В Казахстане преимущественно наблюдается подготовка профессорско-педагогического состава в области применения кейсовых технологий. Внедрение кредитной технологии в вузовское образование значительно продвинуло готовность профессорско-педагогического состава к созданию силлабусов по дисциплинам. Вместе с тем в Казахстане недостаточно развивается сетевое взаимодействие профессорско-педагогического состава и студентов и е-обучение. Одной из причин является низкая готовность профессорско-педагогического состава к профессионально-педагогической деятельности в условиях глобальной сети Интернет. Таким образом, государственная политика в области информатизации образования стала определяющей в совершенствовании национальной модели образования Республики Казахстан. Формирование современной инфокоммуникационной культуры будущих специалистов является важной социально-педагогической задачей системы казахстанского высшего образования, реализуемой на основе накопленного опыта по применению информационных и коммуникационных технологий. От степени подготовки конкурентоспособных специалистов зависит уровень технологического развития Республики Казахстан, который определяет стратегическую позицию государства в условиях мирового открытого пространства.
статья (1).docx
«Цифровизация образования в Республике Казахстан »
Тукенова Н., Щетиева К., Мурсакимова Г..,Елепбергегнова А., Искакова А.
Единое
образовательное
Образовательная культура и образовательное пространство являются
важными показателями уровня общего развития социума. Они характеризуют
достигнутое состояние общества, а также перспективу его развития.
Образовательное пространство всегда выступает в качестве необходимого
условия прогресса, предпосылкой прогресса, фактором и движущей силой
этого прогресса.
поддерживается
соответствующими потоками: людей, информации, идей, финансов,
литературы и т.д. Стоит прекратиться этому потоку, и конструкция
образовательного пространства распадется на несвязанные между собой
составляющие. Усиление коммуникационных потоков, упрощение указанных
процессов, понижение соответствующего порога осуществления многих видов
деятельности, коммуникативных обменов стабилизирует образовательное
пространство, порождая и стабильность, а также устойчивое развитие
общества. Количественные изменения приводят к новому качественному
состоянию сферы образования и общества в целом.
пространство
Построение информационной образовательной среды на основе
современных информационных технологий привносит в учебный процесс
новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и
гибкости учебного процесса, широкое использование информационных
ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм
обучения, а также возможность построения новых эффективных форм
обучения.
В основу построения этих информационнообразовательных сред
положен принцип модульности, предполагающий представление отдельного
курса как законченного модуля в узкой предметной области не связанного с
другими курсами, справочными материалами и т.д. Такой подход к
построению информационнообразовательных сред, по всей видимости,
обусловлен дидактическими традициями западной системы образования, основанной на стандартизации не только образовательной программы, но и
всех ее составляющих и имеет свои достоинства и недостатки.
В монографии приведены результаты исследования построения
информационной образовательной среду в российских и зарубежных учебных
заведениях. Исследование опыта и практики зарубежных университетов
проводилось на основании материалов и информации, содержащихся на
официальных сайтах университетов, в интернетСМИ, в том числе на
корпоративных медиапорталах, содержащих материалы о деятельности
университета в сфере интернационализации и глобализации образования;
отчетной документации университета, находящейся в открытом доступе
(материалы «Дорожных карт», программ и стратегий развития университетов
и др.) и т. п.
Информационные технологии позволяют легко решить проблемы
хранения, поиска и доставки информации учащимся. В настоящее время в
вузах в электронном виде накоплены обширные информационные ресурсы,
однако существующие примеры использования информационных технологий в
вузах представлены фрагментарно. В первую очередь это происходит изза
отсутствия научной и методологической базы, четкого представления о
технических и методических проблемах, применения информационных
технологий в образовательном процессе. Несмотря на отдельные успехи
применения информационных технологий, достигнутые результаты носят
разрозненный характер,
не поддаются
тиражированию и внедрению в различных образовательных учреждениях.
