Что такое балет ?
Балет — это музыкальное произведение для театра, в котором развитие действия и характеристика действующих лиц воплощены в танце, в жестах и мимике артистов, в музыке оркестра.
Что такое балет ?
Содержание балета раскрывается в тесном взаимодействии музыкального и хореографического (танцевального) искусств. Музыка в балете не только сопровождает танец. В ней раскрываются драматические события, характеры и взаимоотношения действующих лиц, обстановка, в которой происходит действие.
Что такое сказка?
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Первый показ
«Щелкунчика» (премьера) состоялся 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Главные роли исполняли дети – учащиеся Петербургского Императорского театрального училища.
Балет состоит из 2 актов. Все основные события происходят в первом, а второй представляет собой блестящий дивертисмент. Это ряд танцевальных номеров, которые не связанны с основным действием.
Как в народных сказках, в «Щелкунчике» причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. Сказочные герои балета наделены характерами живых людей. Таков благородный и храбрый Щелкунчик. С помощью сказки композитор раскрывает идею победы добра над злом, света над мраком.
Музыкальные номера балета «Щелкунчик»
Итак, эта удивительная история произошла в новогоднюю ночь. Представьте сияющую огнями елку-красавицу. В гости к маленькой Мари и её брату Фрицу пришли друзья. Среди гостей – крёстный Дроссельмейер. Он большой выдумщик и мастер кукол. Крёстный принёс много замечательных подарков.
Под звуки Марша дети шагают вокруг ёлки. Музыка марша воинственная и задорная. Марш состоит из нескольких маленьких частей. В первой идёт перекличка двух тем. Звонкие «фанфары» духовых инструментов несколько раз чередуются с лёгкой, ритмически острой темой струнных инструментов. В средней, очень короткой части, музыка становится оживлённой, подвижной, даже суетливой. Будто расшалившиеся ребятишки устроили весёлую кутерьму. И вновь возвращается знакомая мелодия марша.
главный эпизод в первом акте. Здесь композитор и балетмейстер показали торжество добра над злом. Гобои изображают войну кукол, струнные инструменты передают суетливый бег мышей. Светлые тональности рассказывают нам о том, что Щелкунчик спасён и злые чары исчезли.
И вдруг перед нами зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег. Это Королевство сластей. В нём текут Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, сверкают леденцовые луга. Мари и Щелкунчик приплывают в лодке из позолоченной скорлупы.
Сцена сражения
Во втором акте
Щелкунчик и Маша попадают в страну сладостей и игрушек. В сказочном царстве феи Драже готовится пышный праздник. Ожившие игрушки исполняют танцы разных народов: испанский, арабский, китайский, русский и т.д. Другие танцы создают вереницу хрупких «игрушечных» или сказочных образов - например, танец феи Драже, танец пастушков. Большую роль в создании необычных «игрушечных» образов играют оркестровые тембры. Изобретательно сочетая инструменты, Чайковский получает разнообразные и необычные краски.
Бравурно-блестяще звучит тема Испанского танца у солирующей трубы. На смену ей появляется грациозная гибкая мелодия с характерным восточным ритмом. Она мягко звучит у струнных под аккомпанемент кастаньет.
Медленный Арабский танец начинается монотонно повторяющимися квинтами виолончелей и альтов. На этом завораживающем фоне нежно поют скрипки (Чайковский разработал здесь подлинную грузинскую народную песню). Мелодия завершается позвякиванием тамбурина или бубна в восточных народных танцах (они используются как аккомпанирующий ударный инструмент). В среднем разделе мелодия украшается плавно скользящими узорами. Эта вьющаяся мелодия как бы передает гибкие движения восточного танца.
Пронзительно звонкую мелодию Китайского танца исполняет флейта-пикколо, изображая забавно прыгающих кукол. Комическая игрушечность передана необычным сопоставлением контрастных тембров и регистров: свистящая мелодия флейты-пикколо сочетается с отрывистыми звуками низких фаготов, колкое пиццикато струнных завершает мелодию танца.
После забавного Китайского танца звучит удалая русская пляска трепак Подвижную мелодию, напоминающую Камаринскую, исполняет весь оркестр. Несколько тяжеловесная, с лихим притопыванием, эта пляска к концу становится особенно стремительной. Веселье, праздничный задор подчеркивает перезвон бубна, сопровождающий пляску
Необычную, волшебно-хрустальную звучность челесты использовал Чайковский, создавая грациозно-сказочный образ феи Драже. Композитор писал о челесте: «Я предвижу колоссальный эффект от этого нового инструмента».
Звонко и беззаботно звучит мелодия у трех флейт в Танце пастушков. Это как бы танец оживших фарфоровых статуэток, тембр флейты передает их хрупкость и подвижную легкость пастушьей свирели.
Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальс цветов». После виртуозных переливов арфы одна за другой пышно «расцветают» темы вальса. Певуче, торжественно звучит первая тема у валторн.
Ее сменяет сочное звучание струнных, поющих красивую лирическую мелодию. Во второй (центральной) части вальса появляется изящная и гибкая мелодия флейт и гобоев. Все темы «Вальса цветов» непрерывно развиваются, сплетаются, словно образуя яркий, красочный букет.
После праздничного дивертисмента появляется светлое и торжественное «Адажио» (танец двоих). В нем воспеваются герои балета. Тема звучит как гимн добру и красоте. Лишь в средней части в суровом звучании у труб и тромбонов эта тема приобретает грозный характер. Она как бы напоминает об испытаниях, которые пришлось преодолеть Маше и Щелкунчику на пути к счастью. В третьей части снова возвращается основная тема, но еще более торжественно-нарядная.
В празднике принимает участие сама повелительница сластей Фея Драже.
Она нежная, изящная и хрупкая. Чайковский в этом номере впервые использует звучание челесты. Этот инструмент похож на маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам. Челесту Пётр Ильич привёз из Франции. Музыка таинственная и волшебная.
Но вот солнечные лучи заглянули в окошко, осветили нарядную ёлку, молчаливых кукол в шкафу. Они разбудили Мари, крепко спавшую в кресле. Девочка в изумлении оглядела знакомую комнату, увидела деревянного человечка у себя на коленях. Неужели это был только сон?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.