Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
технология +1
Взрослым
08.10.2019
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.
трудовое обучение.docx
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности
обучающегося
Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и
нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для
школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой
деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков,
воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования
творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе
элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание
тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое
образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и
организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и
навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному
выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой
трудового воспитания.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания:
обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в
сфере труда;
развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально
волевое, социальное развитие;
воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие,
коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачами трудового воспитания являются:
формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей
ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
воспитание высоких моральных качеств,
долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и
честности;
трудолюбия,
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом
труде, стремление применять знания на практике;
формирование основ культуры умственного и физического труда,
вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками. Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а
также рядом хозяйственноэкономических факторов, производственными
условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют такие
виды труда, как учебный и общественнополезный.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и
физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует
больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к
повседневному умственному труду имеет большое значение для всех
видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен
физический труд на уроках технологии в учебных мастерских и на
пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия
для проявления детьми нравственных качеств,
коллективизма,
взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и
физический. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и
тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального
труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее
средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном
производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества.
В школе осуществляется специальное трудовое обучение.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего
коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по
самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории,
бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях
во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах,
тимуровскую работу.
В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды
внеучебного общественно полезного труда:
производительный;
результативный,
самообслуживающий;
общественно значимый; бытовой,
общественноорганизационный. Производительный труд во внеклассной работе
организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными
организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным
видом внеучебного производительного труда является систематическая работа
учащихся на пришкольных участках, что дает существенную прибавку продуктов
для школьной столовой. Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды
общественно полезной деятельности, как сбор лекарственных растений, даров
леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и
труда, учителям ветеранам. Педагогический эффект подобных дел усиливается
благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать
добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального
удовлетворения.
Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых
потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых
усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку
помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по
школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе
территории.
Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей
личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку
собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку
несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств.
Интенсивное развитие общественного организационноуправленческого
труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни
нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и
управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма
выполнения этого труда — общественные поручения.
Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко
использовать такие формы работы, КАК
?а изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;
? регулярный домашний труд школьников;
? проведение трудовых десантов;
? создание школьных кооперативов;
? накопление в школе трудовых традиций;
? беседы, лекции, читательские конференции, литературнохудожественные
вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;
? все виды трудовой деятельности и др. Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех
трудового воспитания зависит от его правильной организации,
соблюдения таких педагогических условий, как:
• подчинение труда детей учебновоспитательным задачам, которое
достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного,
общественно полезного и производительного труда. В общественно
полезном и производительном труде учащихся должны находить
практическое применение знания и умения, полученные в учебном
процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются
комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в
учреждениях дополнительного образования;
• сочетание общественной значимости труда с личными интересами
школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности
предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя.
Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста,
индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения
данного педагогического условия наглядно показывает педагогический
опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий
косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от
заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из
сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;
• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный
труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к
достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и
физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд
детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение
этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора
трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;
• разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности
учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро
теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе
выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести
работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В
отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от
школьников выполнения взятого обязательства;
• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой
деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в
звеньях, бригадах, цехах, с другой каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести
ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудолюбие — результат трудового воспитания,
обучения и
профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое
характеризуется: 1) прочной потребностномотивационной сферой; 2) глубоким
пониманием нравственного смысла и преобразующевоспитательной роли труда в
развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением
добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых
усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.
Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.
Можно определить основные пути осуществления задач трудового
воспитания:
в процессе получения общеобразовательной подготовки;
в процессе трудового обучения при освоении образовательной области
«технология»;
в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя
просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми
труда;
в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности
и общения;
в процессе трудовой деятельности и др.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и
результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном
становлении личности.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и непосредственно
участие школьников в общественно полезном труде являются факторами
социализации личности обучающегося. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба
выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере
деятельности.
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.