Поэтому, на первый план выходят задачи:
имеют частные решения,
создание на базе обобщений и развития достигнутых результатов
использования информационных технологий в образовательном процессе
единой концепции построения информационнообразовательной среды;
разработка
методов
проектирования и
внедрения
информационной образовательной среды в учебный процесс с целью
дальнейшего повышения эффективности обучения, расширения сферы
экспорта образовательных услуг и адекватной реакции на возрастающую
динамику изменения знаний, особенно в области технических наук. Таким образом, в настоящее время необходима единая концепция
построения информационнообразовательной среды, которая в полной мере
учитывает новые возможности создания, распространения и применения
многокомпонентных распределенных и интегрированных баз данных и знаний,
ориентированных на образование, учитывающая национальные требования к
системе образования и гармонизированная с мировыми тенденциями. В целях изучения реального состояния использования информационных
технологий в управлении вузами мы использовали официальную информацию,
размещенную на сайтах Министерства образования и науки Республики
Казахстан, сайтах вузов, материалы периодической печати и научных
конференций по проблемам информатизации образования, наблюдение,
сопоставление, анализ, обобщение и др.
В настоящее время инфраструктура вузов Казахстана характеризуется
компьютерными кабинетам и информатики, серверными, интерактивными
лекционными залами,
мультимедийными лингафонными кабинетами,
научными виртуальными лабораториями, технопарками, цифровым учебным
телевидением, электронными читальными залами, ресурсными центрами,
медиатеками и Интернет кафе. Казахстанские вузы достаточно хорошо
мультимедийными проекторами,
оснащены электронными досками,
видеокамерами,
фотоаппаратами,
DVD/VCDплеерами.
видеомагнитофонами,
телевизорами,
Техническое оснащение вузы проводят самостоятельно в соответствии с
Правилами государственной аттестации организаций образования,
утвержденными постановлением Правительства РК No1270 от 24 декабря
2007 года. Государственная аттестация осуществляется один раз в пять лет в
плановом порядке уполномоченным органом с целью контроля соответствия
образовательных услуг, предоставляемых организациями образования,
требованиям государственного общеобязательного стандарта образования.
По среднереспубликанскому показателю на один компьютер в вузах
приходится 10 студентов, что соответствует вышеуказанным правилам.
Вузы также создают условия для обучения студентов с ограниченными
физическими возможностями. Все вузы при этом используют электронные
способы доставки учебной информации и цифровые образовательные ресурсы
в кейсовых технологиях.
Технологическая инфраструктура характеризуется доступом вузов к
Интернет на базе различных каналов связи: аналоговой, выделенной,
беспроводной, спутниковой, мобильной и др. Создание университетской информационнообразовательной среды
регламентировано такими нормативноправовыми документами, как:
концепции развития информационной образовательной среды и планы
развития основных направлений образовательных порталов.
Все вузы Казахстана имеют свои порталы и сайты. Они носят
информационный,
мониторинговый или образовательный характер.
Отличительной особенностью порталов ведущих вузов выступает их
функционирование как прикладных программных систем, реализованных в
интерактивной среде проектирования. Некоторые вузы имеют разветвленную
электронную инфраструктуру.
Системообразующим в процессе информатизации высшего образования,
является
как свидетельствуют научнопедагогические исследования,
готовность профессорскопреподавательского состава к применению ИКТ в
учебном процессе.
Одним из самостоятельных направлений стратегии Министерства
образования и науки Республики Казахстан является повышение
квалификации педагогических работников,
показателями которого
рассматривается доля профессорскопедагогического состава, прошедших
переподготовку внутри страны за счет госбюджета, ежегодно в пределах 6%
от общего числа профессорскопедагогического состава и 0,5% за рубежом.
Доля зарубежных преподавателей и консультантов, ежегодно привлекаемых в
каждый национальный вуз, составит 0,5%.
В Казахстане преимущественно наблюдается подготовка профессорско
педагогического состава в области применения кейсовых технологий.
