Плахова Т.В.
ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ
«ВСПОМНИМ ЗАБЫТЫЕ ИГРЫ»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
«Конечно, время сейчас иное, гиподинамическое, - даже играем сидя: кто за компьютером, кто за карточным столом. Но не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренируют и к тому заставляют работать головой – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие. И еще одна радость есть в таких играх – радость общения, единения».
Панкеев И. А.
Проблемное поле
Еще совсем недавно игра и игровая деятельность была ведущей деятельностью в
детских дошкольных учреждениях, в системе воспитания младших школьников и подростков. С упразднением детских общественных организаций (октябрята, пионеры) из жизни детей и подростков ушла игра как таковая, а игровая деятельность перестала быть главенствующей.
Сегодня становится очевидным тот факт, что изгнание игры из жизни детей поро-
дило множество проблем:
-дети не развиваются полноценно, т.к. место игр, развивающих ребенка во всех от-
ношениях, заняли игры, тормозящие процесс его духовного, нравственного и физического развития;
-дети и подростки по заключению врачей, педагогов, психологов и психотерапев-
тов «больны» такими болезнями как: «игровая дистрофия», «телемания», «компьютеромания», «игромания», «телефономания»;
-дети становятся все более замкнутыми и агрессивными, у них появляются пробле-
мы с общением со сверстниками и людьми старшего возраста, что не лучшим образом сказывается на их развитии;
-дети, лишенные возможности заниматься игровой деятельностью, перестали при-
обретать организаторский опыт, навыки самостоятельности, а стало быть, и позитивный жизненный опыт.
Именно поэтому сегодняшним педагогам необходимо вспомнить об огромном вос-
питательном потенциале игр и игровой деятельности.
Актуальность проекта «Вспомним забытые игры»
Актуальность возвращения игры в мир современного детства и отрочества объяс
няется тем, что:
-Игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка, которая, по опреде-
лению С. Т. Шацкого, является его «жизненной лабораторией». Не пройдя уроков этой лаборатории, ребенок не может до конца состояться, стать полноценной личностью;
-Игра органично сливается с трудом, познанием, общением, искусством, спортом и
другими видами деятельности;
-Игра развивает ум, мышление, фантазию, память, учит общаться, постигать зако-
ны товарищества, помогает познать окружающий мир;
-Игра помогает выплеснуть накопившуюся энергию, направить ее в нужное русло,
избавиться от комплексов, проявить свои лучшие качества, выразить и проявить себя;
-Игра развивает ум, выдержку, силу, ловкость, находчивость, быстроту, смекалку,
волю, выносливость, творческую выдумку и стремление к победе;
-Процесс игры способствует формированию эмоционального и психологического
мира человека.
Большую роль в воспитании современных детей призвана сыграть народная игра.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют
собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Игра как часть культуры народа поможет детям в развитии их национального само
сознания, поможет ввести их в мир духовно-нравственных ценностей народа, в мир его праздников и традиций, будет способствовать духовному и нравственному становлению личности. Особое значение в реализации программы будет придаваться народным подвижным играм, развивающим основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека.
Все это подвигает педагогов на возрождение утраченных традиций широкого ис-
пользования в процессе воспитания детей и подростков игр (прежде всего народных) и различных видов игровой деятельности. В копилке эффективных средств учителя и воспитателя игра становится мощным средством воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей и подростков, их интересы и потребности, развивать детскую инициативу и самодеятельность, создавать в коллективе атмосферу нравственных отношений и дружбы, свободы и творческой раскрепощенности.
Целенаправленное воспитание игрой невозможно при бессистемном использовании
ее форм, техник, ее многообразия. Ведь игра органично входит в различные сферы деятельности детей и подростков (духовно-нравственную, добротворческую, досуговую, интеллектуальную, здоровьеформирующую и сберегающую, самоуправленческую, творческую, природоохранительную и др.). Умение детей усвоить и присвоить игровой опыт, передать этот опыт другим детям будет рассматриваться как один из критериев и результатов воспитательной деятельности классного руководителя.
Основная цель проекта «Вспомним забытые игры» - создание благоприят-
ных условий для передачи детям игрового опыта народа, удовлетворение потребности детей и подростков в игре и игровой деятельности.
Сопутствующие цели:
-приобщение воспитанников к игровому опыту народа как части отечественной
культуры;
-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий
время.
