Ценностные приоритеты современного образования.
Оценка 4.8

Ценностные приоритеты современного образования.

Оценка 4.8
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
07.03.2019
Ценностные приоритеты современного образования.
Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последнего десятилетия. Одна из наиболее важных проблем современного общества в создание системы образования, способной подготовить население нашей планеты к жизни в условиях быстро меняющегося мира. Эти перемены вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.
Ценностные приоритеты современного образования.doc
Ценностные приоритеты современного образования. Гражданская позиция личности как одна из высших ценностей и целей образования.                                                                                   Байкина Лаззат Токмагамбетовна                                                                                   преподаватель английского языка                                         Костанайского экономического колледжа Казпотребсоюза    Нам нужны современно мыслящие люди, которые поведут Казахстан вперед… Нам нужна новая наука, нам нужны образованные люди.  21  век – это     конкуренция     знаний…                                              Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.        Широкое   развитие   информационных   и   коммуникационных   технологий   и   их проникновение   во   все   сферы   жизни   общества   является   глобальной   тенденцией мирового   развития   последнего   десятилетия.   Одна   из   наиболее   важных   проблем современного   общества   в   создание   системы   образования,   способной   подготовить население нашей планеты к жизни в условиях быстро меняющегося мира.  Эти     перемены   вынуждают   нашу   школу   пересмотреть   прежние   ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание   подлинно   свободной   личности,   формирование   у   детей   способности самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять   знания,   тщательно   обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых   контактов   и   культурных   связей.   В   число   важнейших   задач   образования входит   подготовка   школьников   к   реалиям   жизни   и   труда   в   завтрашнем высокотехнологичном     обществе.   Это   задачи   достижения   жизненного   успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.   социальных   и   политических   трансформаций, Период   экономических, соответствующий этапу суверенного развития Казахстана, обусловил кардинальное изменение всего жизненного контекста. Все эти годы государство ­ с одной стороны, граждане ­ с другой, находятся в ситуации обновляющейся идентичности; в стране осуществляется   становление   и   развитие   нового   качественного   состояния общественного   уклада   и   менталитета.   Трансформационные   сдвиги   охватили различные сферы и обусловливают модификации образа жизни и социальных статусов граждан, влекут за собой кардинальные изменения социума.    культурном   (включая   научный, Особенности     развития   казахстанской   государственности   налагают   существенный отпечаток на осуществление и государственной, и гражданской идентичности в их этнонациональном,   образовательный, конфессиональный и иные срезы), а также политическом аспектах. Актуальность в этих   условиях   приобретает   процесс   становления   общенационального   менталитета, основанный   на   принципах   воспроизводства   значимых   идеологам,   развития нравственно   и   психически   здорового   человеческого   духа   (сознания,   воли,   смысла жизнедеятельности).   Обретение   новой   гражданской   ментальности   в   контексте казахстанской   идентичности   может   быть   реализовано   в   ходе   осуществления последовательной   государственной   политики,   учитывающей   реальную   социальную, культурную, политическую ситуацию времени. Формирование   гражданской   позиции   личности   составляет   ключевую   задачу социализации   в   юношеском   возрасте.   Достижение   социальной   консолидации   и согласия  в  условиях роста  социального,  этнического, религиозного и культурного разнообразия   нашего   общества   является   необходимым   условием   укрепления государственности и обеспечения безопасности общества как приоритета политики страны.   Поликультурное   общество   обуславливает   повышение   требований   к ответственности и свободе личностного выбора, воспитанию культуры толерантности в   межнациональном   общении   и   отношениях,   требует   целенаправленного   создания условий  развития гражданственности личности. Формирование   гражданской   позиции   призвано   обеспечить   интеграцию,   единство   и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения   на   основе   учета   многообразия   социальных   установок,   норм   и ценностей.     Проблема   формирования   гражданской   позиции   личности   неразрывно связана с проблемой формирования гражданского общества . Гражданское   общество   является   необходимой   предпосылкой   свободного   развития человека   его   автономного   существования   в   современном   мире.     Начиная   с  работ И.Канта, в  философии гражданское общество трактуется как общество свободных и автономных субъектов – личностей и организуемых ими сообществ, осуществляющих свою   деятельность   во   имя   каждого   человека   и   во   имя   рода   в   целом.  