Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
английский язык
10 кл
20.12.2017
Для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов образования ФГОС ООО и ФГОС СОО предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. С точки зрения педагогики и психологии целеполагание направлено, во – первых, на изменение сознания обучающегося и самого подхода к организации учебной деятельности, во- вторых, на включение личности ребенка в планирование своей учебы и осознание своих результатов, наконец, превращение школьника из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности. С позиции учителя цель урока - это предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека, предвосхищаемый результат деятельности.
Педчтения 11.10.17.doc
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС
ООО и ФГОС СОО
Формирование универсальных учебных действий важнейшая задача системы образования
сегодня. Для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов
образования ФГОС ООО и ФГОС СОО предусматривают обязательное использование в
учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. С точки зрения
педагогики и психологии целеполагание направлено, во – первых, на изменение сознания
обучающегося и самого подхода к организации учебной деятельности, во вторых, на
включение личности ребенка в планирование своей учебы и осознание своих результатов,
наконец, превращение школьника из объекта обучения в его субъект, полноправного
управленца и организатора учебной деятельности. С позиции учителя цель урока это
предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение
событий в сознании человека, предвосхищаемый результат деятельности. Одним из
классических методов постановки целей является метод SMART (англ. умный; формат
был изложен Питером Друкером в середине прошлого века как часть концепции
«Управления по задачам» (Management by Ojectives). Цель должна быть:
Specific – чёткая и строго определённая. (Цель должна быть недвусмысленная и
однозначная, сформулированная таким образом, чтобы её нельзя было понять
неправильно и интерпретировать посвоему).
Measurable – измеримая.
предполагает наличие количественных и
качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении
цели).
(Цель
Achievable – достижимая. (Цель должна быть достижимой с учетом внешних
возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагает ученик).
Result oriented – ориентированная на результат. (Цель должна быть уместной в
изменения должны соответствовать потребностям
изменяемой ситуации,
обучающихся).
Time based – определена по срокам. (Достижение цели должно происходить в четко
указанный период времени).
По мнению Ю.А. Конаржевского, процесс формулирования цели, её раскрытия, и есть
целеполагание. Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель
должен учитывать следующее:
цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного,
когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном
процессе реализуются комплексно; при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения
учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели
изучения раздела и темы;
в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях,
фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке; об
интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут
формироваться у учащихся в ходе работы на уроке; о моральноэтических и
духовных качествах,
на развитие которых направлено содержание учебного
материала.
Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний,
практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется
использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: объяснить,
установить связи, дать определение, проиллюстрировать, доказать, перечислить,
выполнить, систематизировать.
Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к
знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных
качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта
адекватного поведения в любом обществе. Могут быть использованы следующие
формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес;
пробудить любознательность;
пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
побудить учащихся к активности;
выразить свое отношение;
прививать навыки.
Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных
умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы,
монологической речи учащихся, вопросноответной формы, диалога, коммуникативной
культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и
развитию личности. Примером возможных формулировок могут быть следующие: учить
сравнивать; учить выделять главное; учить строить аналоги; содействовать развитию;
создавать условия; содействовать формированию; развивать глазомер; развивать мелкую
моторику рук; развивать умение ориентироваться на местности. Возможный механизм диагностического описания целей предложил американский
ученый Б. Блум:
В учебном материале, который необходимо усвоить учащимся на уроке, выделяются
1.
учебные элементы, которые будут изучаться (факты, понятия, явления и т.д.)
По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут
2.
овладеть к концу урока.
По каждому из выделенных действий составляется вопрос или задание, с помощью
3.
которого можно оценить, как овладел ученик этим действием.
Таким образом, алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить
следующей последовательностью действий:
Учитель при подготовке к уроку планирует его результат и формулирует его через
1.
действия учащихся, которыми они должны овладеть на уроке.
2.
Учитель принимает решение: или сформулировать самому цель урока, или
организовать учащихся для определения целей урока. Если учитель решает создать в
начале урока ситуацию для того, чтобы ученики сами сформулировали цели урока и
спрогнозировали итог своей деятельности, он должен продумать эту ситуацию и
подготовить соответствующий учебный материал.
На заключительном этапе урока проводится диагностика и оценка степени
3.
достижения цели.
Постановка целей обучения включает в себя, с одной стороны, цели, которые
определяет учитель, с другой стороны – цели, которые определяют учащиеся. Чтобы
ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в
которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им
воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как
субъективная. Для этого учитель может организовать различные ситуации. Например,
предложить учащимся самостоятельно заполнить таблицу с двумя графами: «По этой теме
мне известно» и «По этой теме на уроке я хочу узнать». Таким образом, при заполнении
таблицы ученики определяют свою деятельность и формулируют цель, которая уточняется
учителем.
По этой теме мне известно
По этой теме на уроке я хочу узнать
Рассмотрим другой вариант диагностики учебных целей. Каждому ученику
предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В
зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может
быть различен. Список целей может выглядеть так:
Список целей
Цели урока, важные для
тебя
изучить материал учебника;
усвоить основные понятия и законы темы;
подготовить доклад по одной из проблем (указать);
качественно подготовиться к зачету (контрольной
работе, экзамену);
выполнить проект, самостоятельное исследование
по выбранной теме (указать);
овладеть методами изучения и объяснения
изучаемых в теме явлений;
углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы
(перечислить их);
научиться выполнять опыты, работать с приборами
и техническими средствами;
проявить и развить свои способности (назвать их);
научиться аргументированно отстаивать свою точку
зрения в ходе изучения темы;
получить хорошую отметку на зачёте;
научиться решать задачи и проблемы по теме;
свой вариант цели.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать
приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания
классифицируют на:
1. Визуальные: Темавопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Итак, умение согласования целей субъектов деятельности (обучающегося и
педагога) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно
обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.
Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно
по следующим параметрам:
постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;
изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к
осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;
расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного
представления отдаленного будущего;
развитие у ребёнка рефлексивных способностей, которые позволят выработать свои
внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик
становится субъектом учебной деятельности);
изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся от таблицы,
предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.
Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе
учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к
обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.
Список источников: 1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для
учителя. М.: Просвещение, 1983.
3. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6.
4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2е изд. перераб./
А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. 639с.: ил.
5. Целеполагание в педагогической деятельности: Учебнометодическое пособие. Издво
АОИУУ, 2004.
6. http://www.eidos.ru/journal/2006/08221.htm Проблемы и технологии образовательного
целеполагания. Хуторской А. В.
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.