Внедрение кредитной технологии в вузовское образование значительно
продвинуло готовность профессорскопедагогического состава к созданию
силлабусов по дисциплинам. Вместе с тем в Казахстане недостаточно
развивается сетевое взаимодействие профессорскопедагогического состава и
студентов и еобучение. Одной из причин является низкая готовность
профессорскопедагогического состава к профессиональнопедагогической
деятельности в условиях глобальной сети Интернет. Таким образом,
государственная политика в области информатизации образования стала определяющей в совершенствовании национальной модели образования
Республики Казахстан. Формирование современной инфокоммуникационной
культуры будущих специалистов является важной социальнопедагогической
задачей системы казахстанского высшего образования, реализуемой на основе
накопленного опыта по применению информационных и коммуникационных
технологий. От степени подготовки конкурентоспособных специалистов
зависит уровень технологического развития Республики Казахстан, который
определяет стратегическую позицию государства в условиях мирового
открытого пространства.
Ученые Института повышения квалификации педагогических
работников по Карагандинской области» (Караганда, Казахстан) считают, что
назначение информационной образовательной среды – перевести на
современный технологический уровень все информационные процессы,
проходящие в институте, обеспечив интеграцию средств информационных и
коммуникационных технологий в процесс повышения квалификации
педагогов.
Информационная образовательная среда учебного заведения
призвана обеспечить оперативную доставку информации обучающемуся,
коммуникационную функцию между всеми участниками процесса повышения
квалификации; формирование индивидуальной образовательной траектории
профессионального развития педагога.
В рамках формирования информационной образовательной среды в
институте реализуются следующие направления:
1. Систематизация информационных образовательных ресурсов.
Реализуется перевод в цифровой формат учебнометодического комплекса
курсовой подготовки краткосрочных курсов, создание современного контента
системы повышения квалификации, который обеспечивает переход от
информационного к проблемноактивному, деятельностному типу обучения.
В рамках данного направления, обеспечивая доступность информационных
ресурсов, внимание уделяется автоматизации доступа к каталогу библиотеки
и оцифровке фондов.
2. Развитие технологической базы. В образовательном процессе
обеспечивается использование мобильных устройств (ноутбуки, планшеты), широкополосного доступа в интернет со всех компьютеров посредством
фиксированного и мобильного доступа. Внедряются технологические
решения в организационные формы взаимодействия с обучающимися и
мониторинг результатов повышения квалификации (электронная регистрация,
ведение баз данных слушателей курсов, электронное анкетирование,
электронное тестирование, фиксация результатов освоения слушателями
модулей учебной программы курсов)[1].
Важным компонентом информационнообразовательной среды является
информационнообразовательный портал института как единая точка
авторизованного доступа к информационным ресурсам. В целях посткурсовой
поддержки учителей, обеспечивая методическое сопровождение процесса
непрерывного профессионального развития педагогов,
на портале
организовано сетевое сообщество сертифицированных учителей уровневых
курсов повышения квалификации и педагогов, прошедших обучение на
краткосрочных курсах. По завершении курсов учителя имеют доступ к
электронной версии учебнометодических комплексов, имеют возможность в
режиме онлайн обсуждать вопросы, возникающие в процессе обучения или
профессиональной деятельности.
Актуальным для сетевого сообщества является возможность
виртуального консалтинга педагогов тренерами и преподавателями курсов.
3. Внедрение дистанционных образовательных технологий обеспечивает
удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в
межкурсовой период посредством организации проблемных курсов
повышения квалификации, онлайнсеминаров по актуальным проблемам
развития образования, сетевого сообщества педагогов, виртуальной
консалтинговой службы филиала.
Использование потенциала информационнообразовательной среды
позволяет обеспечить высокий уровень информативности (насыщенности
образовательными ресурсами) процесса повышения квалификации,
диверсификацию форм методического сопровождения педагогов в
межкурсовой период, создает условия для проектирования индивидуальной траектории непрерывного профессионального развития учителя и обеспечение
ее реализации.
Авторы исследования считают, что таким образом, информационно
образовательная среда содействует формированию и развитию инициативного
творческого педагога, способного к восприятию инновационных идей и
принятию нестандартных решений,
готового к непрерывному
профессиональному росту, что в конечном счете и определяет качество
повышения квалификации [6].
