Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Оценка 4.7

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
история +1
5 кл—7 кл
10.04.2018
Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Публикация является частью публикации:
Княгиня Ольга.doc
Районные рождественские чтения, посвященные Крещению Руси Княгиня Ольга Учитель истории  МОУ СОШ № 10 п. Радуга Казакова Наталья Юрьевна 1 2010 год   Оглавление 1. Некоторые версии о происхождении княгини Ольги…………с.1­2 2. Княжение Ольги и Святослава: внутриполитические реформы и  внешняя политика……………………………………………………с.2­4 3. Первая русская святая…………………………………………….с.4­5 4. Последние годы правления Ольги………………………………с.5­9  Выводы…………………………………………………………………..с.9 Литература………………………………………………………………с.10 Приложения…………………………………………………………с.11­14 Некоторые версии о происхождении княгини Ольги Княгиня Ольга, жена Игоря Рюриковича была первой княгиней, принявшей христианскую  веру. О происхождении ее делалось много предположений. Происхождение княгини Ольги  неизвестно, как и хронология его жизни, где бесспорным  можно считать лишь дату смерти,  зафиксированную церковным летописцем. «Повесть временных лет» относит брак Ольги и  Игоря к 903 году. При этом летописец колеблется, описывая ее Происхождение. В  летописи  упоминается только, что Олег  привел Игорю жену из Плескова (Пскова?) по имени Ольга. На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским  городом Плискувой и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и  объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным. По  позднейший Иоакимовой летописи,  Ольга была родом из Изборска (Псковская земля) из рода Гостомысла. Родилась будущая княгиня в  языческой семье. Я думаю, следует  упомянуть и   разные версии  происхождения ее имени, которые также проливают свет на ее происхождение  (рождение):   2 Новгородская версия (Олеговская версия). Поскольку имя Ольга напрямую связано с  Олегом, существует версия, что она была его дочерью  и  называлась варяжским именем  Хельга (норвежское Hailaga, Helgi), в русском произношении ­ Ольга.                                          Болгарская версия. Положение Ольги при киевском дворе было исключительным: летопись  зафиксировала дату ее брака, у нее был отдельный двор в Вышгороде, ее посол на уровне  послов «светлых» князей из местных династий участвовал в переговорах с Византией в 944 г.,  полководцы Игоря единодушно признали ее регентшей, а юного сына Святослава  ­наследником. Итак,  Ольга вряд ли могла быть дочерью посадника Пскова или иного  боярина. Состояние отношений с Болгарией и источники также не дают возможности считать  ее дочерью болгарского кагана Симеона, рожденной около 896 году в Плисце. Другая, более  подробно аргументированая версия, гласит  что Ольга, которую князь Олег привез из  Болгарии, была внучкой болгарского князя Бориса, дочерью его сына Владимира,  предшественника на болгарском престоле и брата Симеона.                                                            Киевская версия.  Возможно, Ольга была последним потомком Аскольда, чья семья могла  быть вывезена в Псков после убивства Аскольда в 992 году Олегом. Также есть версия о  происхождении княгини из Плискова, который лежал на границе полянских, древлянских и  уличских земель на притоке р. Роси (ныне – с. Плиски Погребищенского района Винницкой  области, примерно 170 км от Киева).                                                                                                  Галицкая версия. Ее озвучил  директор Львовской картинной галереи Борис Григорьевич  Возницкий: «Ольга, дочь великоморальского князя, которую выдали замуж в 14 лет в Киев.  Согласно записям о рождении княгини, она родилась в Плеськови. Россияне говорят, что это  Псков, болгары ­ что Ольга родилась в их Плисках. Вероятнее всего, что Плеськов ­ это и есть наше Плиснеско ... ». Ныне Плиснеско ­ хутор возле с. Подгорцы Бродовского района на  Львовщине.                                                                                                                               Славянская версия.  Известны славянские слова «льгк», «ольгчиты», «ольгчатися», «льгота», «вольгота», в «ольготний». В славянских языках зафиксированы имена Oleg (Oley) (чешское в 1088 г.), Olek (Welek), топонимы Ologast, Wolegast, Wolgast и др.                                                  Балтская версия. В Литве есть река Олег и некоторые имена, имеющие  тот же корень:  Ольгерд, Ольгимунт. Известно и балтское слово «algas» ­ вознаграждение.                             