрано).
Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи.
Трудные случаи употребления частиц (неспециалист – не специалист, задача не трудная – задача нетрудная).
«Не» с различными частями речи.
ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» и её последующий анализ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ. |
Лекция с элементами беседы.
Наблюдение. Практическая работа.
Орфографический диктант и его анализ. Работа с тетрадью-справочником.
Наблюдение. Тренировочные упражнения.
Тренировочные упражнения.
Тренировочные упражнения. Работа с орфографическим и толковым словарем.
Тренировочные упражнения. Выявление и устранение ошибок.
Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей, тетрадью-справочником.
Обобщение и систематизация знаний. Анализ орфограммы в тексте.
Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей, тетрадью-справочником.
Работа с текстом. Анализ и исправление ошибок.
Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей, тетрадью-справочником.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
(34 часа)
№№ занятия
|
Количество часов
|
Содержание темы занятия
|
Формы и методы работы
|
1-20 |
1
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
2
|
Ш. ПУНКТУАЦИЯ.
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).
Факультативное, вариативное употребление знаков препинания.
Знаки препинания в сложном предложении Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.
Знаки препинания в ССП. Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.
Трудные случаи обособления одиночных и распространенных приложений.
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и дополнениями.
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. (Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста. Выделение пояснительного определения с одной или двух сторон в условиях контекста. Пунктуация при союзах присоединительных и союзах соединительных).
Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. (Цельные выражения. Сравнительный оборот со значением причинности. Двоякая пунктуация при сравнительных оборотах).
Сочетания знаков препинания. Знаки препинания в разговорной речи. (Запятая, тире при оформлении текстов разговорной речи).
Тире в предложении. (Интонационное, соединительное, индивидуально тире).
Авторское тире.
Трудные случаи употребления знаков препинания при прямой речи, оформлении цитат. |
Лекция с элементами беседы.
Наблюдение. Диктант и его последующий анализ.
Обобщение и систематизация знаний. Конструирование текста по заданной теме с использованием предложений определенного типа. Коллективная работа.
Работа со справочной литературой.
Тренировочные упражнения. Работа с тетрадью-справочником.
Работа со справочной литературой. Коллективная, парная, индивид. работа.
Тренировочные упражнения. Работа со справочной литературой. Коллектив ная, индивидуальная работа.
Обобщение и систематизация знаний. Тренировочные упражнения. Составление таблицы. Работа со справочной литературой, с тетрадью-справочником. Практическая работа.
Тренировочные упражнения. Выявление и исправление ошибок в предложениях. Конструирование пред ложений. Коллективная,индивид. работа.
Наблюдение.
Наблюдение. Тренировочные упражнения.
Анализ пунктограммы в поэтическом тексте М.Цветаевой, В.Маяковского. Комплексный анализ текста. Урок-практикум. Работа со справочной литературой. Коллективно, индивид. |
21-22
|
2 |
Тестовая работа по разделу «Пунктуация» и её последующий анализ.
|
|
23-25
|
3
|
1У. РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ ЕГЭ.
|
Уроки-практикумы.
|
26-27
|
2
|
У. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ.
|
|
28-31
|
3
|
У1. ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА И ЕЁ АНАЛИЗ.
|
Уроки контроля.
|
32-34 |
3+1 |
УП. РЕФЛЕКСИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.