ЦЕНА ЛОМТИКА
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход классного часа
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки..
1. Вступительная часть.
- Отгадайте : Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе.
(Хлеб.)
Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок, Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал нёзнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки спёциальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба:
Почему один хлеб черный, другой - белый? (Пшеничная и ржаная мука)
-:Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это - отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретит4> лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему - 125 г хлеба, рабочему - 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.
ВОЕННЫЙ ХЛЕБ
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан бмй'1йШгдПсой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотёл, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
— А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)
3. Викторина «Мозговой штурм».
Вопросы викторины:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор - хранилище для зерна.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)
4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
4. Рассказ учителя (продолжение).
- Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь. чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:
· Бери хлеба столько, сколько съешь.
· Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.
5. Работа с пословицами.
Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе - пословицы. (Ответы детей.)
3 а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.
* Не шуба греет, а ... (хлеб).
* В дороге хлеб не....(помеха).
* Не будет хлеба,..., (т будет и обеда).
* Без соли не вкусно, а без хлеба ... (несытно).
* У кого хлебушко, у того и ... (счастье):
* Хлеб всему ... (голова),
* Без печки холодно - без хлеба ... (голодно).
6. Заключительная часть.
Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Продержимся русской традиции гостеприимства.
На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех'
Дидактический материал
О ХЛЕБЕ
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь»
Н. Тихонов
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно!
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
И если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду,
И колосом стану,
И к людям приду».
Я. Дегутите
КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ
Есть пословица в народе –
«Хлеб - на стол,
и стол расцвел».
Ну а все же как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Он рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля-
земля не просто,
А кормилица-земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись:
увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.
Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото - пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы –
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.
Есть пословица в народе:
«Хлеб - на стол,
и стол расцвел».
Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.