Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»
Село Петровка Омского муниципального района Омской области
Школьный краеведческий музей
«Люби и знай петровский край»
Иванов Владимир Сергеевич (10 кл.)
Руководитель: Щипачёва Татьяна Васильевна педагог дополнительного образования 89040703892
2024 г.
Содержание:
1.Введение……………………………………………….. 3-4
2.Основная часть……………………………………….....5
2.1 Начало пути…………………………………………. ..5
2.2 Годы, опалённые войной…………………………….5-6
2.3 Трудовой путь…………………………………………8
2.4 Награды………………………………………………..9
3.Заключение……………………………………………..10
4.Список литературы…………………………………….11
5. Приложение…………………………………………12-24
2
1.Введение
Обучающимся нашей школы пришла в голову интересная идея: разработать туристический маршрут по нашему селу. Организация экскурсий и пеших прогулок одна из форм работы по краеведению. Ребята выступали в роли гидов, рассказывая о местных достопримечательностях и истории нашего Петровского сельского поселения. Также мы разработали тематические экскурсии в школьном музее, посвященные истории местного края, быту Сибиряков, героям-землякам ковавшим победу в годы Великой отечественной войны. Мы составили пешие маршруты, которые включают в себя прежде всего исторические, а так же самые живописные места Петровки, и конные прокаты, что позволило ребятам насладиться путешествием и привлечь внимание к местным достопримечательностям.
Актуальность:
Личное знакомство с историческими местами и артефактами поможет пробудить у односельчан интерес к изучению истории своего села, увидеть исторические памятники, архитектурные сооружения, посетить школьный краеведческий музей, что сделает исторические факты более живыми и наглядными - это позволит экскурсантам узнать больше о культурных традициях и обычаях своей малой родины.
Новизна:
впервые была проделана работа по сбору, переработки архивных материалов, документов, касающихся истории Петровки, разработан туристический маршрут по селу.
Цель:
формирование у экскурсантов маршрута базисных элементов туристической и экологической культуры, а также позитивной направленности к культурным и природным объектам Петровского сельского поселения.
3
Задачи:
- найти наиболее интересные памятные места села Петровки;
- собрать материалы по каждому выбранному объекту;
- создать технологическую карту экскурсионного маршрута;
- провести ряд экскурсий по историческим и памятным местам села Петровки.
- способствовать развитию интереса к истории родного села.
Источники:
Материалы школьного музея, воспоминания родственников и старожил села, интернет - ресурсы, материалы газет, архивные документы.
Место проведения исследования: Омская область село Петровка.
Хронологические рамки: 2023-2024г.
Методы исследования:
- сравнительно – исторический метод;
- изучение информационных источников, фотодокументов;
- систематизация;
- сопоставление;
- поиск;
- анализ;
- опрос, интервью.
Предмет исследования:
Исторические и культурные объекты села Петровка Омского муниципального района, Омской области.
Практическая значимость исследования:
Перемещение по данному маршруту даст возможность экскурсантам познакомиться с историческими и культурными памятниками, природными объектами Петровки, в культурно-познавательных и оздоровительных целях.
4
2.Основная часть
2.1 Начало пути.
В XIX веке на месте современного села Петровка находилась заимка семьи сибирских православных священнослужителей Кремлёвых. Они издавна проповедовали в сельских храмах Тобольской и Омской епархий.
1904 год стал важной вехой в ходе заселения и освоения Сибирского округа. Летом этого года служащий переселенческого управления Алексей Петров, проживающий в Омске, заключил договор долговременной аренды на земельный участок в 30 верстах к северу от Омска. Арендованный земельный участок получил название по фамилии хозяина – Петровский, откуда в дальнейшем и пошло наименование административного центра.
Петровское сельское поселение расположено в северо-восточной части Омского муниципального района. В его состав входят 7 населённых пунктов: село Петровка, деревни: Бородинка, Девятериковка, Калиновка, Халдеевка, Трусовка, Королёвка.
Администрация Петровского сельского поселения.
В 1958 году Коммунарский сельский совет, председателем которого был Николай Алексеевич Колмагоров, был преобразован в Петровский.
В 1996-2004 годах главой Администрации Петровского сельского поселения работал Николай Алексеевич Холоша. В настоящее время главой поселения является Шнайдер Светлана Александровна.
Данное здание было построено в 1971 году.
