ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.7

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
05.04.2018
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель и задачи трудового воспитания; Условия трудового воспитания; Мотивы, побуждающие детей к труду; Взаимосвязь игры и труда; Средства трудового воспитания; Методы и приемы; Интеграция трудового воспитания с другими видами детской деятельности; Виды детского труда: - самообслуживание - хозяйственно-бытовой труд - труд в природе - ручной труд Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание.docx
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Каждому,   кто   имеет   дело   с   воспитанием   дошкольников,   известно   знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний. В   развивающейся   позиции   ребенка   «я   сам»,   «я   могу»,   «я   научусь»,   «я   умею» заложены   зачатки   будущих   важнейших   качеств:   самостоятельности,   ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.   В   теории   дошкольной   педагогики   к   настоящему   времени   накоплено   немало сведений   о   становлении   и   развитии   трудовой   деятельности   дошкольников,   ее особенностях,   о   средствах   трудового   воспитания,   о   методах   ознакомления   с   трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система   трудового   воспитания   дошкольников,   включающая   в   себя   следующие   задачи трудового воспитания.   Воспитывать у детей привычку постоянной занятости. Использовать   труд   в   природе   для   формирования   у   детей   начал     материалистического мировоззрения.  Приучать детей экономно расходовать материалы. Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности (организация трудовой деятельности включает в себя постановку   цели,   мотивацию   труда,   планирование   деятельности,   овладение   трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку).   Воспитание   нравственно волевых   качеств   (настойчивости, целеустремленности,   способности   к   преодолению   трудностей   для   достижения поставленной   цели,   ответственности   за   результат   своей   деятельности),   привычки   к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.  ­  Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда. Воспитание   гуманного   отношения   к   окружающим:   умения   и   желания включаться   в   совместный   труд   со   сверстниками,   проявлять   доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.  1  Формирование   нравственно   ценных   мотивов   труда,   их   общественной Совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирование новых, воспитание   самостоятельности   при   выполнении   различных   поручений   и   несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело направленности.  до конца.      Воспитание культуры труда (умение подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места). Развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими участниками трудовой деятельности. Воспитание   бережного   отношения   к   результатам   труда   (например,   после уборки групповой комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи и пр.). Формирование потребности к оказанию помощи по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых. Важно так же соблюдать следующие условия: ­   учитывать   значимость   непосредственного   воздействия   личности   взрослых   на формирование нравственно – трудовых качеств ребенка; ­ помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде; ­   учитывать   физические   возможности,   состояние   здоровья   и   индивидуальные особенности каждого ребенка; ­ обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы; ­ практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых; ­ уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий, формированию интереса к разным видам труда; ­   подчеркивать   значение   труда   в   жизни   людей,   его   коллективный   характер, общественно значимые мотивы; ­   осуществлять   работу   по   трудовому   воспитанию   в   тесном   контакте   с   семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разные формы педагогического просвещения и т.д.); ­   планируя   воспитательную   работу,   учитывать,   что   в   утренние   часы,   во   время приема   детей,   необходимо   включать   их   в   общий   ритм   жизни   детского   сада,   создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями; ­ с наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей; ­ понимать, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы с родителями. Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде,   но   и   в   любом   виде   деятельности,   присущей   ребенку   дошкольного   возраста. Трудовое   воспитание   является   частью   всестороннего   воспитания.   Так,   в   процессе 2 самообслуживания   и   хозяйственно   бытовых   работ   у   ребенка   воспитываются самостоятельность,   культура   внешнего   вида,   формируются   мотивы,   связанные   с осознанием его важности. Работая   в   уголке   природы   или   живом   уголке,   дети   наблюдают   за   развитием растений, животных. Это обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого;   дети   учатся   сравнивать,   обобщать,   делать   простейшие   умозаключения.   Они начинают понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение,  «мышечную  радость»,   у  них  формируется  привычка  к  трудовому  усилию. