Цена освоения космоса в мировой космонавтике
Оценка 5

Цена освоения космоса в мировой космонавтике

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
01.04.2020
Цена освоения космоса в мировой космонавтике
Материал посвящен истории освоения космоса. В нем рассказано о том какой ценой досталась миру победа над космическим пространством, какой ценой достался этот первый шаг на пути покорения космоса.
Цена освоения космоса в мировой космонавтики.docx

Цена освоения космоса в мировой космонавтике

 

История освоения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет — ничто по меркам истории! Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но ничего не дается так просто. Действительно шла борьба за космос и с непокорным космосом. История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В ходе космических полетов, подготовки к ним или при неудачных ракетных запусках количество погибших составило, по меньшей мере, около 330 человек.

При космических полётах произошло 5 катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей, 21 человек. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе. Хочется вспомнить о тех, кто отдал свою жизнь на пути покорения космоса.

 

Трагедия во время имитационной тренировки в командном модуле корабля Аполлон-1 США (1967 г.)

         В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. На 27 января была назначена имитационная тренировка экипажа в командном модуле; предполагалось проверить работоспособность приборов перед условным запуском.

         Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль приблизительно в час дня. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород, вскоре началась тренировка. Проходила она при постоянных неполадках – то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку приходилось останавливать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании). Через 10 секунд, в 18:31 по местному времени, Уайт прокричал в динамики «У нас пожар в кабине!». Через несколько секунд работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я горю!», связь прервалась, а модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул. Подоспевшие к нему люди уже не смогли ничем помочь – весь экипаж был мертв.

Официальная причина: искра, ток короткого замыкания/вероятно, плохо изолированная проводка

        

Неудачное приземление Комарова СССР (1967г.)

Первой катастрофой космического корабля со смертельным исходом для человека стала авария «Союза-1», произошедшая 24 апреля 1967 года. Первый "Союз" должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года. В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно. Но по словам космонавта Алексея Леонова, дальше происходило все штатно и хорошо, парашюты срабатывали и корабль благополучно садился. Было ясно: в пилотируемом варианте никаких проблем не будет.

Старт был назначен на 23 апреля в 5:30. Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту. После выхода на орбиту на корабле не раскрылась одна из двух панелей солнечной батареи. Вскоре выяснилось, что не открылась дублирующая антенна телеметрической системы, а также не отошел козырек, защищающий солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Это означало: ни солнечная, ни звездная ориентация не пройдут. И это уже очень серьезно. Голос Комарова ясен, космонавт совершенно спокоен, хотя и он прекрасно все понимает.

Только после пятого витка Комарова пришло решение Госкомиссии о посадке. А космонавт между тем делает одну за другой попытки ориентации корабля. Безуспешно: его сковывает отказавшая техника. Тогда приняли решение сажать Комарова на 17-м витке. В этом случае для резерва, в случае неудачи, оставались еще два последующих витка.

На 17-м ничего не получилось. Снова согласовывается с Госкомиссией вариант посадки на следующем витке. Не успели. Остался единственно возможный вариант. Поскольку ионная система ориентации не сработала, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс. Спуск мог быть только баллистическим, то есть с большими перегрузками. Комаров выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Он сделал все, чтобы вернуться.

         После разделения отсеков и торможения в верхних слоях атмосферы события развивались следующим образом. Вышел и открылся тормозной парашют.  Но он не смог вытянуть купол основного! Согласно логике работы системы, вышел запасной парашют, но он не наполнился, так как оказался в "аэродинамической тени" тормозного.

Государственная комиссия назвала причиной катастрофы очень тесную конструкцию парашютного контейнера и его деформацию за счет перепада давления после отстрела крышки контейнера. Но как выяснилось, парашют просто не мог выйти из контейнера. И не только из-за деформации. Тормозной парашют должен был вытащить основной при усилии не более 1500 кг, а фактически, как показали последующие эксперименты, он мог держать массу почти в 2800 кг, что соответствует весу спускаемого аппарата. При укладке парашюта в контейнер, его забивали туда деревянными молотками - настолько высоким было трение о стенки контейнера. Кроме того, в нарушение технологии работ со спускаемым аппаратом при его испытаниях в автоклаве контейнер не был закрыт крышкой. При высокой температуре  теплозащита аппарата полимеризуется и выделяет бесцветные смолы, которые оседают на металле и, обладая клеящимися свойствами, могут значительно увеличить коэффициент трения.