Г.К. Нургалиева и А.И. Тажигулова в своей монографии описали проект
«Класс будущего» Национального института образования [32]. Данный проект
направлен на выработку эффективных путей внедрения информационных и
коммуникационных технологий в образование. Учебный процесс в этом
классе отличается от традиционного, т.к. полностью опирается на
использование информационных и коммуникационных технологий. Необычен
уже сам кабинет – он круглой формы, так как вместо стен – сплошной
монитор, на котором в соответствии с предметом отражаются или
иллюстрации, или фото, или видео, за счет чего происходит полное
погружение в изучаемую тему. Так, на уроке биологии, посвященному составу
крови, ученики на какоето время оказываются среди кровяных телец,
эритроцитов и лейкоцитов, как будто сами очутились под гигантским
микроскопом – такое наглядное представление материала, безусловно,
способствует лучшему восприятию, пониманию и осознанию учебного
материала.
Учащиеся в этом классе не имеют традиционных книг и тетрадей,
вместо них – электронные планшеты, имеющие беспроводный доступ к общей
системе управления обучением и Интернету. Преподаватель выступает не как
единственный источник знаний, а как организатор активной учебно
познавательной деятельности самих учеников. В его задачи входит задать
интересный вопрос, поставить проблему, поиском решений которой и
занимаются школьники. Задания преследуют активную самостоятельную
работу учеников с различными источниками информации, в том числе и сетью
Интернет. Их основной целью является – развитие грамотной работы с информацией, то есть развитие способности к концентрации внимания на
предмете; способности к логической обработке информации; умений оценки
полезности и истинности получаемой информации, отбора личностно
значимой информации, поиска необходимой информации на родном и
иностранном языках, в том числе коммуникативных и языковых умений
восприятия и передачи информации. Если существует необходимость при
изучении темы обратиться к какомулибо компетентному специалисту, можно
это сделать в режиме онлайн благодаря соответствующим технологиям,
независимо от того, в какой стране этот специалист находится. Работа
учителя и ученика в таких условиях перерастает в реальное сотрудничество,
которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие
трудности, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные
знания, факты.
Учителю не надо тратить время на сбор тетрадей с домашним заданием
– он получает выполненное задание по сети, как только ученик его выполнил
и отправил, и может проверить его так же по сети в любое удобное для себя
время – причем до урока, а не после него. То есть на урок учитель приходит
уже с полной картиной того, кто из учеников готов к восприятию нового
материала, а кто – нет, и может своевременно поменять режиссуру урока,
исходя из конкретной ситуации на данный момент.
Сегодня ST Electronics (Training & Simulation Systеms) предлагает на
образовательный рынок Казахстана виртуальные лаборатории по физике,
химии и биологии. В таких лабораториях весь предыдущий опыт
электронного обучения сконцентрирован в однородную «комбинированную»
реальность искусственного пространства обучения. Ученику предоставляется
возможность моделирования различных природных, физических процессов и
явлений, изучения этих явлений в различных ситуациях, с возможностью
изменения параметров, характеризующих явление. Учебная, поисково
познавательная деятельность благодаря виртуальным лабораториям
приобретает элементы достаточно серьёзного предметного исследования.
В своей монографии Г.К. Нургалиева и А.И. Тажигулова исследовали
вопрос контентного обеспечения информационной образовательной срреды учебного заведения. Ученые считают, что «информационнообразовательные
ресурсы – это национальное достояние, которое обеспечивает системное
накопление контента образования в цифровом формате как банк
педагогического опыта, который в дальнейшем будет передаваться
следующим поколениям» [2].
В отдельных государствах (Норвегия, Сингапур, Китай) уже
осуществляется полномасштабный перевод содержания образования на
цифровые носители, выпуск традиционных учебников на бумажных носителях
резко сокращается или вовсе прекращается.
В разных странах нет единого подхода к тому, какими должны быть
цифровые образовательные ресурсы.
Что касается цифровых образовательных ресурсов, в разных странах
нет единого подхода к тому, каким должны быть цифровые образовательные
ресурсы и даже к самому этому понятию.