Сохранились и другие  предания о  жизни Ольги. Однажды молодой князь Игорь охотился на  берегу реки Великой. Ему понадобилось переправиться через реку, но лодки не было. Вдруг  он увидел, что кто­то плывет в челноке. Это была Ольга. Он дал ей знак, и она перевезла его  на другой берег. Во время этой короткой встречи Ольга произвела на Игоря сильное  впечатление.  Это совсем неудивительно, если представить, что Олег увидел ее такой, как  3 изобразил княгиню Ольгу художник М. В. Нестеров на росписи Владимирского собора  в Киеве в 1890–1895 гг. (Приложение, рис. №1.)   Когда потом Игорю пришло время  жениться, он вспомнил о ней, послал отыскать ее, так Ольга стала русской княгиней, женой  князя Игоря. Дата рождения их сына  также точно не известна, достоверно можно сказать  лишь, что произошло это до  смерти Святослава, около  944 года.       Княжение Ольги и Святослава: внутриполитические реформы и внешняя политика Сын их Святослав был еще малолетним, когда был убит Игорь и за него стала управлять  русской землей Ольга. Едва сложившееся государство находилось в критическом  состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с  малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее. С первых шагов своего  княжения Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая  правительница. Правление ее (945­964) началось с жестокой и остроумной мести  древлянам за смерть мужа. «Повесть временных лет» содержит эпическое сказание о мести Ольги древлянам за убийство мужа. По этому сказанию,  древляне послали в Киев послов,  которые предложили княгине стать женой древлянского князя Мала. Первое посольство  княгиня заживо похоронила в лодке, второе ­ сожгла в бане. Многие исследователи видят в этих сказаниях  лишь отражение реальных погребальных обрядов тех времен. «И пошла  Ольга по Древлянской земле с сыном и дружиной, устанавливая уставы и уроки, и  сохранились ее становища и ловища», ­ пишет летописец Нестор. Третьей местью стал  поход в землю древлян во главе с воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, где под  предлогом тризны над могилой Игоря киевские дружинники «посекли пять тысяч» пьяных  древлян.    Летопись рассказывает, что бой ритуально начал малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Оставшиеся  в живых древляне бежали и заперлись в стольном  городе Искоростене, после чего состоялась   летняя осада  города,  завершившаяся его   сожжением. По другим версиям, войско Ольги осаждало этот город целый год. Пылающее  местью сердце княгини успокоиться не желало. Стребовав с древлян в качестве дани по  три голубя и три воробья с каждого двора, она велела привязать к ногам птиц зажженную  паклю с серой. Невинные птицы возвратились в старые гнезда, и столица древлян запылала, как разгневанное Ольгино сердце, в огне своем погубив пять тысяч человек. Обратите  внимание на эту цифру, вновь те же пять тысяч. Кстати, современные исследователи  пытались провести своеобразный эсперимент,  привязывали к ноге птиц тлеющий трут и  выпустив их ее. Но ни одна из испуганных птиц не полетела к своему гнездовью. Инстинкт  4 самосохранения, заложенный природой, очевидно, не позволил им сделать это.  Ольга  впервые в истории Киевского государства в 946 году прибегла, собственно говоря, к  ликвидации местного княжения ­ было упразднено правление династии Мала, а  древлянскую землю подчинили непосредственно власти княгини. Это усмирило знать  других княжеств.  По летописному рассказу,   она установила в древлянской земле «уставы и уроки», т. е. дань и натуральные повинности.                                                                             Затем пошла в 945­947 гг. в Новгородскую землю и здесь устроила погосты, т. е.  административные центры, и определила дани и оброки в пользу князя. Она упорядочила  сбор дани и с других  с земель.   Княгиня реформировала систему сбора дани. Были точно  установлены нормы дани, налогов, повинностей – «уставы», «уроки», «оброки». Отныне  взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах ­  даньщики. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами  Русской земли. Эти меры княгини Ольги стали решающими в продолжительном процессе  преобразования племенных княжений в государственную территорию Руси. Она провела  денежную реформу. Крепкая рука Ольги простерлась над Русью после смерти ее мужа  Игоря Старого. Возможно, тогда она выглядела так как изобразил ее художник.   (Приложения, рис. №2). Объезжая все области, она наводила порядок, судила мудро и  справедливо. За это ее все полюбили, и она приобрела славу мудрой правительницы.   