Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.
Оценка 4.9

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
искусство +1
Взрослым
07.02.2017
Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.
Представленный в работе материал может быть использован как дополнительный при подготовке к урокам литературы, МХК, внеклассным мероприятиям, как основа для продолжения исследований по данной проблеме, так как проблема эта далеко не полно исследована и таит в себе бездну материала для тех, кто любит заниматься исследовательской работой, кто воспринимает М.Ю. Лермонтова как необыкновенное чудо, явившееся нам и в поэзии, и в искусстве, и в музыке. Каждое поколение заново открывает для себя Лермонтова именно потому, что гений его многосторонен, и открытия будут продолжаться без конца, творчество его будет современным до тех пор, пока будет находить отклик в сердцах молодых людей.
Рембрандтовские традиции..100-12.docx
Городской конкурс детского и юношеского литературно – художественного творчества «Дети и книги» Номинация - Искусствоведение Вид работы – творческая работа традиции в «Рембрандтовские» изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова. Выполнил: Павлова МКОУ Руководитель: Селезнева Таиса Сергеевна, Валерия Андреевна лицей № 15, 11 класс, учитель и литературы русского языка Г. Пятигорск 2013 Краткая аннотация Творческая работа ученицы 11 класса, МКОУ лицея №15, посвящена очень интересной и ещё мало исследованной проблеме влияния творческой манеры Рембрандта на изобразительное и поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова. Замысел этой работы возник не случайно. Когда после одной из экскурсий в Лермонтовский квартал, научный сотрудник (теперь уже бывший) Буравова С.Н., которая много лет вела уроки краеведения в классе, предложила ребятам провести небольшое исследование на тему «Лермонтов – художник», несколько человек, в том числе и Валерия, охотно согласились, потому что они занимались в художественной школе и тема им была близка и интересна. Материал накапливался понемногу в течение нескольких лет. Материал из фондов музея. Но оформить его не удалось: ушли после 9 класса юные художники (поступили в художественное училище), уволилась С.Н. Работа прервалась. И когда был объявлен конкурс, посвящённый юбилейным датам, Лера взяла на себя смелость завершить эту работу. К сожалению, установленные на объём работы ограничения не позволили в полной мере осветить то, что было собрано. Тем не менее, работа получилась интересной. Ученица использовала для исследования произведения М.Ю. Лермонтова, которых нет в школьной программе. Как человек, имеющий художественное образование, довольно понятно раскрыла особенности творческой манеры Рембрандта и их проявление в ранних произведениях, как художественных, так и поэтических, М.Ю. Лермонтова. Поэты не рождаются случайно, Они летят на землю с высоты. Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты.                                               Игорь Тальков      Говорят, что если человек талантлив, он талантлив во всём. Это  в полной мере  относится к М.Ю. Лермонтову – талант его поистине  многогранен: Лермонтов  обладал редкой музыкальностью, играл на скрипке, на рояле, пел арии из своих  любимых опер, даже сочинял музыку (но она до нас не дошла). Он рисовал, писал  масляными красками, занимался литографией; легко решал математические  задачи, слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел  несколькими иностранными языками, был связан с театром.        Михаил Юрьевич Лермонтов – художник… звучит странно и загадочно… Мы  так привыкли к его удивительным творениям в стихах и прозе, что живопись  должна казаться чем­то чуждым и непонятным. А на самом деле это совсем не так. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался  живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы  стал большим русским художником. Если  внимательнее посмотреть на акварели и рисунки поэта, становится  очевидным, что они представляют ценный материал, открывающий некоторые,  пока ещё не известные факты биографии поэта, благодаря которым можно  попытаться разгадать многое.       Несколько слов об истоках необыкновенного таланта.    