У р о к ……
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XV - НАЧАЛЕ XVI ВВ.
Цел и:
1. Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства.
2. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни.
3. Рассказать о религиозных спорах.
4. Выявить причины появления теории «Москва - Третий Рим».
♦ Основные понятия и термины: ересь, благотворительность, дьякон, старец, идеология, стригольники, иосифляне, нестяжатели.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
=> В чем значение присоединения Новгорода к Московскому государству?
=> В чем значение присоединения Твери?
=> Почему изменился характер княжеской власти в первой половине XVI века?
=> Охарактеризуйте систему государственного управления.
=> Каковы основные положения Судебника 1497 года?
=> Почему был введен Юрьев день?
провести исторический диктант по основным понятиям.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Изменения в положении Русской православной церкви.
2. Монастыри.
3. Ереси.
4. Иосифляне и нестяжатели.
5. Оформление идеологии самодержавия.
1. Изменения в положении Русской православной церкви.
Учитель дает представление:
- о роли Русской православной церкви в объединении русских земель;
- о поддержке политики Александра Невского;
- о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонежского;
- о позиции церкви (она выступала за усиление власти великого князя) в период феодальной раздробленности.
- В 1448 году Собор русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа Иону. Это было значительным событием того времени.
После падения Византийской империи в 1453 году выборы митрополита становятся внутренним делом церкви. Русская православная церковь стала независимой. Церковь возглавляли подданные русского князя, следовательно, они теперь получали возможность вмешиваться в дела церкви.
Работа с документом (с. 191).
=> Прочитать и ответить на вопросы.
2. Монастыри.
целесообразно вспомнить понятия - монах, монастыри.( В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.)
Учитель обязательно показывает на карте территории, на которых в Х1У-ХУ вв. появились монастыри.
В начале XV века на острове Белого моря появился Соловецкий монастырь, он был основан монахами: Германом, Зосимой, Савватием.
В 1479 году Иосифом Волоцким был основан Иосифо-Волоколамский монастырь.
В XIV веке Сергием Радонежским была основана Троице-Сергиева лавра (духовный центр России).
Работа с иллюстрациями (с. 185, с. 189)и текстом учебника (с. 184).
Учащиеся отмечают занятия монахов. Учитель обращает внимание учащихся на следующее.
Были сильно заметны различия между монастырями:
- одни были богаты, имели огромные земельные владения, занимались торговлей;
- другие были бедны, существовали в скитах и лесных пустынях, где иноки вели аскетический образ жизни.
Учитель рассказывает о росте богатств монастырей, об их обитателях и о благотворительности; о том, что они являлись центрами духовной и философской мысли.
показать учащимся иллюстрации видов основных русских монастырей.(Презентация)
3. Ереси.
Учитель поясняет учащимся, что в средние века религия овладела умами людей. В это время стали возникать религиозные споры, и они сразу оказались в центре внимания общества.
вспомнить из курса средних веков:
=> Когда в Западной Европе появились люди, выступавшие против учения христианской церкви?
=> Что означает понятие «еретик»? («Еретик» в переводе с греч. означает «противник господствующего вероучения церкви».)
=> Что проповедовали еретики в Западной Европе?
=> Как католическая церковь боролась с еретиками?
Учитель обобщает ответы учащихся.
С тех пор как христианство становится господствующей религией, церковь сама следит за правильностью понимания учения Христа. Церковь в Западной Европе жестоко карала тех, кто высказывал свое собственное мнение. В средние века в христианских странах появлялись вольнодумцы, которые отваживались спорить об учении Христа с церковными властями.
Интересно, как это явление проявлялось на Руси.
Учитель обозначает хронологические рамки самых острых религиозных споров на Руси: вторая половина XV - первая половина XVI вв.
ü 3адание: слушая рассказ учителя, работая с учебником, объясните, почему церковь жестоко преследовала еретиков.
Рассказ учителя.
Первые ереси появляются на Руси еще в XIV веке. Одной из первых русских ересей было стригольничество. Согласно преданию, происхождение этого названия связано с тем, что среди еретиков было много монахов. Известен новгородский дьякон Карп -бывший стригольник (цирюльник). Он выступал против взятия епископами платы за посвящение в духовный сан. Многие еретики его поддерживали и осуждали «постановление по мзде» (назначение священнослужителей за плату). Что это означало?
Согласно православному вероучению, в то время, когда епископ возлагает руки на голову кандидата на церковную должность, совершается одно из таинств церкви - таинство священства - и на поставляемого нисходит благодать. Затем этот человек становится священником.
Учитель обращает внимание учащихся на следующее.
Стригольники выступали не столько против взяточничества, сколько против церковной иерархии. Следовательно, они не считали духовенство посредником между Богом и людьми. С точки зрения стригольников, священником мог быть просто проповедник, обладающий ораторскими способностями и определенными знаниями. Стригольники также сомневались в правильности других священных таинств.
Священные таинства - действия священников, во время которых на верующих нисходит благодать.