Государственная деятельность княгини была воспета в устном народном творчестве.            Ольга значительно расширила земельные владения киевского великокняжеского дома, она  присоединяла земли,  в том числе потерянные Игорем земли уличей и тиверцев.                     Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику.  Перед Русью стоял  вопрос установления прочных политических и экономических  отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и  династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле. Княжение Ольги  заметно повлияло  на характер отношений Руси с другими странами, прежде всего с  Византией. Так, она лично возглавила большое посольство (свыше 100 человек) в  Константинополь (Царьград), куда она  отправилась с большим флотом. Это было мирное  хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии,  развития дружеского русско­византийского диалога. Ее пригласили в императорские  покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин  Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора 944 года,  военный союз  двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии. В  Константинополе  Ольга  подписала с императором Константином новый  договор. Во  5 время переговоров Ольга пыталась установить династические связи, женив Святослава на  византийской принцессе, но потерпела неудачу. Первая русская святая  Ольга стала первой среди русских правителей, принявшей христианство. Среди киевлян в то  время было уже много христиан. Из разговоров с ними Ольга поняла, что ее языческая вера  ложная, и ее стала привлекать вера христианская. За смерть своего мужа она отомстила  жестоко: таков был закон ее веры. Но совесть ее говорила ей, что она поступила слишком  жестоко: за смерть одного погубила сотни, умертвила больше невинных и беззащитных, чем  виновных. А от христиан она слышала, что Бог велел прощать врагов, молиться за них, делать  им добро, даже любить их. Для самой Ольги, думается мне,  крещение было не столько  вопросом политики, сколько ответом на мучавшие ее многие вопросы совести.  Порой мы  считаем, что все проходит бесследно для человеческой души. Но это не так – в зрелом  возрасте человек подводит итоги  своей жизни. Спрашивает себя – зачем он жил, каково его  место в жизни. На этот путь, очевидно,  стала и Ольга. Сердце княгини открылось  православию,  и она принимает решение стать христианкой. В 955 (или 957) году  она,  посещая Константинополь, и приняла христианство. Но при  этом Ольга обставила свое  крещение так, чтобы принести своему Отечеству как можно больше выгоды и славы. Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт. Происходило  это в  храме Святой Софии. В  христианстве Ольга приняв имя – Елена (это имя носила мать  императора Византии).  Сам император стал ее крестным отцом.  Вместе с княгиней  крестились и многие из ее свиты. Вот что пишет об этом автор «Повести временных лет»:  «В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду.  И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что  она очень красива лицом и разумна, подивился её разуму, беседуя с нею, и сказал ей:  «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого  обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам ­  иначе не крещусь». И крестил её царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил её патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так  как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих  поколениях внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте,  и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, склонив голову, стояла, внимая  учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими,  владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя  6 Елена, как и древней царице ­ матери Константина Великого. И благословил её патриарх  и отпустил. После крещения призвал её царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она  же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью.  А у христиан не разрешается это ­ ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня,  Ольга». И дал ей многочисленные дары ­ золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные;  и отпустил её, назвав своею дочерью…».                                                                      Эта  любопытная легенда прославляет острый ум княгини Ольги.   За этот поступок предание  нарекло Ольгу Хитрою Легенда  красивая, но очень сомнительна. Другие источники,  сообщают также, что прежде, чем принять Ольгу, импертатор полгода держал ее вдалеке от  двора.  