Ценовая политика на различных рынках

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ценовая политика на различных рынках.docx

 Ценовая политика на различных рынках

 

Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Выделяют четыре типа рынка совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия – каждый из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.

Цены рынка совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется:

§ Наличием множества фирм, причем доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

§ Однородностью и взаимозаменяемостью производимых конкурентами товаров;

§ Отсутствием ценовых ограничений.

В условиях совершенной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т.е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.Рынок монополистической конкуренции состоит из большого числа фирм, производящих взаимозаменяемые товары и услуги. В условиях монополистической конкуренции на рынке данного товара выступают одновременно большое количество продавцов, но они предлагают различные взаимозаменяемые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды). Каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами - конкурентами за счет


различий по потребительским свойствам и по предоставляемым дополнительным услугам; легкость проникновения на рынок.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах.

В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства.

При этом используются разные стратегии ценообразования. Наиболее распространенная стратегия установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготавливаемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены.

Ценообразование в условиях олигополии. Олигополия рыночная структура, которая характеризуется не многочисленностью фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют несколько фирм (3-5); продукция, производимая фирмами, может быть как однородной (медь, нефть), так и дифференцированной (автомобили, бытовая техника). Вход на данный рынок ограничен. Выделяют несколько общих черт олигополистического ценообразования:

§ олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции;

§ цены   в    условиях    олигополии    имеют    тенденцию    быть

«жесткими», или негибкими;

§ в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

§ олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованности действий при назначении или изменении цен.

Цены в условиях чистой монополии. При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная фирма, регулируемая государством, или частная нерегулируемая монополия.

Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного


товара (установление цен на алкогольные, табачные изделия). Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов.

В случае регулируемой монополии государство разрешает предприятию устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение

«справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его.

Нерегулируемая монополия осуществляет значительный контроль над ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.

В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде сложно (т.е. не существует не одного типа рынка в чистом виде). Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Анализ конкурентной структуры рынка не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.