Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма:
«Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
Содержательные цели туризма:
· Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий .
· Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
· Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
· Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным
В школе должно быть два разных туризма :
· обязательный для всех классов ( « классный туризм » ) - минимальный по объему;
· для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках ( « кружковой туризм » ).
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Влияние туризма на организм школьника
Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков .
Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной. Неотъемлемая часть подготовки туриста - соблюдение режима, без чего немыслим успех. Основные требования к режиму - умелое сочетание работы с отдыхом, выполнение правил гигиены, ежедневная утренняя гимнастика и строгое соблюдение расписаний тренировок.
Распорядок дня надо составить по возможности так, чтобы утренняя гимнастика, прием пищи работа и отдых ежедневно проводились в одно и то же время.
Это ставит организм в привычные условия и тем самым повышает его работоспособность.
.
Место туризма в системе воспитания школьников.
.
Элементы
туристической подготовки
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Интеграция
Окружающий мир
На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии, геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и ориентирование не только культура тела, но и культура духа!
Трудовое обучение
В рамках воспитательной работы
Туризм – отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР). Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят
Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении
1.Недопустима очередная принудительная компания по «сплошной туристизации» школы.
2.Отсутствие отдельной оплаты учителю за проведение туристской работы.
3.Чрезвычайная занятость учителя основной работой - уроками.
4.Невозможность для большинства семей финансировать занятия своих детей туризмом в полном объеме .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.