Цели воспитания.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание начинается с определения его целей
Иконка файла материала Цели воспитания.doc
Цели воспитания. Воспитание   ­   вторая   после   научения   сторона   социалиазации   ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где   центром   внимания   является   становление   познавательных   процессов человека,   его   способности   приобретения   им   знаний,   умений   и   навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания – формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не   устанавливаются   раз   и   навсегда   и   не   являются   постоянными   в   любом обществе.   Меняется   система   общественного   устройства   и   социальные отношения ­ изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований,   которые   предъявляют   к   личности   человека   новые   тенденции развития   общества.   Если   общество   достигло   определенного   уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет   воспринять   и   продолжить   то   лучшее,   что   было   в   прошлом,   если общество   желает   оставаться   в   ряду   цивилизованных   стран.   К   разряду непреходящих   ценностей,   не   имеющих   исторических   и   государственных границ,   относятся   общечеловеческие   нравственные   ценности.   Они­   то   в первую   очередь   и   определяют   собой   цели   воспитания   на   всех   этапах социальной   истории.   Такие   цели   связаны   с   понятиями   добра   и   зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность   личности   за   то,   что   происходит   с   ней   и   вокруг   неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель современного   воспитания   состоит   в   том,   чтобы   сделать   детей высоконравственными,   духовно   богатыми,   внутренне   свободными   и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные   цели   воспитания,   они   соответствуют   изменчивым   требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими.   Специальные   цели   воспитания,   отвечающие   современным тенденциям   общественного   прогресса,   состоят   в   том,   чтобы   вырастить школьников   инициативными,   предприимчивыми   людьми,   стремящимися   к достижению успехов. СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.психологический   тренинг, Под   средствами   воспитания   понимают   способы   организованного   и   не организованного воздействия,  при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей  ­ воспитанников – с целью выработать у них определённые психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые   воспитателем   действия,   направленные   на   изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные   с   формированием   поступков   человека,   убеждение,   внушение, преобразование   когнитивной   сферы,   социальных   установок.   Особое   место среди   средств   воспитательного     воздействия   отводится   комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего всё или  большинство сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально­   различные   другие   виды психокоррекции.   Средствами   воспитания   могут   стать   личный   пример воспитателя,   образцы   поведения,   демонстрируемые   окружающими   людьми, поступки,   описываемые   как   нормативные   и   высоко   оцениваемые   в педагогической,   художественной,   публицистической   и   другой   литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать всё, что   так   или   иначе   личностно   затрагивает   его   и  способно   повлиять   на   его психологию и поведение. Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно   личностное   воздействие   одного   человека   на   другого, осуществляемое   в   прямом   общении   друг   с   другом.   Вторые   содержат воздействия,   реализуемые   с   помощью   каких­   либо   средств,   без   личных контактов друг с другом, воспитателя и воспитуемого (чтение книг,  ссылка на   мнение   авторитетного   человека   и   т.п.   )   По   включонности   сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные   и   не   осознанные.   В   случае   использования   осознанных   средств воспитательного   воздействия   воспитатель   сознательно   ставит   перед   собой определённую   цель,   а   воспитуемый   знает   о   ней     и   принимает   её.   При использовании неосознанных средств воздействия принятия воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного  воздействия со стороны  воспитывающего лица. Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно   управляемым,   с   заранее   предвидимыми   и,   следовательно, является   контролируемыми   результатами.   Его   недостаток     ­   тот   же,   который обнаруживается   у   косвенного   воспитания:   ограниченность   применения   к детям   ранних   дошкольных   возрастов,   отчасти   и   младшего   школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценивать по причине недостаточной контролируемости сознанием. Поскольку знания, эмоции   и   поступки   человека   взаимосвязаны,   через   любое   из   них   можно оказать   влияние   на   личность   в   целом.   Это   позволяет   воспитателю   придефиците   возможностей   ставить   акцент,   на   какие­   либо   избранные воспитательные   воздействия,   добиваясь   нужного   результата.   Однако полноценными   воспитательные   воздействия   будут   лишь   тогда,   когда   они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности