Цикл рассказов о патриархах РПЦ
Оценка 4.7

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
история +1
5 кл—7 кл
10.04.2018
Цикл рассказов о патриархах РПЦ
Публикация является частью публикации:
Патриарх Филарет.doc
Районные православные чтения  Н. Л. Тютрюмов (1821­1877). Московский патриарх Филарет. До 1877 года.   Патриарх  Филарет Казакова Н. Ю. Учитель истории  МОУ СОШ № 10  п. Радуга 2008 г.  Патриарх  Филарет (в миру Федор Никитич Романов).  Романовы были родственниками последней жены Ивана IV. Предполагают, что старший  сын боярина сын Никиты Романовича Захарьина,  родился от второго брака между 1554 и  1560 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по  собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним  англичанином. Двоюродный дядя царя Федора, любознательный и начитанный, веселый и  приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у  соотечественников, и у иностранцев.     Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и  имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил,  избранный на царство.      Федор Никитич  ­ двоюродный брат по материнской линии царя Федора Ивановича ­    занимал высокое положение,  в 1586 г. упоминается как боярин и наместник  нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в  1593­94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом императора  Рудольфа Варкочем. В 1596 г.  вновь состоит воеводой, от 1590­х годов дошло до нас  несколько местнических дел, касающихся его деятельности  и рисующих влиятельное  положение его среди московского боярства.       После  смерти царя Федора Ивановича народная молва называла Федора Никитича  Романова ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что  покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов, сев  на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву  держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Федора  Романова  планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью «Царь Федор Микитич Романов». Как бы то ни  было, он подписался под избирательной грамотой Бориса.     В 1601 г. во время разгрома фамилии Романовых Борисом Годуновым, он был пострижен  в монахи под именем Филарета  и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его,  постриженная под именем Марфы, была сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын  Михаил и дочь заточены на Белоозере  с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Филарета  в  монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с  окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными  притеснениями, жалуясь в тоже время в Москву на его крутой и запальчивый нрав.         С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Филарета была  замечена резкая перемена: он повеселел и громко  высказывал надежды на скорый  переворот в своей судьбе. При Лжедмитрии I   Филарет был возвращен из ссылки и 30 июня 1605 г. получил сан ростовского митрополита. Филарет редко наезжал в свою митрополию, проживая  большею частью в Москве В мае 1606 г. он участвовал в свержении самозванца.       Ростов подвергся нападению тушинцев. 11 (21) октября 1608 г. Филарет был захвачен в  плен тушинскими отрядами. Узнав, что поляки подступили  к Ростову, заперся с частью  паствы в соборе. Исповедовавшись и причастившись, они были готовы к мученической  смерти, но поляки, захватив митрополита, раздели его и в одной рубашке увезли в плен, в  Тушино, требуя, чтоб он признал царем Лжедмитрия II. Но занял выжидательную позицию.  Тогда «тушинский вор», по мнимому своему родству с Филаретом  «нарек» его   Патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Филарет рассылал грамоты по  церковным делам в области, признававшие власть «тушинского вора», а после его  бегства  в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении  последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610 г., сжег  Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифо­Волоколамскому монастырю,  захватил с собою и Филарета. Только после разгрома этого отряда русским войском  Филарета вызволили из плена, и он  отъехал в Москву. В царствование Василия Шуйского  Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В мае 1610 г. Филарет вернулся в  Москву и принял участие в свержении Василия Шуйского  в июле 1610 г.      Филарет был сторонником избрания на русский престол представителя иностранной  династии, участвовал в выработке политики «Семибоярщины» и в заключении 17 (27)  августа 1610 г. договора с польским гетманом Жолкевским о признании русским царем  сына польского короля Сигизмунда III Вазы — Владислава. В сентябре 1610 г. Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц,  вместе  с князем Голицыным возглавил «великое посольство» под осажденный Смоленск, которое  должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. 7 октября послы  приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему.  В  ходе переговоров Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего  был арестован. По другим сведениям,  его арестовали после получения известия о  приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы  В апреле  1611 г.  Филарет был оправлен в Польшу, где пробыл в плену до середины 1619 г.,  проживая в доме  Л. И. Сапеги.                                                      Л. И. Сапега  1632 г.                Лев. Герб рода Сапег   Сапеги ­  аристократический род (с  XVII в. ­ княжеский) в Великом княжестве  Литовском и Речи Посполитой.  Его представители  в  XVI­XVII  вв. занимали  важнейшие государственные посты в Литве. Сапеги происходили из смоленских бояр,  позднее их земельные владения располагались в различных районах Белоруссии и  Литвы. Первым в источниках упоминается Семен Сапега ­ писарь великого князя  Казимира IV Ягеллончика.  Возвышение рода началось с Ивана Семеновича Сапеги (1450­1517), который принял в  1514 г. католичество.  Лев Иванович Сапега (1557­1633) ­ королевский секретарь, канцлер и великий гетман  литовский, виленский воевода ­ сыграл видную роль в Смутном времени на Руси,  поддержав Лжедмитрия I, участвовал в подготовке и осуществлении польской  интервенции в Россию, а позднее в заключении Деулинского перемирия в 1618 г. Его младший брат Ян Петр Сапега (1569­1611) в августе 1608 г. с ведома и одобрения  Сигизмунда III Вазы прибыл с 7­тысячным войском в Тушино к Лжедмитрию II. В  сентябре 1608 г. он возглавил войско, осадившее Троице­Сергиев монастырь, и  руководил действиями отрядов, направленных для захвата  других городов. В январе 1610 г. Ян Петр был вынужден снять осаду Троице­Сергиева монастыря. После  распада Тушинского лагеря  продолжал содействовать Лжедмитрию II, оказывал  помощь польскому гарнизону в Москве, осажденному Первым ополчением,  где  в 1611  году и скончался..  В  XVIII­XX вв. веках князья Сапеги были подданными Австрии и России.    А. Д. Кившенко. «Призвание на царство Романовых  ­ Михаила Федоровича (Депутация от  Земского собора)». 