Цели и процесс игры.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Так как игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности.
Иконка файла материала Цели и процесс игры.doc
Цели и процесс игры. Так как игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе  ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка:  познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности,  интересы. В результате происходят удивительные изменения этой  личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому  присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На  первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же  деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую,  чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана  самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой  другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель,  результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры  является той движущей силой, которая позволяет игре длиться. Любая деятельность может происходить как самодеятельность.  Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с  радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения  удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается,  разваливается. Как  уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой  заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра– средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему  выйти за приделы ограниченного мира детской и построить  собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное  благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и  желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые,  желание управлять предметами. В игре развивается способность к воображению, образному  мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок  стремится воссоздать широкие сферы окружающей  действительности, выходящие за пределы его собственной  практической деятельности, а сделать это он может с помощью  условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится  управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои  непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра  занимает огромное место в развитии, то она давно используется как  педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в  целях развития стали использовать дефектологи: лечение  заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими  видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой  деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в  педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая  процесс обучения. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая  деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком.Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют  его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком. Игра также является прекрасным средством диагностики как  личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра  позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается,  так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры  мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра –  всегда является тестом для педагога, позволяя развивать,  диагностировать и оценивать одновременно. Если ребёнку не хочется заниматься каким­то трудом, если ему не  интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.