Церковь и духовенство

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО крест поход..docx

Уроки …..

ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО

Цели:

1.      Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

2.    Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства.

3.     Ознакомить учащихся с учением, моралью католической церкви.

4.    Охарактеризовать средневековые ереси как формы протес­та народных масс против гнета католической церкви.

5.     Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников.

6.  Показать роль католической церкви как вдохновителя и
организатора этих походов.

♦ Основные понятия и термины: ереси, еретики, инкви­зиция, монашеский орден, миссионер, крестовый поход, там­плиеры, госпитальеры, Тевтонский орден.

Оборудование: карта «Крестовые походы»; атлас (с. 5) «Западная Европа в XI - начале XIII вв. Кресто­вые походы».

Ход урока 16

I. Проверка домашнего задания.

Обязательно проверяются термины и понятия.

Задания:

=> Охарактеризовать причины возникновения городов. => Описать облик средневекового города.

 =» Раскрыть систему самоуправления в городе.

=» Охарактеризовать причины борьбы между сеньорами и горожанами.

=» Рассказать о возникновении ремесленных цехов. => Рассказать о развитии торговли в средние века.

==> Рассказать о жизни горожанина.

И. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.       Могущество папской власти:

2.       разделение христианской церкви на восточную и запад­ную церковь;

3.       борьба пап с императорами.

4.        Католическая церковь и еретики:

5.       еретики;

6.       инквизиция;

7.       духовно-рыцарские ордена.

1. Могущество папской власти.

Изучение целесообразно начать вступительной беседой

=» Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

=> Кто входил в состав духовенства?

=> Как христианская церковь приобретала земельные владе­ния и зависимых крестьян?

=» Какие страны приняли христианство от Византии?

Учитель дает проблемное  задание:

=> В XIXIII вв. христианская церковь в Западной Европе достигла большого могущества. Необходимо выяснить, как и по­чему это произошло?

В рамках учебника учитель рассказывает о разделении христиан­ской церкви.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христиан­скими. Часть из них подчинялась папе Римскому, часть - византий­скому патриарху. От Византии христианство приняли многие на­роды Восточной Европы и Балканского полуострова.

Папа Римский не желал самостоятельности Византийской церкви. Византийская церковь сопротивлялась вмешательству па­пы в ее дела.

В 1054 году вследствие очередного спора папа Римский и ви­зантийский патриарх предали друг друга проклятью. После разде­ления церкви стали полностью самостоятельными. Возникли като­лическая церковь («всемирная») и восточная православная («пра­вильно славящая бога»).

Между церквами существовали различия в обрядах и учении.

          

Западная церковь                                                                                Восточная церковь

- богослужение велось на латинском языке;

- запрещено вступать в брак всему духовенству;

- священники брили бороды, выстригали волосы на темени.

- богослужение велось на греческом языке;

- запрещено вступать в брак только монахам;

- не брили бороды, не выстригали волосы на темени.-

 

 

 

 

 

 

Учитель уточняет: несмотря на ряд расхождений в учении и об­рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской религии.

Между церквами произошло и территориальное разделение: православная церковь установила свое влияние над странами Вос­точной и Юго-Восточной Европы, католическая церковь - над странами Западной и Центральной Европы.

Учитель освещает вопрос борьбы пап с императорами.

Единство организации католической церкви, феодальная раз­дробленность Западной Европы, образование Священной Римской империи, богатство католической церкви - все это послужило раз­витию политических процессов.

С одной стороны, власть пап ослабевала, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. С другой, после образо­вания Священной Римской империи на папский престол возводи­лись ставленники германских императоров.

Начинается процесс борьбы за усиление папской власти. Он достиг своего апогея в годы правления Григория VII и Иннокентия

III. Реформы папы Григория VII (XI век)

1.    Запрещены браки священникам.

2.  Запрещена покупка церковных должностей.

3.  Введен новый порядок выбора пап - право выбора принад­лежало кардиналам.

 

Вывод: Григорий VII желал подчинить всех светских го­сударей папе Римскому.

Учитель уточняет: борьба за право назначать епископов вызвала столкновение Григория VII с германским императором Генрихом IV, так как император желал сделать епископов своими вассалами.

Епископы были выходцами из рыцарских семей. Епископ по законам христианской церкви должен был избираться духовенством его области, но в реальности назначался на свой пост крупным феодалом (герцогом, бароном) или королем. Ему передавали посох и кольцо - знаки епископской власти.

