ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника: Петрова Анастасия Валерьевна
Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Класс: 2
Цель фрагмента урока: формирование умения определять твердые и мягкие согласные звуки и способы их обозначения на письме
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: - формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки;
- формировать умение находить буквы, которые обозначают мягкость или твердость предшествующего согласного звука;
Развивающие: - развивать устную речь учащихся средствами обогащения словарного запаса;
- развивать умение работать в паре;
Воспитательные: - воспитывать учебно-познавательный интерес с помощью занимательных заданий.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока
|
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организа ции учебной деятельн ости (Ффронтал ьная, И- индивид уальная, П- парная, Ггруппова я) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||
Предметные
|
Мета предметные (Ппознавате льные, Р регулятив ные, К - коммуник ативные) |
Личностные |
||||||||||
1. Организационный момент
|
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
Словесные: Беседа |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Встали у парт красиво, садитесь. - Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать тетрадь, учебник, письменные принадлежности. - Сели ровно, спина прямая, ноги вместе. |
Дети встают, приветствуют учителя.
Проверяют готовность
|
Фронтальная |
Речь учителя
|
Самоконтроль |
|
РУУД: Осуществляют контроль своей деятельности. |
|
||
2.Мотивация учебной деятельности |
Замотивировать учащихся к изучению нового |
Словесные: Беседа |
- Посмотрите на слайд и прочитайте народную мудрость. «Лёгким делается всё то, к чему приложишь старание.» - Как вы думаете, что она означает?
- Совершенно верно. Давайте и мы сегодня постараемся на уроке, чтобы нам все удалось. |
Читают
- Это значит, что нужно стараться в любом деле, в учебе, тогда все будет легко даваться, все сможешь освоить. |
Фронтальная |
Речь учителя
Презентация: 1 слайд
|
Самоконтроль |
|
КУУД: умеют выражать свои мысли |
Проявляют интерес к изучению нового |
||
Минутка чистописания |
Отработать каллиграфические навыки |
Словесные: Беседа
Наглядные: Фотографии |
- Сейчас откройте тетради, возьмите ручку в руку, уголок листа смотрит в окошко, пишем под наклоном. - Отступите 2 строчки от последней записи. Записываем: Пятнадцатое апреля. Классная работа. - Проведем минутку чистописания. - С красной строки запишем слова. На экране будут появляться картинки, вы смотрите на картинку и пишите то, что на ней изображено Вывожу на слайд правильно написанные слова - А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли вы написали эти слова. |
Записывают число и классную работу
вода, сирень, роза, печенье
Проверяют у соседа по парте написанные слова |
Фронтальная
|
Речь учителя
Презентация:
(2,3,4,5 слайд)
6 слайд
|
Самоконтроль
Взаимоконтроль |
|
|
|
||
3. Актуализация знаний и умений. Фиксация индивидуальных затруднений. Создание проблемной ситуации. |
Актуализировать знания учащихся. Активизировать мышление |
Словесные: Беседа
|
- Вы уже знаете о том, что есть твердые и мягкие согласные звуки. Назовите твердый звук буквы [бэ], мягкий звук буквы [эм]. Охарактеризуйте их.
- А какими цветами обозначаются твердые и мягкие звуки? - Назовите слово на букву [эр], чтобы она обозначала твердый звук, назовите слово на букву [эль], чтобы она обозначала мягкий звук. - Давайте проверим, действительно ли подойдут эти слова, которые вы назвали с помощью приема «Улыбка». Сейчас мы произнесем четко звуки, которые слышим в первом слоге слов. Если звук твердый, то улыбки у нас не будет или она будет узкая, а если звук мягкий, то улыбка становится широкая. - А теперь посмотрите на слайд и скажите, какую пару слов я написала. Прочитайте их. Л-к л-к, м-л м-л н-с н-с - Какими звуками отличаются эти слова?
-
Как вы определили что звуки должны так читаться? - Букв в русском языке много. Сколько их? Некоторые из них служат для обозначения твердости или мягкости. Можете ли вы назвать эти буквы? - Пока не можете, но сегодня мы с вами узнаем буквы, которые подсказывают, твердый или мягкий согласный звук будет в слове. |
[б]-согл., тверд., звонк., непарн. [м’]-согл., мягк., звонк, сонор. (непарн.) - Твердые синим цветом, мягкие-зеленым
Рыба/рак/рука/рана
Лёд/лён/лес/листва
Произносят слова
Лук-люк Мол-мёл/мел Нос-нёс [л] и [л’] [м] и [м’] [н] и [н’] - Поставили разные буквы, которые подходят в эти слова
- 33 буквы
- Не можем, потому что мы не знаем их. |
Фронтальная |
Речь учителя
Презентация:
7 слайд
|
Самоконтроль |
Знают характеристику согласных звуков
|
ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений Ориентируются в системе знаний
КУУД: строят речевые высказывания в устной форме |
|
||
4. Определение темы урока. Целеполагание. Постановка задач урока |
Определить тему урока. Сформулировать задачи урока |
Словесные: Беседа |
- Исходя из этого, предположите тему урока.
