Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Оценка 4.7

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
история +1
5 кл—7 кл
10.04.2018
Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Публикация является частью публикации:
Предпосылки.doc
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………с.1­2 I. Предпосылки принятия христианства……………………………………………….с.2­5 II. Причины принятия восточного христианства……………………………………...с.6­7 III. Крещение Руси……………………………………………………………………….с.7­8  Выводы……………………………………………………………………………………с.8­9 Литература…………………………………………………………………………………с.10 Приложения…………………………………………………………………………….с.11­14 Введение Больше тысячи лет тому назад по реке Днепру, его притокам, вокруг озера Ильмень и по  реке Волхову жили наши предки ­ славяне. До сих пор находят следы славянских  поселений там, где теперь находятся города Новгород и Киев.                                                  Славяне занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием, добывали мед и воск и воевали  между собой. Через земли славян шел «Великий Водный Путь», по которому из  Балтийского моря   плыли на своих ладьях скандинавские купцы­«варяги»  до Черного  моря и Византии.                                                                                                                      Славяне были язычниками. Они верили во множество  богов: бога Солнца, богиню Мать  Сыру Землю, бога Грома, бога Воды, бога Леса и других (Приложение, рис. № 1). Этим  богам они приносили жертвы, иногда даже убивая людей.  Будучи распространено по всей  Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время воспринимало посторонние  религиозные влияния. Славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия  угро­ финнов и попадали под влияние их «волхвов» и «кудесников». Понемногу до славян стали  доходить слухи и о другой вере, о христианстве. И если славяне так легко принимали  языческих богов других народов,  то тем более должна была влиять христианская вера на  тех из славян, которые смогли ее узнать. Это дает право утверждать, что христианство в  Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и просто пока  не могло конкурировать с язычеством.  Знакомство с христианской верой облегчали для Руси торговые отношения с Грецией.  Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде  славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение. Известно,  что в IX веке в Киеве  в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого  Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов­христиан, в том числе в  дружине самого князя. Жена князя Ольга также приняла христианство после смерти мужа  1 и посещения Константинополя. Словом, христианская вера стала хорошо знакома  киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, сын Игоря и Ольги «Святослав  был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли  языческие идолы и еще существовали жертвоприношения»,  ­ пишет летописец.  Он  рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (в 983  году) убила  двух варягов­христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на  жертву богам. Жертвоприношение отрока­варяга относится к первым месяцам княжения  Владимира; оно, быть может, является выдумкой летописца (таково мнение писателя­ историка XIX.  Н. Н. Костомарова, не разделяемое большинством ученых). Но все же,  несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало                                     распространяться.  I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Славяне в VII­VIII вв. находились в состоянии все усиливающегося разложения  родоплеменного общественного строя, у них формировались предпосылки для создания  государственности.  «Путь из Варяг в Греки» , южные реки и равнины втянули восточных славян в оживленную внешнюю торговлю. Эта торговля соединила потом разбросанные  одинокие дворы в сельские торговые поселения, погосты, в большие торговые города с   областями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали ряд переворотов  в их  жизни. Торговые города вооружались, некоторые  из главных складочных пунктов  торговли превращались в политические центры, а их торговые округа стали их  государственными территориями,  а из соединения таких территорий и   городов  образовалось великое княжество Киевское ­  древнейшая форма русского государства.  Сохранились предания о князе Кие, который был основателем города вместе со своими  братьями Щеком и Хоривом и первым князем полян, о том, что его с почетом принимали в Константинополе. Как утверждают историки, «экономические интересы  последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали  политические союзы».                                                                                                      «Повесть временных лет» воспроизводит старинное предание о том, что, устав от  раздоров между  разными племенами, славяне решили поставить себе князя и пригласили князя Рюрика из варяжского (скандинавского) племени   княжить в Новгороде  (Приложение, Рис. № 2). До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика.  Согласно летописи   Рюрик сел княжить в Новгороде, его братья Синеус ­ в Белоозере,  а Трувор ­ в Изборске. После смерти братьев Рюрик становится правителем всей  Новгородской земли. Некоторые ученые отождествляют его с Рёриком Датским,  совершавшим во главе варяжской дружины набеги на страны Западной Европы (до 860  года). Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало вообще, а известие о  них ­ результат неправильного прочтения русским летописцем иностранного текста,  который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своей семьей («сине­хус», т.е.  дом) и верной дружиной («тру­воринг»). Историки даже предполагают, что, вероятно,  Рюрик правил сначала в Ладоге. В 862 году он воспользовался усобицами в Новгороде и  захватил в нем власть, а  вскоре она уже  простиралась уже на многие народы: на мерю,  мурому, кривичей  и полочан на юге. Сохранилось  также предание, что после смерти  братьев Рюрик оставил Ладогу, пришел к Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал  2 его Новгородом и сел тут княжить. Это предание прямо показывает, что  Новгород был  основан Рюриком; и так как он остался жить в нем, здесь же жили дружинники  княжеские и его преемники, то  это легко объясняет, почему Новгород затмил собой  старый город, как бы тот ни назывался в середине  IX века. После  смерти Рюрика в 879  году,  в малолетство его сына Игоря, Новгородом стал править то ли  родственник  Рюрика, то ли старший дружинник  ­ Олег. В 882 году он пошел походом на Киев, убив  княживших там  Аскольда и Дира. По преданию они были сподвижниками Рюрика,  и  правили   Киеве. По другим данным, они были потомки легендарного Кия ­ первого  князя полян. Утвердившись  в Киеве, как свидетельствует летописец,  Олег сделал его  своим стольным городом,  а,  объединив два центра русской государственности, создал  государство Русь или Киевская Русь.  Он правил государством и в то время, когда сын  Рюрика Игорь уже был достаточно взрослым. В 903 году именно Олег, согласно  летописи,  выбрал Ольгу в жены  Игорю. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего  Пскова,  пишет Нестор. В других исторических книгах было сказано, что она  происходила из  варяжского простого рода жила в веси, именуемой Выбушской, около  Пскова.  Есть и иные версии  о ее происхождении.                                                                    Отношения между Константинополем и Киевом не прерывались со времен Аскольда и  Дира и греческие цари и патриархи старались умножить число христиан и в Киеве и  «вывести самого князя из тьмы идолопоклонничества». Но Олег, принимая дары от  императора и приглашая священников и патриархов,  верил больше мечу и  довольствовался мирным союзом с греками и терпимостью христианства. После смерти   Олега в 912 году в Киеве стал княжить   Игорь (Приложения, рис. № 3).  От него и отца  его Рюрика и пошел род русских князей Рюриковичей.  Игорь в зрелом возрасте принял  власть и  спешил доказать, что в его руке меч Олегов, смирил древлян и прибавил им  дани.  Но сам же и   погиб в 445 году от руки древлян, недовольных величиной той дани,  которую он наложил на них. Так началось время правления княгини Ольги.    Ольга   отомстила  древлянам, как требовал закон. Месть ее очень подробно описана в  летописцем Нестором. Это был важный шаг Ольги для утверждения своей власти и  авторитета. Предание гласит, что немедленно после мести древлянам, Ольга вместе с  сыном и дружиной «пошла по их земле, устанавливая уставы и уроки и погосты»  (Приложения, рис. № 4). И хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в  Древлянской земле и в отдаленных пределах Новгородской области,  ее  начинания  охватили все русские владения. Учредив внутренний порядок государства, Ольга  возвратилась к юному Святославу в Киев. Здесь, по сказанию Нестора, «оканчиваются  дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей  церковной истории». По счету летописца в 955 (по другим данным в 957) году Ольга  отправилась в Константинополь и приняла там крещение.  Есть версия, что Ольга еще в  Киеве была расположена к христианству. Там она видела добродетельную жизнь  исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в  Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников.  Хотя есть и  противоположная версия, что крестилась Ольга все же в Киеве, еще до поездки в  Константинополь. По возвращении из Константинополя Ольга начала уговаривать сына  Святослава  принять христианство, но он и слышать об этом не хотел. «Борьба  началась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить мало положительного и поэтому должно было скоро преклониться пред ним,   3 христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило  сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять  христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии», ­   утверждает летописец.  Святослав совершил несколько походов на восток и юго­восток  против Волжской Булгарии, ослабевшего Хазарского каганата и на юг и юго­запад.   Он  пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и  основал там свою военную столицу ­ Переяславец. Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям:  Ярополку (ему достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В  дальний Новгород Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах  современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы при  княгине Ольге, считалась не женой, а скорее наложницей князя, так как многоженство  у  язычников тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и  наставник Добрыня. После гибели Святослава  в  972 году между его старшими  сыновьями вспыхнула междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором  похода на древлян. Поход закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе,  образовавшейся после отступления его войска. Прослышав о событиях в древлянской  земле, Добрыня и Владимир сбежали в Скандинавию, откуда вернулись через несколько  лет с наемным войском. Во главе этого войска, пополненного жителями северных  городов и селений, Владимир двинулся на юг, к Киеву. Предлогом для похода стали  действия Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили  Полоцкую землю, а в 978 или 979 году вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю­ брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира (Приложение, рис. № 5). Если  Ярополк, испытавшей влияние своей бабки­христианки в детстве, отличался  веротерпимостью и даже благоволил сторонникам «греческой веры», то Владимир в  момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый  князь приказал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 году были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.  Так в конце Х веке в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. В обновлении языческого культа  иные ученые (например, В. С. Соловьев) видят результат реакции язычества против  христианских тенденций и терпимости времен Ярополка.  Язычество, казалось,  переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число  горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в  предшествующие годы, десятилетия были почти уже забыты (по крайней мере в Киеве).  Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного  пантеона и официальная христианизация.                                                                                  Принятие христианства было ускорено ходом политических взаимоотношений между  Русью и Византией в конце 80­х годов X в. Для борьбы с очередным мятежником Вардой  Фокой, пожелавшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами,  император Василий II обратился к князю Владимиру за помощью, не скупясь при этом на обещания. Важным условием договора, по которому был послан в распоряжение  императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского историка XI  века, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре Василия Анне и принятие  4 Владимиром и его страной христианства. Это соглашение было заключено зимой 987­988 годов. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда Фока погиб. Но  император после победы не исполнил своих обещаний, данных Владимиру. Тогда  Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь ­ главный греческий город в  Крыму, настояв на исполнении греками договора. Там он принял христианство и  получил в жены царевну Анну.  Каковы же были предпосылки исторического религиозного выбора Древней Руси?  К числу важнейших можно отнести следующие:  особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;  исторически сложившаяся юго­восточная направленность торгово­экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении, следуя течениям рек Восточно­Европейской равнины.   Таким   образом,   проблема   выбора   определенного   культурно­исторического   пути,   а вместе с ним и  религии,  стояла перед Русью очень остро, так как:         монотеистическая   религия   национального сплочения    и     речь шла о  достижении      этнокультурного объединения разрозненных   восточнославянских   племен  (в   том   числе   и   в   форме   единого государства), (таким   было   христианство) соответствовала   целям   развивающегося   государства:  единое   государство,   один князь, один БОГ;  речь   шла   о  геополитическом   самоопределении    древнерусской   народности  в координатах: «Запад­Восток» и «Север­Юг», постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно­религиозный смысл;  вместе   с  направленностью   национальных   интересов  (включая  выбор   наиболее естественных   союзников   и   определение   главных   угроз  своему   национально­ государственному   существованию)   выявлялось  направление   собственного территориально­государственного и национально­культурного развития. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла более оставаться языческой страной;  Христианство  с   его   новыми   нравственными   нормами  требовало   гуманного отношения к человеку, женщине и детям, оно укрепляло семью – ячейку общества. Ведь, чем гуманнее общество, тем оно прогрессивнее. Развитие гуманизма и ныне – один из универсальных критериев прогресса человеческого общества;  Приобщение   к   христианству   могло   помочь   в   развитии   культуры,   письменности, духовной жизни страны, что в общем и стало последствием этого шага.  Развитие знаний и культуры – это еще один из критериев прогресса общества;  Наконец,  складывание   новых   общественных   отношений,   углубление   неравенства, появление богатых и бедных требовало объяснения,  требовало новой   идеологии. Этой идеологией и стало христианство. Кстати,  этих предпосылок придерживаются многие современные историки А. Н. Сахаров, В. И. Буганов и другие. 5 II. Причины принятия восточного христианства Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к  иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты  руководителями древнерусского государства. Многие любят вспоминать слова Владимира  Святославовича «Веселие на Руси есть пити, не можем без этого бытии». Ответ этот   совсем не свидетельство беспробудного пьянства восточных  славян,  как сейчас любят  утверждать, а всего лишь остроумный отказ мусульманским послам, которые склоняли его  к принятию  ислама на Руси. Известие об испытании вер и  приходе посольств  признается  позднейшей вставкой в древнейший свод (по мнению историка А. А. Шахматова).  