Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «Детский альбом» П. И. Чайковского для детей 4-5 лет
Тематические занятия
«Детский альбом» П. И. Чайковского
в средней группе группе
Цель: Знакомство с творчеством великого русского композитора.
Задачи:
• Воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.
• Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки.
• Закрепление понятие жанр.
Умение определять на слух произведения: полька, вальс, плясовая, марш.
• Развивать у детей интегративные качества: умение выразить свои музыкальные фантазии в создании образа средствами музыкально-ритмических движений, в пластических этюдах, в оркестре.
Ход занятий
Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут – Петр Ильич Чайковский. Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в деревне в семье своей сестры. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, - и часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «тапер» - «дядя Петя». Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, - любимец Чайковского. Слушая игру маленького боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много… Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят и посвятил его Володе Давыдову.
"Детский альбом", заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами, их 24. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.
Звучит пьеса "Зимнее утро"
- Что вы представили, слушая музыку?
А теперь посмотрите на экран, вот что увидела в этой музыке художник Вера Павлова.
Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы".
Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?
Звучит пьеса "Болезнь куклы"
- Что композитор хотел выразить этой музыкой?
Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.
А мальчики любят играть в солдатиков . Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.
Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром. Повторим партии металлофонов, барабана, треугольника, бубна.
Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" по партиям и всем оркестром.
Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?
Звучит пьеса "Мама"
- Какие интонации слышатся в музыке?
(нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)
Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу.
Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которую исполнит Оля Скопылатова.
Звучит "Баба Яга"
Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.
(коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)
Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?
Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".
Звучит "Полька" в исполнении Полины Сапрыгиной.
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.
"Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, мы с Дашей Лазакович вам её исполним.
Звучит "Старинная французская песенка"
"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.
Звучит "Неаполитанская песенка" в хоровом исполнении.
":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".
К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: ":Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую " в исполнении Насти Коломоец.
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед:
Звучит "Камаринская"
Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.
После прослушивания всех произведений играем в игру «Угадай мелодию» и просим детей дома нарисовать произведение которое им больше понравилось.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.