Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном свмоопределении учащихся старших классов
Оценка 4.8

Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном свмоопределении учащихся старших классов

Оценка 4.8
docx
26.12.2022
Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном свмоопределении учащихся старших классов
Ценностные ориентации.docx

Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном самоопределении учащихся старших классов.

Тема будущего разрабатывается достаточно интенсивно как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. В представлениях о будущем можно увидеть "потенциал личности", на основе изучения жизненных планов молодежи возможно прогнозирование развития общества. С другой стороны, сформированность представлений о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости. Взаимосвязь образа будущего и социализации в юношеском возрасте является очевидной.

Тема будущего через ценности напрямую связана с проблемой самоопределения, хочу подчеркнуть, что в представлениях о будущем выделяют два уровня:

 - ценностное или идеальное;

-  абстрактное будущее.

Кроме этого, существует еще один аспект изучения картины будущего - это эмоциональное отношение человека к своему будущему в целом.

В своей практике рассматриваю подробнее особенности образа будущего на примере юношеского возраста. Образ будущего старших школьников является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, как планируемые, так и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлЕксии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему.

Формирование образа будущего старших школьников имеет свою специфику, связанную с особенностями возрастного этапа развития личности. Отличительной особенностью старшего подросткового - младшего юношеского возраста является "устремленность в будущее". В этом возрасте у учащихся активно формируется целостное представление о времени собственной жизни. Осмысление времени собственной жизни и является ценность, где лидирующую позицию занимает образ будущего.

То, что "потребность в будущем" выступает в качестве одной из основных потребностей юношеского возраста обусловлено объективными обстоятельствами и логикой личностного и социального развития подростка. В ситуации скорого окончания школы учащиеся вынуждены определятся, они должны принять большое число решений в кратчайшие сроки, поэтому данный этап в развитии личности называют "судьбоносным".

Следующее понятие, которое хочу раскрыть это Ценностные ориентации, они являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение ученика к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения, и если углубиться то "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации по их значимости (положительной или отрицательной).

В своей профессиональной практике реализую курс для учащихся 8-х классов ТПК (твоя профессиональная карьера)

Цель курса: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в принятие решений о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, развитие психологической готовности к осознанному и реалистичному социальному и профессиональному самоопределению учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с учётом ситуации на рынке труда.

Основной формой работы проведения занятий является практическая работа. Каждое занятие состоит из практической и теоретической части.  Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Задачи курса:

ü  Психологическая диагностика профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления обучающихся;

ü  расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;

ü  сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

ü  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

ü  способствовать проектированию подростками своих  жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Одна из тем данного курса является «Ценностные ориентации», где учащиеся знакомятся с  понятием ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Ранжируют собственные ценностные ориентации.

Результаты психологического мониторинга 

за 2021-2022 учебный год

(проведённого тестирования учащихся 8-11 классов

 на предмет изучения ценностных ориентаций учащихся)

Определялись показатели выраженности обучающихся возраста 14-18 лет:

ü  Терминальные ценности - основные ценности человека, то ради чего он живѐт, в чѐм находит источник своего счастья, к чему стремится.

ü  Инструментальные ценности связаны с образом действий и достижения целей.

В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которым  должен обладать человек.

Диагностика проводилась по методике:

-  «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов (данная информация на слайде)

По результатам обследования можно сделать вывод, что Учащиеся 8 классов на 1 место ставят активную деятельную жизнь, что выражается в стремлении к полноте и эмоциональной насыщенности жизни, на 2 место ставят развлечения, как приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей; третье место отдают наличию хороших и верных друзей.

Учащиеся 9 класса ставя на 1 место в равной степени здоровье, активную деятельностную жизнь и свободу (последняя понимается, как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), на второе место – здоровье, и на третье – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

 У старшеклассников 10, 11 классов приоритетность первого места совпадает – и те, и другие выбрали здоровье, как ценность. На втором месте у учащихся обеих параллелей идет любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), однако 11классники наряду с ценностью любви ставят и наличие друзей. Ценность дружбы у ребят 10 класса стоит на 3 месте. Выпускники же, в свою очередь, третью позицию отдают ценности развития, что проявляется в работе над собой, постоянном физическом и духовном совершенствовании.

Анализ инструментальных ценностей учащихся показывает, что для 8-классников приоритетной становится независимость, честность (правдивость, искренность) и оптимистичный взгляд на мир.

Учащиеся 9 классов на первое место ставят такую ценность, как аккуратность (чистоплотность), которая подразумевает умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. Второе место отдают воспитанности (хорошим манерам) и третье – смелости в отстаивании своего мнения, взглядов.

У старшеклассников 10-11 кл. позиции 1 и 2 мест совпадают полностью: образованность и ответственность (соответственно). На 3 место ребята ставят самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

Важно отметить, что приоритетность образованности (как широты знаний и общей высокой культуры) и ответственности (как умение держать свое слово, чувство долга) характеризуют личностную зрелость учащихся старшего звена.

 

В своей практической деятельности провожу Тренинговые занятия по формированию ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественного текста.

Упражнение: «Бескорыстная дружба»; «Законы доброты» (Чтение рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» (прием прерывистого чтения); Упражнение «Что дороже» (Чтение рассказа А. Грина «Бочка пресной воды» (прием прерывистого чтения); «Голос мечты» (Чтение рассказа К Паустовского «Стекольный мастер»)

 

 

 

 

 


 

Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Основной формой работы проведения занятий является практическая работа

Основной формой работы проведения занятий является практическая работа

У старшеклассников 10, 11 классов приоритетность первого места совпадает – и те, и другие выбрали здоровье, как ценность

У старшеклассников 10, 11 классов приоритетность первого места совпадает – и те, и другие выбрали здоровье, как ценность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022