Церковь

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала церковь.docx

У р о к ……

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XV - НАЧАЛЕ XVI ВВ.

Цел и:

1.      Дать представление о взаимоотношениях церкви и госу­дарства.

2.    Ознакомить учащихся с характерными чертами монастыр­ской жизни.

3.     Рассказать о религиозных спорах.

4.    Выявить причины появления теории «Москва - Третий Рим».

♦ Основные понятия и термины: ересь, благотворитель­ность, дьякон, старец, идеология, стригольники, иосифляне, не­стяжатели.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> В чем значение присоединения Новгорода к Московскому государству?

=> В чем значение присоединения Твери?

=> Почему изменился характер княжеской власти в первой половине XVI века?

=> Охарактеризуйте систему государственного управления.

=> Каковы основные положения Судебника 1497 года?

=> Почему был введен Юрьев день?

провести исторический диктант по ос­новным понятиям.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Изменения в положении Русской православной церкви.

2.    Монастыри.

3.    Ереси.

4.    Иосифляне и нестяжатели.

5.     Оформление идеологии самодержавия.

1. Изменения в положении Русской православной церкви.

Учитель дает представление:

-    о роли Русской православной церкви в объединении рус­ских земель;

-    о поддержке политики Александра Невского;

-    о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонеж­ского;

-    о позиции церкви (она выступала за усиление власти вели­кого князя) в период феодальной раздробленности.

-    В 1448 году Собор русского православного духовенства из­брал митрополитом рязанского епископа Иону. Это было значи­тельным событием того времени.

После падения Византийской империи в 1453 году выборы митрополита становятся внутренним делом церкви. Русская право­славная церковь стала независимой. Церковь возглавляли поддан­ные русского князя, следовательно, они теперь получали возмож­ность вмешиваться в дела церкви.

Работа с документом (с. 191).

=> Прочитать и ответить на вопросы.

2. Монастыри.

целесооб­разно вспомнить понятия - монах, монастыри.( В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.)

Учитель обязательно показывает на карте территории, на кото­рых в Х1У-ХУ вв. появились монастыри.

В начале XV века на острове Белого моря появился Соловец­кий монастырь, он был основан монахами: Германом, Зосимой, Савватием.

В   1479  году  Иосифом  Волоцким  был  основан  Иосифо-Волоколамский монастырь.

В XIV веке Сергием Радонежским была основана Троице-Сергиева лавра (духовный центр России).

 Работа  с  иллюстрациями (с. 185, с. 189)и текстом учебника (с. 184).

Учащиеся отмечают занятия монахов. Учитель обращает внимание учащихся на следующее.

Были сильно заметны различия между монастырями:

-    одни были богаты, имели огромные земельные владения, занимались торговлей;

-    другие были бедны, существовали в скитах и лесных пус­тынях, где иноки вели аскетический образ жизни.

Учитель рассказывает о росте богатств монастырей, об их оби­тателях и о благотворительности; о том, что они являлись центрами ду­ховной и философской мысли.

показать учащимся иллюстрации видов основных русских монастырей.(Презентация)

3. Ереси.

Учитель поясняет учащимся, что в средние века религия овладела умами людей. В это время стали возникать рели­гиозные споры, и они сразу оказались в центре внимания общества.

вспомнить из курса средних веков:

=> Когда в Западной Европе появились люди, выступавшие против учения христианской церкви?

=> Что означает понятие «еретик»? («Еретик» в переводе с греч. означает «противник господствующего вероучения церкви».)

=> Что проповедовали еретики в Западной Европе?

=> Как католическая церковь боролась с еретиками?

Учитель  обобщает ответы учащихся.

С тех пор как христианство становится господствующей ре­лигией, церковь сама следит за правильностью понимания учения Христа. Церковь в Западной Европе жестоко карала тех, кто выска­зывал свое собственное мнение. В средние века в христианских странах появлялись вольнодумцы, которые отваживались спорить об учении Христа с церковными властями.

Интересно, как это явление проявлялось на Руси.

Учитель обозначает хронологические рамки самых острых религиозных споров на Руси: вторая половина XV - первая поло­вина XVI вв.

ü  3адание: слушая рассказ учителя, работая с учебником, объясните, почему церковь жестоко преследовала еретиков.

Рассказ учителя.

Первые ереси появляются на Руси еще в XIV веке. Одной из первых русских ересей было стригольничество. Согласно преда­нию, происхождение этого названия связано с тем, что среди ере­тиков было много монахов. Известен новгородский дьякон Карп -бывший стригольник (цирюльник). Он выступал против взятия епископами платы за посвящение в духовный сан. Многие еретики его поддерживали и осуждали «постановление по мзде» (назначение священнослужителей за плату). Что это означало?

Согласно православному вероучению, в то время, когда епи­скоп возлагает руки на голову кандидата на церковную должность, совершается одно из таинств церкви - таинство священства - и на поставляемого нисходит благодать. Затем этот человек становится священником.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее.

Стригольники выступали не столько против взяточничества, сколько против церковной иерархии. Следовательно, они не счита­ли духовенство посредником между Богом и людьми. С точки зрения стригольников, священником мог быть просто проповедник, обладающий ораторскими способностями и определенными зна­ниями. Стригольники также сомневались в правильности других священных таинств.

Священные таинства - действия священников, во время которых на верующих нисходит благодать.