Возможно, это был всего лиш ритуал, подчеркивающий значимось Византийского  двора. Интересно также, что, когда послы императора прибыли в Киев, то их тоже с полгода  продержали на реке Почайне прежде, чем допустить к княгине Ольге.  Последние годы правления Ольги                                                          Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путём создания  христианской епископии. Искусно играя на политических и религиозных противоречиях двух  империй, Византийской и Священной Римской, не обращая внимания на уже существовавшие  конфессиональные различия между восточно­христианской с западно­христианской  церквами, она после посещения Константинополя, по свидетельствам западноевропейских  источников (Гильдесгаймские анналы), в  959 году  отправила посольство к германскому  королю Оттону I (будущий император Оттон I Великий)  с просьбой прислать на Русь  епископа и священников.  Но когда в 961­962 гг. Адальберт (будущий первый Магдебургский  архиепископ) со священниками прибыл  на Русь, там произошёл переворот. В 961  году  произошло выступление варяжской знати Киева против христианизации. В результате ­ Ольга  уступила великокняжеский престол Святославу. Посольство потерпело неудачу, и сам  епископ едва спасся на обратном пути. В этом событии  некоторые исследователи видят как  колебания между Римом и Константинополем в выборе веры, так и дальновидную политику  давления на Константинополь. Некоторые историки вообще сомневаются  подлинности   известий западных летописцев. Но мало кто сомневается в том, что княгиня Ольга  намеревалась ввести христианство. Среди учёных существует мнение, что крещение самой  Ольги состоялось не в столице Византии, а на Руси в Киеве, где ещё до её поездки в  Константинополь уже  было много христиан­варягов. Известно, что дружинники, которые  вместе с мужем Ольги Игорем участвовали при заключении  договора с византийцами  в 944  году приносили клятву  в построенной ими церкви святого Ильи в Киеве (в отличие от  7 дружинников­язычников). Греческий император Константин VII Порфирородный  (Багрянородный), рассказывая о пребывании Ольги в Константинополе  вовсе не упоминает о  ее крещении. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией.  По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и  в Пскове. Это были, по всей вероятности, небольшие деревянные церковки, где могла  поместиться сотня­другая людей. Убранство этих первых храмов на Руси было не особенно  богатое и красивое, но это были свечечки, зажженные рукою Ольги во тьме языческой, и  светили они тихим светом Христовой веры, и звали наших предков служить Богу. Интересна  история строительства храма в  Пскове. Как­то, поехав навестить свою родину (вблизи  нынешнего города Пскова) княгиня Ольга увидела на берегу реки Великой три светлых луча,  освещающих крутой берег. Княгиня поставила на этом месте большой крест и предсказала,  что здесь будет стоять большой храм во имя Святой Троицы и вырастет большой город. И  действительно, еще при ее жизни здесь был построен храм, вокруг него стали селиться люди и скоро вырос большой город ­ теперешний Псков. Житие  поэтому называет Ольгу  основательницей города Пскова. В нем есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост,  Ольгинская часовня.                                                                                                                             Есть сведения и о том, что во времена Ольги был обновлен и украшен стольный град Киев.  Особенно величественной была резиденция княгини. Это было двухэтажное каменное  сооружение, украшенное мрамором, красным шифером и декоративной керамикой.                   Попытки Ольги обратить в христианство сына своего Святослава были, по летописному  известию, безуспешны. Княгиню очень огорчало, что сын ее Святослав оставался язычником.  Она говорила ему:                                                                                                           ­ Я, сын  мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь Его, ты тоже радоваться начнешь!            Воинственный Святослав отвечал:   ­ Как я могу принять другой закон? Моя дружина  будет смеяться надо мной!                                                                                                               Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. На  попечении княгини находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по­ христиански, но не смела крестить, боясь сына­язычника. Труды ее оказались не напрасными.  