Целостное описание Позитивного педагогического опыта работы по теме: «Обучение в школе истории и обществознанию с использованием информационно – коммуникативных технологий»
Оценка 4.8

Целостное описание Позитивного педагогического опыта работы по теме: «Обучение в школе истории и обществознанию с использованием информационно – коммуникативных технологий»

Оценка 4.8
docx
23.08.2023
Целостное описание Позитивного педагогического опыта работы по теме: «Обучение в школе истории и обществознанию с использованием информационно – коммуникативных технологий»
опыт.docx

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Министерство образования и науки

Республики Адыгея

Муниципальное образование

«Майкопский район»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 3 Майкопского района»

385774, Республика Адыгея, Майкопский район,

ст. Абадзехская, ул. Первомайская, 33

i

УрысыеФедерациемгъэсэныгъэмрэ

ш1эныгъэмрэк1э и Министерств

АдыгэРеспубликэмгъэсэныгъэмрэ

ш1эныгъэмрэк1э и Министерств

Муниципальнэ гъэпсык1э зи1э

«Мыекъопэ район»

Гъэсэныгъэмк1э муниципальнэ

бюджет гъэ1орыш1ап1эм

игурыт еджап1эу № 3

385774, АдыгэРеспубликэр, Мыекъопэ район,

ст. Абадзехскэр, ур. Первомайскэр, 33

Тел: 8(87777)5-71-41

E-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

Целостное описание

Позитивного педагогического опыта работы

по теме:

«Обучение в школе истории и обществознанию с использованием информационно – коммуникативных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Мартынов А.Г.,

учитель истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Образовательного центра № 3 Майкопского района» ст. Абадзехской

Руководитель – Гринченко В.И., зам. директора по УВР.

 

 

ст. Абадзехская 2023год

Содержание:

Список литературы

стр. 3 - 4

Актуальность   опыта

стр. 5

Задачи

стр. 5 - 6

Адресность опыта

стр. 6

Ведущая педагогическая идея

стр. 6

Новизна опыта

стр. 7

Предполагаемые результаты

стр. 7

Описание опыта

стр. 8 - 12

Результативность опыта

стр. 12 -13

Заключение

стр. 13

Приложение

Стр.14 -27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1.      Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогики./В.И. Боголюбов//Школьные технологии.-2005. – №1.

2.      Брыкова О. В. ИКТ в предметной области. Часть IV. История и обществознание. – СПб. ГОУ ДПО ЦПКС СПб, 2010. – 76с.

3.      Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории//Преподавание истории в школе. – 2002. – №5.

4.      Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина// Преподавание истории в школе. – 2005. – №8 – 68 с.

5.      Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/И.Г. Захарова. – М.Академия.- 2007.

6.      Интернет в гуманитарном образовании/Под ред. Полат Е.С. – М.: Владос.- 2001. – 272 с.

7.      Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе//Преподавание истории в школе. – 2005. – №7.

8.      Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/М.В. Короткова//Преподавание истории в школе. – 2008. – №1. – 3-8 с.

9.      Куркин Е.Б. Технологизация образования – требование времени/Е.Б. Куркин//Школьные технологии. – 2007. – №1. – с. 23-33.

10.  Кузнецова О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву/О.В. Кузнецова//Преподавание истории в школе. – 2004. – №6. – с. 76-77.

11.  Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера//Информатика и образование.- 2002.-№3.

12.  Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.,Педагогика.-1988.-92 с.

13.  Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании6 дидактические проблемы; перспективы использования. -М. «Школа-пресс».-1994.

14.  Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе в средней школе/Н.Х. Розов//Информатика. – 2005. – №6. – с.26.

15.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.,Народное образование.-1998.-256 с.

16.  Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе/М.Т. Студеникин. – М.: Владос.-2002. – 227 с.

17.  Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла/В.В. Тороп//Преподавание истории в школе. – 2007. – №2. – с. 4-8

18.  Христочевский С.А.Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии//Информатика и образование.-2000.-№2.-с.70-77

19.  Чернов А.В. Мультимедийный кабинет/А.В. Чернов//Преподавание истории в школе. – 2001. – №7. – с. 40-46.

20.  Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

21.  Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника/Н. Шевченко//Учитель истории. – 2005. – №5. – с. 13-17

22.  Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г.

23.  Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс/С. Шоценко//История (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2004. – №13. – с. 24.

24.  Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

25.  http://history.ru/ Методика преподавания истории

26.  http://it-n.ru/ Сеть творческих учителей

27.  http://www.fipi.ru/ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.