Трагедия во время спуска  «Союза-11» СССР (1971г.)

6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. Корабль состыковался с «Салютом», космонавты перешли на борт станции, и экспедиция началась.

Несмотря на все трудности, на сложную обстановку, экипаж «Союза-11» полностью выполнил программу полета. 29 июня космонавты должны были расстыковаться с «Салютом» и вернуться на Землю. В 1:35 по московскому времени после ориентации «Союза» была включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты. В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска. Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. Но все оказалось безрезультатным. Причина - разгерметизация кабины во время спуска.

Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. По этим признакам была восстановлена примерная картина последних секунд жизни космонавтов. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев боролись до конца. Чтобы определить место, где произошла разгерметизация, Пацаев и Волков отстегнули ремни и отключили радиоаппарату. Добровольский, возможно, успел проверить люк, с которым были проблемы при расстыковке. Судя по всему, экипаж успел понять, что проблема в вентиляционном клапане. Заткнуть дыру диаметром 20 мм пальцем возможности не было, но была возможность перекрыть аварийный клапан ручным приводом, при помощи вентиля. Медики считают, что сознание в таких условиях разгерметизации стало гаснуть примерно через 20 секунд. Тем не менее, спасительный вентиль был частично закрыт. Кто-то из экипажа начал вращать его, но потерял сознание.

Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.

Взрыв корабля Шаттл Челленджер с экипажем на борту после старта США (1986г.)

          Накануне старта представители фирмы Morton Thiokol, производящей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту из-за низкой температуры — в те дни во Флориде было очень холодно, до -6Сº, а резиновые уплотнители в стыках между секциями твердотопливных ускорителей были рассчитаны на работу при температуре не ниже +11Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов.

В ночь на 28 января 1986 года под давлением представителей Центра Маршалла, возглавлявшего работы по ускорителям, руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнений не будут существенно больше, чем во время запуска «Дискавери» миссии 51-C. Это было роковым решением, которое стоило жизни семи астронавтов, уничтожению космического корабля, запуск которого обходился в 1,3 млрд долларов, и остановке программы Space Shuttle на три года.

Утром 28 января шаттл взмыл в небо с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики. Пилот Майкл Смит наблюдает, как шкала прибора показывает 104 процента тяги. Именно в эту секунду через 73 секунды полета огонь прорывается в стыке между сегментами твердотопливного ускорителя, отрывается нижняя стойка крепления правого ускорителя. Правый бустер, повернувшись, разрывает внешний топливный бак шаттла. Тонны ракетного топлива вырываются наружу. Левый бустер срывается со стоек и присоединяется к правому в хаотическом полете в сторону. «Челленджер» разваливается на несколько частей. Кабину отрывает от своих креплений.

В момент разрушения корабля членов экипажа бросает из стороны в сторону в их привязных ремнях, которыми они прижаты к сиденьям. Всё электропитание утрачено при отделении кабины от остальной части фюзеляжа. Поскольку кабина и другие обломки всё еще поднимаются вверх на скорости около 1000 миль в час, действие силы тяжести постепенно снижается. Экипаж испытывает мгновенную перегрузку, и сразу за ней — состояние невесомости. Экипаж жив, но ему не хватает воздуха. Астронавты включают аварийные аппараты подачи воздуха. Дик Скоби и Майкл Смит сознают, что ситуация опасная, но они находятся в кабине, оснащенной ручкой управления, и до ВПП — всего 20 миль (чуть более 32 км). Хотя приборы ни на что не реагируют, и ручка управления мертва, Скоби и Смит нажимают на кнопки, пытаясь запустить резервную систему управления полетом. Очень быстро экипаж понимает тщетность своих действий. Сидящие на верхней палубе члены экипажа — Дик Скоби, Майкл Смит, Эл Онизука и Джуди Резник — могут из окон видеть признаки катастрофы, которая с ними произошла. Они смотрят вниз и видят бело-оранжевое облако, обозначающее место гибели их «Челленджера».

Кабина проходит апогей своей траектории. Начинается двухминутное падение в океан. Астронавты пережили взрыв, но погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч. Число погибших – 7 человек.

        

Гибель корабля Шаттл Колумбия при входе в атмосферу с экипажем на борту США (2003г.)

