Цветоведение
Оценка 4.8

Цветоведение

Оценка 4.8
Книги
doc
изобразительное искусство
Взрослым
05.04.2017
Цветоведение
В пособии рассмотрены различные точки зрения на природу цвета и его изучение от Платона до XX в. Обучающемуся предлагается ознакомиться с физиологией восприятия цвета, с его психологическими характеристиками, символикой и воздействием на человека. Серьёзное внимание уделено определению основных характеристик цвета, их взаимосвязи с главными принципами построения композиции, определению колорита. Такое понимание природы цвета, физиологии восприятия и законов составления цветовых композиций необходимо начинающему и практикующему конструктору модельеру одежды для осознанного подхода к созданию в дальнейшем творческих произведений. В структуре учебно-методического пособия можно выделить два раздела: теоретический и практический, включающий учебно-целевые вопросы и тесты, обеспечивающие контроль знаний, умений и практических навыков в области цветоведения.Цветоведение
Цветоведение.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский медико­гуманитарный колледж» Цветоведение  Учебное пособие 1 г.о. Сызрань, 2017 год Автор­составитель: преподаватель  первой квалификационной категории  государственного бюджетного   профессионального   образовательного   учреждения   Самарской области  «Сызранский медико­гуманитарный колледж»  Т.А. Киричевская  Цветоведение: учебное пособие./ авт.­сост. Т.А. Киричевская – Сызрань, 2017. – 86 с.  Данное   пособие   разработано   в   соответствии   с   требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   третьего   поколения     по   специальности 29.02.04   Конструирование,   моделирование   и   технология   швейных   изделий. Учебное   пособие   является   частью   учебно­методического   комплекса   по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика». Пособие   включает   теоретический   материал,   а   также   практические   и тестовые   задания   для   самостоятельной   работы.   Предназначено   студентам медицинских колледжей. 2 Оглавление Введение Глава 1. Человек и цвет – история отношений 1.1. Цвет в понимании человека с доисторических времен  до конца XVI в 1.2. Цвет  и наука Глава 2. Свет 2.1. Природа света и цвета 2.2. Физические основы света и цвета Глава 3. Цвет  3.1. Спектральные цвета. Основные характеристики цвета 3.2. Систематика цвета 3.3. Восприятие цвета 3.4. Поверхностно­пространственные качества цвета 3.5. Психофизическое, эмоциональное воздействие цвета и его символика Глава 4. Цветовая гармония  4.1. Нормативные теории цветовой гармонии 4.2. Классификация цветовых гармоний 4.3. Цветовая композиция и гамма Глава 5. Колорит  Практические задания для самостоятельной работы Тестовые задания для самоконтроля Эталоны ответов Список литературы 4 6 33 37 58 70 72 78 84 86 3 Введение           «Только вследствие незнания того, как природа  объединяет цвета, колорит в живописи остается для  всех времен загадкой».  Хогарт Цвет   является   одним   из   важных   средств   художественной выразительности   в   изобразительном   искусстве.   Теоретики   искусства, педагоги, психологи (Р. Арнхейм, А. Б. Бакушинский, Б. Р. Виппер, С. В. Кравков,   С.   П.   Ломов,   А.   А.   Мелик­Пашаев   и   др.)   отмечали   сложность процесса   художественного   восприятия.   Они   подчеркивали   важность творческого   переживания,   осмысления   и   оценки   произведения   искусства, указывали   на   то,   что   «умение   видеть   и   переживать»   требует   усилия   и подготовки.   Практическое   освоение   средств   художественного   выражения, работа   разнообразными   художественными   материалами   являются   важными   способствующими   развитию   умения   воспринимать условиями, художественно­образную основу произведения, будь то картина или дизайн одежды. Цветоведение  ­ наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных,   составных   и   дополнительных   цветах,   основных   характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.  Колористика  ­   это   раздел   науки   о   цвете,   изучающий   теорию применения   цвета   на   практике   в   различных   областях   человеческой деятельности. Цвет  ­ свойство тела вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии   со   спектром   отраженного   им   излучения.   Пожалуй,   цвет   ­ 4 важнейший элемент живописи, самый эмоциональный её компонент. Цвет ­ это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света. Понимание   природы   цвета,   физиологии   восприятия   и   законов составления цветовых композиций крайне важно обучающемуся для создания творческих произведений.  Данное учебное пособие  разработано в соответствии  с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   (ФГОС   СПО)   третьего   поколения   по специальности   29.02.04   Конструирование,   моделирование   и   технология швейных изделий.  Учебное   пособие   служит   методическим   обеспечением   аудиторных занятий и является частью учебно­методического комплекса по дисциплине «Специальный рисунок и художественная графика». В   результате   изучения   основ   цветоведения     обучающийся   смогут выполнять   рисунки   с   натуры   и   фантазийные   тематические   работы   с использованием разнообразных графических приёмов в технике полихромной графики. Пособие   состоит   из   трех   частей:   теоретического   материала, практических   и   тестовых   заданий   для   самостоятельной   работы.   В теоретической   части   обучающемуся   предлагается   ознакомиться   с физиологией   восприятия   цвета,   его   психологическими   характеристиками, символикой   и   воздействием   на   человека.   Серьёзное   внимание   уделено определению   основных   характеристик   цвета,   их   взаимосвязи   с   главными принципами построения композиции, определению колорита. После каждой   С   целью   закрепления главы   представлены   контрольные   вопросы. теоретического материала в пособии представлены практические задания для самостоятельного   выполнения   и   контролирующий   материал     (25   тестов   с эталонами ответов). 5 Материал   учебного   пособия   изложен   в   соответствии   с     последними достижениями   в   области   искусства   и   цвета.   Пособие   может   быть использовано   для   средних   профессиональных   образовательных   учреждений имеющих данное направление подготовки. Глава 1. Человек и цвет – история отношений Исторически отношение людей к цвету в окружающем их мире природы и создаваемой из ее материалов предметно­пространственной среды — «второй природы»   изменялось   в   зависимости   от   уровня   развития   материальной, духовной   и   художественной   сфер   культуры   общества,   от   осознания   роли цвета   в   различных   областях   и   формах   жизнедеятельности   людей,   от ценностного осмысления значения цвета, его семиотичности для людей, от постепенного перехода от мифологического сознания к научному знанию о природе цветовых явлений. Эволюция отношения человечества к миру цвета делится на два больших периода:  первый с доисторических времен до конца XVI в.,   второй с XVII в. до настоящего времени. 1.1. Цвет в понимании человека с доисторических времен до конца XVI века В   первый период отношение древних людей к цвету базировалось на наиболее   жизненно   важных   для   них   явлениях   и   представляло   собой (синкретически мифологически­символически­практическое   отношение   слитое   в   сознании   первобытного   человека).   Об   эстетическом   отношении   к цвету в то время говорить еще не приходилось, так как оно не было выделено в самостоятельную область человеческого сознания и ценностного отношения.  Цвет и магия  у  первобытных народов.  6 Для   древних   людей   не   имело   значения   все   многообразие   цветов окружающего   мира.   Они   выделяли   из   этого   реального   многообразия   и наделяли   определенным   смыслом   очень   ограниченное   количество   цветов, связанных   с   наиболее   важными   объектами   и   явлениями   их жизнедеятельности. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли   этих   цветов   в   жизни   древних   людей.   