Так как игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности.
Цели и процесс игры.
Так как игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная
и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе
ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка:
познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности,
интересы. В результате происходят удивительные изменения этой
личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому
присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На
первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же
деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую,
чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя
причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана
самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой
другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель,
результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели
игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры
является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность.
Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с
радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения
удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если
в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается,
разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой
заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра– средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему
выйти за приделы ограниченного мира детской и построить
собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное
благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и
желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые,
желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному
мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок
стремится воссоздать широкие сферы окружающей
действительности, выходящие за пределы его собственной
практической деятельности, а сделать это он может с помощью
условных действий.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится
управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои
непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра
занимает огромное место в развитии, то она давно используется как
педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в
целях развития стали использовать дефектологи: лечение
заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.
Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими
видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что
положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой
деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в
педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая
процесс обучения.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая
деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком.Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют
его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить
в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Игра также является прекрасным средством диагностики как
личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра
позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается,
так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры
мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра –
всегда является тестом для педагога, позволяя развивать,
диагностировать и оценивать одновременно.
Если ребёнку не хочется заниматься какимто трудом, если ему не
интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что
это – мощное стимулирующее средство.