(срок реализации 2020-2021 учебный год).
Актуальность:
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у детей формулируется положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также будут развиваться нравственные качества.
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
- формирование элементарной трудовой деятельности (в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности).
- формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, помощи старшим.
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.
- формирование культурно-гигиенических умений, связанных с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом.
Виды труда:
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель).
2. Хозяйственно – бытовой
труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки
на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и
занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать
песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.
4. Труд в природе (в уголке
природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук,
сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать
комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и
раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать
инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения,
обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов,
высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься
черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).
5. Ручной труд (поддержание
порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание
оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного
материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под
руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий,
игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона,
ткани).
Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая
и выпускная группы)
План работы на год
Изучение литературы:
1. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.
2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.
3. Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.
4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. ü
5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.
Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:
Лото «Кем быть? ». Игра для детей 5-7 лет
Иллюстрации о труде взрослых
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Кукольная одежда
Семена, ящики с землей.
Создание условий:
Разработка и создание перспективного плана;
Составление конспектов НОД по теме;
Организация и пополнение уголка;
Сбор фотографий по теме.
Работа с детьми:
Сентябрь.
Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе;
Д. И «Мы пришли»;
Беседа «Всему свое место»;
Полив комнатных растений;
Привлечение детей к помощи при мытье игрушек.
Октябрь
Знакомство с профессией повара и кухней детского сада;
Упражнение «Застегни пуговицы»;
Протереть от пыли полки для игрушек;
Показ «Как протираем игрушки»;
Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и ложки).
Ноябрь
Уборка посуды после еды;
Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Выставка рисунков по теме: «Я хочу быть ….»;
Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов;
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»;
Упражнение «Разложи карандаши»;
Эксперимент «Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды».
Декабрь
Знакомство с профессией машинист по стирке. Экскурсия в прачечную;
Упражнение «Закатаем рукава»;
Помочь няне развесить полотенца;
Помыть листья цветов;
Помочь воспитателю стирать кукольное белье.
Февраль
Изготовление поделок для пап на 23Февраля;
Игра «Одень куклу»;
Упражнение «Намылим руки»;
Раскладывание книг в книжном уголке;
Убрать строительный материал после игры.
Март
Изготовление поделок для мам на 8 Марта;
Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию;
Полив комнатных растений;
Игра «Мы заправим наши майки»;
Наблюдение за трудом взрослого.
Апрель
Посадка лука в огороде на окне;
Посадка крупных семян овощей;
Упражнение «Все мы делаем по порядку»;
Упражнение «Расставим стулья»;
Упражнение «Выверни колготки».
Май
Опрыскивание растений водой;
Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках;
Д\И : «Кому что нужно для работы»;
Игра «Убери мусор в корзину»
Создание фото – выставки на тему: «Как мы трудились»
Работа с родителями:
Консультации на темы: "Трудовое воспитание ребенка в семье", «Мой малыш трудится», «Как ребенка приобщить к труду».
Беседы: "Роль семьи в трудовом воспитании детей, «Учим самообслуживанию».
Совместные поделки детей и родителей по сезонам: Изготовление кормушек для птиц, Изготовление поделок для украшения веранды
Родительское собрание «Папа – пример в труде».
Совместное с родителями сооружение зимних построек, помощь в озеленении участка, проведение субботника по благоустройству территории
Вывод:
Продолжить работу по теме: «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»;
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
Изучить новинки методической литературы;
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.