Как   подчеркивают   различные исследователи,     преобладание     этих   красок   нельзя   объяснить,     например, легкостью их добычи. Ведущее значение  этих трех цветов  подтверждается изучением   магических   обрядов   первобытных   народов   современности, живущих   в   Африке,   Южной   Америке   и   т.д.   Особая     заслуга     здесь принадлежит     английскому       этнографу     В.   Тэрнеру   (1983),   собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу. Наблюдения   за   обрядами     и     ритуалами   Ндембу,   а   также   беседы   с членами   племени,   позволили   В.   Тэрнеру   подробно   описать   символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека. Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен.  Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие. БЕЛЫЙ  1. Благо; 2. Источник сил и здоровья; 3. Чистота; 4. Безбедность; 5. Сила; 6. Отсутствие неудач, слез, смерти; 7 7. Главенство или власть; 8. Встреча с духами предков; 9. Жизнь, здоровье; 10. Зачатие или рождение ребенка;       11. Охотничья доблесть; 12. Щедрость; 13. Поминание духов предков; 14. Дружелюбие; 15. Поедание пищи; 16. Размножение; 17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность); 18. Возмужание или созревание; 19. Омовение; 20. Отсутствие насмешек. Это   обобщенное   значение   белого   универсально   для   всех   первобытных народов,   как   древности,   так   и   современности.   Белый   для   них   —   символ бытия, мира, жизни. ЧЕРНЫЙ Вторым   важнейшим   цветом   в   жизни   первобытных   людей   был   черный цвет. А что означает черный цвет у древних людей? Если белый означал свет, то черный — мрак, если белый — жизнь, то черный — смерть, белый — чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Тем самым,  черный   —  антипод   белого.  Оптически,  контраст   белого   и  черного наиболее  сильный; также  контрастны и символические  значения этих двух цветов.  Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, 8 растения   и   т.   д.)   имеют   противоположную   окраску,   что   отражает противопоставление двух миров. Для   примера,   приведем   наиболее   важные   символические   значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер — 1983). 1. Зло, дурные вещи; 2. Отсутствие удачи, чистоты; 3. Страдание; 4. Болезни; 5. Ведовство и колдовство; 6. Смерть (в том числе и ритуальную); 7. Половое влечение; 8. Ночь, тьму. Черный   —   антитезис   белого,   противоположная   сторона     жизни.   Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные   человеку,   в   представлениях   древних   имели   черный   цвет.   В отличие   от   «белой»   «черная   магия»   апеллирует   к   силам   зла     и   приводит человека к гибели и проклятию. Несмотря   на   то,   что   все   негативное   в   жизни   первобытного   человека символизировалось   черным,   этот   цвет   обладал   не   только   отрицательными значениями,  но   и  положительными,  то   есть,  в  отличие   от   белого,   являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми.  КРАСНЫЙ Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из   всех   трех   является   наиболее   амбивалентным   символом.   По   данным   В. Тэрнера,   для   Ндембу   красный   выражает   так   называемые   «красные   вещи», 9 которые   сделаны   из   крови   или   красной   глины.   Символические   значения красного определяются «видом» крови: 1. Кровь животных; 2. Кровь последа (роженицы); 3. Кровь всех женщин (менструальная кровь); 4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти; 5. Кровь убийства; 6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией). Все  «красные  вещи»  разделяются   на  две  категории, в  зависимости   от того, приносят они добро или зло. Но  независимо от своей валентности  все «красные вещи» обладают   силой, так как кровь — сила, без нее человек умирает. Сила   —   главное   значение   красного,   и   этим   объясняется   его   роль   в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка,   новорожденному   наносились   красные   точки   на     голову,   половые органы  и другие  части тела  для  того,  чтобы он рос  здоровым  и  сильным. Раскрашивание красной краской лиц воинов магически должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как  символ   силы, красный использовался и  в  качестве средства от сглазов и наговоров. Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить. Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие   в   процедуре   обрезания,   должны   были   на   протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета. В сочетании с белым цветом красный составляет «жизнеутверждающую пару»,   символизирующую   добрые   силы,   могущество,   почет,   власть   и 10 богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного, и, наоборот,   сочетание   красного   и   черного   усиливает   негативные   стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и, с точки зрения древней магии, символизирует злые силы. Символические значения красного объясняются его  связью  в сознании древних с кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет  одной  из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем. Главенство   белого,   черного   и   красного   в   цветовой   символике наблюдается,   практически,   у   всех   ныне   живущих   племен   Африки   с первобытнообщинной   организацией.   Это   Догоны,   Маны,   Бакту,   Семанги, Сакаи и др. Сходная  картина  отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый — радость,  свет,  надежду,  чистоту;   красный  —  силу,  могущество,  богатство, успех.   Пещерные   росписи   австралийских   аборигенов   также,   в   основном, выполнены   этими   тремя   красками.   Белый   у   них   символизирует     воду,   а красный — кровь.  Сходные  значения  « основных » цветов наблюдаются и  в Северной   Америке   у   индейцев   племени   Чироки:   белый   —   мир,   счастье; красный — успех, торжество; черный ­ смерть. В   палитре   первобытных   людей   присутствуют   и   другие   цвета.   В   синий,   желтый   и   зеленый.   Но   эти   цвета   не   являются частности,   «самостоятельными». Желтый «тяготеет» к   белому, а синий и зеленый ­ к черному. С ними ассоциировались небо и вода ­ синий  цвет, черный, желтый – земля, зеленый — растительность. Семиотичность   цветов   природы   распространялась   и   на   цвета   одежды, утвари,   орудий   войны   и   труда,   жилищ   людей,   татуировок.   В   предметной культуре древних еще нет многоцветия и разнооттеночности колористики. Цветовая символика  в  древней Индии и Китае. 11 В   Индии   и   Китае   с   древности   и   по   сегодняшний   день   существуют развитые   системы   цветовой   символики.   Учения   о   цветах   считаются эзотерическими   и   в   полном   объеме   передаются   только     посвященным. Отдельные   фрагменты   этих   учений   содержатся   в   дошедших   до   нас памятниках философской и религиозной литературы. Цветовая   триада   занимает   ведущее   место   в   этих   учениях,   а символические значения  цветов  во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах. Индия. Вот,   что   об   этом   говорится   в   Чхандогья   Упанишаде   (комментарии Шанкарачарьи):   «красный   цвет   (материального)   огня   —   цвет   первоогня, белый   цвет   (материального)   огня   —   цвет   первичных   вод,   черный   цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так, в огне исчезает все то, что, обычно  зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны». Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается   в   плоть   (красный);   и,   наконец,   наиболее   легкая   часть становится   мыслью   (белый).   То   же   верно   и   в   отношении   выпитой   воды, распадающейся   в   организме   человека   на   три   части:   мочу   (черный),   кровь (красный) и прану (белый). В   другом   философском   произведении   Санкхьякарике   Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет  собой активное начало, порождающее  карму. Третья гуна — тамас   (черный)   может   быть   понята   как   состояние   сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. 12 На   этих   примерах   видно,   что   в   Древней   Индии   «основные»   цвета являлись   символами   главных   мировых   (космических)   сил,   составляющих частей мироздания. Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении,   а   не   чувственно.   Оно   содержит   в   себе   любые   цвета,   точнее, порождает   их.   Отсюда   существует   понятие   «невидимого   света»,   «черного солнца» и др. Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь,   чистый   и   яркий   в   небе,   оставляет   черные   полосы   на   земле   (или обгоревшем   предмете);   дождь,  черный   в   небе   (в   виде   дождевых   облаков), становится прозрачным на земле. Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет. Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства — красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который   выражается   красным   цветом.   В   целом,   добрые   боги   и   силы обозначались   белым   цветом,   а   злые   —   черным   или   сочетанием   черного   и красного. Китай. В   Древнем   Китае   цвет   также   рассматривался   в   качестве   символа важнейших   сил   и   стихий.   Согласно   эзотерическим   учениям,   три   ряда символов   исходят   из   общего   источника,   действующего   на   глубочайших уровнях   действительности.   В   «Книге   перемен»   («И   цзин»)   мы   находим следующую систему цветовой символики (таб. 1), исходящую из принципов теории соответствий. Таблица 1   Цветовая символика Китая 13 Цвет Зеленый  или синий Красный Белый Черный Желтый Время года Стихия,  предмет Дерево Весна  Сторона света Восток  Планета Юпитер Животное  символ дракон Лето Осень Зима Конец лета Огонь Металл  Вода лета  Юг Запад Север Земля Феникс Тигр Марс Венера Меркурий Черепаха  Центр Сатур К   списку   «основных»   цветов   в   Древнем   Китае   добавились   синий (зеленый) и желтый.  Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг   с   другом.   У   одной   и   той   же   силы   могло   быть   несколько   цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло­синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака. В     китайской   символике   цвет   выражал   социальный   статус:   каждой социальной   группе   соответствовал   свой   цвет.   Например,   желтый   считался священной   привилегией   императорской   фамилии.   Цвета   делились   на «благородные»    и     для   простого   народа,   как   об   этом   говорится   в «книге песен» («Ши цзин»). В учении о первосущностях Инь   и   Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь — черный (синий). Какой можно сделать вывод, сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая? Это принципиальное сходство, а значит и единство корней цветового символизма у самых   различных   культур,   разделенных   между   собой   во   времени   и пространстве.  Античная философия цвета. 14 В   античную   эпоху   (эллинизм)   постепенно   изживается   мифологизм древних   в   отношении   к   цвету   и   выделяется   эстетическое   сознание   (при сохранении   и   развитии   символики   разных   цветов).   Пранаука   эллинов   — философия — наряду со знаниями о природе, космосе, человеке включает и эстетику. Люди все больше начинают осознавать красоту как таковую. При   этом   у   древних   греков   искусность,   мастерство,   техническое   и художественное,   имели   нерасчлененное   значение   и   обозначались   одним термином   «technne»   (искусство,   мастерство).   Отсюда   впоследствии произошло   слово  «техника»  в   его   современном   понимании.  Первоначально такой же смысл имело и латинское слово «ars», из которого впоследствии в романских   языках   вычленяются   разные   понятия   для   обозначения ремесленника и художника (фр. — artiste и artisan, ит. —  artista  и  artigiano, исп. — artistia и artesano). В античной культуре развивается понимание гармонии цветосочетаний. Возникает   полихромия   в   живописи,   архитектуре,   одежде,   утвари, украшениях. Цвета делят на грубые (варварские) и культурные (эллинские). В соответствии с античной мифологией выделяются цвета, символизирующие цвета стихий, света и тьмы. Цветовая   символика   в   Древнем   Риме   не   выходит   за   пределы традиционных канонов. Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были   белый,   желтый,   красный   и   пурпурный.   Синий   считался   атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый — цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей,   симпатию   и   приспособляемость;   фиолетовый   соответствовал ностальгии   и   памяти;   желтый   (атрибут   Аполлона,   бога   солнца)   выражал великодушие,   интуицию   и   интеллект;   оранжевый   —   гордость   и   амбицию; красный   (цвет   Марса)   —   страсть,   чувственность   и   животворные   силы; розовый — чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось 15 символом   аристократического,   знатного   происхождения.   Пурпур   считался цветом   императоров   и   членов   царского   дома,   означая   власть,   духовность, величие. Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на   покрытыми колеснице,   запряженной   четырьмя   белыми   лошадьми, позолоченными попонами, в одеяниях красного цвета. Искусство цвета средневековья. В   эпоху   средневековья   в   Европе   отношение   к   цвету   развивается   под влиянием христианской религии и догматов церкви. Согласно христианским канонам, Бог  сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно видимый, только одна из ипостасей   Бога.   Поэтому   средневековые   богословы   (например,   Аврелий Августин),   восхваляя   свет   и   цвет,   как   проявления   божественного,   тем   не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается   ранее,   практически,   уже     нет.   Божественную   сущность необходимо     постигать   внутренним,   трансцендентным   созерцанием,   а   не обольщаться внешней яркостью и красивостью. Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в «Откровении»   Иоанна.   Белый   не   имеет   в   Христианстве   отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной,   «лучший»   мир,   очищение   от   грехов   и   только   в   этом   состоит   его «траурность». Символика   других  цветов  амбивалентна, причем, в  различные  отрезки средневековья   у   того   или   иного   цвета   на   первый   план   выдвигались   то 16 положительные,   то   отрицательные   значения.   Так,   в   раннем   Христианстве превалировало   положительное   символическое   значение   желтого,   как   цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый   приобретает   негативный   смысл,   который     нередко   приписывается этому   цвету   и   в   наши   дни.   В   эпоху   готики   его   начинают   считать   цветом измены, лживости и т.д. Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Как   и   в   императорском   Риме,   пурпурный   в   средние   века   считался царственным   цветом.   Члены   королевской   семьи   даже   в   трауре   надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее   время,   когда   королевские   особы   больше   не   злоупотребляют пурпуром   в   своих   одеждах,   сохранился   обычай   «пурпурного   траура»   в западноевропейских королевских домах. Фиолетовый   и   синий   считались   мистическими,   трансцендентными цветами. Богослов и философ Н. Кузанский называл фиолетовый «гармонией противоречий».   Знаком   кардинальского   достоинства   считался   фиолетовый камень аметист. Синий (голубой) для христиан символизировал небо,   был цветом   вечности,   настраивал   на   смирение,   благочестие,   выражал   идею самопожертвования и кротости. В   отличие   от     трансцендентного     синего,   зеленый   являлся   больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека). Отношение к черному было преимущественно негативное, как цвету зла, греха   (красный   в   определенных   ситуациях   также   символизировал   грех   — 17 неправедную кровь), дьявола и ада, а также — смерти. В значениях черного, как   и   у   первобытных   народов,   сохранился   и   даже   развился   аспект «ритуальной   смерти»,   смерти   для   мира.   Поэтому   черный   стал   цветом монашества. Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,   особенно   в   раннем   средневековье,   был,   сугубо,   негативным.   Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д. Продолжало   существовать   и   отношение   к   цвету,   как   магическому средству.   