Технологическая карта воспитательного мероприятия
Паспорт мероприятия
Тема |
Тувинские национальные игры |
Дата |
16.02.2023 |
Педагог/разработчик |
Санданчик Р.Ш., воспитатель (классный руководитель) |
Цель |
приобщение кадет к истокам национальной культуры через тувинские национальные игры |
Задачи |
Образовательные: - формирование у кадет представления о тувинских играх; - формирование индивидуальностей и развитие вкуса Развивающие: развитие памяти, мышления, речевого аппарата, любознательности, обогащение словарного запаса. Воспитательные: · воспитание познавательного интереса к национальной культуре своего народа, формирование у них патриотических чувств и развитие духовности. |
Ведущая идея воспитательного мероприятия |
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души |
Основные понятия |
Тувинские игры: массовые народные игры, настольные семейно-бытовые игры, молодежные игры, детские игры, игры взрослых с детьми, хоровод «Челер-ой», игра «Кажык», «Тевек», «Чинчи чажырары». |
Используемые средства |
оформление «Импровизация юрты», аудиозапись мелодии «Челер-ой», презентация |
Метод |
Словесный, наглядный, практический |
Форма |
Празднично-игровое представление |
Предполагаемый результат в аспекте формируемых УУД |
Личностные: приобщение к национальной культуре, привитие интереса к национальным играм; Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; Регулятивные: умение формулировать для себя новые задачи; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. |
Кадет знает |
Виды тувинских национальных игр |
Кадет умеет |
Играть в «Кажык», «Тевек», «Чинчи чажырары» |
Направление духовно-нравственного развития кадет |
Духовно-нравственное воспитание |
Подготовительный этап |
- определение ведущих мероприятия. - разучивание игр «Кажык», «Тевек», «Чинчи чажырары», хоровода-танца «Челер-ой»; - изготовление атрибутов к играм (тевек, кажык); - подготовка национальных костюмов (тон, идик, борт)
|
Задачи этапа |
Время (мин) |
Содержание деятельности. |
|
Воспитателя |
Кадета |
||
I.МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРУЮЩИЙ ЭТАП |
|||
Активизация и эмоциональная стабилизация кадет.
|
5мин. |
1.Дает команду начать мероприятие.
|
Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан) Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Ведущий 2. (Кок Очур) (слайд №1) Чаагай час-даа чоокшулады Шагаа, чаа-чыл моорлап кел чор! Хоглуг огде оолдар бистер Хоглеп, ойнап корээлинер!
Все хором: Приветствуем Вас на нашей веселой юрте «Амыргын-на, амыр»!
|
Актуализация знаний. |
30 мин |
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП МЕРОПРИЯТИЯ. |
|
2. Включает мелодию «Челер-ой» Представляет ведущих. 3. Открывает слайды
Показывает слайды. - В какие игры играли для развития силы и выносливости?
А в какие игры играли для развития меткости?
А какие для развития ловкости, быстроты подвижности?
Какие для развития гибкости и координации движений?
Молодцы!
