Цифровые диктанты
Оценка 4.8

Цифровые диктанты

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
русский язык
5 кл—11 кл
10.02.2017
Цифровые диктанты
На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.разработка урока СПП с придаточными изъяснительными
Урок по теме.docx
Урок по теме "Стили речи" 1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления  общих признаков каждого из стилей. 2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой  экспрессивности. 3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки. 4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как:  анализ, синтез, группировка, обобщение. 5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Ход урока 1. Вводно-мотивационный этап. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой  темы: 2. Фронтальный опрос. Учитель: – Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль­совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей,  мыслей в различных условиях речевой практики) – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему. 3. Проверка д/з: (Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.) Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2  графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу. – Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для  определения стиля. Таблица: Разговорный Публицистически Художественн Научный Официальн   о­ й ый деловой Цель Обмен  мыслями,  Сообщение, передача  Точная  передача  Сообщение,  воздействие на  Воздействие на  мысли и чувства (зачем?) впечатлениям и, общение Сфера  применени я (где?) Особен­ ности Беседа в  неофициальн ой  обстановке;  дружеские  письма и  послания Преобладание разговорной и просторечной лексики;  интонация,  мимика,  жесты научной  информаци и Официальн ая  обстановка; уроки,  лекции;  научно­ популярные книги Однозначны е слова;  термины;  отсутствие  образных  средств деловой информации слушателей или  читателей Официальная обстановка; деловые  бумаги Официальная  обстановка;  средства массовой  информации, в  выступлениях Художественна я литература Торжественная  лексика,  эмоциональность;  соединение  стандартизированн ых слов и средств  выразительности Термины,  речевые  штампы,  канцеляризм ы;  конкретность ,  официальнос ть Широкое  использование  изобра­ зительно­ выразительных  средств;  использование  средств других  стилей Доклады учащихся: Разговорный стиль Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стильприменяется в  неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др. Разговорная речь­это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств.  Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация.  Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы... К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется  эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная  для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться  нелитературная, неправильная речь­просторечие. Например, вместо нейтрального  слова столько может использоваться просторечноестолечко, вместо слова столовая–  столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую  выразительность(например, “бить баклуши”­ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной  оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький... Научный стиль Научный стиль­разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и  письменной речи. Основная функция научногостиля– доказательное изложение научной  информации. Научная речь­это монологическая речь. Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей,  учебников, научно­популярных книг. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода,  жизнь;книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом,структура,  синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического  типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко  распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в  начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме  множественного числа: шумы в сердце, морскиеглубины. Научный стиль характеризуется  точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Деловой стиль Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль  используется в официальной обстановке и для написания различных официальных  документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др. Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием  штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с  постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные  слова) и эмоционально­окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении Публицистический стиль Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой  информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная  функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не  только содержится сообщение о чём­либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в  этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со  стилем художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная:свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать... Часто используются иноязычные слова: шоу­спектакль, консенсус­соглашение; фразеологизмы:  работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно­ выразительные средства языка. Стиль художественной литературы Стиль художественной литературы (или художественный стиль)используется в художественных  произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать  его о чём­либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя  изобразительно­выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и  духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В  художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания  колорита эпохи используются устаревшие слова:Восстань, пророк, и виждъ, и  внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.  (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей.  Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка Фронтальный опрос: Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков. Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей. – Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный) – Передача научной информации, термины (научный) – Передача деловой информации, деловые бумаги (официально­деловой) – Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический) – Художественная литература (художественный) 4. Лексическая игра Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они  различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная,  есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная.  Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы  (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет  работать со словарём и проверять правильность работы. Общеупотребительная Книжная Верх Препятствие Бояться прогнать волноваться Макушка помеха трусить выставить психовать Разговорная Вершина Преграда Опасаться Изгнать Тревожитьс я лик лицо морда(просторечное ) – Итак, правильно заполнены графы (к редактору)? – Проверяем все (самопроверка) Оцениваем (критерии оценки: 1­2 ошибки­4,3­4– “3”) 5. Самостоятельная работа ( в группах) Инструктаж перед с/р.:7 Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми  вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам  текста и доказать его принадлежность к стилю. – На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный  текст. Во­первых, определите цель, затемсферу применения, особенности. Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные  внимательно слушают и проверяют. Время выполнения работы 5 мин. Задание для группы № 1: “Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно  был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово!  Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно  у нас в городе, приезжай – увидишь”. Задание для группы № 2: Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья. В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно  развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается  положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё  возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан. Задание для группы № 3: Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился  всего лишь на 30 лет позднее Москвы. Само слово “Коломна” относится к финно­угорским племенам, жившим здесь до прихода славян.  На их наречии это слово означало “место около кладбища”. Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об  основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений  римского папы Вонифатия 8. Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город,  которым мы, коломчане, гордимся. Задание для группы № 4: Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации  финно­угорской группы языков в названии этого города. Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает  эту гипотезу. Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично  развивающихся субъектов Подмосковья. Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе  преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного  овощеводства. Задание для группы № 5: Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек,  своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища  традиций древности. Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а  когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий  Донской. Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта. Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль. Вопрос к другой группе: – Вы согласны? 6. Подведение итогов. Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке. Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти. Самопроверка (открывается доска со словами). 7. Домашнее задание. Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст (упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля.  Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на  последующих уроках при подготовке к экзамену. 8. Редактирование текста. Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в  котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю,  исправьте текст. Самопроверка.  Оценки. Отредактируйте текст. Текст № 1: К какому стилю относится данный текст? Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте. Киев... основан в 6­7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9­ нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо­татарами. В 1362  году сразу захвачен Литвой,в 1569 году­Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он  столица Украины. (Из тетради по истории ученика 6­го класса). Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги. Начальнику отделения связи г. Москвы  №В­485 М.И.Прохоровой Соколова А.П., живущего по адресу: ул. Волгина, д.5, кв.44, Заявление Уважаемая, Мария Ивановна! Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по  15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию,  поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам А.Соколов. 10 июля 2010 г.

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты

Цифровые диктанты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017