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим. Учет   принципа   интеграции   –  взаимосвязи   разных   видов   деятельности,   ­  так   как трудовое   воспитание   должно   пронизывать   всю   жизнь   ребенка   (например,   чтобы познакомить   дошкольников   с   трудом   взрослых,   педагог   организует   экскурсии,   беседы, проводит   сюжетно   –   ролевые   игры   и   дидактические   игры,   читает   художественную литературу, предлагает нарисовать людей разных профессий и т.п.). Эстетически   организованная   среда   –   важное   условие   осуществления   трудового воспитания   детей,   поэтому   большое   внимание   следует   уделять   подбору   необходимого оборудования   и   инвентаря,   предлагаемого   детям   для   работы   (при   этом   учитывать   его соответствие   размеру,   удобство   в   использовании,   легкость,   безопасность,   эстетичность оформления). Важная   задача   педагога   –   помогать   ребенку   в   активном   и   самостоятельном приобретении   собственного   опыта,   развивать   его   желания   и   потребности   в   получении определенных   трудовых   умений.   Мотивы,   побуждающие   детей   включаться   в   труд, развиваются   постепенно,   наполняясь   нравственным   содержанием.   Малышей   часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.  Мотивом   может   стать   будущая   игра,   вызывающая   необходимость   изготовления каких – либо игрушек или элементов, атрибутов и пр. желание доставить радость друзьям, близким,   научиться   новым   умениям,   овладеть   действиями   с   инструментами,   новыми орудиями так же побуждают детей включаться в труд.  Таким образом, мотивами, побуждающими детей к труду, являются: ­ интерес к процессу действий; ­ интерес к будущему результату; ­ интерес к овладению новыми навыками; ­ соучастие в труде совместно с взрослыми; ­ осознание своих обязанностей; ­   осознание   смысла,   общественной   важности   труда   (считается   наиболее существенным мотивом). Определяющим   направлением   в   организации   труда   детей   является   его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений,   личностным   развитием   ребенка.   В   старшем   дошкольном   возрасте   труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры.  3 Таким   образом,   на   протяжении   дошкольного   детства   взаимосвязь   игры   и   труда проявляется: ­ в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых; ­ в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры; ­ во включении игровых действий в трудовой процесс; ­ в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика. Занимаясь   воспитанием   трудолюбия   у   детей,   педагогу   необходимо   использовать такую форму общения, как сотрудничество и знать о специфических способах трудового обучения и воспитания. Средства трудового воспитания Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно   полных   представлений   о   содержании   труда   взрослых;   о   труженике,   его отношении   к   делу;   о   важности   труда   в   жизни   общества;   помощь   в   обучении   детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе   деятельности   положительного   отношения   к   труду   и   установления доброжелательных   взаимоотношений   со   сверстниками.   Таким   образом   средствами являются: ­ ознакомление с трудом взрослых; ­ обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности; ­ организация труда в доступном им содержании. Так же труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку   он   способствует   развитию   мышления,   внимания,   сообразительности, творческого   воображения,   умения   планировать   свою   работу.   Ребенок   знакомиться   со свойствами   предметов   и   явлений,   получает   знания   о   профессиях,     об   орудиях   труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.  В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга.  Методы   и   приемы,   необходимые   для   руководства   разными   видами   детского труда  Определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение); Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение; Учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т.п.); Показать и объяснить (или напомнить), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность; Пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;  Выяснить,   что   уже   сделано   и   что   еще   можно   сделать,   чтобы   добиться       лучшего результата; Вспоминать   вместе   с   ребенком   основные   «трудовые   правила»   (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим и малышам и т.д.); Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваться намеченной цели; 4   Систематически   проверять   вместе   с   ребенком   ход,   результаты   работы   и   уделяя   особое   внимание   проявленному   ребенком   терпению, оценивать   ее, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели; Подключать   ребенка   к   своему   труду,   подавать   пример   добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);  Организовать совместную работу со старшими или младшими детьми, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого,   посоветовать   как   помочь   младшему,   напомнить   правила   поведения   и взаимоотношений   во   время   общего   труда   (личная   старательность,   добросовестность, дружелюбие   в   отношении   с   партнерами),   использовать   поощрение,   научить   ребенка выполнять   требования,   проверять,   оценивать   и   обсуждать   результаты   труда   и   вклада каждого в общее дело; Пробуждать   инициативу   и   находчивость   (задавая   вопросы,   что   можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решений); Поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеете приготовить подарок к завтрашнему дню); Читать   художественные   произведения,   посвященные   людям   труда, рассматривать с ними иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, экскурсии, в детском саду и т.