В сложной современной ситуации сельская администрация предпринимает необходимые действия, направленные на обеспечение стабильности в округе.
Здание пожарной части.
Здание пожарной части, ныне действующее, построено в 40х годах 20 века, точной даты постройки нет.
Изначально в здании была дизельная подстанция, где стоял генератор. В последствии был пристроен 2й этаж на котором располагался архив села Петровка. В дальнейшем к основному зданию было пристроено 2 гаража, где стояла машина директора совхоза. В настоящее время здание находится на балансе бюджетного учреждения Омской области «Пожарно - спасательная служба Омской области.
В своём арсенале имеет две пожарные машины.
Данное здание неоднократно подвергалось реставрации, однако сохранилась первозданная постройка
Монумент скорби и славы
В 1973 году в Петровке в память о воинах-земляках, не вернувшихся с полей сражений воздвигли памятник, который назвали монумент скорби и славы. С тех самых пор каждую весну , 9 мая, в день всенародного праздника Победы жители села приходят сюда с букетами живых цветов, зелёными гирляндами и венками, чтобы отдать дань глубокой благодарности тем, кто сохранил для будущих поколений самое главное-право на мирную жизнь.
Школьный краеведческий музей
Эколого-краеведческий музей основан в 2013 году. Это период становления музея, накопление и систематизация музейных экспонатов, поисково-собирательская, реставрационная, оформительская работа, создание музейной документации. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.
Данная экспозиция показывает быт Сибиряков конца 19го и начала 20 веков, предметы утвари, обстановка русской избы и сельского быта того времени погружают в те далёкие времена, когда жили наши деды и прадеды. Значительное место в музее уделено теме изучения родного края, людей, населяющих этот край.
5
Использование местных краеведческих материалов воспитывает у ребят гражданские чувства – любовь к своей Родине, её
народу, природе, истории, культуре. В нашем музее собраны материалы о почётных людях села, об их трудовом прошлом, составлен альбом фотографий с кратким описанием жизненного пути каждого. Данная экспозиция посвящена воинам-землякам, участникам Великой Отечественной войны с честью защищавшим нашу отчизну от немецко-фашистских оккупантов. Данная экспозиция помогает расширять знания ребят об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории.
Неоценимый вклад в победу над врагом в Великой Отечественной войне внесли жители нашего села. Большая часть экспозиции, посвящена воинам – участникам Великой Отечественной войны. Музей хранит воспоминания фронтовиков, имеет видеотеку, где отражены так же рассказы ветеранов о войне.
Экологическая тропа
Находится на пришкольной территории, протяжённостью 200 метров. Была создана руками детей и педагогов. Все экспонаты «экологической тропы» изготовлены из натуральных (природных) материалов. При активном участии спонсоров были приобретены два баннера «Птицы Сибирского региона « и «Животные Сибири». Экологическая тропа является действующей, на ней проводятся экскурсии, на которых ребятам рассказывают и показывают природу родного села (деревья, кустарники, муляжи животных). Ребята изучают правила поведения на природе.
Конно- туристический клуб «Талисман»
Руководитель Токовая Ирина Анатольевна, человек увлечённый, страстно любящий лошадей.
В клубе осуществляется:
-постой лошадей;
6
-обучение верховой езде;
- помощь в приобретении верховой лошади;
-прокат и аренда лошадей;
-контактный зоопарк.
Можно прокатиться на лошадях, пообщаться с этими великолепными животными, научиться проводить чистку лошадей, послушать удивительный рассказ о породах, привычках, характере этих изумительных созданий.
Заключение
1. «Знанио»
2. «Арт-талант» https://www.art-talant.org/publikacii
3. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/09/24/oni-srazhalis-za-rodinu
10
Литература
Материалы архивов
Центрального архива Министерства обороны СССР, 142100, г. Подольск Московской области.
Исторический архив Омской области (БУ ИсА) ул. Третьяковская д.1 г. Омск 644007
Фотоматериалы
Предоставлены родственниками Никонова В.И.
Стандарты
Методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы для участников Областной молодежной научной краеведческой конференции «Омское Приртышье: природа, история, культура» Омск 2021.
Периодические издания
Газеты:
1. «Омская правда» от 10 сентября 1988г,
2. «Омский вестник» 05 мая 1990г,
Электронные ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16195
http://domveteranovomsk.ru/geroi/nikonov-valentin-ivanovich
11
Приложения
12
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.