В Германии столкновение между королем и папой Римским привело к поражению короля Генриха IV и его унижению в Каносе, но борьба продолжалась еще 200 лет.

Учитель может дать характеристику деятельности папы Инно­кентия III (в рамках учебника, с. 105-106).

Иннокентий III вмешивался в политику европейских госу­дарств, в годы его правления некоторые страны признали вассаль­ную зависимость от папы (Англия, Арагон, Португалия). Иннокен­тий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивыс­шего могущества и расцвета.

В ходе объяснения в тетрадях учеников или на доске записываются следующие  заключения:

1.     Могущество католической церкви: борьба пап с императо­рами (Григорий VII,Иннокентий III).

2.   Церковь - единая организация в раздробленной Западной и Центральной Европе.

3.    Церковь - крупный землевладелец:

-    1/3 всех обрабатываемых земель в Западной Европе;

-    огромное количество зависимых крестьян.

Продолжение рассказа учителя. Теперь нам предстоит узнать об источниках богатства папы Римского и католической церкви.

Источники богатств католической церкви и папы Римского

1.  Церковная десятина - особый налог на содержание духовенства и храмов.

2. Плата за прикосновение к «святым мощам» - верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья.

3.    Плата за обряды - венчания, крещения, отпевания.

4.    Продажа индульгенций (лат. «милость») - при дворе пап был составлен перечень грехов и установлена плата за них. Христианские заповеди -«не убий», «не укради» - стали предметом торговли, которая приносила огромные доходы.

5. Продажа церковных должностей.

Учащиеся знакомятся со схемой «Источники богатств католиче­ской церкви и папы Римского» (с. 107 учебника):

Папа Римский по высокой цене продавал церковные должно­сти. Это приносило церкви и самому папе огромные доходы. Те, кто покупал должность в долг, погашали его за счет продажи цер­ковного имущества.

Учитель подводит учащихся к следующим выводам:

• Католическая церковь становилась могущественной и бога­
той организацией; церковь воздействовала на народные массы
через проповедь, призывая к покорности и терпению;

Католическая церковь часть доходов тратила на помощь
бедным, больным, нищим. Проявляя милосердие, усиливала свое
влияние на массы верующих.

2. Католическая церковь и еретики.

Объяснение учителя.

Христианская мораль основана на Евангельских заповедях (12 заповедей), например: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «возлюби ближнего как самого себя» и т. д. Такие правила старались выполнять верующие, и жизнь их становилась более отрадной, так как смягчались жестокие нравы, улучшалось поведение людей.

Церковь призывала к спасению души через помощь всем бедным, нищим и т. д. Церковь и христианская мораль осуждали погоню за богатством. Идеалом добродетели считался святой или монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служе­нию Богу.

Но сама церковь порой не выполняла этих правил и стреми­лась к накоплению богатств. Поэтому стали появляться люди, об­личающие официальную церковь. Их называли еретиками.

Еретик (греч. «противник») - противник господствующего вероучения церкви.

Еретики считали:

1)     церковь «испорчена»;

2)    папа - наместник Дьявола, а не Бога.

Они отвергали дорогие церковные обряды, пышные бого­служения; требовали отмены церковной десятины, отказа духовен­ства от земельных владений и богатств.

 

Источники веры еретиков - Евангелие, идея «ангельской бедности».

Учитель демонстрирует схему № 10, которая дает представление о том, как церковь боролась с еретиками. Самым страшным наказанием было отлучение от церкви.

Схема № 10

                                Отлучение от церкви

Простое отлучение лишение(церковных благ)

Лишение гражданских прав

Запрещение

любого общения

с людьми

Духовенство встало на путь физической расправы с инако­мыслящими.

Папа издал предписание: «Разрушать повсюду, где были еретики, все, что подлежит разрушению».

Далее учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям (с. ПО) «Сожжение еретиков во Франции в XIII веке», «Оборона церкви от врагов».

Церковь утверждала, что только она защищает людей от вра­гов церкви (еретиков) и грехов.

В XIII веке папа создал специальный церковный суд - инкви­зицию, - направленный на борьбу с еретиками.

Инквизиция (лат. «расследование») - трибунал католиче­ской церкви, который осуществлял судебные, сыскные, каратель­ные функции.