Воспоминания об  увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так,  например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным  художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4­5  лет. В его детской комнате в Тарханах  пол был обит сукном, что позволяло  мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством:  «Великим постом  Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном  виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из  крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего  нам пришлось видеть, вылепил очень удачно, также переход через Граник и  сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом  и  косами фольги» (А.П. Шан­Гирей) Другую грань таланта Лермонтова – художника отмечала Е.П.Ростопчина, считая,  что главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта – живописцем.  Поступив на обучение в благородный пансион при Московском университете  в  1827 году,  он посещает  обязательные уроки рисования, изучает перспективу,  «снимает», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А затем уже в Петербурге  берёт  уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В своих самых  ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых  художников: среди  них имя  Рембрандта. В юношеских работах Лермонтова,  особенно в акварельных портретах, отчётливо   просматривается влияние  эстетических канонов и живописной манеры этого  мастера.    В чём же особенность этой манеры и почему она так завладела воображением юного художника?  Чтобы ясно, чётко и доступно осветить этот  вопрос, необходимо несколько слов сказать  об этом  замечательном   живописце.        Рембрандт Харменс  ван Рейн…Интерес к этому величайшему гению мировой  культуры, голландскому художнику­живописцу  возникает в России в начале 19  века. Часть  его картин была  выставлена в галереях Петербурга, некоторые ­ в  частных  собраниях. Лермонтов мог видеть их в Эрмитаже.  Кроме того, были  известны сборники его гравюр. Возможно, что рембрандтовские полотна или копии с них висели в богатых гостиных и столовых, которые Лермонтов, конечно,   посещал, будучи светским человеком.                  Биография великого голландца по своей трагичности, не отличается от    жизнеописаний многих других художников.  Так и не признанный при жизни,   Рембрандт умер  в крайней бедности, оставив после себя богатое наследие  рисунков, живописи и офортов.       Для творчества Рембрандта  характерно стремление к философскому  осмыслению действительности, демократизм, интерес к духовному миру человека,  стремление к реализму в изображении человека и его жизни. Нравственная оценка  событий и человека – основной нерв искусства мастера. Одухотворённость,  драматизм настроения художник великолепно передавал через эффекты  светотени, когда пространство тонет в золотистых сумерках, а луч света выделяет  отдельные фигуры людей, их лица. Рембрандт любил сочные краски, цветовые  контрасты, богатую фактуру. Краски его  удивительны. Они то жгут холст  расплавленным золотом, то глухо пламенеют темно­рубиновым светом, то  вспыхивают солнечным блеском, словно драгоценные камни.     Работы  художника отличались новизной художественных приёмов, глубоким  психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом  линии. В  них заключена символическая борьба света и тени,  победа света над  тенью.      Оставаясь в рамках традиционных библейских и мифологических сюжетов,  Рембрандт  стремился передавать реальные чувства и самого человека именно такими, какие они были на самом деле – без прикрас, надуманности и  театральности.      В исторических произведениях раскрывается необыкновенно яркий талант  художника. В этих работах чувствуется стремление живописца показать  двойственность и противоречивость человеческой натуры, ибо именно в них, по  мнению мастера, нужно искать мотивы любого поступка. Он придерживался  философии Паскаля, который считал, что «…человек – нечто чудесное и хранящее истину, с одной стороны, а с другой – это сосуд неопределённости и ошибок,  противоречие в самом себе».      В изображении человека Рембрандта больше привлекают эффектные в своём  выражении чувства боли, страха, состояния радости, горя, удивления, негодования – всё, что видно невооружённым  глазом, а не то, что переживается внутри.  Особенно остро это отражено в крупноформатных и многофигурных композициях.     