28.  http://www.km.ru/ – Сайт «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Актуальность опыта.

            Использование ИКТ в работе учителя истории и обществознания, дает возможность для реализации  ФГОС основного общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития  индивидуальности ребенка. Актуальность и значимость перехода работы учителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

            На современных  школьников из различных источников обрушивается мощный поток информации, они  постоянно используют Интернет, игровые приставки,  электронные игрушки и компьютеры.

            Но при этом умение  учащихся работать с различными источниками информации,  критически её осмысливать, конкретизировать, самостоятельно организовывать поиск информации по заданной теме, анализировать итоги  своей работы  остаётся на низком уровне.

            Таким образом, формирование информационной компетенции, то есть способности личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию, умение работать с различными информационными системами,  становится неотъемлемой частью современного образования.

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.       

            Сегодня для меня, как учителя истории сельской школы, применение компьютерных технологий особенно важно. Школа находится в сельской местности. Удаленность от города (50 км), плохое транспортное сообщение, не могут обеспечить детям доступность музеев и библиотек, ограничивают участие в конференциях и  конкурсах.  Сельские родители, в большинстве своём, не заинтересованы в дальнейшем гуманитарном образовании своих детей и не тратят деньги на поездки, экскурсии, конференции. На сегодняшний день компьютер и для ученика и  для сельского учителя становится окном в мир, окном в современную жизнь. А история – это особый предмет. Он имеет огромный воспитательный потенциал, предполагает изучение большого объема содержания и большую аналитическую работу. А ещё – это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10-15 лет претерпел кардинальные изменения, как в плане взгляда на сам предмет, так и на методику преподавания. На помощь преподавателю приходит  ИКТ.

Сегодня, через компьютерные технологии можно предъявить ученику богатый информационный и иллюстративный материал, научить его обрабатывать информацию и предъявлять результаты учебной деятельности. Но учителю сельской школы катастрофически не хватает методических разработок, дидактического обеспечения для использования ИКТ на уроке и во внеучебной деятельности.

            Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречием между потребностями общества, информационно-ориентированной, творчески развивающейся личностью и недостаточным использованием в сельской школе высокого потенциала информационных технологий для развития ученика.

 

2. Цели и задачи:

            Цель моей работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.

            Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

 1.   Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;

 2.   Содействовать формированию познавательного интереса  учащихся в усвоении   учебного материала;

 3.   Развить общеучебные умения и навыки;

 4.   Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность,

      любовь к истории.

5.  Приблизить  урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

6.  Формировать  информационную культуру у учащихся;

7. Привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;

8. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников;

9. Делать занятия более наглядными и интенсивными;

10. Активизировать  познавательный интерес учащихся.

 

   3.      Адресность опыта:

            В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;

- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;

- в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.                 

            Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

 

4.  Ведущая педагогическая идея:

От учителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования образовательного и воспитательного процессов. Современный уроки истории и обществознания трудно представить без использования различных схем, иллюстраций, видеороликов и т.д… Наглядность – это один из ведущих принципов обучения, ведь как говорил К.Д. Ушинский - «учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучится над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету…».

            Необходимо отметить, что к информационно - коммуникационным технологиям относится не только ПК, интерактивная доска, но и сотовые телефоны, музыкальные центры, телевизоры, ноутбуки и т.д.

            Также  интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории и обществознания может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

            Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line.

            Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными  технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний ученикам. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, то есть идти в ногу со временем.

            Можно выделить основные критерии, по которым можно определить эффективность использования ИКТ в работе учителя:

1.         Наглядность

2.         Экономичность

3.         Компактность

4.         Проведение диагностики

5.         Творческий подход

            Таким образом, ИКТ уменьшают материальные и временные ресурсы на подготовку к какому-либо уроку или его проведению, позволяют накапливать информацию и сохранять ее на электронных носителях, а также дают возможность для творческого развития личности учащихся, их инициативы и самореализации через индивидуальную работу.      

 

5. Новизна опыта

Применяя информационные технологии обучения на уроках истории и обществознания, в основном я использую такие модели обучения, как – пассивная, активная, интерактивная.

При пассивной модели обучения – ученики являются объектом обучения, так как слушают и смотрят готовые презентации учителя.

При активной модели обучения – ученики являются субъектами, так как самостоятельно выполняют творческие задания или индивидуальные по темам презентации.

При интерактивной модели обучения – учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения, так как совместно реализуют поставленные задачи на уроке, повышая тем самым результат образования. На мой взгляд, интерактивная модель наиболее удачна, так как позволяет проявить индивидуальность ученика, раскрыть его творческий потенциал, но также и проявить коммуникативные навыки в совместной работе с учителем или другими учащимися.

