Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное.
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала. (2)
Целью дистанционного обучения является предоставление ученикам элементов универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Главной особенностью является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством Интернета. Организация дистанционного обучения в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, цифровых инструментов, предусматривающих активное взаимодействие как с учителем, так и с другими участниками.
Участники образовательного процесса должны иметь возможность самостоятельно и совместно с другими приобретать новые знания, уметь ставить цели, искать средства и способы разрешения проблем. Практически у каждого учителя возникает необходимость дистанционного взаимодействия с обучающимися. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе дает возможность учителю организовывать совместную работу учащихся в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь.
Цифровые инструменты в образовании — это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов (1). Эти ресурсы созданы для того, чтобы упростить отслеживание учебных результатов и прогресса, повысить интерес и вовлеченность детей за счет многообразия форм получения, сделать образование более открытым и доступным. Основная цель использования цифровых инструментов в образовании — делать его более качественным.
Цифровой образовательный инструмент - цифровой ресурс, используемый учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) деятельности, например, виртуальная физическая лаборатория, учебная геоинформационная система, редактор текста, пакет для построения графиков и т.д (6).
Использование информационных образовательных инструментов в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из целей учебной программы и учебного заведения.
В настоящее время существует много различных цифровых инструментов, в том числе и для педагога. В связи с этим возникает необходимость их классификации по определенному признаку.
В статье «Цифровые инструменты в образовательной деятельности» Носков Н.Г. выделяет следующие группы цифровых инструментов:
1. Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся: Kahoot, Quizшяя, Simpoll, Plickers.
2. Облачные технологии: Skype, Алиса, Siri, онлайн доска (Miro.com, Bitpapor.io, Witeboard.io).
3. Цифровые инструменты для внеурочной деятельности: Fotor, Flora Incognita,
4. Цифровые инструменты для организации и проведения дистанционных курсов: Google Classroom, Moodle (4).
В статье «Цифровые инструменты и сервисы для учителя» С.Ю. Князева, Д.М. Капелюшник, Е.Н. Пушкарева выделяют следующие группы цифровых инструментов и сервисов:
1. Графические редакторы для создания и редактирования изображений: Canva, Paint.Net, Pinta, Google Презентации, Mentimeter и др.
2. Программы для подготовки презентаций, визуализации данных и записи скринкастов: Visme, Camtasia
3. и др.
4. Сервисы для обработки и редактирования видео: Freemake Video Converter, H5P, Thinglink и др.
5. Инструменты для создания анимационных роликов: Blender, Synfig Studio и др.
6. Сервисы для создания веб-квестов, интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин:
7. Фабрика кроссвордов, Quizizz, Kahoot!, Learnis и др.
8. Сервисы для создания интерактивных временных осей: TimelineJS, Timetoast и др.
9. Системы для создания тестов: Google Формы, Mentimeter, Webanketa и др.
Онлайн-сервисы для коллективного обучения: Miro, Padlet, Scrumlr и др (5).
Для успешного использования цифровых инструментов в организации образовательного процесса педагог должен:
- понимать сущность технологии цифровых образовательных инструментов как инструментов организации образовательного процесса;
- уметь анализировать и отбирать цифровые инструменты для организации образовательного процесса;
- грамотно и эффективно применять цифровые образовательные инструменты на практике.
Список используемой литературы:
1. Как подружиться с цифровыми инструментами в образовании // Мел URL: https://mel.fm/blog/sveta- shchelokova/35198-kak-podruzhitsya-s-tsifrovymi-instrumentami-v-obrazovanii (дата обращения: 02.04.2021).
2. Пантелеева Т.В., Затонский А.В. Cистема дистанционного обучения как элемент информационной системы вуза // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12-2. – С. 231-234; URL: http://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=4120 (дата обращения: 09.03.2021).
3. Тулина Е. Введение в Google Classroom [Электронный ресурс] // Newtonew URL: https://newtonew.com/web/vvedenie-v-google-classroom (дата обращения 08.03.2021)
4. Цифровые инструменты в образовательной деятельности // Study Life URL: https://www.stdlife.ru/ped/publication/public00033 (дата обращения: 12.04.2021).
5. Цифровые инструменты и сервисы для учителя // URL: http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
6. ЭОР и ЦОР. В чем разница? // Самоучительская URL: http://stromanta2014.blogspot.com/2017/11/blog- post_14.html (дата обращения: 20.04.2021).
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.