Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Оценка 4.7

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
английский язык
10 кл
20.12.2017
Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов образования ФГОС ООО и ФГОС СОО предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. С точки зрения педагогики и психологии целеполагание направлено, во – первых, на изменение сознания обучающегося и самого подхода к организации учебной деятельности, во- вторых, на включение личности ребенка в планирование своей учебы и осознание своих результатов, наконец, превращение школьника из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности. С позиции учителя цель урока - это предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека, предвосхищаемый результат деятельности.
Педчтения 11.10.17.doc
Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО Формирование универсальных учебных действий ­  важнейшая  задача системы образования сегодня.  Для     реализации    личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов образования ФГОС ООО и ФГОС СОО  предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. С точки зрения педагогики и психологии целеполагание  направлено, во – первых, на изменение сознания обучающегося  и   самого   подхода  к организации  учебной  деятельности,  во­  вторых,  на включение личности ребенка в планирование своей учебы и осознание своих результатов, наконец,    превращение    школьника   из   объекта  обучения  в  его   субъект,  полноправного управленца и организатора учебной деятельности. С позиции учителя   цель   урока ­ это предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий   в   сознании   человека,    предвосхищаемый   результат   деятельности.   Одним     из классических методов постановки целей является  метод SMART (англ. умный;  формат был   изложен     Питером   Друкером   в   середине   прошлого   века   как   часть   концепции «Управления по задачам» (Management by Ojectives). Цель должна быть:  Specific – чёткая и строго определённая. (Цель должна быть недвусмысленная и однозначная,     сформулированная   таким   образом,   чтобы   её   нельзя   было   понять неправильно и интерпретировать по­своему).  Measurable  –   измеримая.     предполагает   наличие   количественных   и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели).   (Цель    Achievable   –   достижимая.   (Цель   должна   быть   достижимой   с   учетом   внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагает ученик).  Result   oriented   –   ориентированная   на   результат.   (Цель   должна   быть   уместной   в   изменения   должны   соответствовать   потребностям изменяемой   ситуации, обучающихся).  Time based – определена по срокам. (Достижение цели должно происходить в четко указанный период времени). По мнению Ю.А. Конаржевского, процесс формулирования цели, её раскрытия,  и есть целеполагание. Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:  цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного, когнитивного),   развивающего   и   воспитательного,   которые   в   образовательном процессе реализуются комплексно;  при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;  в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах,   понятиях,   которые   необходимо   учащимся   усвоить   на   уроке;   об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться   у   учащихся   в   ходе   работы   на   уроке;   о   морально­этических   и духовных   качествах,     на   развитие   которых   направлено   содержание   учебного материала. Обучающие   цели   урока   включают   овладение   учащимися   системой   знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:  объяснить, установить связи,   дать определение,   проиллюстрировать, доказать, перечислить, выполнить, систематизировать. Воспитывающие   цели   способствуют   воспитанию   положительного   отношения   к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств   личности,   оценки,   самооценки   и   самостоятельности;   приобретению   опыта адекватного   поведения   в   любом   обществе.   Могут   быть   использованы   следующие формулировки при постановке воспитательной цели:  вызвать интерес;  пробудить любознательность;  пробудить интерес к самостоятельному решению задач;   побудить учащихся к активности;  выразить свое отношение;  прививать навыки. Развивающие   цели   содействуют   формированию   общеучебных   и   специальных умений;   совершенствованию   мыслительных   операций;   развитию   эмоциональной   сферы, монологической   речи   учащихся,   вопросно­ответной   формы,   диалога,   коммуникативной культуры;   осуществлению   самоконтроля   и   самооценки,   а   в   целом   —   становлению   и развитию личности. Примером возможных формулировок могут быть следующие:  учить сравнивать;   учить   выделять   главное;   учить   строить   аналоги;   содействовать   развитию; создавать условия; содействовать формированию; развивать глазомер; развивать мелкую моторику рук; развивать умение ориентироваться на местности. Возможный механизм диагностического описания целей предложил американский ученый Б. Блум: В учебном материале, который необходимо усвоить учащимся на уроке, выделяются 1. учебные элементы, которые будут изучаться (факты, понятия, явления и т.