Летопись упоминает о Ярополке, что он «был муж кроткий, милостивый ко всем, любил  христиан. Сам не крестился народа ради, но никому не запрещал». Владимир гораздо  позднее, ­ через 20 лет после смерти княгини Ольги, сам крестился и крестил весь народ в  христианскую веру, сделав ее государственной религией Руси. Люди тогда вспоминали  княгиню Ольгу и говорили:                                                                                                 ­ Если бы не добра была греческая вера, то Ольга не приняла бы ее ­ ведь она была мудрая.        К 962 8 (по другим данным к 964 году)  летопись относит начало самостоятельного княжения  Святослава I, что может свидетельствовать об уходе Ольги от государственных дел.   Некоторые историки связывают это с отчуждением между сыном­язычником и его матерью­ христианкой. Когда  в 968 году печенеги пришли впервые на Русскую землю, а Святослав  находился в Переяславце на Дунае, Ольге с малолетними внуками пришлось организовывать  оборону Киева  и  руководить ею.  Жители Киева, окруженные со всех сторон, изнемогали  от  голода и жажды. В это время жители Заднепровья собрались на своих ладьях напротив Києва, но напасть на многочисленных врагов не решались. Меж тем киевляне говорили: «Не тли  кого, кто б перебрался на ту сторону и сказал, что, если не подступят утром к городу,  то мы сдадимся печенегам?» Нашелся один юноша (возможно, мальчик – в летописи он  назван отроком). Выйдя из города с уздечкою, он прошел через весь печенежсий стан,  спрашивая по­печенежски: не видел ли кто его коня? И лишь когда он бросился в Днепр и  поплыл, печенеги поняли, что это лазутчик, но ни догнать его, ни попасть в него стрелами уже не могли. Наутро с той стороны Днепра громко затрубили в рог. Испугавшись, что из похода  на  вернулся князь  Святослав,  печенеги отошли от города, а тем временем княгиня с семьей  успела перебраться на другой берег. Воевода Претич, пришедший на выручку киевлянам,  убедил вернувшихся печенегов, что он княжой муж (дружинник), явившийся с передовым  отрядом, а за ним поспешает сам князь с бесчисленным войском. Печенежский князь в знак  примирения обменялся с Претичем оружием и отступил от города. Но далеко печенеги не  ушли, Святослав, вернувшись из похода вскорости, отогнал их и вновь ушел в Болгарию, хотя  киевляне выговаривали ему: «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою  покинул, и на чуть было поганые  печенеги не взяли».                                                                     Конец жизни своей Ольга провела в молитве, посте и заботе о бедных и больных. Умерла она  в 969 году, когда ей было больше восьмидесяти лет, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Возможно она выглядела так, как ее изобразил художник (Приложение, рис. № 6).  Уважая волю матери, Святослав разрешил похоронить ее по христианскому обычаю. В  летописи написано об Ольге: «И плакался о ней, ­ говорит летописец, ­ сын ее и внуки и  люди все плачем великим». «Она первая вошла в царство небесное от Руси. Ее славят все  сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь». Бог прославил княгиню­ подвижницу чудесами и нетлением мощей. При князе Владимире   её нетленные мощи  перенесли около 1007 года  Десятинную церковь                                                                              Княгиня Ольга канонизирована русской православной церковью и  причислена церковью к  лику святых; память ее празднуется   24 июля, по старому стилю ­ 11 июля (Приложения, рис. №№ 3,4). 9 Тропарь Ольге, во св. крещ. Елене, вел. кн. Российской Крилами Богоразумия вперивши твой ум, / возлетела еси превыше видимая твари, / взыскавши Бога и Творца всяческих, / и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: / древа  животнаго наслаждающися, / нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.  Величаем тя, / святая равноапостольная княгине Ольго, / яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, / и свет веры православныя народу своему предвозвестившую. Величание Княгиню, столь  много трудов  положившую  на  укрепление   российской  государственности, почитали сильные мира сего…   Священным Синодом Русской Православной Церкви 27­28 декабря 1888 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского был учрежден Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги, который изначально был предназначен исключительно для награждения женщин (Приложение, рис. № 7). По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги» в 1914 г. был высочайше утвержден «Знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать   «заслуги   женщин   на   различных   поприщах   государственного   и   общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». «Знак отличия святой Ольги» был вручен лишь один раз. В 1916 г.   