1880.     Во время пребывания Филарета в плену его шестнадцатилетний сын Михаил занял  русский престол. По­видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен  вопрос об избрании Ф. в патриархи.    Еще до возвращения Филарета из плена он  именовался в правительственных актах и на церковных документах митрополитом не  ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г., на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных. Филарет  был обменен на польского полковника  Струся. 14 июня он въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же  сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил ему сан Патриарха, и 24  июня Филарет был посвящен. С саном патриарха он совместил сан великого государя, чем  поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось  настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома  царя.     В качестве правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и «опальчивым». Он  быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына,  подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову,  Грамотина и др.     На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для  подачи заявлений о местных нуждах населения.     Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил «тайнопись», т. е. шифр для дипломатических бумаг.     Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты  православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной  администрации.     Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности  выразилось в мерах, принятых против князя Хворостинина, в распоряжениях о  прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих  обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому  монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов.       Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет из­за отсутствием  богословского образования переходил границы необходимости. Так, он настойчиво  требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе  духовенства осудил мнение крутицкого митрополита Ионы, находившего в этих случаях  достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет установил  перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там  православными.       В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено «Учительное евангелие» Кирилла Транквиллиона  Ставровецкого, не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и начаты гонения  на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского. Печатанию и исправлению книг Филарет уделял много  внимания. В самом начале своего правления он  по представлению патриарха  иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и  Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: «и огнем в молитве на Богоявление». Собор, в присутствии Филарета, Феофана и государя, оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов эти слова были окончательно вычеркнуты из Требника.  Требник ­  в Православной Церкви богослужебная книга, содержащая последования  треб ­   ­  таинства и другие священнодействия, совершаемые по просьбе (требованию ­  отсюда название) верующих. Иногда под требами подразумеваются вообще все  священнодействия, кроме Божественной Литургии и богослужений суточного круга     В 1620 г. Филарет возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и  устроил особое помещение («правильню») для работ справщиков, а также положил начало  знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении  туда из городов древних книг. Московская типография при нем выпустила много изданий:   все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были  свидетельствованы самим Патриархом. При печатании обращалось много внимания на  исправление текста, для чего  Филарет привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях  — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки  по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно.      В 1622 г. Филарет . издал «Сказание действенных чинов св. соборные церкви Успения  св. Богородицы», т. е. устав для отправления праздничных богослужений церковных  торжеств, а также «Поучение великого господина на поставление митрополитам,  архиепископам и епископам»,  ему же приписывают «Поучение на поставление  архимандритам, игуменам и священникам» и «Поучение игуменьям».     Патриарх  заботился  об открытии школ, призывал архиепископов к учреждению училищ  при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко­латинское училище,  порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву от александрийского патриарха Иосиф был оставлен Филаретом для перевода книг и для устройства греческой  школы.     Важный след оставила деятельность Патриарха в области церковного управления.  Его  двор  устроился при нем совершенно по образцу двора государев, был создан класс  патриарших дворян и детей боярских. Патриаршие вотчины значительно увеличились  покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин  была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., патриарх получал право судить и ведать  духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя.  Управление патриаршей областью обретает при Филарете  правильные формы,  аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают Патриаршие приказы: 1)  судный или разряд — для судебных дел,  2) приказ церковных дел  ­ по делам церковного благочиния,  3) казенный, ведающий сборами с духовенства,  4) дворцовый, заведовавший хозяйством патриарших вотчин.  В каждом приказе сидел патриарший боярин, с дьяками и подьячими. Дела решались с  доклада патриарху.      Энергичная устроительная деятельность Ф. не ограничивалась одною патриаршею  областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и  монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных  монастырям, новые пожалования их землями.     В 1620 г. им  открыта новая Тобольская епархия.      При Филарете состоялась канонизация двух святых  ­ Макария Унженского (1619 г.) и  Авраамия, епископа чухломского и галицкого (1621 г.), а также присылка в 1625 г.  персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском  соборе.    При Филарете возобновились прерванный в эпоху смуты сношения Москвы с греческою и  восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных  представителей духовенства этих церквей.      Таким образом, после восшествия возвращения из плена  и фактически до самой смерти  в возрасте 80 лет 12 (22) октября 1633 г. (по другим данным,  1 (10) октября) Филарет был  соправителем сына (а фактическим правителем страны)  и главой РПЦ.  Литература Карташев А. В.  Очерки по истории Русской Церкви, т. 2. Кизеветтер А. А. «Филарет» ­ статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и  Ефрона» (1890 –1907).

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ

Цикл рассказов о патриархах РПЦ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018