д.) По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут 2. овладеть к концу урока. По каждому из выделенных действий составляется вопрос или задание, с помощью 3. которого можно оценить, как овладел ученик этим действием. Таким образом, алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить следующей последовательностью действий: Учитель при подготовке к уроку планирует его результат и формулирует его через 1. действия учащихся, которыми они должны овладеть на уроке. 2. Учитель   принимает   решение:   или   сформулировать   самому   цель   урока,   или организовать   учащихся   для   определения   целей   урока.   Если   учитель   решает   создать   в начале   урока   ситуацию   для   того,   чтобы   ученики   сами   сформулировали   цели   урока   и спрогнозировали   итог   своей   деятельности,   он   должен   продумать   эту   ситуацию   и подготовить соответствующий учебный материал. На   заключительном   этапе   урока   проводится   диагностика   и   оценка   степени 3. достижения цели. Постановка   целей   обучения   включает   в   себя,   с   одной   стороны,   цели,   которые определяет  учитель,  с  другой  стороны  – цели,  которые  определяют   учащиеся.     Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой   он   обнаружит   дефицит   своих   знаний   и   способностей.   В   этом   случае   цель   им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.   Для   этого   учитель   может   организовать   различные   ситуации.   Например, предложить учащимся самостоятельно заполнить таблицу с двумя графами: «По этой теме мне известно» и «По этой теме на уроке я хочу узнать». Таким образом, при заполнении таблицы ученики определяют свою деятельность и формулируют цель, которая уточняется учителем. По этой теме мне известно По этой теме на уроке я хочу узнать Рассмотрим   другой   вариант   диагностики   учебных   целей.   Каждому   ученику предлагается   список   целей,   в   котором   он   отмечает   самые   главные   для   него   цели.   В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:  Список целей Цели   урока,   важные   для тебя  изучить материал учебника;  усвоить основные понятия и законы темы;  подготовить доклад по одной из проблем (указать);  качественно подготовиться к зачету (контрольной  работе, экзамену);  выполнить  проект, самостоятельное исследование  по выбранной теме (указать);  овладеть методами изучения и объяснения  изучаемых в теме явлений;  углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы  (перечислить их);  научиться выполнять опыты, работать с приборами  и техническими средствами;  проявить и развить свои способности (назвать их);  научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения в ходе изучения темы;  получить хорошую отметку на зачёте;  научиться решать задачи и проблемы по теме;  свой вариант цели.  Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы   целеполагания,   которые   выбирает   учитель.   Все   приемы   целеполагания классифицируют на: 1. Визуальные:  Тема­вопрос   Работа над понятием   Ситуация яркого пятна   Исключение   Домысливание   Проблемная ситуация   Группировка.  2. Аудиальные:   Подводящий диалог   Собери слово   Исключение   Проблема предыдущего урока.  Итак,   умение   согласования   целей   субъектов   деятельности   (обучающегося   и педагога)   является   одним   из   критериев   педагогического   мастерства.   При   этом   важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно по следующим параметрам:   постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;  изменение   основы   целеполагания   –   от   эмоциональной   (любопытство,   интерес)   к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;  расширение   границ   планируемого   –   от   осознания   близких   целей   до   ясного представления отдаленного будущего;  развитие у ребёнка рефлексивных способностей, которые позволят выработать свои внутренние   механизмы   самоуправления   учением   в   целом   (при   этом   ученик становится субъектом учебной деятельности);  изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся ­ от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля. Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного   занятия   способствует   эффективному   обучению,   повышению   мотивации   к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка. Список источников: 1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009.  2.   Маркова   А.К.   Формирование   мотивации   учения   в   школьном   возрасте:   Пособие   для учителя. М.: Просвещение, 1983.  3. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6.  4.   Хуторской,   А.В.   Современная   дидактика:   Учеб.   пособие.   2­е   изд.   перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.­ 639с.: ил. 5. Целеполагание в педагогической деятельности: Учебно­методическое пособие. Изд­во АОИУУ, 2004.  6.   http://www.eidos.ru/journal/2006/0822­1.htm   Проблемы   и   технологии   образовательного целеполагания. Хуторской А. В.

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Целеполагание как  важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2017