            В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков:  урок-суд,  урок – исследование,  урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие  способности личности учащихся.        

            Главное, что должен помнить учитель, что ИКТ – это инструмент, который должен помогать в процессе обучения.

             

6. Предполагаемые результаты

            В своей педагогической деятельности я достаточно широко использую ИКТ в виде презентаций на уроке, при работе с сетевыми электронными ресурсами при подготовке к уроку, а также электронные пособия при подготовке к ОГЭ. Я стараюсь использовать их на  различных этапах урока: объяснении нового материала, в закреплении полученных знаний, для контроля. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических и  педагогических задач.

            Применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию универсальных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного  приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

           Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.      

          Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».

 

7. Описание опыта

Информационно-коммуникативные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, развивать самостоятельную деятельность школьников. Учащиеся 8-11 классов с помощью компьютера создают собственный интеллектуальный продукт: рефераты, исследовательские работы, тесты, кроссворды, доклады, сообщения, учебные проекты, презентации.

В последние годы появилась возможность использовать учебные CD диски, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение школьников, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

защита рефератов и проектных работ учащимися.

Последние годы я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

За два года работы над темой я изучил необходимую литературу по подготовке презентаций и разработал несколько уроков с их использованием, при этом учел основные принципы создания презентаций для уроков.

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы (кроссворда). Схему таблицы (кроссворда) можно перенести на слайд презентации.

Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу или составляем кроссворд.

Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем.

И учащийся не может видеть результат работы в целом.

Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.

Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.

На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.

Если ранее давалась какая-нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы ученик ее объяснил.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика  построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ГИА и ЕГЭ. 

Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).

Компьютерные программы.

На уроках  истории  и обществознания я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.  Применение данных программ в учебном процессе достаточно велико. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.        Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Компьютерное тестирование.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. 
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество.

Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.

Работа с электронными энциклопедиями.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.

Энциклопедии - предназначенные для осуществления  вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Я  на уроках  использую следующие исторические  энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и т.д..

Интернет в учебном процессе.

Велико значение использование возможностей Интернета  при подготовке  и на уроках истории.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.  В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. 
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» 
http://www.1september.ru/ru/ -  и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой.

Опираясь на личностно-ориентированные технологии на деятельностной основе,  я создаю такие условия, которые помогают ребенку стать личностью, которая бы могла ориентироваться в потоках информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию, помогают стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире.

Риски и ограничения.

Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе нет компьютера.

2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

            Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

            Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения.

9. Результативность опыта.

Целенаправленная работа на уроках истории и обществознания позволяет достичь позитивных результатов педагогической деятельности.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:

1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний. 
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории и обществознанию показали, что ребятам стало намного легче справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ.

Организация самостоятельной работы на уроках истории с применением ИКТ показывает, что:

1. Повысился познавательный интерес учащихся к истории: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.

2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по истории.

3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».

4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.

5. Применение информационных технологий в преподавании истории на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.

6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной  и творческой деятельности.

Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

- изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;

- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

 

10. Заключение. 

             Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

            В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1: Разработка урока по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта».(5 класс).

Задачи:

  • дидактические: познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Египта, с зарождением государственности у египтян;
  •  развивающие: формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыки работы с историческим источником, учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;
  • воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.

 

Методы и приемы:

  • устный: объяснение, рассказ, беседа, фронтальный опрос;
  • печатно-словесный: работа с терминами и понятиями, с историческим источником, составление опорного конспекта;
  • наглядный: работа с картой, иллюстрациями;
  • инновационный: демонстрация презентации урока.

 

Оборудование: 1. Учебник, авт. Вигасин., Годер Б.С., История Древнего мира". 5 кл. 2.Компьютер, проектор.

3. «1С: Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 кл.»

History5_200

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Первый этап. Организационный.

Демонстрация: Эпизод 1. «Египет- дар Нила»

На предыдущих уроках мы познакомились с жизнью первобытных людей, говорили о том, где и как они жили, чем занимались, какими были их религиозные верования и т.д.

 

А как вы думаете, в современном мире живут еще люди в условиях первобытного строя?

 

С сегодняшнего урока мы будем говорить о том, когда и где появились первые государства, кто были их первыми правителями, как появилась письменность, одним словом, как происходил переход от первобытности к цивилизации.

Мы совершим путешествие из первобытности в Древний Восток и начнем с Древнего Египта. А знакомство с этой страной начнем с природы и климата.