В США под цифровым содержанием понимается мультимедийный
материал, который позволяет учащемуся осуществлять поиск и обработку
информации в процессе совместной работы, подготовки и использования
различных способов участия в учебном процессе. Цифровое содержание
включает видео по вызову, CDROMы, страницы Web, электронную почту,
интерактивные обучающие системы,
компьютерное моделирование,
потоковые дискуссии, файлы данных, базы данных, аудио материалы.
Преимуществами цифрового контента называются: доступность, надежность,
своевременность и достоверность, многоуровневое использование, простота
управления, мгновенный вызов, творческий подход [3].
В основном под ЦОР в различных странах понимают ресурсы, легко
доступные онлайн, находящиеся в банке базе данных школьной или
глобальной сети. В основном, разработка цифровых образовательных
ресурсов осуществляется в 2х направлениях: как электронных версий
бумажных учебников и как прикладных программ дистанционного
взаимодействия субъектов образовательного процесса. Наша принципиальная
позиция состоит в том, что развитие информационнообразовательных
ресурсов должно идти по второму направлению, поэтому в модель мы основанные на классификации цифровых
включили показатели,
интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов (ЦИМОР),
принятой в АО НЦИ.
Соискатели и авторские коллективы находятся в постоянном поиске
способов дистанционного взаимодействия субъектов процесса обучения от
цели до результата, включая мотивационноцелевой, содержательный,
операционнодеятельностный и оценочный компоненты учебного процесса с
учетом закономерностей и принципов обучения, основанных на интеграции
различных видов деятельности; стремятся значительно расширить реестр
педагогических приемов и средств,
создание
инфокоммуникационной образовательной среды за счет новых современных
возможностей информационных и коммуникационных технологий
(Е.В.Артыкбаева, А.Ж.Арыстанова, Ж.Ш.Бахтыбаев, А.А.Досмаханова,
У.Т.Нурманалиева, Ж.М.Тусубаева и др.)
обеспечивающих
Авторы считают,
что перевод содержания и технологий
образовательного процесса на современные электронные носители может
осуществляться только при условии сохранения достижений педагогической
науки и ее методологии, как фундаментальной основы проектирования
современных педагогических технологий с использованием ИКТ.
Концептуальная основа состоит в том, что разработка ЦОР предусматривает
не сканирование учебного материала, а программирование взаимодействия
субъектов образовательного процессе с учетом закономерностей учебно
познавательной деятельности.
В Казахстане разработана педагогическая технология информатизации
исследовательской деятельности будущих учителей, заключающаяся в
построении открытой педагогической системы в условиях обогащенной
информационнообучающей и коммуникативной среды в соответствии с
логикой исследовательского процесса.
Технология конструирования
электронной исследовательской программы предполагает создание
некоторого информационнокоммуникативного пространства для покрытия
постоянного дефицита педагогической информации; среду для публикаций,
полученных в результате исследований; инструмент обмена текущей
Рисунок информацией между педагогами, работающими в разных школах. Постоянная
оперативная связь с коллегами и методистами помогает складываться
профессиональному обществу педагогов. Это способствует созданию
«сетевого профессионального сообщества». Особенность электронной
исследовательской программы заключается в том, что программа
представляет собой интеграцию двух компонентов: инвариантной и
вариативной. Инвариантная часть включает определение общих алгоритмов
исследования, вариативный компонент конкретной научноисследовательской
работой учащихся, которую он выполняет в соответствии с заданными
алгоритмами исследовательских действий. Использование электронной
исследовательской программы позволяет каждому субъекту выбирать свою
собственную траекторию обучения; более эффективно организовать научно
исследовательскую деятельность на основе такого важнейшего
дидактического свойства компьютера, как персонификация процесса
обучения [4].
