Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
11.05.2018
Данная методическая разработка посвящена проблеме стилизации народного танца.
При стилизации танца перед хореографом стоит сложная задача - создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.
Основные требования к постановке стилизованного номера:
• Современная творческая интерпретация фольклорного материала;
• Внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры;
• Знание законов стилизации народного танца;
• Придание народному танцу современного звучания;
• Поиск новых форм сведения народного и современного искусства.
Стилизация.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» пгт.Усогорск
Как стилизовать народный танец,
не нарушая особенностей народной
лексики.
Составитель: Ульянова Валентина Александровна
Педагог дополнительного образования
2018 год
Усогорск
1 Аннотация: Данная методическая разработка посвящена проблеме стилизации народного
танца.
2 Оглавление
Введение...................................................................................................................4
Понятие «стилизация».............................................................................................5
Стилизованный танец..............................................................................................9
Основные требования к постановке стилизованного номера............................12
Заключение.............................................................................................................13
Список литературы................................................................................................14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................................16
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.......................................................................................................17
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.......................................................................................................18
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.......................................................................................................19
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.......................................................................................................20
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.......................................................................................................21
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.......................................................................................................22
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.......................................................................................................23
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.....................................................................................................24
3 Введение
Современные условия общественного развития определяют
необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное
творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной
частью которой является хореографическое искусство.
Народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает
в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере,
быте, традициях того или иного народа.
Одной из наиболее значимых форм сохранения и передачи накопленного
опыта от одного поколения к другому, является способность народного танца
к рождению и развитию новых сценических форм. Так, например, два
направления в искусстве: европейское и негритянское – оказали влияние на
становление джазового танца. Негритянский фольклор стал также
источником проявления таких новых сценических направлений, как «рэп»,
«регги», а возникновению современных бальных танцев способствовали
латиноамериканские и европейские направления танцевальной культуры.
Современная молодежь наравне с современными танцами продолжает
любить и народный танец. В последнее время на сценической площадке часто
исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся
своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Но порой
исполнение этих танцев говорит о неграмотной переработке первоисточника
(фольклорного танца). Для точности воспроизведения и обработки
конкретного материала, постановщикам необходимо досконально разбираться
в лексическом материале, в рисунках танца, а также, в конкретных
особенностях развития техники хореографической стилизации.
В современном культурном пространстве России все большую
популярность приобретают современные направления хореографического
искусства. Современный русский танец сегодня – это взгляд на него с позиции
нашего времени. Время требует от хореографов его развития в полной мере,
4 во всех направлениях. Танец получает много различных разветвлений, одним
из них является стилизация.
Понятие «стилизация»
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве
национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах.
Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем
самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать
подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты
народного танца того или иного народа, а также, свободно апеллировать
такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Перед нами стоит задача: создание самых разнообразных сценических
форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал,
создавать новые произведения, созвучные нашему времени.
«Стиль» (от лат. Stilus – остроконечная палочка для письма; манера,
способ изложения) – устойчивая целостность или общность образной системы,
средств художественной выразительности,
характеризующих произведение или совокупность произведений искусства.
образных приемов,
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов
художественного выражения, порождаемое живой практикой развития
искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной
эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и
индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в
различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в
живописи, музыке, хореографии и т. д.
В процессе создания художественного образа, в т. ч. в танце или в балете,
происходит сплав всех изобразительновыразительных и технико
композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную
содержанием» [1, с. 491].
5 Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле
художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной
художественной культуры,
совокупность произведений определенной эпохи.
об историческом стиле,
охватывающем
Сначала термин «стиль» возник в области литературы (XVII в.), где он
выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль»
применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.).
В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах
художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с
другими видами искусства.
О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым
танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох:
старинные и современные; танцы больших национальных регионов
(европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и
отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь,
существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических
(Возрождение, барокко, классицизм,
направлений
Просвещение, сентиментализм, романтизм и др.), каждое из которых
совокупностью определенных
отличается своеобразием содержания,
танцевальнопластических средств и характером их применения [1, c. 491].