Демонстрация«1С: Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 кл.» Рубрика «Смотрим и запоминаем»; Тема№3: Цивилизация Древнего Египта. Природа и занятия людей в Древнем Египте. 00.20-00.45.

 Второй этап. Работа с картой.

 Работа учащихся с картой «Древний Египет» в учебнике на стр. 30. Древний Египет».

 Пользуясь картой, определите, где в Египте располагались плодородные земли, пригодные для земледелия. Покажите территорию Нижнего и Верхнего Египта.

Третий этап. Изучение нового материала.

Демонстрация«1С: Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 кл.»

 Рубрика «Смотрим и запоминаем»;

Тема№3: Цивилизация Древнего Египта. Природа и занятия людей в Древнем Египте.

00.45.-09.33

Четвертый этап. Закрепление нового материала.

Работа учащихся по учебнику на стр. 30. Иллюстрация «Земледельческие работы»

1.Используя иллюстрации в учебнике стр.30., расскажите, как распределялись работы земледельцев в зависимости от времени года.

·         Оазис (Оазисы – это островки зелени, где из-под земли бьет ключ воды)

·         Пороги (Пороги – это опасные каменистые преграды.)

·         Шадуфы

·         Рельеф (Рельеф- выпуклое, выступающее над поверхностью изображение)

·         Ил (Ил – это частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород)

Работа с историческим источником: Прочитать «Хвалебные песни египтян Нилу»

ХВАЛЕБНЫЕ ПЕСНИ НИЛУ

Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле.

Вопрос:

Почему египтяне пели хвалебные песни реке Нил?

Пятый этап. Верхний и Нижний Египет.

Демонстрация«1С: Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 кл.»

 Рубрика «Смотрим и запоминаем»;

Тема№3: Образование Древнеегипетского государства.

00.20-04.24

Шестой этап.  Закрепление нового материала.

1.Примерно за 3000 лет до н. э. в долине реки Нил появились первые общины, которые назывались гномы, Всего их, было 7. На протяжении почти 2000 лет они вели постоянную борьбу между собой. К концу IV тысячелетия до н.э. гномы объединились в три крупных 11государства: Верхний, Средний, и Нижний Египет. Около 1000 лет до н.э. царь Верхнего Египта  Муна подчинил себе Средний и Нижний  Египет и был объявлен «Владыкой всех гномов».

Продолжи фразу.

1.Фараон Верхнего Египта носил________корону

2.Фараон Нижнего Египта носил_________корону

3.Фараон Мина являлся первым фараоном_______ и _____ Египта.

3.Начиная с Мины все фараоны, венчались двойной _______ короной.

3.На границе Верхнего и Нижнего Египта Мина основал столицу единого государства ____________.

Седьмой этап. Рефлексия.

Мы познакомились с природой Египта. Узнали о том, что примерно 3 тысячи лет до н.э. образовалось единое государство Египет. Первым правителем Верхнего и Нижнего Египта был фараон Мина, а первой столицей государства был город Мемфис. На следующих уроках мы познакомимся с условиями и образом жизни земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов, писцов и воинов.

Заполни карту

·         Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …

·         Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …

·         Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

·         Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …

Домашнее задание:

Параграф №6. Читать пересказывать.

Тетрадь: Нарисовать корону царя Древнего Египта

Контурная карта:  Выполнить задания по теме Древний Египет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2:    Разработка урока « У роковой черты» (обществознание 8 класс)

Тип урока: изучение нового материала с проблемным изложением

Цель урока: ввести учащихся в понимание отличия «кризиса» от «катастрофы»

Задачи урока:

n  -  умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами;

n  - формирование  эстетического  отношения к природе;

n  - умение работать в группе;

n  - умение ставить и решать проблемные ситуации

Форма урока: групповая.

Опережающее задание: приготовить каждой группе презентацию по теме( 5 слайдов)

Оборудование и оформление урока:

Плакаты с изображением «Берегите природу», «Спасите МИР!», «Мы в ответе за природу!»

Карточки с заданием.

Глобус;

Рисунки учащихся: «Берегите Землю!»

Оформление доски:   эпиграф «Дорога цивилизации вымощена консервными банками».                      А.Моравия

Мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Приветствие.

 2.Учитель предлагает прочитать тему и поставить вопросы  к изучению материала:

- Вследствие чего возникла проблема «роковой черты» в природе?

- Что означает «роковая черта» в природе?

- К чему может привести сегодняшнее отношение к природе?