Цель гражданского   общества   –   создание   возможностей   и   условий   для   становления человека   как   свободной     личности.   Быть   гражданином   и   гражданской   личностью значит быть свободным человеком, осуществляющим свою деятельность на основе свободного   выбора.   Его   формула   –   быть   свободным   в   обществе   себе   подобных. Гражданское   право   в   его   социально­нравственном   смысле   –   это   не   только   право свободного   самоопределения   субъекта,   но   и   право   одной   личности   уважать   и признавать право другой личности в соответствии с установленными нормами.  Критерий   гражданственности   –   целостное   отношение   человека   к   социальному   и природному   миру,   способность   устанавливать   баланс   индивидуальных   и общественных   интересов.   Необходимо   отличать   гражданственность     как   духовно­ нравственное   понятие   от   гражданства   как     политико­правовой   принадлежности. Гражданственность   выражается   в   гражданской   позиции   личности   как   системе установок,   определяющих   готовность   к   деятельности   в   различных   сферах   – общественно­политической,   профессиональной   и     учебно­профессиональной, семейной.  Гражданское   общество   находится   только   в   процессе   своего   становления.   Это обстоятельство с одной стороны, придает особую  актуальность  и востребованность проблеме   воспитания   гражданской   позиции   молодежи,   а   с   другой   стороны обнаруживает   недостаточность   институтов   социализации,   которые   могли   бы эффективно решать эту задачу. Юношеский   возраст   –   возраст   самоопределения   –   жизненного,   личностного, профессионального.   Самоопределение   в   психологии   рассматривается   как сознательно   вырабатываемое   отношение   личности     к   миру   и   к   себе   в   мире (Рубинштейн С.Л.). Самоопределение характеризуется не только пониманием себя, своих   возможностей   и   стремлений,   но   и   пониманием   своего   места   в   обществе   и жизненного предназначения (Божович Л.И.). Самоопределение неразрывно связано с формированием   мировоззрения   как   основы   поиска   себя   и   осуществляется   через систему   идеологических   выборов,   конституирующих   гражданскую   позицию, мировосприятие   и   политические   убеждения.   Формирование   гражданской   позиции личности  осуществляется  в  процессе  гражданского  образования,  представляющего собой   систему   образовательной   деятельности,   направленную   на   политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах как самой личности и ее самореализации, так и становления и развития гражданского общества и правового государства. Гражданская   позиция   реализуется     посредством   приобретения   гражданской компетентности,   организации   и   осуществления   гражданских   акций.   Механизм гражданской   идентификации   предполагает   последовательное   освоение   и преобразование   личностью   различных   модальностей   ее   гражданского   бытия   в современном   обществе.   Молодым   людям   необходимо     освоить   групповые (социальные)   нормы   и   ценности   поведения,   определяющие   статус   гражданина   в процессе   активного   овладения   культурным   наследием   и   принятия     всей   полноты ответственности за состояние дел, т.е. освоить культуру группового гражданского действия.   Сегодня   перед   обществом   стоит   задача   формирования   гражданской идентичности личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина. В   условиях   многомерных   трансформаций,   соответствующих   механизмам   развития рыночной   экономики,   меняются   способы   жизни   в   обществе,   формы   и   пути идентификации,   система   принципов   взаимодействия   общества   и   личности, гражданина   и   государства,   система   ценностных   приоритетов.   Сформулированная проблема   предполагает:   во­первых,   ясное   понимание   тех   целевых   и   нормативных ориентиров, которым была подчинена деятельность нашей системы образования, ее содержание, организационная и институциональная структура. Во­вторых, необходим тщательный анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе различных моделей школьного образования, тем более что выбор их на образовательном рынке весьма широкий. Наконец, в­третьих, требуется объективный диагноз нынешнего состояния школ, которая, оставаясь во многом прежней, существует уже в новых социальных, экономических   и   культурных   условиях.   Прежде   чем   двигаться   дальше   по   пути реформ, следует выяснить, что потеряла и что приобрела система образования за предшествующие годы, насколько ей удалось сохранить преемственность и вместе с тем преодолеть прежние недостатки, удалось ли педагогической практике воплотить инновационные   приоритеты   и   ценности   или   они   остались   "образовательными мифами".    Классическая   парадигма   в   образовании,   концептуально­теоретические   принципы, которой   складывались   в   философии   Нового   времени   и   Просвещения, институционально оформилась только в середине XIX в. и сохранялась, эффективно работая   вплоть   до   последнего   времени.   Составив   основу   национальных   систем образования,  как   на   Западе,   так   и  у   нас,  она   определила   в   качестве   их   ведущих приоритетов научность и гуманистичность.  