Это   касается,   прежде   всего,   средневековой   алхимии.   Цвета   в алхимии делились на «высшие» и «низшие». К «высшим» относились цвета известной нам «триады» — белый, черный и красный. Они символизировали три   стадии   «Великого   Превращения»:   первичную   материю   (черный),   ртуть (белый)   и   серу   (красный),   результатом   которого   было   создание   «камня» (золотой).   Черный   соответствует   стадии   брожения,   гниения,   затемнения, раскаяния;   белый  —   состоянию   просветления,   восхождения,   откровения   и прощения;   красный   —   ступени   страдания,   возвышения   и   любви.   Золотой обозначал   славу   (Х.Э.   Керлот   —   1994).   Главным,   исходным   цветом (порождающим   все   остальные   цвета)   в   этой   триаде   считался   черный. Оставшиеся цвета входили в группу «низших» или «вторичных». В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования. Например, серебро именовалось «белой королевой». Наиболее   существенное   отличие   «языческого»   периода   цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет   окончательно   перестают   отождествляться   с   Богом,   мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками. Цветовая символика ислама. В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток 18 влияния   как   Древнего   Востока,   так   и   Запада.   Вместе   с   тем,   в   цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных   выразительных   средств.   Цветовые   орнаменты,   узоры   ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. В   Коране   свет,   а   также   наиболее   светлые   и   яркие   цвета,   являются символами   блага,   божественного   начала,   но,   как   и   в   христианстве,   не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов». Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.   Считался   лечебным   цветом   (Омар   Хайям).   Вместе   с   тем,   желтому соответствовали и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний. Красный  для  мусульман  не  столь  амбивалентен   по  содержанию  как   в других   культурах.   Этот   цвет   считался   священным,   магическим,   имеющим большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены   «красные   символы»,   например,   красная   роза   означала страстную любовь (Л.Н. Миронова — 1984). Почитаемым   и   «священным»   считался   зеленый   цвет   (зеленое   знамя пророка).   Зеленый   символизировал   оазис,   природу,   жизнь,   отдых.   Камни зеленого   цвета   означали   жизненную   стойкость,   счастье   и   благополучие   в 19 делах. По данным А.Е. Ферсмана (1975), драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других. Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный,   мистический   характер.   Синий   и   фиолетовый   —   цвета   приобщения   к   божественной   сущности. мистического   созерцания, Фиолетовый   цвет   имел   и   значение   обманчивости   земной   жизни,   миража (Хосров). Весьма   существенной   особенностью   исламской   цветовой   символики являлся   не   столь   негативный   характер   черного   цвета.   Ночь,   тьма,   тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел. Превалирование   положительного   отношения   к   чистым,   светлым, сияющим   цветам   является   одной   из   особенностей   исламской   цветовой символики.   Но,   если   цвет   замутнен,   нечист,   «грязен»,   то   он   теряет   для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они — цвета несчастья и нищеты.   Серый   —   цвет   пыли   и   праха,   противоположность   яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. Теоретические исследования в области цвета в эпоху Возрождения В   эпоху   Ренессанса   в   Европе   отношение   к   цвету,   его   осмысление   и семиотика во многом наследуют идеи античности и средневековья.  Развивается и обогащается учение о гармонии цветосочетаний (на основе использования   минимума   исходных   цветов).   В   то   же   время   существенно расширяются (в работах выдающихся мастеров Возрождения) полихромия и нюансировка цветотональных отношений (в живописи, одежде, украшениях, бытовой утвари). Серые, черные и коричневые цвета признаются достойными 20 применения   в   художественном   творчестве   наряду   с   основными хроматическими цветами.  При всех достижениях этой эпохи в ее отношении к миру цвета в природе и   материально­художественной   культуре   оно   остается   до   начала   XVII   в. ненаучным. 1.2. Цвет и  наука С середины XVII в. меняются представления о природе цвета. Открытия Ньютона о природе света. Новый период в истории цветоведения начинается с того времени, как Исаак   Ньютон   в   1665   г.   произвел   свои   опыты   с   разложением   стеклянной призмой пучка солнечного цвета (рис. 1). Он доказал, что появление радуги спектра   на   экране   при   прохождении   света   через   призму   объясняется   не каким­то влиянием стекла на белый свет (как считалось прежде), а тем, что белый свет является сложной механической смесью разнообразных цветных лучей, преломляющихся в стекле в разной степени. Оказалось, что призма не изменяет белый цвет, а разлагает его на простые составные части, оптически смешав   которые,   можно   снова   получить   исходный   белый   цвет. Пространственное разделение простых цветов дало Ньютону в руки первый объективный и количественный признак цвета, отвечающий его субъективно воспринимаемой   цветности.   Ньютону   удалось   вывести   учение   о   цвете   из неопределенности и путаницы субъективных впечатлений на прямую и точную математическую дорогу. 21 Рис. 1. Опыт Ньютона Помимо опытов с разложением белого цвета призмой Ньютон проводил опыты   с   освещением   белым   и   цветными   лучами   света   очковой   линзы   (с небольшой   выпуклостью),   положенной   на   стеклянную   пластинку.   При освещении   вокруг   точки   соприкосновения   линзы   и   стекла   появляется   ряд концентрических   радужных   колец   (от   белого   света)   или   одноцветных   и темных колец (от соответствующего луча какого­либо спектрального света). Измерение радиусов цветных и темных колец позволило сделать вывод об их закономерной периодичности (и т. д.). Выяснилось, что каждый из простых цветов   связан   с   шириной   зазора   между   линзой   и   стеклом,   отвечающего первому темному кольцу. Вместо показателя преломления (как в опытах с призмой)   простой   цвет,   следовательно,   можно   количественно   определить шириной   этого   первого   зазора.   Эта   ширина   была   названа   длиной   волны, . Длины волн видимого света, как показал обозначаемой греческой буквой  Ньютон, чрезвычайно малы, они выражаются в миллионных долях миллиметра λ — миллимикронах, ныне — в нанометрах (нм). Ньютон измерил, в частности, длину волны цвета,   лежащего на границе зеленой и синей частей спектра, λ  — 492 нм. А длину волны красного цвета определив, что она соответствует  он определил  ≈  в 700 нм, фиолетового — 400 нм. Благодаря опытам И. Ньютона, субъективная область цветовых явлений, в   течение   тысячелетий   ускользавшая   от   научного   объяснения,   наконец­то 22 обнаружила   свою   количественную   сущность   и   стала   с   тех   пор   вполне доступной точному научному анализу. Цветовой треугольник И. Цана. В науке 17 века возникает новое направление ­ физико­математическое, объясняющее   как   образуется   цвет  и  давшее   прочную   основу   для   развития науки 20 века: цветоведения.  Одним   из   малоизвестных   авторов   такой   цветовой   системы   является немецкий   ученый   И.   Цан.   Цан   исходил   из   известной   уже   идеи   (теория соответствий),   что   цвет   находится   в   определенной   (жесткой)   связи практически со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир. В цветовом  треугольнике  И. Цана (рис. 2)  прекрасно  виден  результат смешения   основных   красок   ­   ахроматических   и   хроматических,   которые находятся в основании треугольника. Так, при смешении черного и белого цвета (1 и 2) получается серый цвет (3) Рис.2 Цветовой треугольник Цана Но самое интересное заключается в том, что для получения серого цвета не обязательно смешивать только черный и белый. Фокус прост: для каждого хроматического цвета имеется другой, от смешения с которым получается 23 ахроматический  ­   серый.  