Ценностные ориентации и представление о будущем в профессиональном самоопределении учащихся старших классов.
Тема будущего разрабатывается достаточно интенсивно как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. В представлениях о будущем можно увидеть "потенциал личности", на основе изучения жизненных планов молодежи возможно прогнозирование развития общества. С другой стороны, сформированность представлений о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости. Взаимосвязь образа будущего и социализации в юношеском возрасте является очевидной.
Цель курса: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в принятие решений о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, развитие психологической готовности к осознанному и реалистичному социальному и профессиональному самоопределению учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с учётом ситуации на рынке труда.
Основной формой работы проведения занятий является практическая работа. Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Задачи курса:
ü Психологическая диагностика профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления обучающихся;
ü расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
ü сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
ü сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
ü способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Одна из тем данного курса является «Ценностные ориентации», где учащиеся знакомятся с понятием ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Ранжируют собственные ценностные ориентации.
Результаты психологического мониторинга
за 2021-2022 учебный год
(проведённого тестирования учащихся 8-11 классов
на предмет изучения ценностных ориентаций учащихся)
Определялись показатели выраженности обучающихся возраста 14-18 лет:
ü Терминальные ценности - основные ценности человека, то ради чего он живѐт, в чѐм находит источник своего счастья, к чему стремится.
ü Инструментальные ценности связаны с образом действий и достижения целей.
В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которым должен обладать человек.
Диагностика проводилась по методике:
- «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов (данная информация на слайде)
По результатам обследования можно сделать вывод, что Учащиеся 8 классов на 1 место ставят активную деятельную жизнь, что выражается в стремлении к полноте и эмоциональной насыщенности жизни, на 2 место ставят развлечения, как приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей; третье место отдают наличию хороших и верных друзей.
Учащиеся 9 класса ставя на 1 место в равной степени здоровье, активную деятельностную жизнь и свободу (последняя понимается, как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), на второе место – здоровье, и на третье – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
У старшеклассников 10, 11 классов приоритетность первого места совпадает – и те, и другие выбрали здоровье, как ценность. На втором месте у учащихся обеих параллелей идет любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), однако 11классники наряду с ценностью любви ставят и наличие друзей. Ценность дружбы у ребят 10 класса стоит на 3 месте. Выпускники же, в свою очередь, третью позицию отдают ценности развития, что проявляется в работе над собой, постоянном физическом и духовном совершенствовании.
Анализ инструментальных ценностей учащихся показывает, что для 8-классников приоритетной становится независимость, честность (правдивость, искренность) и оптимистичный взгляд на мир.
Учащиеся 9 классов на первое место ставят такую ценность, как аккуратность (чистоплотность), которая подразумевает умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. Второе место отдают воспитанности (хорошим манерам) и третье – смелости в отстаивании своего мнения, взглядов.
У старшеклассников 10-11 кл. позиции 1 и 2 мест совпадают полностью: образованность и ответственность (соответственно). На 3 место ребята ставят самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
Важно отметить, что приоритетность образованности (как широты знаний и общей высокой культуры) и ответственности (как умение держать свое слово, чувство долга) характеризуют личностную зрелость учащихся старшего звена.
В своей практической деятельности провожу Тренинговые занятия по формированию ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественного текста.
Упражнение: «Бескорыстная дружба»; «Законы доброты» (Чтение рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» (прием прерывистого чтения); Упражнение «Что дороже» (Чтение рассказа А. Грина «Бочка пресной воды» (прием прерывистого чтения); «Голос мечты» (Чтение рассказа К Паустовского «Стекольный мастер»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.