Приоритетом научности объясняется понимание обучения как изучения основ наук. Престиж   школьных   предметов   ставится   в   прямую   зависимость   от   научности соответствующей   области   знания.   Естественно,   что   на   первый   план   выдвигаются точные науки ­ математика, физика, химия и др. Еще один аспект научности связан с тем, что в классической парадигме моделью организации   обучающей   деятельности   ученика   оказывалась   логика   научного познания.   В   идеале,   как   и   ученый,   ученик   должен   открывать   для   себя   ранее неизвестную   ему   научную   истину.   Поэтому   умения,   которыми   школа   должна вооружить   учащихся,   это   умения   рационального,   логического   мышления,   методы, приемы научного исследования. В   структуре   классического   образования   обучение   понимается   как   род   научного познания, а воспитание как род обучения. Основу воспитанности составляет знание нравственных   требований,   норм   общения,   правил   приличия,   т.е.   всего   того,   что необходимо   для   цивилизованного   совместного   проживания   людей.   Однако воспитанность   реализуется   не   в   знании,   а   в   поведении.   Отсюда   задача   ­   научить ребенка   "технологии"   социального   поведения,   умению   применить   общую   норму   к конкретной   практической   ситуации,   вычислить   наиболее   рациональную   модель поступка.   Перефразируя   Гегеля,   можно   сказать,   что   воспитанность   в   форме, соответствующей   своему   понятию,   есть   навык.   Школьное   воспитание   является школой тренировки, упражнения для отработки культурных автоматизмов поведения и общения, которые и составляют "вторую природу" человека.  Наконец,   свое   логическое   завершение   дух   научности   получил   в   понимании   цели образования,  определяемой   исходя   из   философско­рационалистической   концепции личности,   в   которой   интеллект,   воля   и   чувство   представляют   собой   различные инстанции все того же разума ("чистый разум", "практический разум" и "способность суждения"   по   терминологии   Канта).   Безусловно,   как   собственно   человеческое качество воля осуществляет себя в разумном и ответственном действии, а чувство ­ в осмысленной эстетической оценке. Однако здесь важно, что именно рациональность в форме научного разума выступает верховным законодателем в сфере духовной жизни человека.   Благодаря   этому   индивид   способен   дисциплинировать   собственную телесную природу, стать господином своих чувственных желаний и потребностей, быть вменяемым и целеполагающим существом. Глобальная   задача   нашей   воспитательной   системы   ­   оказать   содействие подрастающей   смене   в   утверждении   гуманистической   культуры   человеческих взаимоотношений   в   полиэтническом   обществе,   в   поиске   и   освоении   новых   форм самоэтноидентификаций, в формировании граждан – казахстанцев, патриотов своей страны. Миссия нашего  образования заключается в воспитании будущих граждан с твердой гражданской   позицией   на   принципах   гуманизма,   демократии,   толерантности   и самоактуализации личности. Воспитание   этнополикультурной   личности,   формирование   его   нравственной культуры,   его   гражданской   позиции   должно   базироваться   на   значимых   для   него ценностях.   Ведущим   подходом   в   учебно­воспитательной   деятельности   учебного заведения   является   личностно   ­   ориентированный.   В   условиях   воспитательной системы   реализуется,   в   первую   очередь,   личностно­   ориентированный   подход,   и личность рассматривается как общечеловеческая ценность.  Исходя из того, что гражданин –это личность, обладающая правовой и политической культурой,   социально   активная,   творчески   мыслящая,   ценящая   демократические свободы   и   несущая   ответственность   за   свои   поступки,   осознающая   свое   место   в социуме,   природе,   мире,   признающая   достоинства   и   инакомыслие   других,   мы считаем,   что   наша   модель   воспитательной   системы   должна   способствовать формированию   у   учащихся   системы   гражданских   ценностей.   К   ним   мы   относим критическое мышление, широту видения мира и признания, а отсюда, равноправными и   равноценными   любые   точки   зрения,   взгляды   на   мир,   умение   сочетать   свою философию   с   культурным   и   национальным   плюрализмом,   стремления   видеть личностный смысл в любой деятельности; способность защищать свое достоинство, обладать гражданским самосознанием, быть ответственным за свои слова и поступки.   Поэтому   основная   задача   нашей   воспитательной   системы   состоит   в   том,   чтобы помочь   ребенку   выработать   и   развить   те   способы,   которые   позволили   бы   ему максимально реализовать себя, научиться быть гражданином и сформировать свою гражданскую позицию.   В   основе   такого   подхода   лежит   Идея   Человека,   востребованной   современной цивилизацией   и   культурой.   Ее   смысл   в   том,   что   главная   задача   человека­ максимально   реализовать   свою   человеческую   сущность,   индивидуальность,   стать самим   собой   (“тем,   что   я   есть”)   и   тем   самым   исполнить   свое   всеобщее   и индивидуальное   предназначение,   реализовать   заложенные   в   нем   потенциальные возможности. Литература 1.Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов.  Москва 1995. 2.Мудрик А.В.Социальная педагогика. Москва Издат.