Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
г.о. Электросталь Московской области
(для учащихся 8-9 классов)
Учитель информатики
Струкова Н. Н.
Задачи:
· Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
· Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
· Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
· Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
· Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
· Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
· листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
· бланк для жюри (Приложение 1)
· листы ответов для жюри (Приложение 2)
· оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
· магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия
· призы
Организация мероприятия
· 3 команды по 6 человек в каждой (количество команд – количество классов в параллели)
· Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие соперникам и 3 вопроса
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше".
“Дальше, дальше, дальше...” (1 балл правильный ответ) (3 мин)
Вопросы для команды 1.
1.Наука о законах, методах
и способах накопления, обработки и передачи информации.
/информатика/
2.Организованная
последовательность действий.
/алгоритм/
3.Устройство ввода
информации.
/клавиатура/
4.Набор символов алфавита
русского языка.
/кириллица/
5.Сколько байт в одном
килобайте.
/1024/
6.Устройство ввода в ЭВМ
информации непосредственно с листа.
/сканер/
Вопросы для команды 2.
1.Минимальная единица измерения
кол-ва информации.
/бит/
2.Перечень файлов
/каталог/
3.Пересылка данных с
носителя данных в основную память
/загрузка/
4.Универсальное
электронное устройство обработки информации
/ЭВМ/
5.Специальный индикатор,
указывающий позицию на экране
/курсор/
6.Алгоритм, записанный на
языке программирования
/программа/
Вопросы для команды 3.
1.Центральное устройство
компьютера
/процессор, системный блок/
2.Сколько бит в одном
байте
/8/
3.Поименованная область внешней
памяти
/файл/
4.Программы для
подключения внешней памяти
/драйверы/
5.Небольшая программа
,которая может приписывать себя к другим программам
/вирус/
6.Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. (Ответ: магнитный диск)
Жюри подводит итоги этого тура
А сейчас у нас игра со зрителями.
1.Какое из 2-х сообщений
содержит меньше информации с точки зрения информатики?
А. Backspase
B.Computer
2.Иван нажимает клавиши клавиатуры со скоростью 2 клавиши в сек. За сколько сек. Иван передает информацию с листочка на экран компьютера «Крокодил Гена» (7)
3.Память компьютера состоит из ячеек, которые называют байтами В одном байте может хранится один символ. Сколько байт нужно для хранения сообщения «Что за шум?» (13)
4.Какой информационный
процесс имеет место при печати текста на принтере?
А.Обработка
Б. Передача
В. Обработка и хранение
5.Какое устройство
относится к устройствам ввода текстовой информации?
А. Текстовый редактор
Б. Экран дисплея
В. Клавиатура
Г. Магнитный диск
Д. Процессор
2 гейм. “Заморочки из бочки” (по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)
Сейчас вы по очереди будете доставать бочонки с номерами вопросов.
Заморочки
1.Волк, коза и капуста
2.Переливашка
3.Где золотой ключик?
4.Ты мне - я тебе
5.Склейка слов
6.Встреча подруг
1 .Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и
капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде
мог взять с собой или одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее
съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с
капустой, т.к. она могла ее съесть, как при этих условиях перевести все на
другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
2. Переливашка
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами)
3. Золотой ключик
Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик
Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На
красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик "; на жёлтой
- "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной - "Здесь сидит змея
". Все надписи неверны. Где золотой ключик?
( ответ - в зелёной )
4. Ты мне - я тебе.
Команды обмениваются заранее подготовленными вопросами (3 вопроса)
5. Склейка слов.
С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и
обработка текстов.
Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие
слова.
пар
- кон
диск
- азия
ком
- оса
кипа
- ус
гимн
-
овод
бой
- пот
пол
- рак
бал
- кость
приз
- рис
6. Встреча подруг
Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в
белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших
платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет?
(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
А сейчас, пока жюри проводит итоги этого гейма у нас игра со зрителями.
Частушки
Исполнить частушки ( раздать участникам напечатанные на листочках )
Видно милого по морде
Ночевал сегодня в WORD'е
По походке видно сразу
В "Лексиконе " был, зараза.
* * *
Мил сказал, что в Интернете
Все продукты есть на свете
Я с кошёлкой в Интернет-
Враки всё, продуктов нет.
* * *
Программиста полюбила,
А он смотрит в монитор
Не целует, не ревнует -
На фиг нам такой партнёр.
* * *
Мой милёнок - иностранец
Помешался до того -
Обещал прислать по почте
Электронное письмо.
* * *
У меня с моим дружком
Работёнка клёвая:
База данных у него,
У меня торговая.
* * *
Купил давеча компьютер -
Вроде было всё " о'кей "
А недавно спохватился:
Нету кнопки " any key "
Жюри объявляет счет
Помните в рассказе Артура
Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для
записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами
и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как
понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или
шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы
кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1.Поса шила ф фасе.
2.Коляманлядаля.
3.Акитамрофни.
Ответы:
1.Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
2.Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
3.Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)
I команде:
1.Принтер
2.Компьютер завис
II команде:
1.Мышь.
2.Мальчика, играющего в компьютерную игру
III команде:
1.Защитный экран
2.Неисправный дисковод
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.
Этот конкурс можно провести, используя заранее
подготовленную мультимедиапрезентацию или с помощью надувных шаров.
В надувные шары поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом
измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают
шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную
интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если
участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс
угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.
ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТЫ |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
|
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
|
Компьютер памятью не испортишь.
|
Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. |
Дареному коню в зубы не смотрят.
|
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. |
В Тулу со своим самоваром не ездят.
|
Утопающий за F1 хватается.
|
Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет.
|
Копейка рубль бережет. |
Что из Корзины удалено, то пропало.
|
Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. |
Волков бояться – в лес не ходить.
|
За одного хакера семь кандидатов наук дают. |
За одного битого семь небитых дают.
|
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
|
Всяк кулик свое болото хвалит. |
Приложение 1
Конкурс |
Максимальный бал |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Представление команд |
2 |
|
|
|
1.Дальше,дальше,дальше |
1б.правильн.ответ |
|
|
|
2. Заморочки из бочки |
по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр. |
|
|
|
Частушки |
5 |
|
|
|
3.Конкурс капитанов |
5 |
|
|
|
Конкурс для болельщиков |
2 |
|
|
|
4.Прочти слова |
3+1 за скорость |
|
|
|
Изобразить мимикой |
5 |
|
|
|
5.Разгадай ребус |
5 |
|
|
|
6.Опознай пословицу |
5 |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
Место: |
|
|
|
|
Приложение 2
Листок ответов
1тур.»Дальше, дальше, дальше»
1 команда
o Информатика
o Алгоритм
o Клавиатура
o Кириллица
o 1024
o Сканер
2 команда
o Бит
o Каталог
o Загрузка
o ЭВМ
o Курсор
o Программа
3 команда
o Процессор, системный блок
o 8
o Файл
o Драйверы
o Вирус
o Магнитный диск
Игра со зрителями
o Computer
o 7
o 13
o Б
o В
Заморочки из бочки
· Пеливашка
1. наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
2. наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
3. вылить воду из 3-литров. Кувшина
4. наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
5. вылить воду из 3-литров. Кувшина
6. оставшиеся в 8-литров.кувшине 2 литра перелить в 3-литров.кувшин(теперь в него можно долить только 1 литр)
7. наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
8. долить 3-литров.кувшин из 8-литров.(теперь в 8 литов.=7 литров воды)
· Золотой ключик
o В зеленой
· Встреча подруг
o (ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
Конкурс капитанов
· Роза жила в вазе
· Команда
· Информатика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.