Цифровые образовательные технологии на уроках физики.
В условиях стремительного развития информационных технологий, обуславливающих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной грамотности, что является необходимым условием становления личности в обществе, то есть социализации человека. Поэтому одной из задач образования становится вооружение обучающихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования становится формирование у студентов информационной компетентности и умения эти компетенции применять в образовательной деятельности. Очевидно, что решение этой задачи возможно лишь на основе максимального использования новых информационных технологий в учебном процессе.
Преподаватель при этом все больше становится организатором учебной деятельности обучающихся, а не транслятором готовых знаний. Он выступает организатором, способным помочь сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями.
Традиционные словесные методы обучения, такие как объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, работа с книгой модифицируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции, поэтому учебная деятельность обучающихся невозможна без использования современных систем средств обучения.
Такой важный предмет, как физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
В настоящее время существует достаточно много цифровых форм работы на уроках, но наиболее распространенными являются: интернет-конференция; практикумы; дистанционное обучение; презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера).
В основе всех форм обучения, с помощью интернет-технологий лежат интерактивные методы обучения.
Интерактивные методы обучения с помощью интернет-технологий по своей сути – это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение обучающихся в сам процесс обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
К этим методам следует отнести метод модерации, то есть организация обсуждения проблемы, которая даёт возможность участникам принять общие решение как свои собственные. Эффективность модерации определяется тем, что позволяет осуществить работу обучающихся в одной команде для разработки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. В модерации применяются, например, хорошо известные сегодня техники мозговой штурм, кластер, ментальные карты др. В практике своей работы использую, например, приём «мозговой штурм», особенностью которого является коллективная мыслительная деятельность по генерированию новых идей для поиска решения проблемы. В качестве примера - некоторые вопросы: «Каким образом законы Ньютона влияют на реальную жизнь? или «Какое значение имеет теория относительности для науки» или, например, задачи типа: «Надо быстро охладить стакан с кипятком. Как это сделать?».
Эффективной работой является и составление кластера. Это графическая организация материала, показывающая смысловые моменты того или иного понятия. Это процесс систематизации учебного материала по принципу от частного к общему. Определяется ключевое слово темы, к которому подбираются слова одной тематической группы. Пример кластера по теме « Электризация тел». В центральном овале – ключевое понятие. В данном случае – «Электризация тел». В овалах второго, а, при необходимости третьего уровня – понятия, раскрывающие смысл и детализацию ключевого слова. Очень хорошо работает кластер при проведении итоговой работы по теме.
Прогрессивной педагогической технологией является метод кейсов–метод анализа реальных ситуаций (метод, где студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики), обучающиеся анализируют ситуацию, разбираются в сути проблемы и предлагают возможное решение;
Пример кейса по теме «Сопротивление проводников».
Два друга поспорили о том, какую проволоку лучше взять для изготовления резистора: из железа или из меди. Каждый объясняет свой выбор.
Вопросы к кейсу:
Кто прав из друзей?
Какими необходимыми характеристиками должна отличаться проволока для изготовления резистора?
Как рассчитать сопротивление резистора изготовленного из обыкновенной проволоки?
Как проверить, правы ли вы?
Применение интернет-технологий при обучения физике строится на схемах взаимодействия «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся -обучающийся». То есть теперь не только преподаватель привлекает студентов к процессу обучения, но и сами они, взаимодействуя, влияют на мотивацию друг друга. Задача преподавателя – создать условия для инициативы обучающихся, а также, применяя интерактивные методы обучения, научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения в конкретной ситуации, научить работе в команде, уважая чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Кроме того, важно научить формировать и собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.