центр “Академия “,2005г. 2.”Закон об образовании  “,Казахстанская правда.15 августа 2007г. 3.Воспитательная работа школы. Проблемы и поиски .Москва,Знание,1989г. Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас." Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.                                                                          Так ли это? Ответ   на   этот   вопрос   очень   важен,   потому   что   речь   идет   о   стержне   нашего национального   характера.   Делать   добро   людям   –   это   душевная   потребность   для русских   людей,   которая   сохранилась   в   нас   еще   от   далеких   предков.   В   нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.                                                  И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.                                                                            «Доброта в нас и вокруг нас». Социальный   прогресс   возможен   лишь   в   том   случае,   если   он   имеет   под   собою нравственную   основу,   проводится   в   соответствии   с   гуманистической   моралью. Поэтому   сегодня   вполне   оправдано   обращение   к   таким   извечным   нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».  Добро ­ это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.  Доброта   ­   морально­ценностная   характеристика   человека,   включающая   такие свойства,   благодаря   которым   он   способен   творить   добро.   К   таким   свойствам относятся   отзывчивость,   внимание   к   людям,   щедрость,   готовность   поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.  Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...  Слово студента:  Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».  Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».  Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». Лев Толстой: «Доброта ­ вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».  Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».  Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».  Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.  Давайте   вспомним   некоторые   народные   пословицы,   связанные   с   темой   нашего разговора:  Слово студента: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот   ходит   в   серебре»,   «Лихо   помнится,   а   добро   –   век   не   забудется»,   «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём», «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».  Слово учителя:  Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.  Чего же больше в людях: добра или зла?  Перед вами  конверты  с  жетонами,  символизирующими   добро  и  зло.  Подумайте и выберите   соответствующий   вашим   убеждениям   жетон.   (Жетоны   собираются   и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или зла).  Когда­то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант­органист, писатель,   доктор   философии   и   богословия   Альберт   Швейцер,   к   величайшему изумлению   знакомых   в   30   лет   поступает   на   медицинский   факультет,   прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он   строит   больницу.   Он   много   работал,   шестьдесят   лет:   лечил,   облегчал   боль, возвращал   радость   (только   у   него   в   больнице   прокажённые,   люди,   обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.  Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение перед жизнью».  Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени,   в   твоём   дружеском   расположении,   может   быть,  ты   окажешь   дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь ­ зависит от тебя и от обстоятельств.  Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:  Слово студента:  «Сердце чьё смягчил,  Кому подал руку?  Кому облегчил душевную муку?  Чью старость утешил?  Кого осчастливил?  Кого на дорогу на торную вывел?»  Слово учителя:  Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто­то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого­то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.  Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил  добрую  отметину  в вашем  сердце, или  видели, или  услышали  о  людской доброте и не забыли.  Добрый поступок»:  Рассказы педагога и студентов.  Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас!   У   добра   много   лиц:   кто­то   помог   дойти   до   дома   заблудившемуся   слепому человеку. Кто­то в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе   с  ним   подаркам.  Иные,  прочитав   рубрику   «Поможем»  о   пожаре,   который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…            ­ отцу, матери, дедушке, Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери ­ гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку бабушке. Слово учителя: Не   выдерживает   материнское   сердце,   сгорает   от   горя   и   обиды,   если   вырастают недобрые, неблагодарные дети. В маленькой больнице на окраине большого города лежали   две   матери   –   Чернокосая   и   Белокосая.   Они   родили   сыновей.   Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери   были   счастливы.   Они   мечтали   о   будущем   своих   сыновей. ­ Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, ­ говорила Белокосая мать. – Музыкантом  или писателем, известным  всему миру. Или скульптором, создавшим произведение   искусства,   которое   будет   жить   века.   