В православной церкви существуют семь таинств:

-    крещение,                      - венчание,

-    миропомазание,            - священство,

-    покаяние,                       - елеосвящение.

-    причастие,

Рациональному объяснению ни одно из таинств не поддается, в них надо только верить.

Стригольники стремились умом-разумом понять веру. Они были уверены, что религиозное понимание мира должно осно­вываться на разуме, а не на вере; не признавали догмата о тро­ичности Бога.

Церковь объявила взгляды стригольников еретическими. В 1375 году в Новгороде была совершена публичная казнь дьякона Карпа, Мякиты и многих стригольников.

В 70-х годах XV века в Новгороде появляются новые ерети­ки, в основном из низшего духовенства. Основные положения их еретического учения:

  не признавали догмата о троичности Бога;

  отрицали священность икон;

  отрицали церковную иерархию, считали, что сам человек -храм Божий;

  критиковали монахов, доказывая, что они не ведут достой­ный образ жизни.

Ересь получила название «жидовствующая», так как она возникла на основе Ветхого завета и сочинений иудейских авторов. Первыми проповедниками этой ереси были люди из свиты Литов­ского князя.

Православное духовенство было непримиримо к этой ереси, так как еретики:

• выступали против русской церкви;

• боролись за изменение православных основ всей русской жизни;

• пытались утвердить на Руси западноевропейский порядок.

В 1490 году Церковный собор осудил некоторых новгород­ских священников. Они были отлучены от церкви.

В 1504 году Церковный собор осудил и московских и новго­родских еретиков на смерть.

Сам Иван III поддержал это решение и повелел устроить каз­ни через сожжение. На Руси вспыхнули и запылали костры россий­ской «инквизиции».

5.  Иосифляне и нестяжатели.

Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем факте.

В среде духовенства не было единства относительно взглядов на идеи еретиков, но в центр споров или разногласий встал вопрос о церковных богатствах.

Разногласия духовенства относительно церковных богатств

Вопрос:

=> Какое направление поддерживала великокняжеская власть?

   Иван III на Церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей многих земельных владений. В дальнейшем иосифляне изменили свое отношение к цар­ской власти - утвердили первенство царской власти:

- в управлении государством,

- в решении церковных вопросов о наказании еретиков.
Василий
III поддержал иосифлян, это способствовало их победе над нестяжателями.

5. Оформление идеологии самодержавия.

Рассказ .

Великокняжеская власть в конце XV века выдвинула версию своего исключительно раннего происхождения. Одним из самых первых, кто сделал данную попытку, был митрополит Зосима. Он в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Кон­стантином и обосновал мысль, что Москва - это новый Константи­нополь, «новый Иерусалим». Он сделал попытку вывести родо­словную московских князей не только от византийских императо­ров, но и от римского императора Августа. Следовательно, утвер­ждалась исконность самодержавия в нашем государстве.

Труд Зосимы был переработан в Троице-Сергиевой лавре, где ' Москву уже стали сравнивать с «новым Римом». В начале XVI веке после примирения князей с иосифлянами окончательно оформи­лась идея о Москве как о «Третьем Риме». Автор идеи - игумен псковского Елизарова монастыря Филофей считал, что в истории христианства существовало три великих центра:

-    Рим - пал из-за отступления, из-за истинного христианства;

-    Константинополь - пал из-за флорентийской унии в 1439 г.;

-    Москва - третий Рим, а «четвертому не бывать».

Это положение «Москва - Третий Рим» возвеличивало мос­ковских государей, накладывало на них моральную ответствен­ность:

-   они должны были быть защитниками всех православных народов,

-   обязаны были соблюдать и сохранять чистоту православ­ной веры.

Вопрос:

ü  Что означало высказывание «четвертому [Риму] не бы­вать»?

Оно означало: не допустить, чтобы Москва впала в новую ересь, так как тогда, по мнению автора, наступит конец света.

Последствия этого учения: враждебность ко всему инозем­ному, самоизоляция, религиозная нетерпимость.

Ответ на этот вопрос рекомендуется зафиксировать в виде схемы:

Оформление идеологии самодержавия. Теория «Москва - Третий Рим»

В 1453 г. закончила свое существование Византийская империя

Россия оставалась независимым государством

В 1550-1551 гг. игумен псковского Елизарова монастыря Филофей в переписке с Василием III утверждал, что после падения Византии Москва становится центром мирового христианства,

так как «два Рима пали, третий - Москва, а четвертому не бывать»

Идея получила оформление в теории «Москва - Третий Рим», которая утверждала, что только Русская православная церковь сохраняла свою независимость и чистоту христианства и должна играть главную роль в православии. Возвышается роль московских государей и Русского государства,

они выступали гарантом сохранения истинной христианской веры       

Правители Москвы получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с внешними врагами

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задание:

=> Почему центром ереси был Новгород?

 => В чем различие взглядов ересей стригольников и «жидовствующих»?

=> Определите главные проблемы религиозных споров.

Затем   учащиеся   знакомятся   с   выводом   в   учебнике (с. 190).

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 22, работать по вопросам и заданиям.

Подготовить сообщения по т е м е

«Царь Иван IV Грозный»

по плану:

1) Детство и юность Ивана IV.

2) Последние годы жизни Ивана IV.


 

Скачано с www.znanio.ru