Цветовые системы. Воздействие цвета на человека

  • Лекции
  • doc
  • 19.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18. Л_Цветовые системы. Воздействие цвета на человека.doc

Лекция 10: Цветовые системы. Воздействие цвета на человека

Цели занятия

·  познакомить учащихся с цветом как важнейшей составляющей композиционного решения;

·  дать понятия цветовой гармонии, контрастов, хроматических и ахроматических цветов;

·  познакомить учащихся с воздействием цвета на человека;

·  дать некоторые конкретные рекомендации по использованию сочетаний цветов.

Содержание занятия

Цвет - важнейшая составляющая художественной деятельности и мощное средство воздействия, которое активно используется в композиции.

Теория цвета включает в себя множество аспектов, и, конечно, невозможно рассмотреть их все за 1-2 учебных часа. Однако для учащихся этот материал необходим для создания их графических композиций. В уроке даются основные сведения, которые должны помочь в дальнейшей работе.

Воздействие цвета

Цвет влияет на человека физиологически, психологически и эмоционально.

Цвет можно определить, как важнейший регулятор психологического состояния человека, поскольку цветовое окружение способно влиять на многие физиологические процессы человека (поднимать настроение или угнетать его, усиливать внимание или рассеивать его).

Цвет может также провоцировать те или иные эмоции: радость и уныние, печаль и восторг. Это качество цвета активно используется в проектировании интерьеров и особенно освещения.

С помощью цвета можно решать даже пространственные проблемы: теплые цвета (красные, оранжевые и желтые) приближают плоскости, а холодные (синие и фиолетовые) - удаляют.

Интенсивные цвета стимулируют человека на активные действия, но вместе с тем их длительное воздействие ведет к утомлению и раздражению. Сдержанные цвета, наоборот, вызывают умиротворение, но при этом иногда и скуку.

На восприятие цвета оказывает влияние принятая в обществе символика. Цвет не имеет единого значения, и его трактовка, часто неосознанная, определяется очень большим числом факторов, в том числе независящих от человека.

Графический дизайнер, который использует цвет, должен учитывать все аспекты восприятия цвета зрителями.

Физиологическое воздействие

·  Красный цвет увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. У всех древних народов красный цвет был целебным. Длительная его фиксация вызывает отрицательную реакцию - утомление, раздражение, депрессию.

·  Желтый цвет - физиологически оптимальный; видимость его - наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность - наименьшая. Поэтому и утомляющее действие - наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг.

·  Главное действие зеленого - гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры.

·  Голубой, так же как желтый и зеленый, - физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания.

·  Действие синего цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим.

Психологическое и эмоциональное воздействие цвета

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый - возбуждающие; голубой, синий и фиолетовый - успокаивающие; зеленый по природе своей нейтральный.

·  Красный - самый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, стремление к общению с людьми, к творчеству.

·  Желтый цвет - привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции, веселье, душевную легкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости.

·  Зеленый действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного.

·  Синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

Оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый воспринимаются как переходные между двумя основными.

·  Оранжевый - тонизирующий цвет, возбуждение от него меньше, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного.

·  Голубой - промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками - от светло-синего до бирюзового. Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

·  Фиолетовый - это как бы угасший красный - такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Он и возбуждает, и угнетает, соединяет одновременно эмоциональный эффект красного и синего цветов: притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Ахроматические цвета

Помимо цветов, входящих в спектр, которые принято называть хроматическими, существует еще ряд цветов, которые в спектр не входят. В обыденном сознании они считаются цветами, но их удобнее выделять в отдельную группу ахроматических цветов, включающую цвета белый, черный и все оттенки серого. В компьютерных технологиях ахроматические цвета также выделяются в отдельную категорию и называются " серой шкалой" (grayscale).

Психологическое воздействие ахроматических цветов обусловлено их энергетической мощностью - от максимальной в белом до минимальной в черном.

·  Белый - самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве.

·  В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение. Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом - активность, в черном - пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает.

·  Серый - этим словом называют множество смесей из белого и черного. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый по воздействию ближе к черному. Средне-серый больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность.