Учитель обобщает и говорит: да, наша с вами сегодня проблема:  выявить состояние природы – это кризис или катастрофа?

Поэтому будем работать в группах, развивать умение дискутировать, приводить примеры  и учиться составлять и решать проблемные задачи, кроме того вы должны доказать своё мнение презентацией, которую вы сделали дома.

3. Прочтите, пожалуйста, эпиграф урока и объясните, каким образом данный эпиграф характеризует тему урока

( учащиеся  дают объяснение, что сегодня в целях стремления к обогащению уничтожаются самые необходимы для жизни природные ресурсы).

4. Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис?

5. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, поэтому  предлагаю  вспомнить и написать основные понятия по изучаемой теме:

n  - природа;

n  - общество;

n  - зона экологического кризиса;

n  - экологический кризис;

n  - ноосфера;

n  - невозобновляемые природные ресурсы;

(По количеству названных понятий группам выставляются баллы).

6. Учащимся предлагаются некоторые факты:

n  - за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось;

 

n  - расход бумаги увеличился в 6 раз;

n  - вылов рыбы  увеличился на 500%;

n  - вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса;

n  - стремительный рост числа видов растений и животных, занесенных в Красную Книгу;

 

Задание:  КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края? ( команда,  назвавшая большее количество фактов, получает большее количество баллов)

8. Учащиеся представляют свои презентациипосле чего они работают в группах по задачам № 1и  № 2.

Задача № 1.

n  Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса:

n  А) бизнес и индустрия (забота только о производстве);

n  Б) равнодушие населения к экологическим проблемам;

n  В) перенаселение;

n  Г) плохие технологии;

n  Д) расточительное отношение к ресурсам;

n  Е) бедность стран «третьего мира» решение продовольственной проблемы за счёт «химического « отношения к природе.

Задача № 2.

n  Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:

n  А) ухудшение среды обитания человека;

n  Б) грубые механические приёмы земледелия;

n  В) нерациональное использование ресурсов;

n  Г) исчезновение многих видов животных и растений;

n  Д) потребительское отношение к природе;

 

n  Е) увеличение промышленных отходов;

n  Ж) рост наследственных заболеваний;

( Результаты выполненного задания выставляются в таблицу).

9. Учащимся предлагается обсудить в группе мнения учёных  и обосновать выбранный вариант:

n  Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса.

 

n  А) Военный: «ядерная  зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле;

n  Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз.

n  В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире.

n  Г) Предложите свой вариант

(Выставленный балл может повыситься за счёт предложенной  самими учащимися точки зрения).

10. Работа в группах: дать самостоятельно определение понятию «экологическая катастрофа» (определения зачитываются,  и та группа,  которая дала определение ближе к искомому,  получает балл).

11. Работа в группах по карточкам:

ЗАДАНИЕ:  Что из нижеперечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе:

n  А) Авария на Чернобыльской АЭС;

n  Б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;

 

n  В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки;

n  Г) пересыхание Арала;

n  Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.

Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы.

Дополнительные баллы получает та группа, которая приведёт  больше примеров экологического кризиса и катастрофы (учащимися заполняется таблица)

Экологический кризис

Экологическая катастрофа

 

 

12. Какой из этого мы можем сделать вывод: учащиеся в группах обсуждают и делают вывод. Вывод записывается в тетрадь: В природе имеются явления, характеризующие как экологический кризис, так и экологическую катастрофу.

13. Предлагаются пути выхода из кризиса:

n  Выполните тест

n  Решение выхода из экологического кризиса можно найти:

n  А) отказавшись от использования природных ресурсов;

n  Б)сокращения промышленного производства;

n  В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов;

n  Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе;

n  Д) предложите свой вариант:

 

14. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём произведении «Земля родная» писал

«Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности»

Задание: какой выход видел Д.С.Лихачёв,  и согласны ли вы с ним? (идёт обсуждение)

 Учащиеся делают вывод о том, что   от культуры,  в частности,  от экологической культуры зависит сохранность природных богатств, без чего жизнь человека немыслима.

15. Изучение нового материала заканчивается словами:

«Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя»                 
 Н. Заболоцкий

16. Объявляются результаты работы и выставляются отметки  по заполненной таблице:

 

Этапы работы

Название команд

 

 

Глоссарий

 

 

 Домашнее задание: Презентация

 

 

Задача № 1

 

 

Задача № 2

 

 

Выбранный и предложенный вариант

 

 

Понятие: экологическая катастрофа

 

 

Примеры кризиса и катастрофы

 

 

Вывод учащимися по теме урока

 

 

Примеры выхода из кризиса

 

 

Обсуждаем цитату Д.С.Лихачёва

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

17. Домашнее задание:
Содержание § 9;
знать термины, понятия этой темыТворческие задания (одно из заданий):
\ продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти из кризиса»;
- сочинение – рассуждение  «Природа – кладовая жизни человека, я хочу тебе помочь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 3 Разработка внеклассного краеведческого праздника « Никольщина»

Цель игры: формирование интереса к устному на­родному творчеству.