Своеобразием стиля отмечено творчество крупнейших зарубежных
хореографов современности Дж. Баланчина, М. Бежара, а в советском
искусстве – К. Я. Голейзовского, Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича и др.
[1, c. 491].
Реальная действительность, пропущенная через художественную призму,
преобразуется в творчестве балетмейстера и становится самобытным
авторским стилем. Так, в авторском стиле балетмейстера Бориса Эйфмана
6 сочетаются ведущие тенденции русского балетного искусства: стремление к
выразительному танцу, характерное для М. И. Петипа, и акцентирование
изобразительного начала, воплотившееся в постановках М. М. Фокина. Таким
образом, вобрав в себя лучшие традиции предшественников, Б. Эйфман
пришел к созданию собственного творческого стиля [2, с. 53].
Стиль – это характерные черты и свойства (особенности) выразительных
средств, которые качественно отличают один танец от другого. Стиль танца –
один из самых важных моментов и должен быть в различных танцах разным. К
сожалению, об этом мало думают хореографыпостановщики, а поэтому
движения и рисунки разных по стилям танцев становятся одинаковыми.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое
понятие, как стилизация танца.
Стилизация – использование в творческой деятельности уже
встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и
приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения
определенных эстетических целей.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора
или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных
форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в
истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим,
между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу
исторической и национальной среды,
добиться многоплановости
художественного образа. Стилизация может способствовать усилению
выразительности в произведениях искусства.
Стилизация, слово с множеством значений, это придание, имитация,
произведение искусства и так далее. Стилизация – это использование уже
7 встречавшихся в истории искусства художественных форм, с целью выявить
новые возможности и подчеркнуть особенности художественного стиля.
Стилизация в искусстве возникает в пластических искусствах: музыке,
театре, литературе, живописи, хореографии.
Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и
формами хореографической выразительности.
Стилизация танца это использование в творческой деятельности уже
встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и
приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для
достижения определенных эстетических целей.
Танец – это особый вид искусства, который не изобретён человеком, а
рождён вместе с природой, вместе с миром. С течением времени он изменялся
и преобразовывался во чтото новое и необычное. За тысячелетия было
придумано огромное количество стилей, видов, форм танца. Танец дарит
множество ярких эмоций! Заниматься танцами можно и нужно каждому!
Для чего нужна стилизация?
Для сохранения национальной культуры и народного творчества
Донесения фольклорного материала до зрителей
Понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце
Своеобразие стиля отмечено творчество крупнейших зарубежных
хореографов современности Дж. Баланчина, М.Бежара, а в советском
искусстве К. Я. Голейзовского, Л. В. Якобсона, Ю.Н.Григоровича.
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец,
заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические
движения, трюки с истинно народными движениями.
«О значении стилизации народного танца говорил великий Ж. Ж.
Новерр в ХIIIV веке. Он призывал пополнение танцев народными
элементами.
8 Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец,
заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические
движения, трюки с истинно народными движениями.
Стилизованный танец
СТИЛИЗОВАННЫЙ ТАНЕЦ – это искристый заводной коктейль из
современной, народной, классической хореографии.
Стилизация усиливает современный танец элементами народного, за счёт
чего идёт обогащение формы и содержание образа и хореографии в
целом. Мастерство хореографа, стилизующего танец, заключается в умении
правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно
народными движениями. Это стихийное проявление чувств, настроения,
эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом – для зрителя. И,
как результат, получаются эмоциональные, красочные и заводные номера.
«О значении стилизации народного танца говорил великий Ж.Ж. Новерр
в ХIIIV веке. Балетмейстер имел в виду не только перспективы обогащения
балета лишним видом танца. Он выдвигал принцип переосмысления
хореографии в качестве средства, способного внести свежую струю в
застывшее каноническое искусство. Поэтому он призывал продолжать
пополнение танца народными элементами (Ю. Слонимский.
Путь
характерного танца)» [3, с. 8].
Ж.Ж. Новерр гениально предвидел дальнейшее формирование
сценического танца за счет обогащения его элементами, заимствованными из
реальной действительности [3, с. 9].
