Цели и задачи профориентационной работы. Типология проблем в выборе профессий

  • Лекции
  • pptx
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация1.pptx

Цели и задачи профориентационной работы.
Типология проблем в выборе профессий

Дисциплина: профориентация обучающихся

Омск, 2018

ФГБОУ ВО «ОмГПУ»

Выполнила : студентка
42 группы
Елунина А.Ю.

Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Цели профориентационной работы

оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы

получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Этапы профориентационной работы в школе:

1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности

5-7 классы:
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики

Этапы профориентационной работы в школе:

Этапы профориентационной работы в школе:

8-9 классы:
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям

10-11 классы:
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Этапы профориентационной работы в школе:

Результативные критерии профориентационной работы:

достаточная информация о профессии и путях ее получения
потребность в обоснованном выборе профессии
уверенность школьника в социальной значимости труда
степень самопознания школьника
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана

Три основные составляющие выбора профессии
(А.Е. Климов):

учёт своих желаний - «хочу»;
учёт своих способностей - «могу»;
учёт потребностей общества, потребностей рынка – «надо»

Типичные ошибки при выборе профессии

недостаточная информированность о мире профессий;
выбор профессии под влиянием друзей;
увлечение внешней стороной профессии;
влияние престижности, популярности профессии;
несамостоятельность выбора профессии;
отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;
неумение анализировать особенности собственной личности;
выбор профессии равен выбору уровня образования;
недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии

Список литературы :
1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.
2.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.
3.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. – 512 с
Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 555-558. — URL https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 16.09.2018).

Вопросы:
Назовите цели профориентационной работы
Назовите задачи профориентационной работы
Результативные критерии профориентационной работы
Назовите три основные составляющие выбора профессии по А.Е. Климову
Укажите типичные ошибки при выборе профессии