ТЕМА 4.ТУРИЗМ, КАК СФЕРА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
— 1.Определение и сущность категории «рынок туристских услуг»
— 2.Классификация туристских рынков.
— 3.Инфраструктура туристского рынка.
— 4.Методология исследований туристских рынков.
«РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»
Под рынком
— принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде
товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их.
ОБРАЩАЯСЬ К ПОНЯТИЮ «РЫНОК», МОЖНО НАЗВАТЬ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
— Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
- способ организации общественного производства; - способ поведения хозяйственных объектов; - способ мышления.
Второй подход к определению рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается прежде всего как механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
В Толковом словаре туристских терминов (И. В. Зорин, В. А. Квартальное, 1994) даются три варианта определения понятия «туристский рынок»:
— 1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра
(потенциальную покупательскую способность);
— 2) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристскоэкскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;
— 3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
В ШИРОКОМ ПЛАНЕ :
— Туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта.
Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной, поэтому сделки куплипродажи туристского продукта могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта — посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку.
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ:
— совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
— инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
— сферы реализации туристского продукта;
— сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.
Рынок, в частности туристский, обладает шестью важнейшими признаками:
— Наличие потоков товаров (услуг) и денежных потоков.
— Эффект целостности рыночной системы достигается в результате свободного выбора сторон и условий обмена продукта между продавцами и покупателями.
— Любой рынок, в частности туристский, представляет собой институт для совершения сделок и одновременно механизм, обеспечивающий координацию действий всех экономических агентов с точки зрения рациональности и выгодности.
— Развитие рынка направлено на удовлетворение потребностей человека наиболее рациональным способом, обеспечивающим экономное использование всех имеющихся ресурсов.
— Рынку присущ определенный способ координации экономического поведения людей.
— Рынок является экономическим феноменом, однако в случае с туристским рынком нужно обязательно учитывать его социальную составляющую.
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
1. Туристские услуги неосязаемы.
2. При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением
3. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока.
4. Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей
5. На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем
6. Туристский рынок по отношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью. Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, и наоборот.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер.
— На сезонность в туризме влияют различные факторы.
— К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.
— К вторичным факторам относятся:
1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
2)наличие свободного времени;
3)демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
4)психологические - традиции, вкусы, мода;
5)технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
- основным предметом купли-продажи являются услуги;
- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей:
— большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам;
— эластичностью;
— индивидуальностью и высокой степенью дифференциации;
— большой замещаемостью;
— отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
Туристское предложение также характеризуется рядом особенностей:
— товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги);
— высокая фондоемкость туристской индустрии;
— низкая эластичность; комплексность.
Организация туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночной экономики.
— И так же как любой вид бизнеса, туристский бизнес зависит от двух главных рыночных факторов: системы свободных цен и права собственности.
Это особенно важно, так как туристский бизнес - бизнес в основном частный, преимущественно малый и средний. Именно поэтому так важно для функционирования туристского рынка соблюдение главных принципов рыночной экономики.
Главные принципы рыночной экономики:
— 1) приоритет в обществе основного звена производителей;
2) господство принципа конкурентной борьбы (когда на конкурентоспособность влияют исключительно усилия частного собственника и производителя) 3) право частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т.
д.);
4) право свободного выбора как для предпринимателя, так и для клиента; 5) зависимость доходов человека от результатов труда и ситуации на рынке труда;
6) нормативно-правовая поддержка государством частного предпринимательства, прав потребителя, а также осуществление государством деятельности социального характера
Сущность туристского рынка выражается в его функциях:
— 1. Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте.
— 2. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста).
— 3. Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду.
Функция реализации стоимости и потребительной стоимости,
заключенных в туристском продукте.
— Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта.
Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста).
— Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду.
— Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.
Туристский рынок характеризуется такими показателями:
Емкость
Уровень сбалансированности спроса и предложения
Условия реализации туристского продукта
Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего
функционирования опирается на действие трех основных экономических законов:
— закон стоимости;
— закон спроса и предложения;
— закон конкуренции.
ЗАКОН СТОИМОСТИ:
— В товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости предполагает формирование у каждой отдельной туристской фирмы индивидуальных затрат труда и ресурсов и соответственно формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены на
турпродукт, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и цены, а общественные и рыночные, в основе которых
лежат ОНЗТ. Помимо ОНЗТ на стоимости и цены оказывают влияние и другие факторы, например внутриотраслевая конкуренция.
Закон стоимости выполняет 3 основные функции:
— Стимулирующая функция - закон стоимости побуждает производителей в туризме экономить труд, ресурсы и капитал, побуждает повышать эффективность производства, понижать индивидуальную стоимость и устанавливает на рынке единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ.