Такие   пары   называются   дополнительными.  Они  ­ диаметрально   противоположны   (красный   и   голубой,  зеленый   и   пурпурный, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый). Опыты Гете, Рунге. Гёте был тесно связан с Природой, с Духом Природы. Он ощущал себя, все   наблюдаемые   им   процессы,   саму   Природу   и   творящие   ее   силы   как целостное явление. Поэтому при первом же взгляде в призму он предположил, что   Ньютону   удалось   полдела,   что   теория   его   касается   только   половины цветовых   явлений,   вследствие   чего,   она   не   может   претендовать   на полноценное и исчерпывающее исследование феномена цвета.                   Рис. 3 Цветовой круг Гете. Для возникновения цвета, по убеждению Гёте, необходимы свет и тьма. Цвет по существу есть свет, модифицированный тьмой. В самой близости к свету   возникает   желтая   модификация,   непосредственно   у   тьмы   —   синяя. Гармоничное  смешение   обоих  этих   цветов   образует  зеленый.  Но   возможна также   и   интенсификация   каждого   из   них   в   отдельности.   Постепенно сгущаемые, они просвечивают красноватыми оттенками, превращаясь: синий — в фиолетовый, желтый — в оранжевый. Их соединение дает ярчайший и чистейший пурпур, который, по словам Гёте, «частично актуально, частично потенциально содержит в себе все остальные цвета» (рис. 3). Филипп   Отто   Рунге   (1777—1810   гг.),   выдающийся   живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в   учение   о   цвете.   Он   понимал,   что   все   многообразие   цветов   нельзя 24 представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус (рис. 4). На   линии   экватора   Рунге   нанес   чистые   цвета   цветового   круга.   На северном   полюсе   он   расположил   белый   цвет,   а   на   южном   —   черный.   На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета (рис. 5). Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически­художественным использованием. Как художника его занимал вопрос применения   малонасыщенных   цветов   (с более или менее значительной примесью серого)   при   изображении   цветовой перспективы.   Он   использовал   в   своей системе   в   качестве   типичных   цветовых рядов, так называемые, ряды цветов для дальнего плана. Рис. 4 Цветовая система Отто Рунге Это   поперечные   линии,   которые   проходят   по   продольному   разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области   ахроматической   оси.   Размещение   цветов   в   пространстве, предложенное   Рунге,   впоследствии   претерпело   ряд   усовершенствований, однако,   основной   принцип   размещения   всего   многообразия   цветов   в трехмерной   системе   был  признан   правильным   и   заимствован   всеми   его последователями. 25 Рис. 5 Цветовая система Отто Рунге. Развитие науки о цвете в XIX веке. Выдающийся   немецкий   химик   Вильгельм   Оствальд   (1853­1932),   как   и другие исследователи — его предшественники и современники — стремился создать   единую   и   легко   обозримую   классификацию   цветов,   удобную   для практического   применения.   В   основу   своей   систематики   хроматических цветов   Оствальд   положил   шкалу   серых   цветов   и   цветовой   круг   (рис.   6), который он разделил на 100 ступеней, обозначив их номерами от 00 до 99 (рис. 7, 8).    Каждый из 100 цветов входил в равносторонний треугольник, вершины которого соответствовали чистому цвету, белому и черному.        Рис. 6 Цветовой круг Освальда                              Рис. 7 Цветовое тело Освальда                  26 Рис. 8 Цветовое тело Освальда. Смешение чистого цвета с белым образует конечный ряд «светлоясных» цветов, а соответствующее смешение с черным — ряд «темноясных» цветов. Кроме   того,   треугольник   показывал   и   смешение   чистых   цветов   с разнообразными серыми тонами, получающимися в ряду. Таким образом, в целом получалась шкала так называемых «мутных» цветов, для изображения которой было уже недостаточно отрезков прямой, а необходима была плоская фигура.   Каждый   смешанный   цвет   внутри   треугольника   определялся следующим образом: на черно­белой стороне берется точка, представляющая серый цвет, от нее проводится прямая к хроматическому, тогда все точки на этой прямой будут обозначены в смеси хроматического цвета с различным количеством серого. Соединенные вместе сто таких треугольников образуют так   называемое   «цветовое   тело».   Сечение   этого   тела,   сделанное   через   представляющих вертикальную   ось,   дает   два   треугольника, взаимодополнительные   цвета.   Сечение,   перпендикулярное   оси,   дает концентрические круги с равной примесью серого. 27 Альберт Генри Менселл (1859­1918) был художником и преподавателем живописи и имел неплохое естественнонаучное образование, полученное им благодаря работе у известного американского физика О. Руда. Чтобы систематизировать цвета в трехмерном пространстве, он взял за основу цветовой шар Рунге (рис. 9), а обозначения трех основных переменных по   Гельмгольцу:   цветовой   тон,   светлота   и   насыщенность.   Основу   модели составляет   у   него   цветовой   круг,   представляющий   собой   спектр,   который делился   на   пять   основных   цветов:   красный,   желтый,   зеленый,   голубой   и фиолетовый   и   промежуточные   между   ними;   всего,   таким   образом,   у   него получилось десять цветовых тонов.        Рис. 9 Цветовой круг Менселла Другое   изменение   цвета   представляет   по   системе   Менселла количественную характеристику, показывающую, насколько тот или иной цвет светлее   или   темнее.   Эти   изменения   лежат   вдоль   вертикальной   оси, перпендикулярной   цветовому   кругу,   и   обозначаются   цифрой   0   на   одном полюсе и цифрой 10 — на другом, образуя девять градаций светлоты. При этом чисто белый и черный Менселл выносит за пределы схемы. Трехкомпонентная теория цветового зрения.  Впервые   гипотезу   о   механизме   цветового   зрения   высказал   М.   В. Ломоносов,   который   в   1756   г.   сформулировал   трехкомпонентную (трехцветную)   теорию   восприятия   цветов.   Согласно   этой   теории,   в   глазу 28 имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно   красную   (длинноволновую),   желтую   (средневолновую)   и голубую (коротковолновую) части видимого спектра. Подобные гипотезы были также выдвинуты в Англии Томасом Юнгом в 1807 г., в Германии — Гельмгольнем в 1852 г., и за основные цвета были приняты красный, зеленый и синий. Все   наши   ощущения   есть   не   что   иное,   как   результат   смешения   в различных пропорциях этих трех цветов. При   одинаково   сильном   возбуждении   трех   видов   колбочек   создается ощущение   белого   цвета,   при   равном   слабом   —   серого,   а   при   отсутствии раздражения   —   черного.   При   этом   глаз   воспринимает   яркость   предметов путем   суммирования   ощущений,   получаемых   тремя   видами   колбочек,   а цветность — как отношение этих ощущений. Правильность данной теории подтверждается законами смешения цветов, а также многими психофизиологическими факторами. Современная наука о цвете. Колориметрия.  Современные   ученые­специалисты   по   цвету   занимаются   вопросами систематизации   цветов,   основываясь   на   достижениях   науки   и   практики. Исходными данными этой систематизации являются колориметрия.  Главную роль в ее развитии сыграло открытие немецким математиком Г. Грассманом законов, по которым каждый цвет является суммой трех других цветов, взятых в определенных долях. При этом такие цвета должны быть независимыми, то есть два из них, смешиваясь, не должны давать третий. Колориметрия   —   наука   о   цвете   и   измерении   цвета.   Это   наука, исследующая   методы   измерения,   выражение   количества   цвета   и   различий цветов. Колориметрия использует две основные системы измерения цвета. 29 Колориметрическая состоит в определении цветовых координат, то есть численных характеристик, по которым можно не только описать цвет, но и воспроизвести   его.  