ТУРИЗМ, КАК СФЕРА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • pdf
  • 18.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6-slayd.pdf



ТЕМА 4.ТУРИЗМ, КАК СФЕРА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

  1.Определение и сущность категории «рынок туристских услуг»

  2.Классификация туристских рынков.

  3.Инфраструктура туристского рынка.

  4.Методология исследований туристских рынков.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ

«РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»

Под рынком                         

  принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде

товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их. 

 

ОБРАЩАЯСЬ К ПОНЯТИЮ «РЫНОК», МОЖНО НАЗВАТЬ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.

 

  Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

- способ организации общественного производства; - способ поведения хозяйственных объектов; - способ мышления.

Второй подход к определению рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается прежде всего как механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. 

 

В Толковом словаре туристских терминов (И. В. Зорин, В. А. Квартальное, 1994) даются три варианта определения понятия «туристский рынок»:

 

  1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра

(потенциальную покупательскую способность);

  2) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристскоэкскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;

  3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

 

В ШИРОКОМ ПЛАНЕ :

  Туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта.

Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной, поэтому сделки куплипродажи туристского продукта могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта — посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. 

ТУРИСТСКИЙ РЫНОК МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ:

  совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

  инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

  сферы реализации туристского продукта;

  сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

 

Рынок, в частности туристский, обладает шестью важнейшими признаками:

 

  Наличие потоков товаров (услуг) и денежных потоков. 

  Эффект целостности рыночной системы достигается в результате свободного выбора сторон и условий обмена продукта между продавцами и покупателями. 

  Любой рынок, в частности туристский, представляет собой институт для совершения сделок и одновременно механизм, обеспечивающий координацию действий всех экономических агентов с точки зрения рациональности и выгодности. 

  Развитие рынка направлено на удовлетворение потребностей человека наиболее рациональным способом, обеспечивающим экономное использование всех имеющихся ресурсов. 

  Рынку присущ определенный способ координации экономического поведения людей. 

  Рынок является экономическим феноменом, однако в случае с туристским рынком нужно обязательно учитывать его социальную составляющую. 

 

Туристский рынок имеет свои специфические особенности:

1.      Туристские услуги неосязаемы.   

2.      При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением

3.      На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. 

4.      Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей

5.      На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем

6.      Туристский рынок по отношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью. Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, и наоборот.

                                                                 

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер.  

   На сезонность в туризме влияют различные факторы.

 

   К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.

 

   К вторичным факторам относятся: 

1)                      экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 

2)наличие свободного времени; 

3)демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;

4)психологические - традиции, вкусы, мода; 

5)технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

 

При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:

-   основным предметом купли-продажи являются услуги;

-   кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;

 

Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей:

   большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; 

   эластичностью; 

   индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; 

   большой замещаемостью; 

   отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

 Туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: 

   товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); 

   высокая фондоемкость туристской индустрии;

   низкая эластичность; комплексность.

       

Организация туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночной экономики.

   И так же как любой вид бизнеса, туристский бизнес зависит от двух главных рыночных факторов: системы свободных цен и права собственности.

Это особенно важно, так как туристский бизнес - бизнес в основном частный, преимущественно малый и средний. Именно поэтому так важно для функционирования туристского рынка соблюдение главных принципов рыночной экономики.

 

Главные принципы рыночной экономики:

   1) приоритет в обществе основного звена производителей;

2)                      господство принципа конкурентной борьбы (когда на конкурентоспособность влияют исключительно усилия частного собственника и производителя) 3) право частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т.

д.);

4) право свободного выбора как для предпринимателя, так и для клиента; 5) зависимость доходов человека от результатов труда и ситуации на рынке труда;

6) нормативно-правовая поддержка государством частного предпринимательства, прав потребителя, а также осуществление государством деятельности социального характера

Сущность туристского рынка выражается в его функциях:

 

   1.  Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте

   2.  Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). 

   3.   Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. 

              

Функция реализации стоимости и потребительной стоимости,

заключенных в туристском продукте.

   Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста).

   Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

                 

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду.

   Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

 

Туристский рынок характеризуется такими показателями:

             Емкость

 

 

Уровень сбалансированности спроса и предложения

 

Условия реализации туристского продукта

Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего

функционирования опирается на действие трех основных экономических законов:

   закон стоимости;

   закон спроса и предложения;

   закон конкуренции. 

 

ЗАКОН СТОИМОСТИ:

   В товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости предполагает формирование у каждой отдельной туристской фирмы индивидуальных затрат труда и ресурсов и соответственно формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены на

турпродукт, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и цены, а общественные и рыночные, в основе которых

лежат ОНЗТ. Помимо ОНЗТ на стоимости и цены оказывают влияние и другие факторы, например внутриотраслевая конкуренция.

 

Закон стоимости выполняет 3 основные функции:

 

   Стимулирующая функция -  закон стоимости побуждает производителей в туризме экономить труд, ресурсы и капитал, побуждает повышать эффективность производства, понижать индивидуальную стоимость и устанавливает на рынке единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ.

