Ужегов Тарас Вячеславович,
г. Старый Оскол,
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Старооскольский техникум агробизнеса кооперации и сервиса»,
Цифровая коммуникация в образовательном процессе в условиях пандемии
В современном образовательном процессе каждый педагог так или иначе использует компьютерные технологии. Глобальная компьютеризация образования и переход к бережливому производству позитивно сказывается на экологической обстановке. Но так ли полезен переход на цифровую коммуникацию с обучающимися?
Новая коронавирусная инфекция, которая изменила подход многих обучающихся в 2020 году, позволила выявить сильные и слабые стороны электронного взаимодействия преподавателей и студентов. С одной стороны невозможность контролировать посещаемость занятий со стороны образовательного учреждения и большая нагрузка на педагогов в плане перевода своих лекций и семинаров из аналогового мира в «цифру», с другой, что приобретает позитивный оттенок, - повышается качество знаний, поскольку заинтересованный студент имеет возможность сделать запись лекции или семинара, проработать самостоятельно вопросы и взаимодействовать с преподавателем в совершенно ином ключе. Личный опыт продемонстрировал повышение качества знаний среди обучающихся и это не удивительно.
Современный студент может и готов использовать любой доступный гаджет, начиная со смартфона, заканчивая компьютером. Однако в большинстве своем обучающиеся тратят огромное количество времени на общение в социальных сетях. Проблема в данном случае заключается в том, как направить обучающихся по пути извлечения новых, полезных профессиональных знаний.
Общепринятая система построения занятия с пошаговым принципом работы: организационный момент, фронтальный опрос, постановка темы, целей и задач занятия, рефлексия и выдача домашнего задания, в цифровом дистанционном формате обучения показала себя неактуальной, что предлагает педагогическому сообществу пересмотреть данную привычную систему.
Одной из ключевых проблем в обучении становится проблема удержания внимания обучающихся на изучаемом материале, ведь в домашних условиях велик соблазн не заниматься образованием, а своими делами. Именно поэтому следует менять и активно применять новые педагогические техники.
Переход на дистанционное обучение в период пандемии открыл для студентов мир образования с другой стороны. Если они получают новый контент, который был представлен в понятной для них форме, следовательно, проявляется интерес к изучаемой дисциплине и профессии в целом.
В этой связи проявляется другая проблема: отсутствие должной подготовки у преподавателя. Речь идет не о компетентности педагогов, а помощи им выявления среды и погружении в эту среду, где студентам будет проще получать новые навыки. Так, например, электронная почта в привычном ее понимании, во-первых, не эффективно использует время всех участников образовательного процесса, но при взаимодействии один-на-один вполне может быть использована, во-вторых, сама технология обмена сообщений по e-mail достаточно архаична.
Резкий скачок в развитии электронных сервисов из-за пандемии создал большую площадку для выбора платформы взаимодействия. В частности, мессенджер Telegram позволил создавать образовательные тесты. Опыт применения этой платформы при изучении дисциплины «Гражданское право» на специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование» показал, что студенты могут самостоятельно извлекать знания, участвуя, в своего рода игровой, соревновательной викторине и впоследствии обсуждать между собой ответы.
Веб-сервис Google Classroom, позволяет преподавателю заранее приготовить курс и выдавать задания группе в установленные даты, а также собирать выполненные задания в каталогизированном виде, что упрощает поиск и проверку выполненных работ, а также позволяет своевременно оценить успеваемость отдельно взятого предмета, предлагая электронный журнал.
Многие образовательные учреждения не используют готовые сервисы, например, как те, о которых было сказано ранее, а активно применяют собственные единые дистанционные образовательные платформы. Каждое образовательное учреждение путем проб и ошибок выявляют сильные и слабые стороны своих платформ, а также дополнительно тратит финансовые средства на их внедрение и модернизацию.
Из сказанного можно заметить, что современные информационные технологии могут предложить педагогу абсолютно любую форму цифрового взаимодействия с обучающимися, но также требуют от самого педагога знаний в области современных сервисов. Считаю, что дистанционное обучение в период пандемии показало сильные и слабые стороны системы образования и в первую очередь хотелось, чтобы на региональном уровне проводились конференции по обмену опытом и обучению преподавательского состава в использовании новых электронных сервисов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.