В православной церкви существуют семь таинств:
- крещение, - венчание,
- миропомазание, - священство,
- покаяние, - елеосвящение.
- причастие,
Рациональному объяснению ни одно из таинств не поддается, в них надо только верить.
Стригольники стремились умом-разумом понять веру. Они были уверены, что религиозное понимание мира должно основываться на разуме, а не на вере; не признавали догмата о троичности Бога.
Церковь объявила взгляды стригольников еретическими. В 1375 году в Новгороде была совершена публичная казнь дьякона Карпа, Мякиты и многих стригольников.
В 70-х годах XV века в Новгороде появляются новые еретики, в основном из низшего духовенства. Основные положения их еретического учения:
• не признавали догмата о троичности Бога;
• отрицали священность икон;
• отрицали церковную иерархию, считали, что сам человек -храм Божий;
• критиковали монахов, доказывая, что они не ведут достойный образ жизни.
Ересь получила название «жидовствующая», так как она возникла на основе Ветхого завета и сочинений иудейских авторов. Первыми проповедниками этой ереси были люди из свиты Литовского князя.
Православное духовенство было непримиримо к этой ереси, так как еретики:
• выступали против русской церкви;
• боролись за изменение православных основ всей русской жизни;
• пытались утвердить на Руси западноевропейский порядок.
В 1490 году Церковный собор осудил некоторых новгородских священников. Они были отлучены от церкви.
В 1504 году Церковный собор осудил и московских и новгородских еретиков на смерть.
Сам Иван III поддержал это решение и повелел устроить казни через сожжение. На Руси вспыхнули и запылали костры российской «инквизиции».
5. Иосифляне и нестяжатели.
Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем факте.
В среде духовенства не было единства относительно взглядов на идеи еретиков, но в центр споров или разногласий встал вопрос о церковных богатствах.
Разногласия духовенства относительно церковных богатств
Вопрос:
=> Какое направление поддерживала великокняжеская власть?
Иван III на Церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей многих земельных владений. В дальнейшем иосифляне изменили свое отношение к царской власти - утвердили первенство царской власти:
- в управлении государством,
- в решении церковных вопросов о наказании еретиков.
Василий III поддержал
иосифлян, это способствовало их победе над нестяжателями.
5. Оформление идеологии самодержавия.
Рассказ .
Великокняжеская власть в конце XV века выдвинула версию своего исключительно раннего происхождения. Одним из самых первых, кто сделал данную попытку, был митрополит Зосима. Он в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва - это новый Константинополь, «новый Иерусалим». Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. Следовательно, утверждалась исконность самодержавия в нашем государстве.
Труд Зосимы был переработан в Троице-Сергиевой лавре, где ' Москву уже стали сравнивать с «новым Римом». В начале XVI веке после примирения князей с иосифлянами окончательно оформилась идея о Москве как о «Третьем Риме». Автор идеи - игумен псковского Елизарова монастыря Филофей считал, что в истории христианства существовало три великих центра:
- Рим - пал из-за отступления, из-за истинного христианства;
- Константинополь - пал из-за флорентийской унии в 1439 г.;
- Москва - третий Рим, а «четвертому не бывать».
Это положение «Москва - Третий Рим» возвеличивало московских государей, накладывало на них моральную ответственность:
- они должны были быть защитниками всех православных народов,
- обязаны были соблюдать и сохранять чистоту православной веры.
Вопрос:
ü Что означало высказывание «четвертому [Риму] не бывать»?
Оно
означало: не допустить, чтобы Москва впала в новую ересь, так как тогда, по
мнению автора, наступит конец света.
Последствия этого учения: враждебность ко всему иноземному, самоизоляция, религиозная нетерпимость.
Ответ на этот вопрос рекомендуется зафиксировать в виде схемы:
Оформление идеологии самодержавия. Теория «Москва - Третий Рим»
В 1453 г. закончила свое существование Византийская империя
Россия оставалась независимым государством
В 1550-1551 гг. игумен псковского Елизарова монастыря Филофей в переписке с Василием III утверждал, что после падения Византии Москва становится центром мирового христианства,
так как «два Рима пали, третий - Москва, а четвертому не бывать»
Идея получила оформление в теории «Москва - Третий Рим», которая утверждала, что только Русская православная церковь сохраняла свою независимость и чистоту христианства и должна играть главную роль в православии. Возвышается роль московских государей и Русского государства,
они выступали гарантом сохранения истинной христианской веры
Правители Москвы получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с внешними врагами
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задание:
=> Почему центром ереси был Новгород?
=> В чем различие взглядов ересей стригольников и «жидовствующих»?
=> Определите главные проблемы религиозных споров.
Затем учащиеся знакомятся с выводом в учебнике (с. 190).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 22, работать по вопросам и заданиям.
Подготовить сообщения по т е м е
«Царь Иван IV Грозный»
по плану:
1) Детство и юность Ивана IV.
2) Последние годы жизни Ивана IV.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.