Современников Лермонтова, так же, как и его самого, удивляет и поражает  такая необычная манера. Загадочное освещение, исходящее, казалось, из глубин  полотна, тени, в которых можно было бы погружаться и утопать, необычная   перспектива, и в то же время ореол удивительности, необычности, гения – всё это  не могло  не поражать глаз. Всё это вместе взятое привлекло внимание  восемнадцатилетнего юноши, испытавшего к тому времени  и  горькое  разочарование, и безответную любовь. Душевная боль не могла не отразиться на  его восприятии жизни. Юноша много размышляет о себе, ищет сходные черты у  Байрона, пытается выплеснуть свои переживания и страсти в поэзии и  художественном творчестве. Именно тогда на глаза Лермонтову и  попадается  один из портретов Рембрандта.  Вероятнее всего, это произошло в Петербурге, в Строгановской Галерее.  Восемнадцатилетний Лермонтов увидел рембрандтовское полотно. Картина  изображала  юношу в одежде монаха: полуопущенная голова, монашеский колпак,  чуть закрывающий лицо, бледный лоб, горящие глаза… Мрачный колорит. Почти всё темно, только будто неподалёку, где­то рядом, дрожит пламя невидимой  свечи, вырисовывающее контуры фигуры. Трудно представить, сколько мыслей рождалось у Лермонтова при взгляде на  полотно! Кого изобразил художник? Кто этот юноша, почти сверстник поэта?  Фантазия ли побудила художника писать молодого монаха? Или, может быть,  Рембрандт писал с натуры? Возможно, что это автопортрет? Он обращает  внимание на особый, до того не встречавшийся у мастеров кисти, колорит. Почему Рембрандт даёт столь суровые, мрачные тона? В чём тайна необычного освещения? Кому суждено понять необычайную силу кисти? Шквал вопросов….. Пораженный  красотой и глубиной портрета, как будто заключающей в себя всю жизнь и  страдания человека, позировавшего художнику, поэт пишет великолепное  стихотворение   «На картину Рембрандта». Правда, исследователи до сих пор не могут определить,  имел ли Лермонтов в  виду «Портрет молодого человека в одежде францисканца» или другую картину –  «Молодой монах­капуцин в высоком капюшоне». Одно ясно, уже это юношеское  стихотворение – первое прямое свидетельство его пристального внимания к  искусству Рембрандта. Впервые оно было опубликовано в 1845 году в  «Библиотеке для чтения» (Т.68, №1, ОТД.1, С 6). По тексту стихотворения можно  предположить, что и сам Лермонтов не знает, о ком идёт речь. В стихотворении он  обращается с вопросами к художнику: «То не беглец ли знаменитый в одежде  инока святой?», «Быть может, ты писал с природы,  и этот лик не идеал!», «Или в  страдальческие годы ты сам себя изображал?»      Во втором четверостишии мы узнаём, что на картине изображён полуоткрытый  лик: «Я вижу  лик полуоткрытый, / Означен резкою чертой»; И после каждого вопроса появляются новые сведения, касающиеся портрета, но  они в свою очередь заставляют задавать  всё новые и новые вопросы, задумываться  над ними. Но вот мы узнаём о внутренних чувствах героя: «Быть может, тайным  преступленьем / Высокий ум его убит»; Строфа «Всё тёмно вкруг» означает, что герой ушёл в себя, для него сейчас не  существует внешнего мира, он полностью поглощён своими мыслями, чувствами,  которые отражаются у него в глазах: «…тоской, сомненьем /  Надменный взгляд его горит». Почему надменный?..   Поэту чудится вызов в лице монаха, загадочная, немного  дерзкая улыбка, за которой тот прячет сомненье и тоску, так близкие Лермонтову.  «Резкая черта» на лице юноши говорит о перенесённых им испытаниях. Но  Лермонтов видит не «убитый ум». Его привлекает взгляд надменный и гордый.  Пусть надменность лишь угадывается. На бледном челе поэт прочитывает тяжести  «страдальческих лет» и спрашивает себя: не автопортрет ли это? Ведь в трудные  дни художник стремиться постичь именно себя. Вот о чём думает, вероятно,  Лермонтов, глядя  на  картину Рембрандта. И последние строфы говорят о том, что нельзя будет раскрыть тайны, если  вскользь взглянуть на картину, не задуматься о ней.     При взгляде на картину Рембрандта у Лермонтова возникают ассоциации с  Байроном, который удивил мир «порывом страстей и вдохновений». Этот же  порыв Лермонтов видит и у Рембрандта. «Мрачный гений» художника находит  отклик в лермонтовской душе. Для Лермонтова Рембрандт – именно «мрачный  гений», понимающий «тайные страсти» человеческой души, «порывы страстей и  вдохновенья».    Таким образом, мы видим, что первая встреча  Лермонтова с  картиной   Рембрандта оказалась судьбоносной: художник привлёк внимание поэта прежде  всего  глубиной и одухотворённостью образов, мастерством передачи внутреннего  мира человека. Что же наследовал Лермонтов у  Рембрандта?  