Существовали особые суды инквизиции для расправы с ере­тиками. Их подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу.

У обвиняемых было два пути:

Признание своей вины

Отрицание своей вины

примирение с церковью,
отпущение грехов;

пожизненное заключение или
безболезненное убийство

- сожжение на костре «без пролития крови»

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Орудия пыток инквизи­ции» (с. 111).

Вывод: католическая церковь объявляла еретиками всех неугодных ей людей: философов, ученых, просветителей, чьи взгляды на мир, на общество не совпадали с церковными представ­лениями.

Учитель обращает внимание учащихся на следующий факт: па­пы Римские сделали попытку «приручить» некоторых еретиков. Каким же образом?

Было отмечено, что народ поклоняется и почитает тех, кто живет в бедности, в покорности, служит Богу. Поэтому были обра­зованы ордена монахов-проповедников.

Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.

 

Орден францисканцев

Орден доминиканцев

Основатель:

Франциск Ассизский

Проповедовал:

- любовь ко всему живому;

- предлагал отказ от собственности;

- покаяние в грехах;

призывал жить в добровольной нищете за счет милостыни.

Основатель:

Доминик Гусман.

Главная цель: борьба с еретика-

ми. Доминиканцы были судьями

и служителями инквизиции.

Функции: розыск и преследование еретиков.

 

 

 

Францисканцы:

-    проповедовали «слово Божие»;

-    старались отколоть от еретиков колеблющихся;

-    имели более 100 монастырей.

Оба ордена пользовались покровительством пап, сопернича­ли в ученых диспутах, благотворительных делах, распространении христианской веры.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания: Охарактеризовать организацию христианской церкви (по схеме к § 21).

=> Назвать дату разделения христианской церкви (1054 год). => Перечислить реформы папы Григория VII.

=> Перечислить источники обогащения католической церкви. => Почему и как церковь боролась с еретиками?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 15;к § 15 вопросы 2, 3, 4 - письменно;

* Подготовить сообщение: «Священники глазами мирян».

 

Ход урока  17

I. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание рекомендуется проверять дифференцированно. Вопросы и задания:

Объяснить причины раскола христианской церкви на католическую и православную.

=> Охарактеризовать основные различия между католической и православной церковью.

=> Охарактеризовать отношения между папой Римским и императором Германии Генрихом IV.

=> Из-за чего шла борьба светской и духовной власти? Чем она завершилась?

=> Раскрыть источники богатства церкви.

=> Охарактеризовать причины борьбы католической церкви с еретиками.

=> Раскрыть формы борьбы католической церкви с еретиками.

Обязательно проверить знание понятий.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Причины крестовых походов.

2.   Крестовые походы.

3.    Духовно-рыцарские ордена.

 

1. Причины крестовых походов.

Начинается изучение нового материала с вопроса:

=> Кем была завоевана большая часть арабских владений в XI веке?

Данный вопрос служит связью с ранее изученным материалом (§ 14, п. 6.). Учащиеся вспоминают или дочитывают последний абзац § 14, п. 6.

Рассказ учителя.

В середине XI века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии.

После захвата турками-сельджуками христианской святыни -«гроба Господня» - в Западной Европе распространяются слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме.

18 ноября 1095 года во французском городе Клермоне папа Урбан II созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.

Учитель зачитывает отрывок из речи папы Урбана II (учебник, § 22, с. 116.). Ученики отвечают на вопросы:

=> К кому была обращена речь папы?

=> К чему призывал папа?

=> Что обещал папа?

Учитель подводит учащихся к выяснению причин крестовых походов.

Вывод: Основные причины крестовых походов - стремле­ние западных феодалов и католического духовенства захватить бо­гатые восточные страны.

=» Почему в XI веке возникло это движение и почему оно стало массовым?

Крестовые походы - военные экспедиции, или военно-колони­альное движение, западноевропейских феодалов против мусульман.

Учащиеся должны понять, что в XI веке в Западной Европе не было свободных земель со свободными крестьянами. А феодалы стремились к захвату новых владений.

=> Почему феодалы стремились увеличить свои доходы?

Росли города, расширялись торговые связи. Это вызвало у феодалов тягу к обогащению, а труд крестьян уже не удовлетворял всех потребностей феодалов.