|
Все кадеты заходят в юрту, танцуя хоровод «Челер-ой»
Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан) -Давайте, ребята, поиграем в нашей «Веселой юрте- Хоглуг-ог» в игры, в которые играли наши предки. Как же в канун «Шагаа» без национальных игр?! Ведь раньше играли всю ночь. Ведущий 2. (Кок Очур) - Перед Шагаа нельзя ложиться спать всю ночь, чтобы не проспать рассвет: тувинцы считают, что Новый год приходит в тот момент, когда на ладонях можно рассмотреть линии. Все, одетые в праздничную национальную одежду, собираются, чтобы не пропустить этот момент. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Поэтому чтобы не спать и играли в тувинские национальные игры. Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан) А какие национальные игры мы знаем? Давайте назовем эти игры. А подсказками будут следующие предметы. Внимание на экран: Первый предмет- Аркан. Какая игра связана с этим предметом? (ответ: Игра «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана) Второй предмет-ремень (баг), кожаные части конской сбруи, уздечки (ответ: «Баг каггары» (выбивание ремня) Третий предмет: голова лошади и аркан. (ответ: «Шалбалаар» (метание аркана) Четвертый предмет: белая палка. (ответ: игра «Ак ыяш» (белая палка) Пятый предмет: изображение чёрта. (ответ: игра «Согур аза» (слепой черт) или Аскак-кадай) Шестой предмет: Что это? -изображение почекушки (тевек) –(ответ: игра «Тевектээр»(почекушки) Седьмой предмет: лук и стрелы. (ответ: «Ча адыкчылары» (стрельба из лука)
|
||
|
|
- Какие еще тувинские игры вы знаете ребята? Показывает слайды. |
Ведущий 2. (Кок Очур) выделяет четыре основные группы тувинских игр: 1. Массовые народные игры: баг кагары (выбивание ремня), баг адары (стрельба из лука в ремень), кара адары (стрельба из лука в мишень), аът чарыжы (конные состязания), хуреш (национальная борьба), маргылдаа оюннар (игровые состязания); 2. Настольные семейно-бытовые игры: шыдыраа (шахматы), буга шыдыраа (бычьи шахматы), тугул шыдыраа (телячьи шахматы), хорул ойну (игра в хорул), даалы, панчык, кажык (игра в кости), дорт берге (четыре трудные испытания, игра на счастье), чыттырып кагары (игра в кости), дужуруп кагары, аът тудары (ловля коня), кажык-биле бодалажыр (игра в кости, «устный счёт»), кажык-биле аът чарыжы (скачки), кажык адары (стрельба в кости); Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан) 3. Молодёжные игры: хойнун ыры (хоровод), ак ыяш (белая палочка), согур аза (слепой чёрт), ок чугуртуру (передача стрелы), чинчи чажырар (прятать бусинку), тевек (почекушки), мынгырты (качели), чунгу (катание), адыр бут (соревнования на ходулях), кууйлу (игра с палкой), лапту (коллективная игра с мячом); 4. Детские игры, игры взрослых с детьми: сайзанак (игра с камнями), ужар ушпас (летит, не летит), чаштыр (прятки), бодалга (устный счёт), звуковые и подражательные игры, игры на пальцах, игры взрослых с детьми. На основе этих игр созданы танцы: «Стрельба из лука», «Табунщики», «Девиг» (танец орла), «Ак ыяш» (белая палочка), «Тевек» (почекушки). В основном эти игры проводились как состязания или соревнования, и проигравшие исполняли специальные задания.
|
Практическая часть: демонстрация игр.
|
|
- В какие игры вы научились играть, может нам покажете?
Интересно, расскажите нам правила игры?
Молодцы! А есть у вас самая любимая игра? |
Ведущий 2. (Кок Очур) - Эх, да, давайте. (звучит мелодия «Челер-ой»- ребята разделяются на две команды) - Ребята, говорят, у девочки соседнего «аала» пропала бусинка. Может кто-то из нас найдет её? Давайте найдем! Игра «Чинчи чажырары» (демонстрация игры- одна команда прячет бусинку при этом выговаривают в- «Шулур-шулур-шулур-шулур»- при этом, качаясь, передают друг другу сзади на руках бусинку, вторая команда отгадывает, где, у кого бусинка) Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан-объясняет правила игры) Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту “иголку в стоге снега”. Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого – нибудь в руке, но при этом он должен “прятать” у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех “находчиков”. Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый “находчик” имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех “находчиков” никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные “находчики” исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто – нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что – нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке. Ведущий 2. (Кок Очур) - Конечно, да, игра в «Кажык»! Игра в кости у тувинцев и монголов является самой распространенной. Взрослые, особенно дети, специально собирают кости овец (астрагалы) (читает стихотворение Осур-оола Монгуша «Кажык ойнаары»): Тыва кижи шээр малдын кажыын кагбас, октавас-даа Дыка шыгжап кадагалаар, кажык-биле холчок ойнаар, Кажык-биле ойнаарыннын каш янзы хевири бар: Адар, каггар, чарыштырар, адыжынга бода холдээр. Дужурер деп оюннунга. дукте чузун малдар дужер: Аьт, хой, ошку, инек, сарлык Ангы-ангы малдар дужер, Дорт-ле чузун малдын сузу Догерези кажыктарда…Ынчангаштын ону оштап ынаныштыг ойнап чор бис!
|
|
|
Молодцы! Ребята, может, кто-то особо отличился в какой-то игре, покажет нам мастер-класс, есть такой у нас?