   Распределительная функция - через механизм рыночных цен закон стоимости побуждает производителей туристских товаров и услуг направлять свой капитал и ресурсы в те сферы рынка, где прибыль выше. 

   Функция дифференциации производителей. Механизм рыночных цен разоряет одних производителей туристского продукта и обогащает других.

 

Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.  

 

   Туристский спрос — подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

   В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме — разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

   Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает предложение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

 

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ

   Существуют различные способы классификации туристского рынка :

   по субъектам ;

   по объектам ;

   по ассортименту туристских продуктов ;

   по географическому положению ;

   по уровню насыщения ;

   по степени ограниченности конкуренции ;

   по соответствию действующему законодательству .

 

 

 

По субъектам туристский рынок делится на:

   рынок туристов (покупателей туристских продуктов); 

   рынок туроператоров ( производителей и продавцов туристских продуктов); 

   рынок турагентов ( промежуточных продавцов туристских продуктов — посредников); 

   рынок контрагентов туроператоров, турагентов (исполнителей туристских услуг: гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.д.).

 

По объектам туристский рынок делится на: 

Рынок туристских продуктов как элемент более сложной структуры потребительского рынка, в свою очередь включающий: 

   рынок международных туристских продуктов;

   рынок национальных туристских продуктов;

   рынок программных туристских продуктов;

   рынок рекреационных туристских продуктов;

   рынок элитарных туристских продуктов; 

   рынок спортивных туристских продуктов;

   рынок экзотических ( экстремальных) туристских продуктов.

 

По ассортименту туристских продуктов:

   замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора); 

   насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров; 

   туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов; 

   смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.

 

По уровню насыщения:

   равновесный туристский рынок; 

   дефицитный туристский рынок; 

   избыточный туристский рынок

 

По степени ограниченности конкуренции:

   свободный; 

   монополистический;  олигополистический ; смешанный.

 

По соответствию действующему законодательству :

   легальный; 

   нелегальный, ;

   «черный» или «серый».

По характеру продаж:

 

          оптовый                                        розничный

Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка:

   По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

   В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

   В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма. 

   По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

   В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

 

3.ИНФРАСТРУКТУРА  ТУРИСТСКОГО РЫНКА.

   Инфраструктура туристского рынка- совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

СТРУКТУРА  ТУРИСТСКОГО РЫНКА.

   Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: 

   туристов (потребителей турпродукта); туроператоров; турагентов.

 

ТУРИСТСКИЙ РЫНОК ИМЕЕТ ТАКУЮ СТРУКТУРУ: 

 

   непосредственные производители туристских услуг принадлежат к разным сферам

деятельности ;

   отношения между производителями и потребителями отдельных туристских услуг опосредованы предприятиями, специализирующимися на формировании и реализации турпродукта . 

                                                             

4.МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ  ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ.

 

  


В методике должна быть отражена многоаспектность деятельности в сфере туризма в соответствии со спецификой каждой составляющей индустрии туризма, особенности внутренней и международной торговли туристическими услугами, характерные черты туристического потребления в соответствии с

масштабами исследования

 

                 

Маркетинговые исследования туристического рынка предполагают исследование структуры рынка туризма.

   Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложений на туристические услуги.

   Процесс исследования рынка является связующим звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение.

 

Сегментация рынка .

   Сегментация рынка в туризме разделение рынка на гомогенные составляющие части - группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов

   С методологической точки зрения сегментирование представляет собой процесс статистической группировки и подчиняется всем его требованиям. Группировки могут осуществляться по атрибутивным признакам или по количественным.

 

При анализе конъюнктуры рынка осуществляются регулярные наблюдения за любыми экономическими показателями, изменение которых провоцирует сдвиги в соотношении спроса и предложения, также выясняются и причины этих изменений.

 

Количественная характеристика конъюнктуры может быть оценена при помощи нескольких групп показателей:

   Определяется масштаб и динамика производства в целом, объем инвестиций, уровень занятости, величина заработной платы, информация о 

   Платежеспособный спрос, объем сбыта товаров в кредит, информация о розничной и оптовой торговле. 

   Масштаб, динамика, географическая характеристика межрегиональных связей, величина импорта и экспорта, объемы грузоперевозок

   Кредитно-денежное обращение.

   Главным показателем конъюнктуры рынка можно считать степень сбалансированности спроса и предложения. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

   1. [Электронный ресурс] Экономика отрасли (по специальности туризм)

      http://gendocs.ru/v11878

   2. [Электронный ресурс] Исследования и информация в туризме

      http://works.doklad.ru/view/4frlSM_ufak/3.html

   3. [Электронный ресурс] Общая характеристика туристического рынка

      http://stud24.ru/turism/obshhaya-haraktetistika-turisticheskogorynka-na/394921-1337144-page1.html

   4. [Электронный ресурс] Структура туристского рынка       http://tourism-book.com/pbooks/book-36/ru/chapter-1719/ 5. [Электронный ресурс] Особенности туристского рынка      http://goto.aha.ru/content/osobennosti-turistskogo-rynka

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!