Примером   ее   реализации   могут   служить   разнообразные цветовые модели. Система   спецификаций   представляет   собой   набор   цветов   (атлас),   в котором выбирается цвет, тождественный воспроизводимому (измеряемому). В   большинстве   современных   графических   программ   ей   соответствуют разнообразные   палитры   и   системы   соответствия   цветов   типа   Pantone   и Trumatch. Системы   спецификаций   основаны   на   использовании   цветовых   таблиц (атласы цветов), где указываются цветовые координаты определяемых цветов. Основные достоинства атласов цветов − их наглядность, компактность и   Недостатком   является   малая   точность, простота   использования. обусловленная   дискретным   характером   измерения   и   различием   в спектральном   составе   источников   освещения,   при   котором   происходит сравнение   цветов   образца   и   атласа.   Атласы   цветов   используются   в   тех случаях,   когда   нет   необходимости   в   большой   точности,   а   сам   процесс измерения надо выполнить быстро и просто. Именно поэтому в дополнение к системам   спецификаций   были   созданы   колориметрические   системы, позволяющие с помощью математических зависимостей определять степень различия между цветами. Фактически   основой   всех   цветовых   координатных   систем   является Международная колориметрическая система RGB Цветовая модель RGB. Это   одна   из   наиболее   распространенных   и   часто   используемых моделей. Она применяется в приборах, излучающих свет, таких, например, как мониторы, прожекторы, фильтры и другие подобные устройства. Данная 30 цветовая модель базируется на трех основных цветах: Red — красном, Green — зеленом и Blue — синем (рис. 10). Рис. 10 Цветовая модель RGB Каждая   из   вышеперечисленных   составляющих   может   варьироваться   в пределах   от   0   до   255,   образовывая   разные   цвета   и   обеспечивая,   таким образом,   доступ   ко   всем   16   миллионам.   Эта   модель   аддитивная.   Слово аддитивная   (сложение)   подчеркивает,   что   цвет   получается   при   сложении точек трех базовых цветов, каждая своей яркости.  Цветовая модель HSB. Здесь   заглавные   буквы   не   соответствуют   никаким   цветам,   а символизируют тон (цвет), насыщенность и яркость. Предложена в 1978 году. Все цвета располагаются по кругу, и каждому соответствует свой градус, то есть всего  насчитывается 360 вариантов  — H определяет  частоту  света  и принимает   значение   от   0   до   360   градусов,   то   есть   любой   цвет   в   ней определяется своим цветом (тоном), насыщенностью (то есть добавлением к нему белой краски) и яркостью. Насыщенность определяет, насколько ярко выраженным будет выбранный цвет. 0 — серый, 100 — самый яркий и чистый из возможных вариантов. Параметр яркости соответствует общепризнанному, то   есть   0   —   это   черный   цвет.   Такая   цветовая   модель   намного   беднее рассмотренной   ранее   RGB,   так   как   позволяет   работать   всего   лишь   с   3 миллионами цветов.  Цветовая модель CMYK. 31 Это   еще   одна   из   наиболее   часто   используемых   цветовых   моделей, нашедших широкое применение. Она, в отличие от аддитивной RGB, является субтрактивной моделью. Модель CMYK — является дальнейшим улучшением модели   CMY   и   уже   четырехканальна.   Поскольку   реальные   типографские краски   имеют   примеси,   их   цвет   не   совпадает   в   точности   с   теоретически рассчитанным голубым, желтым и пурпурным. Особенно трудно получить из этих   красок   черный   цвет.   Поэтому   в   модели   CMYK   к   триаде   добавляют черный цвет.  Цветовая модель Lab. Цветовая модель Lab была разработана Международной комиссией по освещению   (CIE)   с   целью   преодоления   существенных   недостатков вышеизложенных моделей. Построение цветов здесь, так же как и в RGB, базируется   на   слиянии   трех   каналов.   На   этом,   правда,   все   сходство заканчивается. Название она получила от своих базовых компонентов L, a и b. Компонент L несет информацию о яркостях изображения, а компоненты а и b — о его цветах (то есть a и b — хроматические компоненты). Компонент а изменяется от зеленого до красного, а b — от синего до желтого. Яркость в этой  модели  отделена   от  цвета,  что  удобно  для  регулирования  контраста, резкости и т. д. Однако, будучи абстрактной и сильно математизированной эта модель остается пока что неудобной для практической работы.  Поскольку все цветовые модели являются математическими, они легко конвертируются одна в другую по простым формулам.  Контрольные вопросы. 1. Дайте определение понятию «колористика», «цветоведение». 2. Какое значение придавали  цвету первобытные люди? 3. Назовите триаду основных цветов первобытного человека и дайте им  характеристику. 32 4. Какое значение имел цвет в культуре Античности? 5. Расскажите об отношение к цвету в средневековье.   6. Покажите роль цвета в  символике ислама, и расскажите о его значение. 7. Расскажите о  теоретических исследованиях в области цвета в эпоху  Возрождения? 8. В чем состоит суть открытий Ньютона о природе света? 9. К чему привели опыты Гете в области света? 10.В чем состоит вклад в учение о цвете Филиппа Отто Рунге? 11.Расскажите о классификации цветов Вильгельма Освальда? 12.Что взял за основу Альберт Генри Менселл при систематизации цветов в трехмерном пространстве? 13.Кто первый высказал гипотезу о механизме цветового зрения и в чем состоит   суть   трехкомпонентной   (трехцветной)   теории   восприятия цвета? 14.Что такое колориметрия? 15.Назовите современные цветовые системы и дайте им характеристику. 33 Глава 2. Свет 2.1. Природа света и цвета Существует   различное   множество   источников   света,   одни   из   них естественные:   солнце   луна,   звезды;   другие   –   искусственные:   огонь,   лампа накаливания.   Солнечный   свет   наиболее   естественен   и   привычен,   и человеческий глаз лучше к нему приспособлен. Электрический свет содержит в своем составе больше лучей длинноволновой части спектра и в силу того имеет несколько желтоватый оттенок, что заметно сказывается на восприятии цвета объектов, освещенных этим цветом. В зависимости от своей величины, мощности   и   степени   удаленности   от   освещаемых   объектов   источники образуют   различные   условия   освещенности,   разнообразные   световые эффекты. Фронтальное освещение предмета дает возможность отчетливо видеть очертания общей формы предмета и контуры отдельных его частей, а также фактуру поверхности, градации светотени и цвета. Но при этом снижается видимая объемность формы и хуже прочитывается пространственная глубина, так как разница в яркости между освещенной частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник занимает диаметрально противоположное по отношению к точке зрения наблюдателя место, находясь за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть "контражуром", ­ предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени, и его детали будут слабо различимы; при этом контраст между сильно освещенным   фоном   и   затененной   передней   поверхностью   предмета   четко разделит видимое на два пространственных плана. Концентрированно­направленный   свет,   излучаемы   точечным источником,   в   наибольшей   мере   характеризует   объемно­пластические качества модели. 34 Рассеянный   же   свет   уплощает   форму,   создает   мягкость   и пространственность  и  потому  более  импонирует  художникам   с собственно живописными устремлениями. Наибольшими   возможностями   для   выявления   пластических особенностей   формы   обладает   верхний   свет,   при   котором   отсутствует заметное   разграничение   света   и   тени   и   все   части   объемное   формы воспринимаются равномерно освещенными. Все, что мы видим, тем или иным образом, излучает, либо отражает свет.  Тела, излучающие собственный свет, — солнце, раскаленные металлы и газы,   костер,   лампы   и   т.   д.   —   называются   первоисточниками   света.   Свет первоисточников (его называют прямым) падает на окружающие объекты и предметы. Часть лучей поглощается объектами и предметами, а часть отражается. В   результате   эти   объекты   и   предметы   сами   становятся   источниками отраженного  света  (такие, например,  как  луна, земля,  наземные  предметы, небосвод). Отраженный от предмета свет в свою очередь падает на соседние предметы, вызывая рефлексы. Таким   образом,   видимые   объекты   и   предметы   в   природе   освещены прямым   и   отраженным   светом.   