д.);    Согласно примерной общеобразовательной Программе «От рождения до школы» организация   трудового   воспитания   в   детском   саду   пронизывает   все   образовательные области:  «Социально   –   коммуникативное   развитие»   ­   самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (воспитание культурно – гигиенических навыков, самообслуживание,   общественно   –   полезный   труд,   уважение   к   труду   взрослых,   труд   в природе);  «Познавательное   развитие»   ­   ознакомление   с   социальным   миром   (люди разных профессий), ознакомление с миром природы (труд сельских жителей);  «Художественно   –   эстетическое   развитие»   ­   продуктивные   виды деятельности;   знакомство,   закрепление   и   расширение   знаний   об   искусстве   как     виде творческой   деятельности   людей,   о   видах   искусства   (декоративно   –   прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк) и профессиях людей. «Речевое   развитие»   ­   чтение   художественной   литературы,   наблюдение,   рассматривание и беседа по иллюстрациям; «Физическое развитие» ­ трудовые поручения. Выделяют следующие виды детского труда: 5 ­ Самообслуживание / Воспитание культурно – гигиенических навыков (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей); ­  Хозяйственно   –   бытовой   труд   /   Общественно   –   полезный   труд  (уборка групповой комнаты, участка); ­ Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду); ­  Ручной   труд  (продуктивная   деятельность,   поддержание   порядка   в   хозяйстве группы:   починка,   подклеивание   книг,   пришивание   оторвавшихся   пуговиц,   доступный ремонт игрушек и пр.); ­ Уважение к труду взрослых  (беседы о значимости труда, людях труда и их профессиях). Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:  ­  Поручения  индивидуальные   и   совместные   (они   могут   быть   эпизодическими, краткосрочными, длительными и отсроченными по времени); ­ Дежурства индивидуальные и совместные; ­  Коллективный   труд  (младший   дошкольный   возраст   –   4­6   детей,   старший дошкольный возраст – 4­25 детей). Дополнительные формы организации трудовой деятельности детей: ­ Индивидуальный труд – это поручение отдельному ребенку; ­ Труд рядом ­ ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело; ­ Коллективный труд может быть общим – группе детей поручается общее дело и совместным  (старший   дошкольный   возраст)   –   дети   работают   с   общим   предметом,   но каждый   выполняет   свое   действие   с   ним   ­   один   стирает,   другой   полощет,   третий развешивает белье и т.д. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников.  Организация   труда   –   дело   хлопотное.   Но   в   труде   даже   самые   непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому   и   непослушны,   что   не   умеют   реализовать   свою   потребность   в   активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать   свои   возможности,   испытать   радость   от   достигнутых  результатов,   объединяет общими   эмоциональными   переживаниями.   И   если   педагог   постоянно   поддерживает трудовую   активность   каждого   ребенка,   его   уверенность   в   собственных   силах,   то трудолюбие становится чертой личности дошкольника. 6 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Алябьева Е.А., Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми   5   –   7   лет.   –   М.:   ТЦ   Сфера,   2014.   –   128   с.   –   (Библиотека воспитателя). (10) Алябьева Е.А., Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми   5   –   7   лет.   –   М.:   ТЦ   Сфера,   2014.   –   128   с.   –   (Библиотека воспитателя). (11) Буре   Р.С.,   Дошкольник   и   труд.   Теория   и   методика   трудового воспитания.   Пособие   для   педагогов  дошкольных   учреждений.   –   М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2011. ­ 136 с. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю., Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 80 с. Куцакова Л.В., Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. Для работы   с   детьми   3   –   7   лет.   Пособие   для   педагогов   дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с. Куцакова Л.В., Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с. Куцакова   Л.В.,  Трудовое   воспитание   в  детском   саду.  Для   занятий   с детьми 3 – 7 лет. ­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ 2015. ­128 с. 8. Макарова   Т.А.   Воспитание   трудолюбия   у   дошкольников   :   кн.   для 9. 10. воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Эстетические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 80 с.     ОТ   РОЖДЕНИЯ   ДО   ШКОЛЫ.   Примерная   общеобразовательная программа   дошкольного   образования   (пилотный   вариант)   /   под   ред. Н,Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 7

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018