Утром 1 февраля 2003 года экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Поначалу вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры на левой плоскости крыла аппарата передал в Центр управления полетами аномальные значения. Затем четыре датчика гидравлической системы корабля в том же крыле зашкалили за минимум, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, что же случилось с датчиками, один из телеканалов уже демонстрировал в прямом эфире объятый пламенем силуэт шаттла, разваливающегося на части.

         Для того, чтобы составить полную картину происшедшего, понадобилось несколько лет, сотни экспертиз и десятки всевозможных экспериментов. Как оказалось, обратный отсчет до катастрофы начался еще  на 82-й секунде полета. Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляцинным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом. На 82-й секунде кусок изоляции отделился и с силой ударил по композитной панели на левом крыле «Колумбии». В результате удара образовалась пробоина диаметром 15-25 см. Еще во время полета эксперты анализировали запись старта, и обратили внимание на этот момент. Руководство НАСА, получив доклад, отмахнулось — раньше такие случаи были? Были! Серьезные последствия наступали? Нет! Значит, нет повода поднимать панику.

Во время спуска с орбиты на переднюю кромку крыла приходится очень большая тепловая нагрузка. В тот момент, когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок, тепловая защита в районе повреждения стала попросту рассыпаться. В этом районе крыла были спрятаны посадочные шасси. Отказ датчиков давления в шинах означал, что они попросту взорвались от перегрева. Из ниши, где располагались шасси, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим и весь корабль. Утратив крыло, «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От этого момента до распада кабины и гибели экипажа прошла 41 секунда. Число погибших – 7 человек.

В СССР космонавтов, погибших в полёте, хоронили в Кремлёвской стене, в США в Космическом центре имени Кеннеди создан мемориал «Космическое зеркало». Наверное, цель людей, шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу — многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам.

Но отсчёт космических катастроф начался ещё до того, как в космос полетел первый человек. И периодически они случались на всем пути покорения звездного пространства.

 

Гибель в сурдобарокамере Валентина Бондаренко (1960г.)

Советский лётчик-истребитель Валентин Бондаренко мог бы стать первым человеком в космосе. 28 апреля 1960 года после тщательного отбора Бондаренко был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Из нескольких тысяч желающих отобрали всего 29 человек.

Первоначально Валентин не вошёл в число шести кандидатов на космический полёт на корабле «Восток». Но по разным причинам несколько отобранных будущих космонавтов выбыли из строя, и к тренировкам привлекли Бондаренко. В число испытаний входило десятисуточное пребывание в сурдобарокамере, целью которого было проверить реакцию на отсутствие внешних раздражителей. По завершении эксперимента Валентину сообщили, что он может снять прикреплённые к телу медицинские датчики. В местах прикрепления остались красные следы, которые Бондаренко протёр смоченным в спирте ватным тампоном. После этого молодой человек, не глядя, швырнул ватку в сторону мусорного ведра. Но по несчастливой случайности она угодила на спираль раскалённой электроплитки и тут же вспыхнула. Поскольку камера была наполнена почти чистым кислородом, пламя быстро распространилось. На Бондаренко загорелся шерстяной тренировочный костюм. Открыть камеру быстро не удалось из-за большого перепада давления. Когда её наконец открыли, курсант был ещё жив. Врачи Боткинской больницы восемь часов боролись за его жизнь. Он скончался 23 марта 1961 года. Причиной смерти стал ожоговый шок.

 

Пожар на Байконуре СССР (1960г.)

Интенсивная работа в области космической техники шла одновременно на территории двух крупнейших мировых держав — СССР и США. В стремлении «догнать и перегнать Америку» 17 декабря 1956 года было принято правительственное постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16».

Ракета создавалась с применением высококипящих токсичных компонентов. Правительство требовало, чтобы работа над ней шла ускоренными темпами. В итоге первый запуск назначили на 23 октября — чтобы успеть осуществить его к очередной годовщине Октябрьской революции. Руководил ими заместитель министра обороны СССР главком РВСН главный маршал артиллерии М.И. Неделин, техническим руководителем был назначен главный конструктор ОКБ-586 М.К. Янгель.

Хотя существовала вероятность и недоработок, пуск решили далее не откладывать, поскольку ракета могла находиться на старте не более суток. На стартовой площадке на момент пуска находились около 250 человек, в том числе сам Неделин. 24 октября около 18:45 объявили 30-минутную готовность и начали выставление в ноль программного токораспределителя. На этом этапе произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Были разрушены баки первой ступени, что привело к взрыву компонентов ракетного топлива.