Подготовительный этап

Разделить учащихся и родителей на команды, продумать элементы костюмов каждой команды - косынка на плечи, атласная лента на голове, цветочек в кепке для мальчиков и т.д.

Приготовить:

-русские песни в исполнении Л. Руслановой или «Зо­лотого кольца»;

-детские фотографии участников;

- сушки для награждения и веревочки, чтобы их нанизывать ( после каждого конкурса поводятся итоги, по результатам которых победители получают сушки)

Задания ребятам:

-подобрать пословицы о счастье, об ученье;

-найти и выучить несколько скороговорок;

-приготовить старинные загадки.

-найти зауральские считалки и частушки, выучить их.

 -принести для выставки семейные реликвии (награды, памятные вещи, словом всё чем дорожат в семье).

Задание родителям: вечер заканчивается чаепитием, каждая семья должна принести своё фирменное блюдо из теста ( торты, печенье, пирожки и тд).

Ход мероприятия:

Ведущий: Отошли заботы летние. «Хлеб и закромах, бок ни печи. Солнце на зиму разворачивается - мужик на праздник». Так гово­рили в народе. 19 декабря отмечали на Руси день Николая Угодника, од­ного из самых популярных у русских людей святых. По преданию, однаж­ды преподобный Николай помог вы­тащить крестьянину завязший в осенней грязи воз и испачкал свою одежду. Явившись к Богу, он объяс­нил, почему его одежда грязная. Бог выслушал его, похвалил за доброе сердце и сказал, что отныне про­славлять Николая, служить в честь его молебны будут два раза в год -зимой и весной.

Как только не называли св.Нико­лая в Зауралье! Николай Чудотворец, Никола-Заступник, Никола Холодный или Зимний - волчий сват, маковый закат. В день 19 декабря редко когда не бы­вает морозов или большого снега: «На студеного Николу снегу навалит гору», «Прошел бы Николин день, будет и зима на санках». А еще на­зывали Николу Сивым: «Пригорюни­лась слива, подходит Сивый», «Солому носи, да Сивого проси, чтобы не студил сильно».

Сивый у древних славян - зимнее божество, бог Холода и убеленной сединой Старости, Мудрости. Поэ­тому во многих областях России в этот день начинали праздновать «Никольщину» - семейный праздник, во время которого особо почитались старшие в роду. Ведь именно они были хранителями родовых пред­аний, связей. А так как в Зауралье было много переселенцев, этот праздник прижился и здесь.Длилось празднование 3-4 дня, приглашались ближайшие родствен­ники, соседи. Давайте и мы с вами проведем свою « Никольщину» и повеселимся от души вместе с вашими родителями.

Конкурсы:

Конкурс 1

Ведущий: Перед праздником сельчане обязательно мылись в бане, я приглашаю по два участника от команды.

Игра "Баня"

Два участника стоят и держат в руке веник из разрезанных на полосы газет. По сигналу они начинают "парить" друг друга. Хлестать можно по ногам и спине. Победитель тот, кто быстрее обобьет свой веник об соседа.

Конкурс 2

По детским фотографиям родители и дети должны узнать друг друга.

Конкурс 3

Узнать с завязанными глазами своего ребенка и своего родителя по части тела ( нос, рука, нога, ухо).

Ведущий: Николин день - праздник гос­тевой. «На Никольщину зови друга,зови и ворога, оба будут друзьями».На нашем празднике все друзья. Да­вайте посмотрим, хорошо ли мы зна­ем своих близких.

Конкурс 4

Вопросы взрослым: Кто это?

К вам пришли тесть и теща. (Родители жены).

К вам пришли шурин и золовка. (Брат мужа и сестра мужа).

К вам пришли кум и кума. (Крес­тные родители ребенка).

К вам пришли деверь и свояче­ница. (Брат жены и сестра жены).

К вам пришли невестка и сноха. (Внимание, здесь подвох: это одно лицо, поскольку сноха она только для свекра. Остальной родне она невес­тка).

Вопросы детям:

К вам пришли бабушка и дедушка (мама и папа родителей).