- Какие задачи мы можем поставить на урок? С помощью подсказок на слайде сформулируйте их. учиться … запоминать …
- Вы назвали задачи, а я выделила главные. Посмотрите на слайд. 1.Будем учиться определять мягкие и твердые согласные звуки в словах 2.Будем запоминать буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки - В конце урока мы вернемся к задачам и проверим, выполнили ли мы их. |
- Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки
Будем учиться определять мягкие и твердые согласные звуки в словах Будем запоминать буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки |
Фронтальная |
Речь учителя
Презентация: 8 слайд 9 слайд
10 слайд
|
Самоконтроль |
Определяют дальнейшую работу |
КУУД: строят речевые высказывания в устной форме |
Проявляют учебно-познавательный интерес у новому материалу |
||
5. Открытие новых знаний |
Обеспечить включение в учебную деятельность |
Словесные: Беседа, Чтение учебника |
- Сейчас откройте учебник на странице 121. Прочитаем правило под галочкой () (читают дети) - А теперь попробуем устно рассказать правило. Что вы запомнили? (спрашиваю 2 человек) - Теперь попробуем применить это правило. |
Читают правило (1 раз)
Устно рассказывают правило (2 раза) |
Фронтальная |
Речь учителя
Учебник
|
Самоконтроль |
Воспроизводят изученное правило |
КУУД: строят речевые высказывания в устной форме |
|
||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Усвоение учащимися нового способа действий |
Словесные: Беседа
Практические: упражнение |
- Выполним упражнение на доске. К доске пойдет … - Объясняй почему ты отнесла слово в определённый столбик. (вызываю по одному человеку) Слова:
|
- Из-за стоящих перед ними букв, которые указывают на мягкость или звонкость предшествующего звука. |
Фронтальная |
Речь учителя
Интерактивная доска
|
Самоконтроль |
Называют буквы, которые указывают на звонкость или мягкость согласных звуков |
ПУУД:
устанавливают причинно-следственные связи КУУД: строят речевые высказывания в устной форме |
|
||
Физ. минутка |
Обеспечить смену деятельности учащихся |
Словесные: Беседа |
Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
Выполняют физ.минутку |
|
Речь учителя
|
|
|
|
|
||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Проверить на основе сопоставление с эталоном умение применять новый способ действий |
Словесные: Беседа
Практические: упражнение |
- Не забываем про посадку - Прочитайте упражнение 199 на странице 122. - Прочитайте. Спишите строчку из стихотворения. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. Тихо тенькает синица Меж развесистых ветвей.
- Кто знает, что означает слово «тенькает»? Тенькает – позвякивает, издает высокий звук - А слово «развесистых»? Развесистых – с широкими нависшими ветвями (дуб) Беру одну тетрадь. Проверка по документ-камере |
Тихо тенькает синица Меж развесистых ветвей
Высказывают предположения |
Фронтальная
Индивидуальная
|
Речь учителя
Учебник
Документ-камера
|
Самоконтроль |
Находят буквы, обозначающие мягкость согласных звуков |
ПУУД: ориентируются в собственной системе знаний |
Обогащение словарного запаса |
||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Закрепить знания, полученные на уроке |
Словесные: Беседа
Практические: упражнение |
- Прочитайте упражнение 193 на странице 120 (под цифрой 3). Работаете в парах. Но сначала повторим правила работы в парах.
3. Подберите пары слов, которые начинаются с парного по твердости-мягкости согласного звука. Спрашиваю по парам Проверяют сигнальными картами |
- Не шуметь - Работать слаженно - Не мешать другим - Показать готовность (руки вместе вверх)
Выполняют упражнение - Мил-мыл, кот-кит |
Фронтальная
Парная |
Речь учителя
Учебник
|
Самоконтроль
Взаимоконтроль |
Называют пары слов, начинающиеся с парного по твердости-мягкости согласного звука |
КУУД: сотрудничество в паре Умеют слушать и слышать |
|
||
9. Подведение итогов. Рефлексия |
Организовать обобщение материала и самоанализ учащихся |
Словесные: Беседа |
- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили на урок. Выношу на слайд 1.Будем учиться определять мягкие и твердые согласные звуки в словах 2.Будем запоминать буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки - Удалось нам их достичь? (При выполнении каких упражнений) - Какие есть буквы, которые обозначают мягкость или твердость предшествующего согласного звука? - На партах у вас лежат круги зеленый и синий. Поднимите зеленый круг, если на уроке у вас не возникло затруднений. Поднимите синий круг, если на уроке было что-то непонятно. |
- Удалось, при выполнении …..
Твёрдых звуков: а, о, у, э, ы Мягких звуков: е, ё, ю, я, и, ь
Поднимают круги |
Фронтальная |
Речь учителя
Презентация: 11 слайд
|
Самоконтроль |
Владеют новыми знаниями |
РУУД: оценивают свою деятельность |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.