Первый   определяет   характерную   окраску основного освещения объектов и предметов, их наиболее освещенные места, блики.   Отраженный   свет,   второстепенный   по   силе   источник   света, определяет,   во­первых,   общую   окраску   теней   и   полутонов   предметов,   во­ вторых, окраску разнообразных местных рефлексов. Совокупность   прямого   и   отраженного   света,   их   интенсивность   и спектральный   состав   составляют   в   природе   светоцветовую   среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, его светотень, а также общую окраску и светлоту колорита природы. Освещённость и яркость. 35 Освещённость   характеризуется   величиной   светового   потока, приходящейся на единицу площади поверхности.  Яркость зависит от освещённости и определяется количеством света, отражаемого   от  поверхности.  Ни  одна   поверхность   не  отражает  все  100% падающего на неё света.  2.2. Физические основы света и цвета С точки зрения физики свет ­ это электромагнитное волновое движение. Свет   характеризуется   тем,   что   имеет   волновую   природу.   Каждая   волна описывается своей длиной — расстоянием между двумя соседними гребнями (рис. 12). Длина волны измеряется в нанометрах (нм). Нанометр ­ это одна миллионная часть миллиметра.    видимая Область   электромагнитного   спектра, человеческим глазом, занимает диапазон примерно от 400   до   700   нанометров.   Этот   диапазон   составляет Рис. 12. Электромагнитные волны всего   лишь   малую   часть   огромного   спектра электромагнитных волн (рис. 13).  Рис. 13. Спектр электромагнитных волн,  видимый человеком Для каждого цвета характерна определенная длина волны 36 Таблица 2 Зависимость цвета от длины волны видимого спектра Длина волны, н.м. 760­620 620­585 585­575 575­550 550­510 510­480 480­450 450­380 Цвет Красный Оранжевый Желтый Желто­зеленый Зеленый Голубой (сине­зеленый) Синий Фиолетовый Однако, мы редко видим волны всех длин одновременно. Наш пестрый мир гораздо сложнее. Таким образом, цвет ­ это не просто часть света. Цвет ­ это и есть сам свет. Когда мы видим цвет, мы видим свет, преобразованный в новое сочетание волн нескольких различных длин.  Контрольные вопросы 1. Что   такое   свет?   Назовите   основные   источники   света,   как   освещены видимые объекты и предметы в природе?  2. Назовите область электромагнитного спектра, видимого человеческим глазом. 3. Назовите основные волновые группы и цвета, принадлежащие им. 4. Что такое цвет? Назовите основные спектральные цвета. 37 Глава 3. Цвет 3.1. Спектральные цвета. Основные характеристики цвета Спектр ­ последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму (рис. 14). Впервые получен И. Ньютоном. Рис. 14. Спектральные цвета Все   цвета   подразделяются   на   хроматические,   ахроматические, полухроматические. Ахроматические ­ белый, черный, и все оттенки серого (рис. 15). В этот спектр   входят   лучи   всех   длин   волн   в   равной   степени,   причем   энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.  Рис. 15. Ахроматические цвета Хроматические цвета ­ все спектральные и многие природные. Цвета, отличающиеся различной цветностью (красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые) (рис. 16).  Рис. 16. Хроматические цвета Полухроматические   цвета  ­   земляные   цвета,   т.е.   цвета,   смешанные   с ахроматическими цветами. Свойства   цвета   можно   разделить   на   объективные   и   субъективные (рис.17).  38 Объективные свойства (основные)  проистекают из понимания цвета как   физического   явления,   пучка   электромагнитных   волн   определённой длины/потока частиц определённой плотности.  Субъективные   факторы  (обусловленные   восприятием)    ­   это особенности человеческого зрения и восприятия, влияние цвета на психику человека, иллюзии цветового зрения.   Рис. 17 Свойства цвета. Любые   цвета   и   оттенки   можно   сравнить   по   светлоте,   то   есть определить,   какой   из   них   темнее,   а   какой   светлее.   Светлота   –   качество, присущее   как   хроматическим,   так   и   ахроматическим   цветам.   Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.  Светлота ­ это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В   цветовом   круге   наибольшей   светлотой   обладает   желтый   цвет,   а наименьшей – фиолетовый (рис. 18). Рис. 18. Светлота цвета Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или 39 ослабленного,   называются   оттенками   или   тонами.   Под   тоном   надо подразумевать количество света, отражаемое поверхностью. Тон – количество света, заключённого в данном цвете. Тон есть степень насыщенности светом, а светлота – неотъемлемое качество любого цвета.  То,   что   художники,   да   и   обычные   люди,   называют   цветом,   в цветоведении называется цветовым тоном.  Тон цветовой ­ качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять   к   одному   из   цветов   спектральных   или   пурпурных   (рис.   19). Цветовой тон ­ это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.  Рис. 19. Цветовой тон Насыщенность   цвета  ­   степень   отличия   хроматического   цвета,   от равного   по   светлоте   ахроматического,   измеряемая   числом   порогов различения   n   от   данного   цвета   до   ахроматического.   В   обыденной   речи насыщенность   описывают   словами:   тусклый,   бледный,   сильный,   слабый.   У художников: плотный, густой.  Потемнение   или   посветление   цвета   –   понижение   его   насыщенности. Разбеливая   цвет,   мы   делаем   его   менее   цветным,   бледным,   а   затемняя   – заглушаем.   Психологически   цвета   яркие,   чистые,   интенсивные   всегда воспринимаются как более светлые, чем тусклые, блеклые.  В   известной   мере   насыщенность   зависит   и   от   цветового   тона.   Цвета 40 чистых красок (спектральные) тоже обладают разной насыщенностью. Жёлтый наиболее насыщен, а красный и синий менее. При разбеливании жёлтая краска дольше сохраняет свою желтизну, чем другие. Если учесть, что при разбеле красного   мы   получаем   розовый,   который,   становясь   светлее,   приобретает холодный   оттенок,   то   можно   сказать,   что   с   изменением   светлоты   и насыщенности происходят некоторые изменения цветового тона.  Часто   насыщенность   и   чистота   цвета   толкуются   как   синонимы.   Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей   других   цветов   или   их   оттенков.   Чистыми   цветами   в   спектре считаются   только   три:   красный,   жёлтый,   синий.   Эти   цвета   называются первичными или основными. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие,   нежели   физическое:   «не   чистый»   оранжевый   тоже   может   быть представлен в спектре волнами определённой длины.  Интересна   попытка   сгруппировать   цвета   в   категории   «тёплый   и холодный».   Рассматривая   спектральный   круг,   разработанный   Исааком Ньютоном, мы делим его на тёплую и холодную части.  Принято   считать,   что   красный,   оранжевый   и   жёлтый   цвета,   желто­ зеленые   –   «тёплые»,   а   сине­зелёный,   голубой,   синий   и   фиолетовый   – «холодные» (рис. 20). Рис. 20. «Теплые» и «холодные» цвета Красно­оранжевая   часть   спектра   действительно   заключает   в   себе   и   установлено   нежели   сине­зелёная, больше   тепловой   энергии, экспериментально,   что   положительные   эмоции   делают   нас   более чувствительными  к  красному  и  жёлтому, а отрицательные  – к  синему.  На 41 самом деле отличие холодного цвета от тёплого, безусловно, самое общее. В природе   температура   цвета   часто   определяется   состоянием   атмосферы, освещённостью,   временем   года,   нашим   самочувствием,   возрастом,   полом, настроением, образованием и многими другими факторами.  Термины   «тёплый»   и   «холодный»   несут   небольшую   информацию относительно   чистых   цветовых   оттенков.   Например,   красный   –   тёплый,   а голубой – холодный. Чисто жёлтый тоже кажется холодным, потому что – светлый.  Р. Арнхейм предложил свою теорию, которая многим показалась очень интересной.   