К вам пришли лёльки (крестные)

К вам пришли дядя, тетя (брат, сестра родителей).

К вам пришли племянники (дети брата или сестры родителей)

К вам пришли сродные братья (дети брата или сестры родителей)

Ведущий: Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем ласковых слов?

Конкурс 5

 Команды по очереди называют лас­кательные имена (солнышко, заинь­ка, золотко и т.д.). Когда все они будут исчерпаны,ведущий предлага­ет древнерусские и диалектные ва­рианты, но просит перевести, рас­шифровать их, предупредив, что за­дание с подвохом: матана (люби­мый), очестливый (вежливый, пред­упредительный), одинакушка (един­ственная), повада (любимый,-ая), супостатка (соперница), баса (кра­сивая), издевленок (шутник, забав­ник), завликаша (ухажер), ярышка (пьяница).

Ведущий: «Бога люби, а черта не драз­ни» - говорят в народе. Именно так
строили свою жизнь наши предки.Культ духов развился и окреп рядом с почитанием единого христианско­го Бога. Считалось, что грешного на
земле больше, чем святого. В царст­ве растительности, животных, людей
- везде обнаруживали себя добрые и злые духи, требовавшие самого
уважительного и осторожного отно­шения.В гостевой день на кухонном столе оставляли краюху хлеба - уго­щение домовому, чтобы не обидел­ся, что в гости не позвали.

Кроме домового, почитали лесовика, луговика, полевика, дворо­вого и так далее. Жизнь идет, наш быт меняется, появляются новые по­мещения, и, следуя логике предков, в них должны обитать свои духи. Ин­тересно, какие бы новые бытовые божества могли бы сейчас появить­ся?  Например, кто обитает в ванной? Гараже?

 Конкурс 6

Конкурс-диалог команд:   кто больше придумает новых духов.

Ведущий: Среди славянских духов есть такие, назначение которых мы знаем
не совсем хорошо. Давайте попробуем угадать, кто есть кто?

-Кто такой бабай? (ночной дух,приходит из леса или огорода под окна дома, где есть маленькие дети, и выжидает, когда они начнут кап­ризничать. Пугает непослушных, но никогда не крадет - зачем ему лиш­ние хлопоты?).

Белун (старик в белой одежде. Существует поверье: утрешь ему нос, из сумы деньги посыпятся. Не зря о внезапно разбогатевших гово­рят: «Мужик с Белуном подружил­ся»).

Болибошка, Бессонница, Ноч­ница, Веснуха (духи болезни, лихо­радки).

Переполох (дух детского испу­га, страха).

Воструха (живет за печкой, бе­режет дом от воров, заботится о чес­ти и достоянии семейного очага).

Ведуны (духи вещих снов и муд­рых мыслей).

Ведущий: Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Сходные жизненные ситуации у разных наро­дов мира рождают и похожие посло­вицы.

Конкурс 7

(На столах лежат половинки кар­точек: на одних написаны русские пословицы, на других - арабские.  Ведущий читает русскую пословицу, участники находят ее на столе и ищут ей аналогию среди арабских. Если выбор правильный – половинки карточек совпадают.

Русские

Много творено, да мало сказа­но.

Голова что чан, а ума ни на ка­пустный качан.

Тарас есть пряники горазд, а Оп­лат и каше рад.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Работает, как ребенок, а ест, как детина.

Белые ручки чужие труды любят.

Сапожник без сапог.

Пуганая ворона куста боится.

Арабские

У кого язык длинный, мысли ко­роткие.

Ростом с пальму, а умом с ягнен­ка.

Один финики ест, а другой кос­точки убирает.

Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.

Прожорлива, как червь, а работа­ет, как калека.

Подкрашенные глаза не выносят дыма.

У плотника дверь всегда слома­на.

Укушенный змеей боится верев­ки.

-           Конкурс можно оживить, если включить в него арабские послови­цы и поговорки, не имеющие анало­гов:

С минарета да на дно колодца.

Одной голове две руки служат.

Дружба после вражды слаще хал­вы.

(Можно устно попытаться поис­кать похожие среди русских).

-           Закончить конкурс можно рус­скими пословицами, которым нет соответствия в арабских странах. Во­прос ведущего: почему?

Хорошо на печи пахать, да заво­рачивать круто (у арабских народов не было печи).

Не тот пьян, что двое ведут, третий ноги переставляет, а тот пьян, кто лежит – не дышит, собака рыло лижет, а он и слышит, да не может сказать « цыц». ( В исламских странах употребление алкоголя запрещено Кораном)

Конкурс 8

Ведущий: Ни один  праздник в селе не обходился без русской песни: немного печальной и грустной, или наоборот веселой и озорной. Я предлагаю нашим участникам поучаствовать в следующем конкурсе.