Объединение разрозненных средств информатизации, используемых в
разных областях деятельности вуза,
в единую информационную
образовательную среду позволяет интенсифицировать подготовку студентов,
сделать обучение более наглядным, повысить мотивацию студентов к учению,
привлечь к обучению дополнительные методы и средства, приобщить
педагогов и сотрудников вуза к ведению профессиональной деятельности с
использованием современных информационных и телекоммуникационных
технологий, повысить доступность и открытость образовательных ресурсов,
что приведет к повышению качества подготовки учителей, выработке у них
потребности и готовности к обучению школьников с использованием
систематизированных средств информатизации образования.
Унифицированное объединение средств информатизации высшего
образования в единую информационную образовательную среду должно
осуществляться с учетом специфики использования информационных
технологий в различных областях деятельности вуза (учебный процесс,
организация и проведение практики студентов, контроль и измерение
качества подготовки специалистов, работа с выпускниками вуза, внеучебная, научнометодическая и организационноуправленческая деятельность).
Данная градация должна находить отражение в структуре многокомпонентной
информационной образовательной среды вуза.
Модель информационной образовательной среды, отражающая все
факторы информатизации высшего образования, в том числе компонентную
структуру среды, виды информационных ресурсов и требования к ним,
рекомендации по формированию и использованию среды при обучении
специалистов, условия подготовки преподавателей и сотрудников вуза к
работе с информационной образовательной средой, позволяет на практике
осуществить объединение разрозненных средств информатизации и
обеспечить систему обучения студентов востребованными качественными
информационными ресурсами и технологиями.
Построение среды должно осуществляться с учетом принципа
включения в нее только качественных и эффективных информационных
ресурсов, отвечающих требованиям и потребностям системы подготовки
специалистов и однозначно позиционируемых в системе классификации,
принятой для организации компонентов среды. Выявленный комплекс
психологопедагогических,
технологических и других требований,
предъявляемых к качеству информационных ресурсов, а также предложенные
технологии апробации и экспертизы позволяют оценивать эффективность
информационных ресурсов, используемых в вузе, принимать решения о
компоновке среды, не допускать к включению в состав среды ресурсы,
имеющие недоработки содержательного, методического, эргономического или
технологического характера.
Разработка и применение ресурсов и компонентов информационной
образовательной среды вуза должны осуществляться с учетом потребностей
систем подготовки специалистов на основе использования
телекоммуникационных, мультимедиа и гипермедиа технологий с целью
обеспечения максимальной визуализации учебного материала, предоставления
педагогам и студентам средств интерактивного взаимодействия, возможности
доступа к информационным ресурсам большого числа преподавателей и
сотрудников вуза. Методология подготовки студентов педагогических вузов, основанная
на разработке и внедрении информационной образовательной среды,
способствует проникновению средств информатизации в преподавание
различных дисциплин, интегрированному использованию взаимосвязанных
информационных ресурсов, относимых к различным дисциплинам, связи
учебного материала с содержанием контрольноизмерительных материалов,
активизации научной, методической и внеучебной деятельности студентов,
развитию межпредметной интеграции и междисциплинарного
информационного обмена, учету при подготовке будущих педагогов
нововведений, внедряемых в школьное образование;
Информационные образовательные среды разных учреждений образования
целесообразно объединить в информационное образовательное пространство
регионального или федерального уровня, которое должно быть как можно
более широким и содержательным.
Литература:
1. Нургалиева Г.К., Тажигулова А.И. Индикаторы оценки внедрения ИКТ
в организациях образования – НЦИ, Алматы. – 66 с.Основы открытого
образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т. 1. – Российский
государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО,
2012. – 680 с.
2. Бектыбаева Г.Ш. Информационнообразовательная среда как условие
обеспечения качества повышения квалификации педагогов – URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104125/1Бектыбаева35.pdf
3. Белл Д., Грядущее индустриальное общество: Опыт социального
прогнозирования/Даниел Белл, В.Л.Иноземцев. М.: Academia, 1999.
783 с
4. Хеннер Е.К. Образование и наука.
2014. № 1 (110) URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/vysokorazvitaya
informatsionnoobrazovatelnayasredavuzakakusloviereformirovaniya
obrazovaniya
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Цифровизация образования в Республике Казахстан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.