Или   инженером,   построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…      и А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, ­ сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов. Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие   личики   своих   сыновей,   в   глазах   у   них   сияло   счастье,   изумление   и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго­долго о чем­то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен сыновей. Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей   жизни,   они   молчали   о   сыновьях.   Наконец,   Чернокосая   спросила: ­Кем сын? ­Выдающимся музыкантом, ­ с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром,   который   выступает   в   самом   большом   театре   нашего   города.   Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом. ­А твой сын кем стал? – спросила Белокосая. твой стал же           ­Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась… ­Все­таки   счастье   тебя   обошло,   ­   сказала   Белокосая.   –   Твой   сын   стал   простым, никому не известным человеком. Чернокосая мать ничего не ответила. И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго­долго о чем­то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь   с   матерью,   сын,   как   бы   извиняясь,   выложил   из   сумки   на   маленький столик   виноградные   гроздья,   мед,   масло.   «Поправляйтесь,   мама»,   ­   сказал   он   на прощанье и поцеловал ее. А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и   Чернокосая   мать,   лежа   в   постели,   тихо   улыбалась   своим   мыслям,   Белокосая сказала: ­У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…           на второй  день   перед  вечером   к   Чернокосой  матери  снова   приехал   сын­хлебороб   из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились. К Белокосой матери никто не проходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка. В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын­хлебороб из далекого   села   –   привез   два   больших   арбуза,   виноград,   яблоки.   Вместе   с   сыном приехал   трехлетний   черноглазый   внук.   Сын   и   внук   долго   сидели   у   постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», ­ сказал   мальчик,   и   бабушка   поцеловала   его.…   Белокосая   мать   в   эти   мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой­то интернат… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын­ хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына­хлебороба скорее выздоровела.   К   Белокосой   матери   так   никто   и   не   пришел.   Прошел  месяц.  Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно,   вы   тоже   станете   совершенно   здоровым   человеком».   Говоря   это,   врач смотрела почему­то в сторону. За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались. Прощаясь   с   Чернокосой   матерью,   Белокосая   попросила   ее   остаться   с   ней   на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила: ­Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… ­ и она заплакала. ­Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, ­ сказала Чернокосая, ­ потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела   своими   глазами.   Я   счастлива.   А   ты   несчастный   человек,   и   я   глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было   уйти   из   больницы,  ведь   каждый   приезд   моего   сына   приносил   тебе   тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу­матери не прощается. Патриотизм   начинается   с   колыбели.   Не   может   быть   настоящим   сыном   своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. Слово матери:  Украинская   народная   мудрость   гласит:   «Три   несчастья   есть   у   человека:   смерть, старость и плохие дети. Старость ­ неотвратима, смерть ­ неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.  И   это   зависит   не   только   от   нас,   родителей,   но   и   от   вас   самих   ­   детей.   Умейте чувствовать   тончайшие   душевные   движения   матери   и   отца.   Не   приносите   тревог, огорчений,   обид.   Не   допускайте,   чтобы   жизнь   родителей   была   отравлена   вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько   труд   и   усталость,   сколько   сердечные   волнения,   переживания,   огорчения, обиды.   Когда   болит   сердце,   за   вас   дети,   седеют   волосы.   Не   забываются оскорбительные   слова.   Рана   от   занозы   заживает,   и   следа   не   остаётся.   А   рана   от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.  Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.  Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.  Слово студента:  Мы   живём   в   коллективе,   коллектив   не   любит   недоброжелательных   людей.   Надо уметь чувствовать, уметь видеть по­доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.  Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта   выражается   в   желании   видеть   лучшим   человека,   с   которым   ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.  Слово учителя: Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.  Слово студента:  Первоклассница   нарисовала   школу.   На   чистом   листе   бумаги   она   вывела   большой золотой   круг   ­   солнце   ­   и   вокруг   него   много   маленьких   головок   расцветшего подсолнуха.  А где же школа? ­ спросили её.  