— Распределительная функция - через механизм рыночных цен закон стоимости побуждает производителей туристских товаров и услуг направлять свой капитал и ресурсы в те сферы рынка, где прибыль выше.
— Функция дифференциации производителей. Механизм рыночных цен разоряет одних производителей туристского продукта и обогащает других.
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
— Туристский спрос — подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.
— В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме — разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.
— Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает предложение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ
Существуют различные способы классификации туристского рынка :
— по субъектам ;
— по объектам ;
— по ассортименту туристских продуктов ;
— по географическому положению ;
— по уровню насыщения ;
— по степени ограниченности конкуренции ;
— по соответствию действующему законодательству .
По субъектам туристский рынок делится на:
— рынок туристов (покупателей туристских продуктов);
— рынок туроператоров ( производителей и продавцов туристских продуктов);
— рынок турагентов ( промежуточных продавцов туристских продуктов — посредников);
— рынок контрагентов туроператоров, турагентов (исполнителей туристских услуг: гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.д.).
По объектам туристский рынок делится на:
Рынок туристских продуктов как элемент более сложной структуры потребительского рынка, в свою очередь включающий:
— рынок международных туристских продуктов;
— рынок национальных туристских продуктов;
— рынок программных туристских продуктов;
— рынок рекреационных туристских продуктов;
— рынок элитарных туристских продуктов;
— рынок спортивных туристских продуктов;
— рынок экзотических ( экстремальных) туристских продуктов.
По ассортименту туристских продуктов:
— замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);
— насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;
— туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;
— смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.
По уровню насыщения:
— равновесный туристский рынок;
— дефицитный туристский рынок;
— избыточный туристский рынок
По степени ограниченности конкуренции:
— свободный;
— монополистический; — олигополистический ; — смешанный.
По соответствию действующему законодательству :
— легальный;
— нелегальный, ;
— «черный» или «серый».
По характеру продаж:
оптовый розничный
Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка:
— По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
— В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.
— В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.
— По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
— В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.
3.ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
— Инфраструктура туристского рынка- совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
СТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
— Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка:
— туристов (потребителей турпродукта); — туроператоров; — турагентов.
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК ИМЕЕТ ТАКУЮ СТРУКТУРУ:
— непосредственные производители туристских услуг принадлежат к разным сферам
деятельности ;
— отношения между производителями и потребителями отдельных туристских услуг опосредованы предприятиями, специализирующимися на формировании и реализации турпродукта .
4.МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТУРИСТСКИХ РЫНКОВ.
—
масштабами исследования
Маркетинговые исследования туристического рынка предполагают исследование структуры рынка туризма.
— Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложений на туристические услуги.
— Процесс исследования рынка является связующим звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение.
Сегментация рынка .
— Сегментация рынка в туризме разделение рынка на гомогенные составляющие части - группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов
— С методологической точки зрения сегментирование представляет собой процесс статистической группировки и подчиняется всем его требованиям. Группировки могут осуществляться по атрибутивным признакам или по количественным.
При анализе конъюнктуры рынка осуществляются регулярные наблюдения за любыми экономическими показателями, изменение которых провоцирует сдвиги в соотношении спроса и предложения, также выясняются и причины этих изменений.
Количественная характеристика конъюнктуры может быть оценена при помощи нескольких групп показателей:
— Определяется масштаб и динамика производства в целом, объем инвестиций, уровень занятости, величина заработной платы, информация о
— Платежеспособный спрос, объем сбыта товаров в кредит, информация о розничной и оптовой торговле.
— Масштаб, динамика, географическая характеристика межрегиональных связей, величина импорта и экспорта, объемы грузоперевозок
— Кредитно-денежное обращение.
— Главным показателем конъюнктуры рынка можно считать степень сбалансированности спроса и предложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
— 1. [Электронный ресурс] Экономика отрасли (по специальности туризм)
http://gendocs.ru/v11878
— 2. [Электронный ресурс] Исследования и информация в туризме
http://works.doklad.ru/view/4frlSM_ufak/3.html
— 3. [Электронный ресурс] Общая характеристика туристического рынка
http://stud24.ru/turism/obshhaya-haraktetistika-turisticheskogorynka-na/394921-1337144-page1.html
— 4. [Электронный ресурс] Структура туристского рынка http://tourism-book.com/pbooks/book-36/ru/chapter-1719/ — 5. [Электронный ресурс] Особенности туристского рынка http://goto.aha.ru/content/osobennosti-turistskogo-rynka
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.