Инсценировка русской песни. Можно приготовить заранее, а можно экспромтом. По желанию участников можно спеть самим, а можно показать инсценировку под запись.

Конкурс 9

Ведущий: В кругу семьи деревенские жители любили рассказывать различные выдуманные и невыдуманные истории. Ваша задача придумать историю, рассказать нам, а соперники должны придумать окончание истории. У кого получится оригинальнее и смешнее, тот и победитель.

Конкурс 10

Ведущий : Каких только имен не встречается в наше время, а давайте узнаем, кое, что про старинные имена.

Ведущий называет уменьшительно – ласкательное имя задача команды назвать полное имя.

Дуня – Евдокия                             Савва-Савелий

Груша – Агрипина                         Филя - Филимон

Нюра – Анна                                   Пахом – Пахомий

Пестя – Пестилия                            Лавр - Лаврений

Стеша – Степанида                        Иаким - Иакинф

Груня – Аграфена                          Захарка - Захарий

Глаша –Глафира                            Митяй - Митрофаний

Фетя-Фетинья                                Проша - Прохор

Куля – Акулина                              Назарка- Назар

Фрося – Ефросинья                        Гаврюша - Гаврила

Прося – Прасковья                         Савва - Саватий

Дора – Федора                                Тимошка - Тимофей

 

Ведущая:

В Николин день, садясь за праз­дничный стол, сельчане непременно затевали мирскую, или Николину, свечу. В дом, где она «зачиналась», приглашали священника, ставили на стол небольшую горящую свечку, и тот окроплял ее святой водой. Гости поднимали «заздравную» в честь праздника, и каждый прикреплял свой кусочек воска к освященной свечке. В течение дня «мирская све­ча» обходила все дворы, где «гуля­ли», и к вечеру она достигала почти пудового веса. «Мирская свеча» - это знак общего взноса за покровитель­ство Николая Угодника во всех зем­ных делах.

Так давайте зажжем свечу и пе­редадим ее по кругу, чтобы каждый мог приобщиться к очищающей и объединяющей силе живого огня, зажженного в честь большого праздника.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание: Список литературы стр

Содержание: Список литературы стр

Список литературы и Интернет-ресурсов: 1

Список литературы и Интернет-ресурсов: 1

Шоценко С. Страна, загадочная, как

Шоценко С. Страна, загадочная, как

Актуальность опыта.

Актуальность опыта.

Обеспечить качество усвоения знаний по предмету; 2

Обеспечить качество усвоения знаний по предмету; 2

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно…

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно…

Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по…

Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по…

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы (кроссворда)

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы (кроссворда)

Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока

Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др

Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем

Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем

ПК, как к дорогой увлекательной игрушке

ПК, как к дорогой увлекательной игрушке

Приложение № 1: Разработка урока по теме «

Приложение № 1: Разработка урока по теме «

С сегодняшнего урока мы будем говорить о том, когда и где появились первые государства, кто были их первыми правителями, как появилась письменность, одним словом, как…

С сегодняшнего урока мы будем говорить о том, когда и где появились первые государства, кто были их первыми правителями, как появилась письменность, одним словом, как…

Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле

Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … ·

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … ·

Приложение № 2: Разработка урока «

Приложение № 2: Разработка урока «

Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис? 5

Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис? 5

Ж) рост наследственных заболеваний; (

Ж) рост наследственных заболеваний; (

В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов; n

В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов; n

Домашнее задание: Содержание § 9; знать термины, понятия этой темыТворческие задания (одно из заданий): \ продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти…

Домашнее задание: Содержание § 9; знать термины, понятия этой темыТворческие задания (одно из заданий): \ продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти…

Приложение № 3 Разработка внеклассного краеведческого праздника «

Приложение № 3 Разработка внеклассного краеведческого праздника «

Давайте и мы с вами проведем свою «

Давайте и мы с вами проведем свою «

Конкурс 5 Команды по очереди называют лас­ кательные имена (солнышко, заинь­ка, золотко и т

Конкурс 5 Команды по очереди называют лас­ кательные имена (солнышко, заинь­ка, золотко и т

Много творено, да мало сказа­но

Много творено, да мало сказа­но

Инсценировка русской песни. Можно приготовить заранее, а можно экспромтом

Инсценировка русской песни. Можно приготовить заранее, а можно экспромтом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023