Задачи:
- познакомить воспитанников и их родителей с историей народных игр, их классификацией, ролью в развитии личности, научить применять полученные знания в повседневной жизни;
- сформировать потребность в игре и игровой деятельности;
- научить воспитанников передавать полученный опыт малышам, сверстникам.
Главными средствами реализации целей Проекта являются такие при-
оритетные средства гуманистического воспитания как общение (просвещение), деятельность, отношения субъектов воспитания.
Общение (просвещение) направляется на изучение истории возникновения народ
ных игр, их особенностей, многообразия народного игрового мира.
Содержание деятельности субъектов воспитания в рамках Проекта определя-
ется классификацией народных игр, народными праздниками, природными периодами (осень, зима, весна, лето):
1. Подвижные игры.
2. Хороводные игры.
3. Игры в помещении.
4. Игры со словами.
Обучение играм будет проходить в формах:
- общения (просвещения) «В старину играли дети»;
- игро-классов «Поиграм-ка, ребята!»;
- ярмарок забытых игр, забав и развлечений;
- спартакиад народных игр, забав и развлечений;
- дней русских народных игрищ, русских единоборств;
- молодецких потех;
- соревнований «Русская лапта», «Городки» и др.
В процессе реализации программы планируется создание игровых площадок для
организации народных игр и забав в стенах школы, школьном дворе.
В результате общения и деятельности по приобретению игрового опыта народа
будут корректироваться отношения между воспитанниками. В результате отношения будут приобретать более нравственную направленность: доброжелательные, товарищеские, дружеские отношения. Ведь в традициях народных игр недопустимыми считаются унижение человеческого достоинства и любое проявление грубости.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
На уровне учителя, классного руководителя:
будет обеспечено становление действующей и постоянно развивающейся система воспитания средствами народной игры.
На уровне воспитанников:
1. Научатся играть в народные игры и передавать игровой опыт народа младшим, сверстникам.
2. Дети перестанут испытывать двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в организме; повысится сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что повлечет за собой коррекцию осанки, координацию движений, повысит выносливость, гибкость, силу;
3. Укрепится здоровье школьников: разовьется и укрепится организм, улучшится обмен веществ, повысится функциональная деятельность всех органов и систем;
4. Приобретут способность строить взаимоотношения в классном коллективе и на уровне общешкольного коллектива на нравственной основе (развитие культуры отношений);
5. Осознают, что дисциплина, дружба, взаимопомощь, поддержка являются неотъемлемой составляющей любой коллективной игры.
На уровне родителей:
- изменят отношение к использованию в воспитании детей народных игр;
- получат элементарные представления о потенциале игр: духовно-нравственном, здоровьесберегающем и формирующем;
- приобретут опыт игровой деятельности в условиях семьи;
- приобщатся к реализации программы «Вспомним забытые игры.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«ВСПОМНИМ ЗАБЫТЫЕ ИГРЫ»
Общение (просвещение)
-Игра – не пустая забава
-О пользе народных игр
-Русские народные игры: многообразие, классификация
-Об истории хороводов
-О возникновении комнатных игр
Деятельность
1.Организация деятельности игро-классов «Поиграем-ка, ребята!».
2. Введение народных подвижных игр в программу физического воспитания.
Подвижные игры:
-общие подвижные символические игры;
-игры с мячом;
-метание в цель;
-игры с разными предметами;
-игры с камешками, шариками и палками.
3. Игро-классы носителей народной культуры: хороводные игры.
4. Игры в помещении:
-комнатные игры,
-игры в фанты,
-игры-шутки.
5. Игры со словами:
- игры на внимательность;
- загадки, шарады, каламбуры.
6. Изучение игрового опыта дедушек и бабушек воспитанников, старожилов села.
7. Введение в систему воспитания традиций проведения:
-ярмарок забытых игр, забав и развлечений;
-спартакиад народных игр, забав и развлечений;
-дней русских народных игрищ;
-молодецких потех;
-соревнований «Русская лапта», «Городки» и др.
8. Создание игровых уголков, площадок для организации игр и забав в стенах школы, школьном дворе и микрорайоне школы в любое время года.
9. Посвящение в игровых дел мастера.
ЛОКАЛЬНЫЕ ПОДПРОЕКТЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.