Трудовая деятельность в коррекционной школе.
Одной из главных задач коррекционной школы является формирование у учащихся в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этих качеств зависит динамика личностного развития ребенка, его адаптивные возможности в процессе социализации. Существенное значение имеет при этом учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы. Учитывая особенности учащихся, задача занятий заключается в воспитании у детей осмысленного, дифференцированного восприятия предметов, в умении различать форму, цвета, пропорции и части предмета, установления их сходства и различий.
Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.
Предмет технологии имеет важную роль в развитии самостоятель- ности и социализации учащихся, и их эстетической культуры.
В коррекционной школе большое количество часов уделяется урокам технологии как например: в 4 классе -4ч. в неделю,5-6 классах – 4-8ч. в неделю, в 7-8 классах 8-10ч. в неделю и в 9 классах по 8-12ч. в неделю. У нас в школе технология «столярного дело», «картонажно-переплетного дело», «швейное дело», «обувного дело» и дополнительно по плану ремесло по выбору учителя. Например программы по технологии построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей например /швейное дело/ в 4 классе начинаем с салфеток, мешочки, игольницы; обучая направление линии, сторон, складывание, 5-6 классе – фартуки, салфетки, мягкие игрушки; также по др. направлением технологии /обувн.дело/ в 6классе – стежки, стельки, чехлы для соток; в /картон.перепл.деле/ 7-8 классе размечают, складывают по правилам, режут, делают мягкий переплет,фальцовка; в /столярном деле/ 7-8-9 классах – работают на разных инструментах пилой, молотком, /вот не недавно на открытом уроке в 9 а классе учащиеся умело работают лобзиком- это работа обучить учащихся не одного месяца, где они изготавливают разные по сложности работы. Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся в начале с простыми без орудийными и не сложными приемами, а затем сравнительно более сложными инструментами. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные приемы. Большинство овладеваемых учащимися приемов являются профессиональными, применяемыми в дальнейшем на занятиях в школьных мастерских, дома и на производстве (например простые – линейки, угольники, шаблоны, резаки, ножи т.п.) и мы должны знать и уметь выполнять не на бытовом уровне а на профессиональном уровне, т.е соблюдая все необходимые требования к инструментам технологии его двигательной программе, например разглаживание сгиба проводит гладилкой, а не ножницами, рицевание - картонажным ножом, а не кончиком ножниц,фальцовка,шлифовка. Применение инструментов не по назначению является несоблюдением правил безопасной работы и может привести к травмам и учителями на каждом уроке проводятся повторение правил ТБ. На уроках технологии у учащихся развивается мелкая моторика, умение ориентироваться в задании по образцу, труд помогает разбудить у учащихся эмоциональные и физические силы пробудить у них творческое отношение к изучаемому предмету. Это например когда ребенок видит поделку, красивую работу, то у него растет желание сделать и похвастаться дома, в группе, бывает от работы не оторвешь если заинтересовался. Задача педагога создать для учащихся благоприятных условий для того, чтобы они на уроке, дома могли усвоить максимум того сделать, что им дается по их психофизическим возможностям. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от особенности ребенка и достичь необходимой полноты трудно сказать. Порой научить шить, или вышивать, пилить, делать нарезки сложнее, чем написать . Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать учеников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования. (начинать надо с младшего возраста не бояться давать инструменты с закругленным концами, а не острые, приемы показывать). Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность, значит дополнительно дома дальше продолжить деятельность начатую в школе, дать возможность закрепить знания полученные на уроке. «Что вы делали на уроке? Назвать изделие, а как это сделали? Покажи как и т.д ». Видно детей которые дома помогают родителям (в каждом классе есть, видно по их умелым пальцами). Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности мы уделяем группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности, где включает в себя методы эмоционального стимулирования (Ух ты, какая работа!, кто это сделал? вот это мастер!, у тебя красиво получилось!, какое необычное изделие!). Для успешного развития творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями, я для начала, создаю теплую, дружелюбную атмосферу, безопасную психологическую базу для творческого поиска и открытий.
Цель учителя: пробудить интерес к окружающему миру и общее развитие детей средствами искусства и художественного творчества, а так же развить потенциал и самореализацию.
При работе с детьми /особыми образовательными потребностями применяют коррекционно– развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Стараются предоставить ребенку большей свободы в выборе деятельности занятий или одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребенка, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет на пользу. Важно постепенно стимулировать ребенка к творчеству, проявляю сочувствие к его неудачам, терпеливо отношусь даже к странным идеям несвойственно в реальной жизни.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных способностей, поэтому тематика занятий строится с учетом возможностей учащихся, возможности их самовыражения. Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая наглядными пособиями, ребенок создает свое оригинальное изделие, он видит результат и знает к чему ему нужно стремиться. При выполнении заданий детям оказываются разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимают внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости. Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо поддерживать интерес детей. С целью необходимо, во-первых предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделяю на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ. минуток и пальчиковой гимнастики.
Для формирования творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования пластилином,экспериментирование различных художественных материалов, работы из природного материала (крупы, семян, опилки, стружки, скорлупы и тд.), дидактические игры, силуэтные и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей.
Работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, папье-маше, декупаж, пейп-арт, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Сюжетная аппликация», «Растительный орнамент». Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, камешки, орехи, желуди, кора, ветки и тд. Для развития мелкой моторики выполняются работы из бус и бисера.
Работы, из гипса получаются даже у тех детей, которые не проявляет особых способностей к прикладному творчеству. Дети выполняют работы: «объемные картины», «Рамки для фотографий», «Вазы». Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.
Решение основных задач развития и формирования творческих способностей детей приводит к возникновению в их деятельности элементов новизны и оригинальности, а моя задача раскрыть и развить в каждом ребенке свой потенциал.
Методы развития эмоционального интереса (сделать для мамы, брата, бабушки ,папы, дяди). И третье метод формирования ответственности и обязательности (работая с инструментами, техникой мы должны всегда быть ответственны за себя и за соседей вокруг нас), где мы строго требуем от учащихся, и просим повторять это дома для безопасности ребенка. Как этого достичь? Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь, что голова “прикажет”, то руки и сделают. Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий (Если у ученика навыки закреплены до автоматизации, то этому ученику на много легче привыкать в другой обстановке, среде). Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. Коррекционно-развивающее обучение представляет систему комплексных мер педагогического воздействия и со стороны родителей, направленных на исправление различных особенностей развития личности в целом, поскольку любой дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, снижает социальную полноценность ученика во всех ее проявлениях.
Многолетний опыт работы с разнообразными видами работ показал, что у школьников вырабатываются устойчивые умения и навыки. Это показывает анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело), (столярное дело) свидетельствует о том, что наши воспитанники получают достаточную подготовку по трудовому обучению. Учащиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они умеют читать образцы, понимают рисунок готового изделия, у них сформированы навыки. Прежде чем самому что-то сделать, ребенок должен видеть, как это делают другие, ибо один добрый пример лучше ста слов. Мы создаем условия для полноценной разнообразной деятельности ученика. Ребенку необходимо предоставить свободу выбора попробовать все.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.