Разве вы не видите? ­ с удивлением, и даже с обидой сказала девочка.  Вот это ­ учительница (девочка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это и есть школа.  Ученики ждут от учителя доброты, тепла, участия, любви.  Слово учителя:  Может ли учитель стать причиной появления зла в душе ребенка.  Слово студента:  Дождик   постукивал   по   оконному   стеклу.   Мелодия   дождя,   созвучная   голосу учительницы,   убаюкивала.   Первоклассник   Вова   старался   не   уснуть,   а   глаза   сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ ОПЯТЬ ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал дневник, где   учительница   сделала   третью   на   этой   неделе   запись:   «Спал   на   уроке».   Мама, посмотрев дома дневник, прижала сына к себе и заплакала. Он тоже заплакал, потому что и мама, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра снова пойду в детский сад. Там можно спать, играть, бегать. А в классе совсем ничего нельзя, только смирно сиди за партой и стой у стенки на переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!» На следующий день мать пошла в школу вместе с сыном. На уроке математики учительница несколько раз делала замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние дела: что­то искал в столе, портфеле, показывал соседу. Наконец учительнице это надоело: она быстро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу, сказала: «Чем тратить время на марки, да ещё на уроке, лучше бы математикой занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно посмотрел на учительницу и до конца урока вообще ничем не занимался.  Слово учителя:  Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, очень часто зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.  Десятки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося ­ это те тропинки, которые   ведут   к   человеческому   сердцу,   это   важнейшее   условие   дружбы, товарищества учителя и учащихся.  Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается, что педагог ­ руководитель и наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством, добротой в сердце ребёнка никогда не появится зло, а учительская душа не умрёт без взаимной любви.  Слово учителя:  Потому что это больно Марии Петровне.  Это было в последний год войны. Ученика четвертого класса Володю обидела одноклассника Нина. Она сказала ему на перемене: ­Пять платьев с заплатами. Нина намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами… Володя не смог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами. Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала: ­Сегодня я приду к вам домой, Володя. Мария Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой – без ремешка не обходилось. Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя… На следующий день Володя пришел в школу радостный. Он несколько раз повторил: ­К нам приходила Мария Петровна… потом он рассказал: Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила, тихонько, очень тихонько сказала Володе: ­А драться нельзя… ­Я никогда больше не буду драться, ­ сказал Володя. – Потому что это больно Марии Петровне… Сегодня новое поколение все чаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки, а вместе с тем – заработки любой ценой.  В Бобруйске был задушен и забит камнями восьмилетний школьник. В тот же день были   найдены   исполнители   убийства   –   трое   одноклассников   убитого,   самому старшему из них недавно стукнуло девять лет. Как признались следствию убийцы­ малолетки, на «мокрое» дело их толкнула страсть к наживе: у убитого школьника в кармане были деньги.  Увеличивается   армия   детских   карманников   и   сбытчиков   наркотиков.   Дети объединяются в преступные группы, избивают и грабят прохожих.  Но если доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.  И помните всегда:  Учитель – это человек только с добрым сердцем.  Давайте будем учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться!   Можно.   Надо   только   захотеть   этого   очень   сильно.   Надо   много   и напряженно думать. Надо слушать свое сердце. А самое главное – надо смотреться в глаза ребенка. Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру в себя.  Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать   для   того,   чтобы   мир   изменился   к   лучшему?   Да,   простой   человек,   не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.  Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись   за   руки,   в   круговой   поруке   добра,   а   цепочку   зла   обрывать   на   себе,   не пускать его дальше по кругу.  Слово студента:  1. Давайте поклоняться доброте!  Давайте с думой жить о доброте:  Вся в голубой и звёздной красоте,  Земля добра. Она одарит нас хлебом,  Живой водой и деревом в цвету.  Под этим вечно неспокойным небом  давайте воевать за доброту!  2. Как бы жизнь не летела ­  Дней своих не жалей, делай доброе дело  Ради счастья людей.  Чтобы сердце горело,  Не тлело во мгле,  Делай доброе дело ­  Тем живём на Земле. 3. Ах, как нам добрые слова нужны!  Не раз мы в этом убедились сами.  А может не слова ­ дела важны?  Дела ­ делами, а слова ­ словами.  Они живут у каждого из нас,  На дне души до времени хранимы,  Чтоб их произнесли в тот самый час,  Когда они другим необходимы.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.

Ценностные приоритеты современного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2019