=> Почему феодалы стремились к богатствам восточных го­сударств?

В это время расширяются связи со странами Востока, куп­цы привозят оттуда предметы роскоши. В Европе в это время (987-1099 гг.) - 48 лет из 112 - происходили: затяжной голод, мас­совые эпидемии, неурожаи, падеж скота, феодальные междоусоби­цы, грабежи на дорогах. Этот период характеризуется как «смут­ное время» в Европе.

Таким образом учитель подводит учащихся к выявлению причин крестовых походов:

Причины крестовых походов

1.        Желание западных феодалов и Папской области приобре­сти новые владения и увеличить свои доходы.

2.      Желание пап распространить свою власть на новые госу­дарства и страны.

Участники крестовых походов

Духовенство: организатор походов. Надеялись приобрести но­вые владения, увеличить доходы, усилить и рас­пространить свою власть на восточные страны;

крестьяне:          стихийные бедствия, неурожаи, феодальный гнет -

все это толкало крестьян на участие в крестовых походах. Крестьяне хотели уйти от своих господ и стать свободными землевладельцами;

безземельные        войны и разбой - их главное занятие. Разбогатеть

рыцари-«голяки»: на грабеже и приобрести земли - их главная цель;

феодалы:            надеялись ограбить богатые города Востока и создать там новые владения;

итальянские города: цель - захватить торговые пути по Средиземному морю, обрести торговые  

                                          льготы.         

Участие в крестовом походе с точки зрения рыцарской мора­ли ценилось очень высоко.

Учитель сообщает, что поводом к началу крестовых походов явились два события:

1.       Захват Малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 году они захватили Иерусалим; прекратился доступ паломни­ков к святым местам.

2.  Обращение императора Византии Алексея к папе Римско­му с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.

2. Крестовые походы.

Изучение вопроса о крестовых походах продолжается с помощью таблицы.

Основные крестовые походы

 

Дата

Участники похода

Цели

Направление

Результаты

I поход

1096--1099 гг.

Феодалы,

рыцари,

крестьянство

Освобождение

христианских

святынь:

1097г. – взять г. Никею;

1098г.  - захва­тить г. Эдессу;

1099 г.-овла­деть Иерусали­мом

На

Иерусалим

Захват у турок-сельджуков Иеру­салима, образова­ние Иерусалим­ского гос-ва; соз­даны гос-во Три­поли, княжество Антиохское, графство Эдесское

II поход

1147--1149 гг.

Возглавляли поход: Людо­вик VII - фран­цузский импе­ратор и Конд-рад III - немец­кий император

В 1144 г. эмир Мосула отнял Эдессу. Возвра­щение захвачен­ного мусульма­нами Эдесского графства

На Эдессу

Полная неудача крестоносцев

III поход

1189--1192 гг.

Возглавляли три государя: герм, император Фридрих I Бар­баросса, франц.король Филипп II Ав­густ,

англ. король Ричард I Льви­ное Сердце

В 1187 г. Иеру­салим захвачен Саладином -правителем Египта. Вернуть Иерусалим

На

Иерусалим

Поход успеха не имел. Иерусалим остался в руках мусульман, ими захвачены также о. Кипр и кре­пость Акра

IV поход

1202-

-1204 гг.

Организатор -

Иннокентий III.

Участники:

французские,

германские,

итальянские

феодалы

Захват Византии,

разграбление

Константинополя

На

Константинополь

Византия разорена, распалась на

греческие государства: Эпир-

ское царство, Никейская и Трапезундская импе­рии.

Крестоносцы соз­дали Латинскую империю

Работа с таблицей пройдет интереснее и плодотворнее, если будет проведено слушание сообщений (заранее подготовленных) по следующим темам:

1. Первый крестовый поход.

2.   Второй крестовый поход.

3.    Третий крестовый поход.

4.    Четвертый крестовый поход.

5. Последующие крестовые походы.

Сообщения учащихся могут быть подготовлены на основе текста § 15-16 или дополнительной литературы.

Работа с картой атласа (с. 5) «Западная Европа в XI -начале XIII вв. Крестовые походы».

=> Найти и показать место (Никея) разгрома сельджуками отрядов крестьян (поход бедноты в 1096 г.).

=> Показать захваченную территорию после первого кресто­вого похода.

=> Определить районы восстаний против крестоносцев.

=> Показать Латинскую империю.