Автором его вполне мог быть  мог быть грек. Само содержание речей послов и Владимира  признается измышлением автора сказания. Факт прихода послов одними отвергается как  неправдоподобный (например, Н. Н. Костомаровым), другими признается возможным  (например, В. С. Соловьевым) и ставится в связь с политическим положением Восточной  Европы и Передней Азии.  Сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в  Царьград для испытания вер, на которое ссылался Н. М. Карамзин, также оказалось  измышлением. Хотя факт знакомства  Владимира с другими верами вполне реален, ведь  Русь имела тесные контакты и с христианскими странами (Византия, Германия), и с  мусульманскими  (Волжская Булгария, Хорезм) и со странами, где религией был иудаизм  (Хазарский каганат).                                                                                           Крещение Руси  являлось и является главной темой изысканий ученых­историков. Истолкование причин  перехода Владимира в восточное христианство вызвало и вызывает среди них полемику.  Слабое объяснение митрополита Филарета, усмотревшего в этом  покаянное настроение  братоубийцы и развратника Владимира, сегодня мало кого устраивает.  Филарет, в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805­66), русский православный богослов, историк  Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской духовной  академии. Основные труды — «История Русской церкви» (1847), «Православное догматическое  богословие» (1864). Недостаточно и  объяснение историка В. С. Соловьева, увидевшего причину этого в том,  что князь осознал  бедность и бессодержательность язычества.                                           Причинами принятия   христианства, по­видимому, были  все же тесная связь Руси и  Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в  Киеве влиятельной христианской общины.  В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскими культурными людьми в Х в. вполне понятно. Здесь сказались: ­ ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы;  ­   признание   объединяющих,   сплачивающих   людей   функций   христианской   церкви (политических, социальных, культурных, идеологических, религиозно­культовых);  ­   очеловеченность   христианских   представлений   о   Боге   и   его   отношениях   с   людьми, делавших   религию   душевно   близкой   и   органичной   людям   различного   социального, этнического, языкового происхождения.  6 Но почему свой выбор   религии Владимир   остановил именно на восточной ветви христианства, развивавшейся в соседней Византии и получившей впоследствии имя «православия» в противоположность западному христианству – «католичеству»? Сам культурно­исторический   выбор  в  качестве  государственной  религии  именно  восточного христианства был продиктован не только государственно­политической мудростью князя Владимира   и   тех   слоев   раннефеодального   общества   у   восточных   славян,   которые   он представлял   в   своей   политике,   но   и   потенциальной   «предрасположенностью»   древней восточнославянской   культуры   именно   к   такому,   Очевидно, в глубине осуществленного Русью культурно­исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных мотивов принятия такого решения. И ни одного из них не следует отвергать, стремясь рассматривать их в совокупности, в единстве.   а   не   иному   выбору. Мотив   1.  На   первом   плане   мотивации   была  территориальная   близость   Византии  как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития (что проявлялось в различных формах притяжения и отталкивания – от торговых и культурных связей до завоевательных, нередко просто грабительских   походов   «на   Царьград»).   Несомненно,   что   во   всех   отношениях Константинополь как культурно­политический и духовно­религиозный центр был для Руси (не только чисто территориально, но и в ценностно­смысловом отношении) ближе,  чем Иерусалим или Рим, не говоря уже об отдаленных аравийских Мекке и Медине. События, происходившие   в   Византии,   были   достовернее,   понятнее   верхушке   древнерусского общества, нежели те, что имели место у «латинян», арабов или в окутанной легендами Палестине.                                                     идеал   государственного   могущества, Мотив 2. Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом (соперником в делах военных, экономических и политических; предметом зависти и   корыстного   интереса   для   восточнославянских   племен),   но   и   в   известном   смысле  всемирного   признания, выступала   как экономического   и   духовного   богатства,   как   пример,   образец,      эталон   оптимального  Можно   даже   сказать,   что   создателям   древнерусского общественного   устройства. государства   было   уже   недостаточно   жить   за   счет   своего   великого   соседа,   однако неприемлемо, да и невозможно было жить  и под его эгидой или покровительством; задача состояла   в   том,   чтобы   стать   державой,   равновеликой   Византии,   быть   ее   партнером, союзником, быть может, конкурентом во всех международных делах, ­ но «на равных», как два   побратима.  Крещение   могло   сознаваться   в   этом   контексте   как   акт   культурно­ исторического   «выравнивания»,   ценностно­смыслового   уподобления.   «братания», Мотив 3.  Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя   Владимира   от   христианства   в   его   западном   варианте.   Если   судить   по   тексту «Повести   временных   лет»,   посланцы   папы   римского   старательно   доказывали минимальность своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов,   отослал   папских   гонцов   назад.   