Творческая разработка По теме: «Развития жизненной компетенции через дидактические игры»

  • docx
  • 15.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческая разработка для детей с ОВЗ.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Владимирской области «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая разработка

 По теме: «Развития жизненной компетенции через дидактические игры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Агапова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Кольчугино, 2025 г.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Проблема поддержки детской инициативы в процессе проектной деятельности детей с ОВЗ. 4

1. Сущность проектной деятельности в психолого-педагогической литературе. 4

2. Особенности проектной деятельности и её использования в целях поддержки детской инициативы. 5

Глава 2. Разработка и реализация проекта в общеобразовательном учреждении. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Приложение. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для того чтобы образовательное учреждение успешно функционировало, оно, кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов, также должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, проектная деятельность образовательных учреждениях, широко распространена, популярна, актуальна, эффективна. Это объясняется потенциальной интегративностью проектной деятельности, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности учеников в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования.

В соответствии с требованиями ФГОС, уровень развития учеников становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Уважение к ученику, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков ученика, а также адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества учеников и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

В современной литературе представлено много теоретических обоснований использования проектной деятельности в образовательных учреждениях, но исследования посвящены детям с ОВЗ.

Актуальность разработки данного направления позволила сформулировать тему творческой разработки: «Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности детей с ОВЗ».

Цель творческой разработки: теоретически обосновать и разработать практические пути использования проектной деятельности в образовательном учреждении для поддержки детской инициативы.

 

Задачи:

·          Изучить сущность проектной деятельности в психолого-педагогической литературе.

·          Выявить особенности проектной деятельности и её использования.

·          Представить практический опыт по разработке и реализации проектной деятельности в образовательном учреждении для детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема поддержки детской инициативы в процессе проектной деятельности детей с ОВЗ.

1. Сущность проектной деятельности в психолого-педагогической литературе

В поиске эффективного средства обучения и воспитания в образовательных учреждениях, многие педагоги обращаются к проектной деятельности. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность учеников, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе с детьми обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям школьников.

Участие в проекте помогает школьнику почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в классе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ученику увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий. [9].

Таким образом, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Проработка разнообразных источников позволила нам сделать собственный вывод, о данной технологии.

·         Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с учениками.

·         Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у школьника определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки.

·         Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей школьника через оптимизацию родительских отношений.

Помимо указанных фактов, интерес к проектной деятельности мы объясняем введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который предписывает осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды деятельности и формы работы с детьми.

Таким образом, можно говорить о том, что проект может быть направлен на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, развитие творческого мышления и познавательного интереса к различным областям знаний, формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков.

 

2. Особенности проектной деятельности и её использования в целях поддержки детской инициативы.

 

Дети с ОВЗ – особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность
  • общаться с другими детьми.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

1.                  во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.

2.                  в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.

3.                  родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).

Использование слов типа «покажи», «принеси», «сделай то-то» способствует развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)

Развивается диалогическая речь, ученики упражняются в правильном произношении звуков.

Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

В рамках социально-эмоционального развития у учеников формируется потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать педагога, выполнять его просьбы.

У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах.

Осуществляется эстетическое развитие школьников в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира.

Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование), формирование интереса к процессу и результату изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми, обсуждение их достоинств, экспонирование.

Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности учеников в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, поддержание любознательности учеников в позволении исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и особенностями окружающей природы и действительности).

Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой материал, соответствующий особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами, которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в процессе выполнения заданий у каждого ученика формировалось настроение особой радости, нежности к окружающей природе и людям.

Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ученик исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Учителя, воспитатели, родители оказывают помощь ребенку. Именно совместное выполнение заданий с родителями или педагогом позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Задачи исследовательской деятельности это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Таким образом, основными особенностями использования проектной деятельности в школьном возрасте является включение детей в творческую и практическую деятельность, при этом педагог занимает ведущую роль при руководстве и реализации проектной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка и реализация проекта в общеобразовательном учреждении.

Нами был разработан и реализован проектрассчитанный на детей с ОВЗ. Проект был направлен на формирование развития жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности через дидактические игры.

Аннотация проекта

Тип проекта: практико-ориентированный;

По количеству участников: групповой, 5 человек;

Длительность: 9 месяцев;

Форма представления: презентация

Дети знакомятся с разными предметами, цветами и движениями через дидактические игры.

Проект способствует умственному развитию школьников с ОВЗ, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.

Актуальность проекта

·         Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в коллективе;

·         Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

·         Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию учеников;

·         Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития учеников;

Противоречие

Заключается между задачей формирования жизненной компетенции и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.

Проблема

Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности?

Цели, задачи

Цель:

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности.

Задачи:

·         Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;

·         Составить перспективное планирование;

·         Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности;

·         Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;

·         Выявить уровень сформированности представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности;

·         Разработать методические рекомендации для родителей;

·         Оценить результаты проделанной работы.

Новизна:

·         Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги, воспитатели.

План реализации проекта

Этапы

Содержание этапа

Сроки реализации

1 этап

Подготовительный

- Знакомство с темой проекта;

- Изучение литературы;

- Выявление проблемы, цели, задачи;

- Составление перспективного плана работы;

- Создание условий для эффективного использования игр;

- Подбор дидактического материала и игр;

- Диагностика уровня сформированности представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности.

Сентябрь

2 этап

Основной

- Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;

- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

- Проведение дидактических игр и игр-занятий;

- Исследовательская деятельность учеников.

Октябрь-апрель

3 этап

Заключительный

- Диагностика детей;

- Проведение родительского собрания на тему проекта;

- Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете;

- Самооценка. Выводы.

май

 

Принципы:

наглядности;

- доступности;

- систематичности и последовательности;

- прочности.

Методы и приёмы работы:

- организационные;

- мотивирующие;

- наглядные;

- игровые;

- словесные.

Используемые технологии:

- информационно-коммуникационные;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- личностно-ориентированные;

- исследовательские.

Организация работы:

С учениками – дидактические игры, игры-занятия.

С родителями – родительские собрания, методические рекомендации, консультации.

Ожидаемые результаты

·         У учеников с ОВЗ должен вырасти уровень сформированности представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности;

·         Школьники познакомятся с жизненными компетенциями позволяющими достигать максимальной самостоятельности;

·         Дети научатся играть в дидактические игры;

·         После создания определенных условий, у учеников сформируется представление о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности.

Ожидаемые результаты работы с родителями

·         У родителей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию;

·         Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;

·         Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Полученные результаты

·         В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, т.е. гипотеза проекта верна и формирование представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности стало успешным у школьников;

·         У учеников вырос уровень знаний, вырос уровень знаний и у родителей по сенсорному развитию;

·         Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультации по приобретению дидактических игр.

 

Практическая значимость проекта

·         Внедрение условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о жизненных компетенциях позволяющих достичь максимальной самостоятельности;

·         Разработка дидактического материала и дидактических игр;

·         Разработка методических рекомендаций для родителей;

·         Возможность использования проекта педагогами других ОУ.

Перспективы развития проекта

·         Дальнейшая непрерывная систематическая работа через дидактические игры;

·         Дополнение системы дидактическим материалом и играми;

·         Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

В приложении 1 представлены материалы к реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Проектная деятельность в работе со школьниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе ОУ. Использование метода проекта в ОУ как одного из методов интегрированного обучения школьников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность учеников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также делает образовательную систему ОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в школьной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

·         Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев. // Директор школы. – 2005. - №6. – С. 45-49.

·         Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию [Текст] / И.И. Джужук. – Ростов н/Д.,2005. – 230 с.

·         Евдокимова, Е.С. Проектная деятельность школьников [Текст] / Е.С. Евдокимова. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 58-63.

·         Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода [Текст] / Н.В. Иванова. // школьное воспитание. – 2004. - №2. – С. 29-41.

·         Костикова, Д.А. Проектная деятельность детей школьного возраста [Текст] / Д.А. Костикова. – Новокузнецк, 2003. – 180 с.

·         Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова. // Нар. образование. – 2000. - №7. – С. 14-18.

·         Павлова, М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст] / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 230 с.

·         Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005. – 165 с.

·         Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] / Н.Ю. Пахомова. //Учитель. – 2000., №4. – С. 54-58.

·         Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

·         Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М., 1998. – 345 с.

·         Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. Постникова. //Сельская школа. – 2004. - №2. – С. 53-57.

·         Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко// Народное образование. – 1998. – С. 37-41.

·         Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г.К. Селевко. // Школьные технологии. – 1999. - №6. – С. 65-69.

·         Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность детей [Текст] / И.С. Сергеев. – М., 2005. – 135 с.

·         Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко. //Завуч. – 2003. - №6. – С. 18-27.

·         Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель. //Директор школы. – 1998. - №3. – С. 42-46.

 

 

 

 

Приложение

Дидактические игры

1 этап.

“Зрительное восприятие людей”.

Задачи:

1.      Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.

2.      Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.

3.      Развитие потребности в положительном контакте.

Игры: “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.

“Зрительное восприятие себя”.

Задачи:

1.      Формирование основ эмоционального реагирования.

2.      Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

“Зрительное восприятие предметов”.

Задачи:

1.      Развитие прослеживающего движения глазного яблока.

2.      Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).

3.      Концентрация внимания на предмете.

Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.

Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.

 

 2 этап.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.

Задача:

Учить сравнивать предметы и находить сходства.

Игра: “Найди такой же”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.

Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.

Задача:

Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.

Игра: “Найди такой же по форме”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.

Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.

Задачи:

1.      Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.

2.      Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.

Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.

Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.

“Формирование представлений о величине предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.

2.      Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.

Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.

Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.

“Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.

Задачи:

1.      Учить выбирать игрушку по величине.

2.      Подбирать парные по величине игрушки.

Игры: “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.

“Формирование представлений о цвете предмета”.

Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.

Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.

Игра: “Выбери по цвету”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.

Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.

Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.

Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).

“Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

1.      Изучение частей тела (руки, ноги, голова), частей лица (глаза, нос, рот).

2.      Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.

3.      Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.

Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.

3 этап

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

1.      Соотнесение формы предмета с эталоном.

2.      Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.

Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.

Игры: “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок), “Покажи мне следующие фигуры …”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.

“Формирование представлений о размерах предметов”.

Задачи:

1.      Дифференциация размера предмета по следующим признакам:

-          высокий – низкий,

-          широкий – узкий,

-          длинный – короткий.

2.      Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.

Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.

Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.

“Формирование представлений о цвете”.

Задача:

1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,

2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.

Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.

“Формирование целостного образа предмета”.

Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.

Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.

“Формирование пространственных отношений”.

Задачи:

1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).

2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).

3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).

Закрепление знаний о частях тела, лица.

Игры: “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).

4 этап

“Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка называть форму предмета.

2.      Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.

Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), может найти предмет заданной формы в помещении.

“Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка называть размер предмета.

2.      Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.

Игры: “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.

Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.

Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.

“Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка называть цвет предмета.

2.      Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.

Игры: “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.

Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.

Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.

“Формирование целостного образа предмета”.

Задачи:

1.      Развитие восприятия целостного образа.

2.      Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.

Игры: “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более), “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная), “Какой детали не хватает?”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые  предметы.

“Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

1.      Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).

2.      Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).


 

Скачано с www.znanio.ru