Учитель переходит к рассказу о последних крестовых походах.

Последние крестовые походы носили уже характер военных авантюр. Многие не желали принимать в них участие. Особенно это проявилось в XIII веке, когда ни крестьяне, ни рыцари уже не хотели участвовать в походах на Восток. Почему?

1)      В сельском хозяйстве наметилось определенное улучше­ние, следовательно, феодалы получали доход от своих крестьян

2)      С укреплением королевской власти рыцари могли нести службу в наемном войске.

3)      Войны с мусульманами были опасны и тяжелы.

4)      Крестьяне уже не искали свободы в восточных странах, так как многие страдали от неурожаев и голода.

5)      Итальянская республика добилась права торговать во вла­дениях мусульманских правителей, поэтому купцы Венеции и Ге­нуи потеряли интерес к походам.

Последние крестовые походы

Дата

Участники похода

Цели

Направление

Результаты

V поход

1217-

-1221 г.г.

Немецкие рыцари

Захват Север­ной Африки

Северная Африка: Египет, Тунис

Несли потери

VI поход

1248-1254 г.г.

Обедневшие рыцари разных стран

Борьба с мусульманами

Передняя Азия

Большого зна­чения не имел. Завоевания были несуще­ственными.

VII поход

1270 г.

Был последним и неудачным

Учащиеся делают вывод: европейцам крестовые походы стоили неоправданно больших жертв. Поставленной цели - завое­вание стран Востока - они не достигли.

Вопрос завершается выяснением последствий крестовых походов для стран и народов Западной Европы и Востока.

Последствия крестовых походов

 

1.      Развитие торговли в Средиземноморье.

2.    Распад Византийской империи.

3.     Перемены в быту европейцев (горячие бани, гигиена).

4.    Знакомство с новыми сельскохозяйственными культурами (рис, арбуз, абрикос, гречиха, тростниковый сахар).

5.     Знакомство с новыми ремеслами.

6.    Приобщение к восточной культуре.

7. Удовлетворение потребности богатых людей Европы в роскоши (одежда, книги, оружие, яства, ковры, драгоценности, изысканные блюда).

8. Налаживание тесной связи хозяйства феодала с городским рынком.

3. Духовно-рыцарские ордена.

С 1100 г. по 1300 г. в Европе образовалось 12 духовно-рыцарских орденов.

Цель образования: для обороны и расширения владений кре­стоносцев.

Состав: одновременно и монахи и рыцари.

Перед учащимися ставятся проблемные вопросы:

=> С какой целью и как были созданы духовно-рыцарские ордена?

= Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев?

Рекомендуется кратко охарактеризовать ордена.

Орден тамплиеров (от франц. «храм») - создан группой французских рыцарей в 1118-1119 гг. Целью было: «по возможно­сти заботиться о дорогах и путях, особенно об охране паломников».

Орден госпитальеров (от лат. «гость») - в 1070 г. в Палести­не купцом Мауро был основан госпиталь для паломников к свя­тым местам. Госпитальеры, в основном итальянцы, заботились о паломниках: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечили больных.

Тевтонский, или немецкий, орден - объединял немецких ры­царей. В XII веке в Иерусалиме был госпиталь немецкоязычных па­ломников, он стал предшественником Тевтонского ордена.

Тевтонцы оставили обязанности по лечению раненых и охра­не паломников в Палестине. Орден стал огнем и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив право сражаться за гроб Господень другим орденам. Ордена подчинялись папе Римскому, их возглавляли великие магистры.

Отвечая на поставленные проблемные вопросы, уча­щиеся определяют роль духовно-рыцарских орденов в государст­вах крестоносцев:

духовно-рыцарские ордена смогли накопить богатства, расширить свои владения, участвовать в торговых и финансовых сделках. Следовательно, ордена представляли собой сплоченную силу крестоносцев. Но ордена вступали во взаимоотношения ме­жду собой и с феодалами, а это привело в итоге к ослаблению го­сударств крестоносцев.

III.  Закрепление изученного материала.

  Вопросы  и  задания: => Назвать причины крестовых походов. Почему католическая церковь была организатором кре­стовых походов?

=> Показать на карте государства крестоносцев. => Перечислить духовно-рыцарские ордена.

IV.Итог урока.

 Домашнее задание: § 15-16; работа с контурной картой (с. 4)