Можно   предположить,   что  выбор   восточного христианства   опирался   на   религиозно­культурный   опыт   предков.  Почитание   предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, 7 было характерно для восточных славян (как, впрочем, и для всех народов, находившихся на подобной стадии развития общества). В этом отношении древнерусская народность, еще только   складывавшаяся   в   Х   в.,   была   в   этнокультурном   отношении   близка   восточным народам   с   их   установкой   на   преимущественный   традиционализм.  Поэтому   коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры, а именно так следует рассматривать Крещение Руси,  должно было опираться – пусть условно и частично – на традиции.       Мотив 4. Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с   факторами культурно­политического характера  . Принятие западной ветви христианства означало для   Руси   признание   над   собой   власти   папы   (по   крайней   мере   духовной;   однако   пример государств   Западной   Европы   показал,   что   папская   власть   претендует   и   на   светское господство,   включая   внешне­   и   внутриполитическую   сферы).  Религиозно­духовная   или государственно­политическая зависимость от римских пап не устраивала древнерусских князей   с   их   естественным   стремлением   к   государственной   самостоятельности   и независимости,  к   культурному   и   религиозному   самоутверждению  и   не   соответствовала историческим задачам, которые решала на  этапе  национального становления и развития древнерусская народность.  Избрав восточную модель христианства, в лице Византии и восточно­христианской церкви   древняя   Русь   получила   идеальную   модель   преодоления   язычества   в культурно­исторических условиях, максимально близких древнерусским. III. КРЕЩЕНИЕ РУСИ В 988 году Владимир окрестил своих детей, бояр, дружину и под страхом наказания  заставил креститься киевлян и всех русских  людей вообще. При крещении Владимир  получил христианское имя Василий в честь   императора Византии  Василия II – Василия  Великого. Владимир крестился в Киеве. Этот взгляд известен и составителю «Повести  временных лет», который предпочел так называемую «Корсунскую легенду»,  повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в «Повесть». Многое говорит  в  пользу крещения Владимира именно в Киеве  в 987 г.. Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Н. И.  Костомаров отвергал его, но неосновательно.  Но и объяснение Н.  М. Карамзина по поводу того, что Владимир пошел «завоевать веру», несостоятельно.    Объяснение, по­видимому, дают описанные выше  греческие дела.   Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда  почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением  церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял  идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия в честь Василия Великого. Под  Новгородом, в Перыне, где находилось языческое капище, была построена церковь  Рождества. По сообщению «Повести временных лет», Владимир начал строить в городах  8 церкви, назначать священнослужителей, «и людей стали приводить к крещению по всем  городам и селам». По словам историка Я.Н.Щапова,  «распространение христианства  проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно,  при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения».  Подтверждение этому можно найти у историка В.Н. Татищева, который исследуя летописные рассказы о  крещении, приводит такие факты: митрополит Илларион Киевский признавал, что  крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед  приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена  традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Выводы 1. Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси  было событием  огромной исторической   важности   не   только   в   политическом   и   социальном   отношении,   но   и   в культурном.  2.   По   существу,   история   русской   (древнерусской)   культуры   началась   только   после принятия Русью христианства, а дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального  культурно­исторического развития  России.  На месте   разрозненных   и   слабо   развитых   в   экономическом,   социальном   и   политико­ государственном   отношении   восточнославянских   племен,   разбросанных   на   окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью – жизненным   пространством   кочевых   народов,   ­   возникло   европейское   феодально­ монархическое   централизованное   государство,   сплоченное   единой   идеологией   и созидательными устремлениями.                   3. Выбор христианской  веры  по своей сути стал событием   принципиального культурно­ исторического   выбора,   который   на   столетия   предопределил   важнейшие   черты   русской культуры и повлиял на развитие социально­экономических, политико­правовых процессов.  4. Принятие христианства событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80­х годов X в. и одновременно неудачной попыткой князя   Владимира   оживить   традиционное   язычество,   поддержав   его   авторитетом государственной власти.  5. Среди других  предпосылок исторического религиозного выбора Древней Руси  можно назвать: ­ особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком;                                                                                                                     ­ исторически сложившуюся юго­восточную направленность внешнеполитических, идейных 9 интересов   Руси,   т.   