Он   считал,   что   эффект   от   восприятия   цвета   создаётся   не основным цветовым оттенком, а цветом, имеющим небольшое отклонение от основного.   А   поэтому   любой   цвет   в   своём   цветовом   тоне   может   быть холодным или тёплым. Скорее, можно говорить о «теплее – холоднее», т.е. об оттенках цвета при сравнении их с «нейтральными» чистыми. Это приводит к неожиданному   результату:   красновато­голубой   теплее,   чем   голубовато­ красный.  3.2. Систематика цвета Систематика цветов выражается в виде цветовых кругов. В теории цвета принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за основу взят 7­ ступенчатый   цветовой   круг   Ньютона)   и   физиологические   (за   основу   взят цветовой круг 6­ступенчатый круг Гете). Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей  из  гаммы  различных  цветов. Замкнув ее, он  получил  круг  из 7 цветов (рис. 21).   Круг Гете (рис. 22) содержится 6 цветов: Красный, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. В этом круге цвета, расположенные 42 друг против друга контрастны. Цветовой круг Гете помогает увидеть, какие цвета усиливают друг друга, какие цвета получаются при смешении красок. В XIX веке был получен  восьмеричный круг Грассмоном (рис. 23) путем   пурпурного   цвета,   которого   нет   в   спектре,   получив   его добавления   смешением двух крайних цветов спектра ­ красного и фиолетового. Рис. 21. 7­ступенчатый цветовой круг Ньютона  Рис. 22. 6­ступенчатый цветовой круг Гете Рис. 23. 8­ступенный цветовой круг Грасмана Американский ученый Максвел добавляет к восьмеричному кругу еще два   цвета:   Желто­Зеленый   и   Зелено­Голубой.   Цвета,   расположенные   друг против друга в этом круге являются взаимодополняемыми.  В круг (рис. 24) входят:   Красный,   Оранжевый,   Желтый,   Желто­Зеленый,   Зеленый,   Зелено­ Голубой, Голубой, Синий, Фиолетовый,  Пурпурный. Рис. 24. 10­ступенчатый цветовой круг Максвела 43 Сегодня в цветоведении используется двенадцатичастный цветовой круг (рис. 25). Этот цветовой круг можно назвать «физиологическим», в отличие от 8­ и 10­ступенных, «физических». Он создан на основе цветового круга Гете.  Рис. 25 Двенадцати частный цветовой круг Смешение цветов. Смешение   цветов   –   одна   из   самых   главных   проблем   теории   цвета, потому что со смешением цветов человеческое зрение имеет дело постоянно. Ощущение цвета поверхности вызывается в нас не потоком световых волн какой­либо одной длины, а совокупностью различных по длине световых волн. Какой цвет мы при этом воспринимаем, будет зависеть от того, какой длины и интенсивности волны преобладают в потоке излучаемого света.  Если два окрашенных пятна располагаются рядом, то на определённом расстоянии они создают впечатление единого цвета. Такое смешение носит название   аддитивного   (слагательного)   (рис.   27).   Если   же   на   окрашенную поверхность   накладывается   другая   цветная   прозрачная   пластинка,   тогда смешение   происходит   в   результате   вычитания   или   отсеивания   некоторых волн. Такое смешение называется вычитательным или субстрактивным (рис. 26).  44 Рис. 26. Субтрактивное  смешение Рис. 27. Аддитивне смешение. 3.3. Восприятие цвета Восприятие цвета – сложный процесс, обусловленный физическими и психологическими стимулами. С одной стороны, ощущение цвета вызывается волнами определённой длины, существующими объективно и независимо от нас, с другой – восприятие цвета невозможно без посредничества глаз. Это создаёт впечатление, что цвет существует лишь в восприятии.  Современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета, а творческая тематика курса требует третьего уровня: чувства цвета.  Если   ощущение   понимается   как   простейший   психологический   акт, непосредственно   обусловленный   физиологией   зрения,   а   восприятие   –   как более   сложный   процесс,   определённый   рядом   закономерностей психологического   характера,   то   чувство   цвета   в   наибольшей   степени относится к эмоциональной и эстетической сфере.  Ощущение   цвета,   как   простейший   зрительный   акт,   свойственно   и некоторым видам животных, обладающих цветовым зрением. Но для человека чистого   ощущения   цвета   не   существует.   На   качество   восприятия   цвета оказывает   влияние   состояние   глаза,   установка   наблюдателя,   его   возраст, воспитание, общее эмоциональное состояние.  Субъективное   восприятие   цвета   зависит   также   от   яркости,   адаптации глаза к фоновому свету, от цвета соседних объектов и других объективных факторов. Основные свойства зрения. 45 Аккомодация   глаза  –  это   способность   хрусталика   менять   свою кривизну,   фокусное   расстояние   в   зависимости   от   расстояния   объекта   до глаза.  Адаптация глаза  – это   приспособление    его   к   данным   условиям освещения  и  изменение  в  соответствии  с  этим  чувствительности  глаза. Различают  адаптацию  темновую,  световую  и  цветовую.  Темновая   адаптация.   После   яркого   солнечного   света   в   темном подвальном помещении сначала   ничего   не   видно,   но   спустя   несколько минут   мы   начинаем постепенно   различать   предметы.   В   помещении   не стало  светлее,  но повысилась чувствительность сетчатой оболочки к свету, глаз адаптирован к слабому  освещению.   Световая адаптация.   Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент  свет  ослепляет  глаза.  Приходится  закрыть  глаза и  смотреть  через узкую  щелочку.  Лишь  спустя  несколько  минут,  глаз привыкает  опять  к дневному  свету.   Цветовая адаптация.   При  длительном  действии  какого­либо  цвета на   глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет.   Цветовая     адаптация   –  явление     более     слабое,     чем     световая адаптация,  и протекает  в  более  короткий  промежуток  времени.   Константность  цвета.   Особую  способность  нашего зрения  оценивать,  несмотря  на  различное освещение,     цвет     предмета,   основываясь   на   знании   его   цвета   в   условиях дневного освещения, называют константностью  цвета.  Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же   цвета,   как кусок  угля  при  ярком  солнечном  свете,  а  в  течение  дня  он принимал бы все   возможные   цвета,   лежащие   между   белым   и   черным.   Если   бы   наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически беспрерывно, в нашем восприятии 46 изменялись бы свойства, по которым мы узнаем  предметы.  В  этом  случае вообще  не  существовало  бы  восприятия предмета,  а  наблюдалось  лишь непрерывное  мерцание  находящихся  в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих   чрезвычайно   большой пестротой.   Цветовая  память  и трансформация.  Мы   фиксируем   в   нашей   памяти   цветовые   характеристики,   присущие предметам   и   неоднократно   наблюдавшиеся   нами   в   связи   с данными предметами. Так, многие предметы мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.  Если  осветить  такой  предмет  цветным  светом  малой насыщенности или     если     надеть     цветные     очки,     то     мы     оказываемся     в   состоянии установить   цвет   данных   предметов   по   памяти,   несмотря   на изменение цвета  из­за  освещения.  Мы  до  известной  степени  обладаем способностью абстрагироваться     от     цветного     освещения     и     достаточно   правильно определить     цвет     предметов.     Способность     нашего     зрения   постепенно привыкать     к    слабо     окрашенному    освещению,    например     свету   лампы накаливания,  и  судить  о  цвете  так  же,  как  и  при  нормальном освещении, называется  трансформацией.   Иррадиация. Если через щель дощатой стены проникает луч света,   то   щель   кажется   шире,     в действительности.     Когда     солнце     светит     сквозь   чем   ветви   дерева, ветви   эти   кажутся   более   тонкими,   светящиеся чем     обычно   (рис.   28).     Светлые   Рис.   28   Размеры белого   круга   и   белого поверхности  как  бы  увеличиваются  в  ширину.  Они «находят»  на  темные поверхности и сужают их.   47

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение

Цветоведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017