- Какой молодец! А вы научились играть в «Тевек»? |
Демонстрация игры Сарыглар Айсан: Хочу показать вам игру «Кажык-биле аът чарыштырары» (скачка) Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все костя ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу». Эту игру играют на дощечке, на которой нанесены клетки, где одна клетка соответствует одной кости. Ребята все играют в игру ( 3 мин) Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан): Да, есть такой! Он научил нас играть в «Тевек» и изготовлять почекушку. Тевектезе тергиин-не мен. Дескешпес, барышпас мен. Ийи будум минип турда Идик турбас чуве – дир ол. (А. Даржай) Перед вами мастер-класс от Монгуша Кудера «Изготовление тевека» (рассказ кадета под мелодию песни «Тевек») Меня научил этому отец с 3 го класса. Нужно расплавить свинец, залить в круглую форму, сделанную из глины (кирпича, посередине оставить дырочку. В эту дырочку нужно продеть шерсть козы. Нижнюю часть срезать вровень с формой, закрепить расплавленным свинцом. Оставшуюся длинную часть шерсти срезать вровень с кругом и подождать пока остынет, всё, «тевек» готов. Ведущий 2. (Кок Очур): конечно, обязательно! Давайте покажем: В начале игры договариваются каким способом играть. Игру можно начинать по жребию. У каждого играющего должен быть счетчик (судья). Нельзя подыгрывать руками во время подбрасывания. Высота подбрасывания не регулируется. Способы игры тевек разные, покажет вам Монгуш Кудер: 1. Тевери- нужно подбросить тевек рукой и, пока он не упал, поймать правой ногой, внутренней стороной ладошки и снова подбросить вверх. Если игра заканчивается вничью, то ее усложняют. 2. Далгыыры- игру начинают с правой, как обычно, но следующий удар делают левой ногой, т. е. попеременно. |
|
|
|
3. Чиннээри – тевек, который играют стоя на одной ноге. 4. Кызыл-чин-играют стоя на одной ноге, не подпрыгивая, а не двигаясь с одного места. 5. Човадыры- один из проигравших подбрасывает тевек одному из выигравших. Тот должен ударить по нему так, чтоб он не достался ни тому, кто подбрасывал, ни остальным членам проигравшей команды. Все играют в «Тевек» (2-3 мин.) Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан): Ах, какие мы молодцы! Все ловкие, быстрые, умелые. Можно уже состязаться с мальчиками из соседних аалов. Бежелээн бис, дортелээн бис. Бежен кижи шинчилиг бис. Бежен кижи шинчилиг бол. Беш-ле биске кайыын чедер. |
|
|
III. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП |
|
|
5 мин |
Включает мелодию «Челер-ой»
- Вот и завершились наши игры, пора подвести итог.
- Приглашаю участников игры и ведущих в нашу юрту. |
Ребята завершают игру, под мелодию «Челер-ой» танцуют хоровод и уходят играть в «Соседнюю юрту».
Ведущий 2. (Кок Очур): Мастерами игр стали и отличились кадеты: Сарыглар Айсан, Тугсбаяр Тэмуужин, Монгуш Кудер. Молодцы! Поздравляем! - Ежегодно мы празднуем новый год «Шагаа» и должны передавать его добрые традиции из поколения в поколение, каждый раз встречать его с чистыми помыслами, с новыми умениями и знаниями. Ведущий 1. (Тепл-оол Тамерлан): Мы сегодня показали Вам тувинские национальные игры, в которые научились играть. Желаем всем успехов, удачи и здоровья в новом году! Курай-курай!!! Спасибо за внимание!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.