В Рембрандте поэт видел то, что  хотелось ему видеть – то же романтическое настроение, а потому и в свою  живопись переносил его манеры. Он пишет картины по законам живописного  искусства, где организующим началом является свет, как на полотнах Рембрандта,  и сам старается показать зрителю эту параллель.     Проникновение рембрандтовского элемента в произведения Лермонтова –  художника добавляет его раннему творчеству эмоциональность, наибольший  колорит. Сравним два портрета: портрет, созданный великим Рембрандтом, «Философ», и  портрет, написанный М.Ю.Лермонтовым, «Черкес».  Удивительно похожи сосредоточенные взгляды;  умные серьёзные глаза  устремлены вдаль;  фигуры полны достоинства. Лермонтов удивительно легко передает необыкновенно трудную в графике  светоносность пространства, родня этот рисунок с рембрандтовскими открытиями в передаче света и цвета.  Изображённые на портретах фигуры на самом деле не статичны. Первое, на что  обращаешь внимание, это выразительные глаза героев. Сосредоточенные взгляды наполнены тайной, которую хочется разгадать. Наверное, и Лермонтов, и  Рембрандт  поделились со своими героями чем­то сокровенным и обязали их  хранить молчание.  Оба художника пытались изобразить внутренний мир человека. Остаётся только  согласиться, что у них это действительно получилось.      В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие  "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции ­ но в лермонтовском  увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о  происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе ­ главному романтическому идеалу ­ молодой поэт  выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы".  Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и  католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная  миниатюра Эмилии ­ героини "Испанцев" (портрет Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини –  как вариант названия)  ­ эти ранние работы Лермонтова ­  художника написаны в рембрандтовских тонах, в рембрандтовской традиции. На  тёмном фоне ярким, горящим пятном выделяются лицо и руки. Самое  значительное произведение  в этом цикле ­ "Портрет герцога Лермы" (1832­1833),  первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному  предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет  подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого  рта. "Испанская страсть" в соответствии с романтическим каноном ­ потаенная,  сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим  покровом одежды). Глубокий психологизм образа, роль света в композиции,  мрачность колорита — все эти компоненты картины подтверждают влияние  рембрандтовской манеры.       И не только мастерству светотени учился Лермонтов у  великого голландца.  Именно у Рембрандта Лермонтов встретил глубокую разработку человеческого характера. Своим искусством портрета Рембрандт ещё в  17 веке  предсказал  будущее психологического романа «Герой нашего времени».      В чём  же проявилось влияние  живописной манеры   Рембрандта на  поэтическое и прозаическое творчество М.Ю. Лермонтова?        Главные наблюдения, которые  Лермонтов  должен был вынести из  непосредственного общения с живописью Рембрандта – это роль света,  светотени,  цвета,  колорита  в выявления главной мысли, идеи картины. И  Лермонтов строит  повествование по законам живописного искусства, где организующим началом  является свет, как на полотнах Рембрандта. Элементы рембрандтовского стиля  воплощаются в иной художественной стихии – стихии поэтического слова. И  встречаются в лирике, поэме, драме Лермонтова лица и фигуры, выхваченные  лучом света из окружающего мрака. Вспыхивающие блики на костюмах, оружии и  предметах обстановки,  луч заходящего или восходящего солнца или лунный свет,  неравно озаряющий всё изображённое на картине ­ это  начало словесного  портрета, пейзажа, сцены. Обратимся к страницам романа «Вадим» Это  первый, во многом несовершенный  опыт Лермонтова в прозе. О «Вадиме» обычно говорят:  «незаконченный   юношеский роман».  Иногда  его называют «исторический», хотя в нём нет никаких исторических лиц и собственно исторических событий. Однако действие его  связано с Пугачёвским бунтом, а главный герой выступает на фоне  приближающихся событий. Писался роман в период, когда Лермонтов находился  под сильным влиянием Рембрандта, и поэтому можно с полным правом  утверждать, что написан он в рембрандтовском стиле. Это  проявляется, прежде  всего,  в использовании  приёма светотени. Особенность решения «литературной  светотени» станет художественным принципом Лермонтова  на пути к глубокой  разработке характера, к реалистическому, психологическому и философскому  роману «Герой нашего времени». Принцип этот не только не исчезнет, но со  временем усилится.  Излюбленным приёмом Лермонтова станет приём  развёртывать события при необыкновенном свете.  Истоки этой традиции в описании нищих в первой главе «Вадима»:  это и темнота бедняков,   скопившихся  у монастыря, выхваченных из мрака лучом заходящего солнца,  и мрак пещер,  освещённых изнутри невидимым огнём, и выступающий из мглы белый лик Ольги,  сестры главного героя. Обратимся к тексту и перечитаем некоторые фрагменты.  «У ворот монастыря была другая картина. Несколько нищих и увечных ожидали  милости богомольцев <...>это были люди,  отвергнутые природой <...>Их одежды  были изображения их душ: чёрные, изорванные. Лучи заката останавливались на  головах, плечах и согнутых костистых коленах; углубления в лицах казались  чернее обыкновенного; у каждого на челе было написано вечными буквами  нищета!» Автор буквально заливает толпу чёрной краской: «Углубления в лицах казались  чернее обычного». И чтобы всё­таки разглядеть людей, приходится лучом заката  скользить по ним. И вот тот приём, о котором уже давно говорится —  использование границы «свет и тень». Чёрные  одежды и золотой луч заката, но он  не освещает их, а наоборот, ещё более подчёркивает их темноту: «углубления в  лицах казались чернее обычного». Нищие в отвратительных  лохмотьях,  выставленные на свет  ­  «главная мысль картины» Цель, которую ставит перед собой писатель ­ художник, передать эмоциональную  напряжённость, пронизывающую текст, показать не просто людей бедных, но их  жизнь, горькую долю, безысходность. В романе есть и портреты. Мастерски владея словом, Лермонтов, как художник,   рисует их,  пробуждая читательское воображение, давая читателям возможность   через  характерные детали  портретов  проникнуть в самые потаённые уголки души персонажа. «...В толпе нищих был один... он был горбат и кривоног… Лицо его было длинно,  смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был жёлт, как лоб учёного, мрачен,  как облако, покрывающее солнце в день бури... в его глазах было столько  огня  и ума…»; « чёрные глаза»;  «этот взор был остановившаяся молния...» Таков  портрет Вадима. Основной тон его — мрачность, таинственность, но одна существенная деталь,  «рембрандтовская», ­ «освещение»­  делает изображаемое  выпуклым, объёмным. Она высвечивает главное в портрете ­  глаза, акцентируя   таким образом внимание читателя на зеркале души человеческой, показывая  необыкновенный огонь, ум, придавая огню живое движение: «взор —  остановившаяся молния».  Лермонтов постоянно обращается к свету. Везде свет  его помощник. Пятно света выхватывает из темноты лоб и щеку Ольги, сидящей  перед свечой, губы Вадима, «искривлённые ужасной, оскорбительной улыбкой».  Лермонтов  овладел искусством светотени и как  художник, и  как писатель.  Особенность решения «литературной светотени», во многом почерпнутой из  Рембрандта, стала его художественным принципом.  Эту традицию Лермонтов во  многом переосмыслит и разовьёт и  добьётся с её помощью предельной  выразительности в создании произведений. В «Тамани» он расскажет об  удивительном освещении — о месяце, который просвечивает сквозь тучи, края их  необычно сияют; не забудет он и о фонаре в лодке, фонарь скрипит, раскачивается на ветру и бросает красные отблески на гребешки волн...  В романе «Герой нашего времени»  Лермонтов начинает сцену  дуэли  ранним утром, когда солнце только начало показываться из­за вершин гор...  Несколько минут перед выстрелом... глазам открывается редкая панорама:  «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как  бесчисленное стадо, и Эльбрус... вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых   вершин...» [4, 132]  Белая громада Эльбруса, золотой туман утра — и чёрная  атмосфера дуэли, ожидание смерти.  Столкновение темноты с бликами света. Это  колорит рембрандтовского письма, контрасты, раскрывающие глубинный  психологизм. Великолепное созвучие: единение света и слов, художника и поэта.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции в изобразительном, прозаическом и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа по краеведению на тему «Рембрандтовские» традиции  в изобразительном, прозаическом  и поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017