Трудовое воспитание детей
Оценка 4.6

Трудовое воспитание детей

Оценка 4.6
Памятки
docx
технология +1
Взрослым
26.11.2017
Трудовое воспитание детей
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких то результатов , необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников. Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких то результатов , необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников. Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
trudovoe_vospitanie_detey_v_usloviyah_detskogo_doma.docx
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома. (составитель –Смольяко Е.В. Инструктор по труду детский дом «Родник») Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких то результатов , необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников. Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности. Задачами воспитания трудовой активности в детском доме, да и в обучении детей в целом - является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Воспитание трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание детей к труду, это особенно необходимо в условиях детского дома, так как в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал (повара, работники по обслуживанию зданий, швея, прачка) поэтому в этих условиях в двойне необходимо пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у детей чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание. Все компоненты трудового воспитания детей должны осуществляться поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: Сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение детей к трудовой деятельности, развить творческие способности воспитанников. Для осуществления этой цели, на мой взгляд, формировать и развивать у детей трудовое сознание. А содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым. Трудовой активности не может быть без сформированного трудового сознания. Трудовая активность является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Поэтому трудовая активность должна выступать как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Основным направлением воспитания трудового сознания у воспитанников детского дома должно стать - профпросвещение. Профессиональное просвещение должно носит общеформирующий характер, что предполагает предоставление детям общих сведений о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов. Главное как мне кажется – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности. Одним из важных методов в воспитании положительного отношения к труду мне кажется можно считать игровой. И не важно сколько лет ребенку(в детском доме в основном дети от 7 -18 лет) игра всегда остается для детей интересна и занимательна. В игровой форме они познают окружающий мир взрослых, моделирует ситуации повседневной и профессиональной жизни, получает первичные трудовые навыки. В игровой деятельности происходит также созревание и совершенствование структур головного мозга и их функций, которое зависит от количества и качества поступающей информации. Известно, что элементы игры, вносимые в воспитательный процесс, вызывают яркую положительно окрашенную эмоциональную реакцию. Младшие воспитанники с увлечением играют в строительство, железную дорогу, школу и т.д. Переход от игр с бытовой тематикой к играм с производственным сюжетом, введение в игру эпизодов из взрослой жизни связано с расширением кругозора 11 -12 летних воспитанников и обогащением жизненного опыта, общения и взаимодействия со сверстниками. Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому она должна широко использоваться в трудовом воспитании в качестве одного из основных средств. С точки зрения педагогической психологии, в трудовом воспитании детей от7 -12 лет наиболее эффективным является использование сюжетно-ролевых игр, в которых дети имеют возможность в игровой форме воспроизводить на уровне модели элементы трудовой деятельности взрослых, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли людей разных профессий. Для ребят будут полезны игры, развивающие техническую смекалку и творческое воображение. Занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей, можно использовать для воспитанников более старшего возраста. Также для воспитания трудовой активности необходимо привлечение детей в кружки технического и художественного творчества, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Посещение кружков и детских студий должно осуществляться по желанию ребенка, с учетом его интересов, склонностей и возможностей. Однако ребенок часто не может выбрать себе занятие по душе. На базе любого детского дома я думаю существуют такие кружки. Но для лучшего достижения лучшего результата на мой взгляд необходимо и сотрудничество с действующими в городе кружками и секциями воспитателям совместно с руководителями кружков необходимо организовать для детей посещение «Дней открытых дверей» во Дворцах детского и юношеского творчества, художественных и спортивных школах, станциях юношеского творчества (СЮТ), Домах народного творчества и т.п. Такой подход к данному вопросу способствует раскрытию творческих способностей у детей, появлению желания реализовать себя в какой-либо деятельности а также решает вопрос о социализации детей детских домов и школ - интернатов . Формирование направленности к трудовой деятельности детей детерминирует реализацию профессиональных намерений в будущем. Эффективное проведение воспитательной работы с с воспитанниками, начиная с младшего возраста дает возможность воспитателю получить данные об интересах и склонностях детей к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены задатки, склонности и способности ребенка, тем больше возможностей для их развития и тем более осознанным будет выбор профессии в будущем. Изучение воспитанников в воспитательных целях следует проводить методом анкетирования, индивидуальной беседы, наблюдения за ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения продуктов детского творчества и др. Для развития трудовой активности также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Это способствует и развитию образной памяти у детей, и формирует положительную направленность к труду. Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая может быть реализована в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Анализ программ и учебных пособий, изученных мной, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтому воспитателям детских домов и школ – интернатов следует широко и многоаспектно использовать все элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности. На мой взгляд, для эффективности стимулирования трудовой активности необходимо применять и - метод проблемного обучения; - метод творческого проекта. Метод проблемного обучения - наиболее интересное направление связано с вопросами применения в повседневной жизни, при посещении кружков методов и приемов проблемного обучении и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и воспитателя или руководителя , при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последних, а также в овладении детьми в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: Первая цель — сформировать у воспитанников необходимую систему знаний, умений и навыков. Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития детей, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение любого материала происходит в ходе активной поисковой деятельности детей, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Тематика проблемного обучения может быть разнообразной: 1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за больной подругой», «На даче». 2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д. 3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д. В качестве средства дополнительного воспитания трудового сознания и активности детей можно использовать на воспитательных часах метод «профессиональный портфолио». В своих портфолио воспитанникам можно предложить собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Пополнение содержимого этих папок с файлами- накопителями приобретет для детей личностное значение. Портфолио будет наполняться реальными результатами их деятельности. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий. Метод творческого проекта- это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи взрослого. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всей группой. Дети должны будут продемонстрировать готовые изделия. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности детей, вносит в воспитательный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов воспитанники знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста. Проектирование как метод активизации трудовой деятельности детей позволяет усилить индивидуализацию обучения на основе личностно ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и навыки, которые формируются у детей в процессе освоения или специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов. Трудовую активность воспитанников, на мой взгляд, будут повышать организованные взрослыми смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта. Для того чтобы пробудить интерес к трудовой деятельности, необходим и коллективный подход: поставить перед группой цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в труд. Кроме всего прочему, в коллективной деятельности у детей формируются навыки общения и активного сотрудничества. Таким образом, рассмотрев различные методы и приемы формирования трудовой активности у детей детского дома можно сделать следующий вывод: Необходимо постоянно, систематически использовать различные метода и приемы для повышения трудовой активности воспитанников. Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности: 1 воспитанник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома(работа на участке, оформление детского дома , ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение двора). 2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать по принуждению, неохотно. 3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности. 4. Труд воспитанника должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью будут заниматься им дети. 5. Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Если все указанные условия будут соблюдаться, то труд для детей станет весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017