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения, под воздействием цвета активизируются воображение, память о виденном или пережитом.

Рис.18.1. Изображение в холодных и теплых цветах

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, которые связаны с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные - тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве: красный всем кажется горячим и громким, а голубой - холодным и тихим (рис.18.1.).

Всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак или символ. " Прочтение " цвета может быть субъективным, индивидуальным либо коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов.

Описание цветовой символики - богатый материал. Но, к сожалению, коротко изложить его невозможно. Можно предложить учащимся эссе на эту тему.

Цветовая гармония

Если цвет используется в композиции, то на первый план выходит проблема сочетания цветов. Художники называют это гармонией колорита.

К цветовым гармониям применимы те же принципы, которые свойственны композиции в целом. Взаимное сочетание и влияние друг на друга зависит от очень многих факторов (размеров, расположения, формы), и в этом очень много субъективного.

Использование цвета в любом графическом документе вносит выразительность и привлекательность и способствует большему эффекту. Однако цвет должен применяться не сам по себе (выбор цвета, потому что это " красивый красный ", - очень распространенная ошибка), а только как часть определенного цветового решения.

Например, один (и не очень яркий) цвет, введенный в черно-белый документ, действует на внимание гораздо сильнее, чем пестрота из многих и ярких цветов.

Для помощи в подборе цветовых сочетаний существуют цветовые системы. Разберем лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Система " черный - белый "

·  черный - серый - белый

·  белый - серый

·  серый - серый

·  черный - серый

 

Нет необходимости приводить примеры употребления черно-белой гаммы в различных областях современной культуры - они слишком многочисленны и очевидны. Эта цветовая система прочна и устойчива во времени и пространстве.

Система " белый - красный - черный "

·  красный - белый

·  красный - черный

 

Это первая в истории трехцветная система - " первичная триада ". Красный - цвет жизни, тепла, огня, энергии. О промежуточном положении красного между черным и белым каждый день напоминают нам утренние и вечерние зори - от белого дня к черной ночи. Первичная триада " белый - красный - черный " в наши дни так же актуальна, как в любой момент истории.

Система " Монохромия "

·  один хроматический цвет + ахроматический

·  хроматический цвет с оттенками

 

Так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цветовому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета.

Такая цветовая система наиболее экономна, она щадит нервную энергию и художника, и зрителя, не требуя переключения в различные хроматические регистры. Монохромия дает возможность сосредоточить внимание зрителя на какой-либо одной мысли, эмоции, чувстве, ассоциации. Наконец, если главным средством художника является форма, то ему нет необходимости в широкой палитре - ведь цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее.

Цветовой круг

 

Для нахождения гармоничных хроматических сочетаний воспользуемся цветовым кругом. Нарисуем круг. Строим равносторонний треугольник, вписанный в круг. В вершинах его помещаем красный, желтый и синий цвета. Посредине каждой из трёх дуг круга помещаем оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Это смешанные цвета первой ступени. Затем посредине между каждой парой соседних цветов помещаем смешанные цвета второй ступени: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый. Получился 12-ступенчатый круг. Пользуясь этой схемой, можно подбирать гармоничные сочетания по два, три, четыре и более цветов.

Можно подойти к рисованию цветового круга с другой стороны: делим круг на 12 частей, в шести частях через промежуток помещаем цвета радуги, считая, что голубой - светлый оттенок синего (у англичан цветов радуги шесть!). В промежутках размещаем смешанные оттенки.

Система 4: полярные пары

·  дополнительные цвета

·  контрастные цвета

 

 

В известной степени первая система " черный - белый " составляет полярную пару, называемую ахроматической. В природе и искусстве существует множество полярных сочетаний хроматических цветов.

Система 5: трехцветия (хроматические)

·  краски в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенчатый цветовой круг

 

 

Примерные вопросы для контроля

1.       Какие цвета называются ахроматическими и хроматическими?

2.       Как цвет воздействует на человека?

3.       Как применяются цветовые системы в графике?

4.       Найдите примеры графических композиций в различных цветовых системах.

5.       Назовите пары контрастных цветов.


Скачано с www.znanio.ru