В пламени погибли все, кто находился вблизи стартового стола. Среди них оказались маршал М.И. Неделин и ряд высококлассных специалистов в космической области.

По разным данным, погибших было от 74 до 126 человек. Десятки людей получили раны и ожоги. Данные о катастрофе засекретили. Что касается Неделина, то объявили, что он якобы трагически погиб в авиакатастрофе. Родным и близким погибших рекомендовали молчать о трагедии. Даже хоронить жертв старались скрытно.

 

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас США (1965г.)

          8 августа 1965 года в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE. При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности с нее сняли боеголовку.

Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг, из него начала вытекать горючая жидкость. Пары распространились по шахте, те, кто это почувствовал, устремились к верхним этажам, где находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, и сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим, удалось покинуть шахту и спастись. Ракета так и не взорвалась, шахта была восстановлена только 13 месяцев

Взрыв в Плесецке (1980г.)

Пожалуй, последняя крупная трагедия в истории советской и российской космонавтики приключилась 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк, где готовился запуск ракеты-носителя «Восток-2М». Как впоследствии показали очевидцы, в процессе заправки ракеты в районе третьей ступени произошла вспышка, в результате которой детонировали 300 тонн топлива. Начался сильный пожар, в результате которого на месте погибло 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов, количество выживших раненых – 39.

Комиссия обвинила во всем халатность боевого расчета, осуществлявшего запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай (1996г.)

          Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы.

         В 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Запуск был назначен на 15 февраля по местному времени. Местом старта был выбран космодром Сичан на юго-западе Китая. Ракета стартовала в положенное время, однако вскоре начала крениться и уже через 22 секунды упала на деревню недалеко от космодрома и взорвалась.

         Комиссии по расследованию инцидента были созданы как в США, так и в Китае. И если обе экспертные группы согласились друг с другом в технической причине аварии, то в оценке погибших их результаты сильно разнятся. Китайское руководство заявило о 6 смертях, американские эксперты – о 100 погибших.

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей.

 

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия (2003г.)

          На 25 августа 2003 года был назначен запуск ракеты VLS-3. Место проведения – космодром Алкантара на севере страны, очень удобный для запусков космических аппаратов из-за своей близости к экватору. При удачном запуске ракета с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки. Это была уже третья попытка страны получить этот статус, после двух предыдущих неудачных запусков.

22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало около 100 человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом. В результате взрыва погибли 21 человек.  

После инцидента бразильская космическая программа была на время парализована – многие ученые и инженеры, работавшие над ракетой, погибли в результате взрыва, к тому же началось полномасштабное расследование. Официальная причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи».

 Космос не прощает халатности, действий на авось, не внимания к мелким казалось бы проблемам. Особенно что касается первопроходцев, когда нет нужного опыта, наработок поведения в различных не штатных ситуациях. Не учиться на своих ошибках значит повторять их снова и снова. И это касается не только действий во время полетов, но и действий на земле.

 

Список использованной литературы

 

1.     Википедия и указанные в её статьях источники.

2.     Каманин Николай Петрович, «Скрытый космос», дневники в 4 книгах — материалы по катастрофам «Союз-1», «Союз-11»

3.     Фейнман Ричард, «Какое тебе дело до того, что думают другие?» — расследование катастрофы «Челленджера»

4.     Lovell Jim and Kluger Jeffrey, «Lost Moon: The Perilous Voyage of Apollo 13» — взгляд астронавта на катастрофу «Аполлона-1»

5.     Роуч Мэри, «Обратная сторона космонавтики» — катастрофа «Колумбии»


 

Скачано с www.znanio.ru

Цена освоения космоса в мировой космонавтике

Цена освоения космоса в мировой космонавтике

В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска

В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска

Трагедия во время спуска «Союза-11»

Трагедия во время спуска «Союза-11»

Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов

Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов

Центр управления полетами аномальные значения

Центр управления полетами аномальные значения

Первоначально Валентин не вошёл в число шести кандидатов на космический полёт на корабле «Восток»

Первоначально Валентин не вошёл в число шести кандидатов на космический полёт на корабле «Восток»

Родным и близким погибших рекомендовали молчать о трагедии

Родным и близким погибших рекомендовали молчать о трагедии

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020