Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Воспитание начинается с определения его целей
Цели воспитания.
Воспитание вторая после научения сторона социалиазации ребёнка,
приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения,
где центром внимания является становление познавательных процессов
человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков,
воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения
к миру, обществу, людям.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания –
формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными
качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания
не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом
обществе. Меняется система общественного устройства и социальные
отношения изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде
требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции
развития общества. Если общество достигло определенного уровня
цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить,
то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно
будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если
общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду
непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных
границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они то в
первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах
социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла,
порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода,
ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё,
порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель
современного воспитания состоит в том,
чтобы сделать детей
высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и
ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные
социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям
текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное
направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит
соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать
другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным
тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить
школьников инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к
достижению успехов.
СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.психологический тренинг,
Под средствами воспитания понимают способы организованного и не
организованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели
– воздействуют на других людей воспитанников – с целью выработать у них
определённые психологические качества и формы поведения. Конкретно под
средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать
предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение
личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения,
связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение,
преобразование когнитивной сферы, социальных установок. Особое место
среди средств воспитательного
воздействия отводится комплексным,
рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего
всё или большинство сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию,
социально
различные другие виды
психокоррекции. Средствами воспитания могут стать личный пример
воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми,
поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в
педагогической, художественной, публицистической и другой литературе.
Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать всё,
что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его
психологию и поведение. Средства воспитания по характеру воздействия на
человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя
непосредственно личностное воздействие одного человека на другого,
осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат
воздействия, реализуемые с помощью каких либо средств, без личных
контактов друг с другом, воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылка
на мнение авторитетного человека и т.п. ) По включонности сознания
воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на
осознанные и не осознанные. В случае использования осознанных средств
воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой
определённую цель, а воспитуемый знает о ней и принимает её. При
использовании неосознанных средств воздействия принятия воспитательных
влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны,
а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.
Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно
управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно,
является
контролируемыми результатами. Его недостаток
тот же, который
обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к
детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного
возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем
осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценивать
по причине недостаточной контролируемости сознанием. Поскольку знания,
эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно
оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю придефиците возможностей ставить акцент, на какие либо избранные
воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако
полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они
проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности