Турнир знатоков русского языка и литературы
“Путешествие в страну Филологию”
Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по литертуре; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, дичной инициативы ребят.
Описание игры: от каждого класса представлена команда в количестве шести человек. Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 секунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть одна минута для обсуждения).
Остальные учащиеся – болельщики, для которых также предназначены некоторые конкурсы.
Конкурс-разминка “Знаешь ли ты?”
1) Угадайте слово по шутливой характеристике.
а) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любобытные. Это ...
(Уши)
б) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?
(Вода)
в) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это...
(Ветер)
г) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это?
(Нос)
д) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это?
(Язык)
е) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?
(Слово)
2) Объясните значение наличия “металла” в людях.
Стальная воля
Железные мускулы
Золотое сердце
Свинцовые слезы
Серебряный голос
Оловянные глаза
Бронзовая кожа
Медный лоб
Конкурс “В стране Грамматике”
1) Впишите буквы вместо точек, получая новые слова.
Б.Р Б.С Б.Т В.З В.Р В. Л Т.З
Б.Р Б.С Б.Т В.З В.Р В. Л Т.З
Б.Р Б.С
2) Напишите десять существительных из трех букв с “Ы” в середине.
(Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын...)
3) Прочтите зимнее поздравление, заметенное снегом.
(С Новым годом!)
4) Прочтие ребус.
Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
5) Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от женского имени Елена.
(Еленка, Еля, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся, Лена, Ленка, Ленок, Леля, Ляля, Леся.)
6) К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые.
Вол Рак
Приз Овод
Вино Рис
Сено Окно
Сад Град
Кипа Вал
Конкурс “В редакции”
1)Объясните загадочные знаки.
Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в которой стоял только “ ? ”.
Издатель ответил остроумно и коротко: “ ! ”
2) Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.
- Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
- Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
- Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
- Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
- Вернувшись домой, пошел дождь.
- Подъезжая к дому, залаяли собаки.
3) Ответьте на краеведческие вопросы.
Какие улицы и площади нашего города названы в честь писателей и поэтов?
(Ул.Маяковского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова...)
Что находится между рекой и берегом?
(Союз и )
Какой русский город летает по воздуху?
(Орел)
Что стоит посредине земли?
(Буква “м”)
Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имен?
(Севастополь)
Какие четыре моря носят названия цвета?
(Черное, Красное, Желтое, Белое)
Конкурс “Блиц-турнир” (по 12 вопросов для каждого из классов)
Первый класс
Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Лермотов в юности?
(Живописью, лепкой, музыкой)
Самое лучшее привидение в мире
(Карлсон)
Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала?
(Александр Пушкин)
Имя подлого труса
(Леопольд)
Имя Вырина
(Самсон)
Синоним преувеличения
(Гипербола)
Возраст Тараса Бульбы
(60 лет)
В кого превратился гадкий утенок?
(В лебедя)
Автор стихотворения “Тучи”
(М.Ю.Лермонтов)
Второй класс
Город, в котором родился Пушкин
(Москва)
Кто ходит в гости по утрам?
(Винни-Пух)
Возраст Остапа
(22 года)
Образное определение
(Эпитет)
Автор стихотворения “Узник”
(А.С.Пушкин)
Пречислите Бременских музыкантов
(Кот, пес, Петух, Осел, Трубадур)
Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы?
(Бабушка Елизавета Арсенеьевна)
Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермотов?
(На дуэли)
С кем дрался купец Калашников?
(С опричником Кирибеевичем)
Конкурс капитанов
1) Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов)
Команда называет фразеологизм
Карточки с заданиями
Для команды №1
Сидеть сложа руки
Чесать язык
В одно ухо вошло,в другое вышло
Для команды №2
Лезть на стенку
Совать нос не в свои дела
Солдат стоял на часах
Произнесите скороговорку
Для команды №1
У пенька опять пять опят
Для команды №2
От топота копыт пыль по полю летит
Конкурс для болельщиков (Проводится во время конкурса капитанов)
1) Отгадайте загадки
Четыре брата бегут, друг друга не догонят.
(Колеса)
Какой год продолжается всего один день?
(Новый)
С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер?
(Одна)
Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?
(Трое)
Шесть ног, две головы, один хвост – что это?
(Всадник на лошади)
Земля белая, а птицы на ней черные
(Бумага и буквы)
Без рук, без ног, а везде бывает
(Письмо)
Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят
(Буквы)
Какие два местоимения мешают автотранспорту?
(Я – мы)
Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими?
(Имя)
Какую часть слова можно в земле найти?
(Корень)
Точка с хвостиком
(запятая)
Что находится в начале книги?
(Буква к)
Кто говорит на всех языках?
(Эхо)
2) Закончите пословицу.
Лучше синица в руке...
(...чем журавль в небе)
Маленькое дело лучше...
(...большого безделья)
Семь раз отмерь...
(...один раз отрежь)
Один в поле...
(...не воин)
Как аукнется...
(...так и откликнется)
Терпенье и труд...
(...все перетрут)
Друзья познаются
(...в беде)
Куй железо...
( ...пока горячо)
Поспешишь - ...
(...людей насмешишь)
Всякий кулик...
(...свое болото хвалит)
Верный друг...
(...лучше новых двух)
На чужой каравай...
(...рта не разевай)
Береги платье снову...
(...а честь смолоду)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.