знака II­й степени отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях Первой мировой войны троих сыновей­офицеров. Кстати, государственная награда современной Украины с 1997 года ­ «Орден княгини Ольги».  И еще один   факт,   свидетельствующий   о   глубоком   почитании   Святой   Ольги   –   это   памятники, установленные княгине в разных городах. В Киеве на Михайловской площади в 1996 году открыт памятник  княгине Ольге, уничтоженный в 1919 году. Изваяние княгини работы И.П. Кавалеридзе венчало скульптурную композицию, установленную на том же месте в 1911 году и   состоявшую   также   из   фигур   святого   Андрея   Первозванного   и   первых   славянских просветителей Кирилла и Мефодия (Приложение, рис. № 9).  В Пскове также   установлен памятник княгине. (Приложение, рис. №№ 9­10).  Выводы 1. Великая княгиня Киевская Ольга, стала первой русской правительницей­христианкой.  Для самой Ольги, мне кажется,   крещение было не столько вопросом политики, сколько ответом на мучавшие ее многие вопросы совести.                                                                          2. 10 Насущной   проблемой   представлялось   ей   коренное   преобразование   религиозной   жизни Руси. 3. Ольга  вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по русской земле с целью благоустройства   и   упорядочения   гражданского   и   хозяйственного   быта. 4.  Ольга была чрезвычайно волевой и властолюбивой, поэтому а течение долгого времени после   достижения   Святославом   совершеннолетия   продолжала   управлять   огромным государством. 5.   Много   трудов   приложила   княгиня   для   усиления   оборонной   мощи   страны. 6. В 20­летний период пребывания Ольги у власти наметились качественно новые подходы в (решение   проблем   мирными   способами).. проведении   внешней   политики   7. В северорусском фольклоре X­ XI вв. Ольга изображается красивой, смелой, хитрой и мудрой   правительницей.   Древние   авторы   говорят   о   ней   как   об   умном,   энергичном, дальновидном государственном деятеле.  Литература I  . Источники                                                                                                                                              1. Повесть временных лет. – М., «Экссмо», 2008                                                                                  II   . Литература                                                                                                                                                1. Бондаренко К. Легенда о княгини Ольги / / ж. Профиль, № 9                                                         2. Греков Б. Д. Киевская Русь. ­ М., «АСТ», 2004.                                                                               3. Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2005.                                                                                             4.  Куломзина С. С. Жития Святых. ­   2005                                                                                          5. Малышевский И. И. «Происхождение русской великой княгини О. св.» «Киевская Старина»,  1889, №№7, 8.    – Энциклопедический словар Блокгауза и Ефрона (электронная версия)             6. Рыбаков    Б. А. Язычество Древней Руси. М., «Наука», 1988                                                         7. Русские  Святые /Жития собрала монахиня Таисия/. ­  Санкт­Петербург, «Азбука­Русские  классика», 2004 11 Приложения  «Такая разная княгиня Ольга» 1. Княгиня Ольга.           Худ. Нестеров М. В.           Роспись Владимирского собора в Киеве.            1890–1895 гг. Фрагмент 2.                                                                     3. 12 4                                                                                              5.  Княгиня Ольга на современной                 украинской монете                                    6.         7.                                13 Орден святой равноапостольной  великой княгини Ольги Первой степени 8.                                                                                                                          Миниатюра с изображением великой княгини Ольги    из «Степенной книги». 1670 год. 14 9. Памятник в Киеве княгине Ольге,  Св. Апостолу Андрею   Первозванному                               и равноапостольным   Кириллу и Мефодию      10.  Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа Зураба Церетели, 2003 год 15 Княгиня Ольга с сыном Святославом     16

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018