Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Оценка 4.8

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
технология +1
Взрослым
08.10.2019
Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.
трудовое обучение.docx
Трудовое обучение  и воспитание  как фактор социализации личности обучающегося Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности   учащихся,   формирования   у   них   трудовых   умений   и   навыков, воспитания   добросовестного   отношения   к   своей   работе,   стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных   представлений   о   трудовых   обязанностях.   Трудовое   воспитание тесно   связано   с   технической   подготовкой   учащихся.   Политехническое образование   обеспечивает   знание   основ   современной   техники,   технологии   и организации   производства;   вооружает   учащихся   общетрудовыми   знаниями   и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания. Можно выделить следующие функции трудового воспитания: ­ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда; ­развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально­ волевое, социальное развитие; ­ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность. Задачами трудового воспитания являются: ­ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; ­воспитание   высоких   моральных   качеств,   долга   и ответственности,   целеустремленности   и   предприимчивости,   деловитости   и честности;   трудолюбия, ­ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; ­формирование   основ   культуры   умственного   и   физического   труда, вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками. Содержание   трудового   воспитания   определяется   названными   задачами,   а также   рядом   хозяйственно­экономических   факторов,   производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют такие виды труда, как учебный и общественно­полезный. Учебный   труд  школьника   включает   в   себя   труд  умственный   и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших   волевых   усилий,   терпения,   усидчивости.   Привычка   к повседневному   умственному   труду   имеет   большое   значение   для   всех видов   трудовой   деятельности.   Школьными   программами   предусмотрен физический   труд   на   уроках   технологии   в   учебных   мастерских   и   на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для   проявления   детьми   нравственных   качеств,   коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.   Учебный   труд  школьника   включает   в   себя   труд   умственный   и физический.   Интеллектуальный   труд   —   один   из   самых   сложных   и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда   не   только   способ   усвоения   знаний   основ   наук,   но   и   важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.  Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, тимуровскую работу.   В   структуру   трудового   воспитания   школьников   входят   различные   виды внеучебного   общественно   полезного   труда:  производительный; результативный,   самообслуживающий;   общественно   значимый;   бытовой, общественно­организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями.   В   него   входит   трудовая   производственная   практика.   Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой. Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно   полезной   деятельности,   как   сбор   лекарственных   растений,   даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, учителям ­ ветеранам. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые   дела   не   ради   вознаграждения,   а   из   сознания   долга   и   морального удовлетворения. Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.  Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе,   столовой,   раздевалке,   уборку   мусора   на   прилегающей   к   школе территории. Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных   вещей   и   обуви,   уход   за   цветами,   покупку   продуктов,   починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств. Интенсивное   развитие  общественного   организационно­управленческого труда  в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего   общества,   необходимостью   овладения   искусством   организации   и управления   коллективными   делами   и   взаимоотношениями.   Основная   форма выполнения этого труда — общественные поручения. Для   реализации   содержания   трудового   воспитания   нужно   широко использовать такие формы работы, КАК ?а изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.; ? регулярный домашний труд школьников; ? проведение трудовых десантов; ? создание школьных кооперативов; ? накопление в школе трудовых традиций; ? беседы,  лекции,  читательские  конференции, литературно­художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми; ? все виды трудовой деятельности и др. Педагогические   условия   организации   трудового   воспитания.   Успех трудового   воспитания   зависит   от   его   правильной   организации, соблюдения таких педагогических условий, как: •  подчинение   труда   детей   учебно­воспитательным   задачам,   которое достигается   в   процессе   взаимопроникновения   целей   учебного, общественно   полезного   и   производительного   труда.   В   общественно полезном   и   производительном   труде   учащихся   должны   находить практическое   применение   знания   и   умения,   полученные   в   учебном процессе.   Задачи   трудового   обучения   и   воспитания   детей   решаются комплексно   в   домашнем   труде,   кружковой   работе,   на   занятиях   в учреждениях дополнительного образования; • сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей   деятельности   для   общества,   их   семьи   и   для   себя. Объяснение   смысла   труда   доводится   учащимся   с   учетом   их   возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного   педагогического   условия   наглядно   показывает   педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села; •   доступность   и   посильность   трудовой   деятельности.   Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению   желаемого   результата.   Такой   труд   подрывает   духовные   и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого   условия   исключает   физические   перегрузки,   требует   выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся; • разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных   случаях   классный   коллектив   вправе   потребовать   от школьников выполнения взятого обязательства; •   сочетание   коллективных   и   индивидуальных   форм   трудовой деятельности.   С   одной   стороны,   необходимо   сотрудничество   детей   в звеньях, бригадах, цехах, с другой ­ каждый член детского коллектива должен   иметь   конкретное   задание,   уметь   его   выполнять,   нести ответственность за качество и своевременность его исполнения. Трудолюбие   —   результат   трудового   воспитания,   обучения   и профессиональной   ориентации   и   выступает   как   личностное   качество,   которое характеризуется: 1) прочной потребностно­мотивационной сферой; 2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе­воспитатель­ной роли труда в развитии   личности   (знания,   убеждения);   3)   умением   и   стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности. Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания. Можно   определить  основные   пути   осуществления   задач   трудового воспитания: ­ в процессе получения общеобразовательной подготовки; ­в   процессе   трудового   обучения   при   освоении   образовательной   области «технология»; ­в   процессе   внеклассной   и   внешкольной   работы,   включающей   в   себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда; ­в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения; ­в процессе трудовой деятельности и др.   Трудовое   воспитание   составляет   фундамент   творческой   активности   и результативности   в   учебной   деятельности,   в   гражданском   и   нравственном становлении личности. Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение   и непосредственно участие     школьников   в   общественно­   полезном   труде   являются   факторами социализации личности обучающегося. Как бы ни  сложилась дальнейшая судьба выпускников   школы,   трудовая   закалка   потребуется   им   в   любой   сфере деятельности.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.

Трудовое обучение и воспитание как фактор социализации личности обучающегося.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019