Целостный анализ текста - хорошая возможность проверить разносторонние знания по многим разделам русского языка (фонетике, орфографии, морфологии, синтаксису, стилистике и др.). Посмотреть, как учащиеся вчитываются в текст, как строят цельное лингвистическое высказывание, как сохраняют структуру текста, как связывают отдельные части своего анализа.Первая страницаа
Целостный анализ текста. В горах..docx
Целостный анализ текста
В горах
1.Прошло около часа, как мы ра…стались с нашей к…мпанией, и нам
оставалось немного подняться, чтобы достигнуть вершины горно…о
хребта, где, как говорили, есть р…скошные долины и леса. 2. Под…ём
становился всё круче и круче; приходилось беспрестанно делать крутые
повороты, и мы решили (не)много посидеть на бугорке, покрытом
порыжевш…й, выжженной травой и испещрённом по краям какими (то)
невиданными цветами. 3. Мы, жители северных равнин, впервые были на
такой высоте, которая в самом деле была замечательная; внизу тянулись
бесконечною вереницею длинные серые облака (?), то открывая, то
закрывая окрес…ности. 4. Неподалёку от вас , на утёсе, одиноко
выдавш…мся из общей гряды, красавец орёл тнрзал свою добычу:
бедный зайчишка, должно быть, попался на обед пернатому хищнику; с
жадностью погл…щая окровавленные куски один за другим, он на
минуту останавливался , поглядывая по сторонам и, крепче вп…ваясь
ногтями в добычу. снова продолжал свою работу.
5. Мы не просидели и четверти часа, как внезапно почувствовали
какую – то необыкновенную свежесть, точно вошли в погре… , и
оглянулись: тёмная туча (?) начинала заволакивать не только то
место, где мы сидели, но и близлежащие. 6. Словно ужаленные, мы
бросились вниз. 7. Минуты через две не было видно ни бугорка, на
котором мы было распол…жились отдохнуть, ни утёса, на котором
сидел орёл: туча всё собою закрыла. 8. Стал накрапывать дождик,
вскоре пр…вратившийся в ливень (?). 9. Доро…ка, по которой мы
незадолго перед тем
карабкались, превратились в ручей, с
остервенением кативший вниз вместе с камнями свои в…пенившиеся
струи. 10. Поднялся свежий восточный ветер, и мы, иззябшие,
промокшие до нитки, измученные, воротились домой, подсмеиваясь
друг над другом и (ни)чуть не сожалея ни о потраченном времени, ни
о своём предприятии, давно задуманном, но, к сожалению, не
доведённом до желанного конца. (С. Бородин.) Работа с текстом
1.Списать, вставляя пропущенные буквы.
2.Определить тип речи, составив связное высказывание.
3.Составить сложный план.
4.Составить таблицу по тексту.
Деталь
Её признак ( и )
5.Объяснить наличие большого количества причастий в авторском
замысле.
6.Выписать из текста эпитеты.
изобразительному средству языка.
Дать определение этому
7.Объяснить правописание пропущенных орфограмм.
8.Определить части речи слов:
около (1 предложение)
где (1 предложение)
круче (2 предложение)
впервые (3 предложение)
которая (3 предложение)
неподалёку (4 предложение)
снова (4 предложение)
точно (5 предложение)
ни (7 предложение)
перед (9 предложение)
вместе (9 предложение)
домой (10 предложение)
(ни)чуть (10 предложение)
до (10 предложение)
9.Составить предложения со словами – вниз – в низ. Объяснить
правописание этих слов и определить их части речи.
10.
11.
Выписать из текста все наречия и определить их разряды.
Объяснить, почему в наречии СНОВА (4 предложение) на
конце пишется А. Прописать условия написания А – О на конце
наречий , образованных от прилагательных. 12.
Объяснить правописание указанных суффиксов глаголов:
почувствОВАли, останавлИВАлся, поглядЫВАл, накрапЫВАть.
13.
14.
Определить разряды всех причастий.
Дать
морфологическую
характеристику
имени
существительному (о) времени (10 предложение).
15.
Определить синтаксическую роль глагола в неопределённой
форме ОТДОХНУТЬ (7 предложение).
16.
17.
Определить тип каждого предложения, входящего в текст.
Определить функцию слов и словосочетаний:
как говорили (1 предложение)
должно быть (4 предложение)
к сожалению (10 предложение) – и указать
значение, которое они выражают.
18. Выписать из предложений текста обособленные определения и
приложения, относящиеся к личному местоимению. Объяснить
условия их обособления.
19. Выписать из текста вместе с главным словом обособленные
определения, выраженные причастными оборотами. Графически
выделить обороты и подчеркнуть как члены предложения.
20. Выполнить полный синтаксический разбор 2 предложения.
21. Объяснить знаки препинания в 4 предложении.
22. Объяснить наличие и отсутствие запятой между словами:
длинные серые (облака)
какую – необыкновенную (свежесть)
свежий восточный (ветер)
иззябшие, промокшие (мы)
23.Объяснить правописание слов КОМПАНИЕЙ (1 предложение) –
КАМПАНИЕЙ. Как называются такие пары слов?
24. Подобрать к словам :
ПОПАЛСЯ, БУГОРКА, БЕСПРЕСТАННО, СОЖАЛЕЯ,
ЖЕЛАННОГО –
по одному синониму и антониму. Составить с подобранными
словами словосочетания.
25. Объяснить лексическое значение слов и выражений:
на бугорке испещрённом
с жадностью поглощая
начинала заволакивать с остервенением кативший.
26. Выписать из текста слова с ассимиляцией (по глухости
звонкости). Проверить написание букв, подвергшихся ассимиляции.
27. Выписать слова с двумя приставками. Разобрать эти слова по
составу. Подобрать 3 – 4 слова с двумя приставками. Их
выделить.
28. Выписать по 5 слов, в которых
звуков больше, чем букв
букв больше, чем звуков
количество букв и звуков совпадает.
29. Выполнить транскрипцию слов:
порыжевшей, вереницею,
впиваясь, в…пенившиеся, предприятии.
30. Описать некоторые детали текста (4 – 5 предложений)
облака (3 предложение)
туча (5 предложение)
ливень (8 предложение)
31. Мини – сочинение – рассуждение.
«Что значит почувствовать какую – то необыкновенную
свежесть»?
(7 – 8 предложений)
Целостный анализ текста. В горах.
Целостный анализ текста. В горах.
Целостный анализ текста. В горах.
Целостный анализ текста. В горах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.