к.   на   протяжении   многих   веков   именно   отсюда   для   Руси   исходила максимальная военная угроза, а основной торгово­экономический обмен, обмен идеями и людьми для восточнославянских  племен шел в южном и северном направлении,  следуя течениям рек Восточно­Европейской равнины 7.   В     общем   виде  предпочтение   христианства   восточным   религиям   было   определено: ориентацией   на   экономически   и   культурно   развитые   страны   Европы; признанием   объединяющих,   сплачивающих   людей   функций   христианской   церкви; очеловеченностью христианских представлений о Боге и его отношениях с людьми.        именно     Владимиром   8.  Выбор     восточной   ветви   христианства   объясняется: территориальной   близостью   Византии;  желанием   Руси      стать   державой,   равновеликой Византии,  быть ее партнером, союзником и даже  конкурентом во всех  международных  идеалом    государственного делах;  тем, что  Византийская  империя была  для  русских      могущества    эталон  ,   всемирного   признания,   экономического   и   духовного   богатства,       оптимального   общественного   устройства;   тем,   что    древнерусская   народность   была   в этнокультурном   отношении   близка   восточным   народам   с   их   установкой   на преимущественный   традиционализм,   а  религиозно­духовная   или   государственно­ политическая   зависимость   от   римских   пап   не   устраивала   древнерусских   князей  с   их стремлением   к   государственной   самостоятельности   и   независимости,   к   культурному   и религиозному самоутверждению.   9.   Избрав   восточную   модель   христианства,   в   лице   Византии   и   восточно­христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в     культурно­ исторических условиях, максимально близких древнерусским. 10.  Крещение Руси являлось и является главной темой изысканий ученых­историков.  Свою дань ей отдали Е. Е. Голубинский,  Д. Гумилевский (Филарет),  Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Н. Н. Костомаров, В. С. Соловьев, В. Н. Татищев, А. А. Шахматов,  Н. Я. Щапов и другие.  Литература I  . Источники                                                                                                                                       1. Повесть временных лет. ­ М., «Экссмо», 2008.                                                                          II   . Литература                                                                                                                                        1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси.­  Ленинград, 1984.                                                                 2. История философии: Запад ­ Россия ­ Восток. 3­я  кн. «Философия XIX ­ XX веков». ­  М., 1999.                                                                                                                                             3. Карамзин Н. М. Истории государства Российского. ­ М.,  «Просвещение», 1989.                 4. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч.1. ­  Москва, «Мысль», 1987                               5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. ­ М., 1979.                                                6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. ­ М., 1994.                          7. Соловьев С. М. Сочинения, кн.1, ­ М., «Мысль», 1988. 8. Татищев В. Н. История Российская, т. 2 ­  Москва, 1962.                                                         9. Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства,  последствия. ­  Минск, «Беларусь», 1988.                                                                                      10 10.Флоровский Г.К. Пути русского богословия. ­ Вильнюс, 1991, ­ С. 4.                                    11. Христианство и Русь. ­  Москва, 1988. 12. Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси. – М. , «Политиздат», 1989.    Рисунок № 1 Приложение 11  Авсень  Агуня  Барма  Белобог  Богумир  Белун  Вечерка  Вий  Велес  Желя  Жива  Заря- Зареница  Библиография  Огненный Волх  Мара  Макошь  Мать-Сыра- Земля  Морок  Карина  Квасура  Китоврас  Кострома  Кострубонька  Купало  Купальница  Переплут  Перун  Погода  Полазник  Полудница  Посвист  Прове  Пятница  Герман   Дажьбог  Денница  Дива  Дый  Леля  Лада  Род  Рожаницы  Радогост  Хорс  Хмель  Числобог  Чернобог  Чур  Ярило  Семаргл  Сварог  Стрибог  Святовит  Святибор  Сида  Сива  Среча  Спорыш  Суд (усуд)  Сурица Рисунок № 2. 12 Рисунок № 3.  Великий князь Рюрик. Рисунок из книги «Титулярник». 1672. Рисунок № 4. Великий князь Игорь. Рисунок из книги «Титулярник». 1672. Княгиня Ольга с сыном Святославом Рисунок № 5. 13 Великий князь Владимир Святославич. Рисунок из книги «Титулярник». 1672. Рисунок № 6.  Крещение Руси. Икона.    Рисунок № 7.  14 Владимирский собор в старовизантийском стиле в Киеве был построен в 1862­1896 гг. и   посвящен крестителю Руси князю Владимиру. Архитектором А. В. Беретти, расписан  В.    группой художников под руководством А. В. Прахова (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М.  В. Нестеров). Рисунок № 8.  Княгиня Ольга. Худ. Нестеров М. В.            Роспись Владимирского собора в Киеве.             1890–1895 гг. Фрагмент 15

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси

Цикл рассказов, посвященных крещению Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018