Стилизация наблюдается уже в ХIХ веке в эпоху СенЛеона в русском
балете. Это было сочетание стилизованной классики с некоторыми
этнографическими движениями и штрихами [3, с. 19].
9 Движения характерного танца стилизовались в принципах танца
классического. В основе своей, происходя от того или иного народного танца,
они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.
Реформатором балета был М. М. Фокин, который стремился очистить
характерный танец от штампов.
Резко выступая против «старого балета», стремясь… оторваться от
традиций, М. М. Фокин черпает стилизационные средства повсюду. Айседора
Дункан и ее пластический танец вооружают Фокина лозунгом, в котором
естественная постановка тела, ног и рук противопоставляются классическим
port de bras, прямого корпуса и установленных па. «Живопись, индийская
скульптура, строгие фигуры древнего Египта, персидские миниатюры,
японские и китайские акварели, искусство архаической Греции» [4,
с. 32] питают творческую фантазию Фокина, помогают ему измышлять подчас
принципы новых движений и поз. И, наконец, музыка (а у Фокина существует
явное пристрастие к композиторамромантикам и импрессионистам)
определяет основной характер танца. Впрочем, музыка воздействовала на
Фокина больше настроением, чем содержанием.
Фокин выступает поборником активизации работы рук и корпуса, ратует
за такие положения тела в танце, которые имели до него малое и лишь весьма
однообразное применение.
Характерный танец М. М. Фокина заметно отличается от танцев его
предшественников. Движения ног стилизованны. «Ноги обращены коленями и
ступнями внутрь (en dedans) тогда, когда это требуется, или выворотны, если
это нужно… сам не замечая этого, Фокин так же, как все предшествующие
реформаторы, начинает со смешанных жанров» [3, с. 21].
Поиски стилистических различий и характеров, эмоциональная яркость
танца – вот основные факторы композиционной работы Фокина.
10 Проявлением принципа стилизации является обогащение классического
танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца
вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое
проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух
танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в
формировании классического танца. Классический танец, обогащаясь в
процессе своего развития языком народного танца, привносил в него
некоторые свои особенности.
Фольклор – это коллективность творческого процесса, традиционность,
нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению,
вариативность. Он возник, как предыскусство и тесно связан с бытом и
обычаями народа. Сама жизнь утвердила решение, когда фольклор становится
не только этнографической ценностью, а живим языком в создании новых
сценических форм. Стилизация является одной из таких форм работы с
фольклорным произведением [2, с. 57].
Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно
этнографический материал. Переработав фольклорноэтнографический
материал, его образцы, получают стилизованную современную сценическую
обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую
площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а
посредством ассоциаций – в целом героя, передать глубинное ощущение о
том, какой это был герой или человек, т. е. воссоздать абстрактный,
бессознательный образ.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую
очередь, изучение фольклорноэтнографического материала, владение
законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности
создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального
характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
11 Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала,
постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом
материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники
хореографической стилизации.
Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до
зрителей и исполнителей балетмейстеры создают новые произведения на
основе народных традиций. Только так можно передать последующим
поколениям народные черты.
Основные требования к постановке
стилизованного номера
При стилизации танца перед хореографом стоит сложная задача
создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время,
обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения,
созвучные нашему времени.
В последнее время на сценической площадке часто исполняются
стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным
сплавом народного танца с танцем современным. Основные требования к
постановке стилизованного номера:
• Современная творческая интерпретация фольклорного материала;
• Внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию
народной культуры;
• Знание законов стилизации народного танца;
• Придание народному танцу современного звучания;
• Поиск новых форм сведения народного и современного искусства.
Проявлением принципа стилизации является обогащение танцевального
направления, в котором ставится номер, элементами народного танца.
Самое сложное в стилизации это поиск стилистических характеров,
эмоциональная яркость. Должен быть сплав выразительных, технических,
12 композиционных элементов, переходящих из одного в другое, чтобы все
движения были оправданы, связаны друг с другом. [4, с. 31]
Выполняя все вышеназванные условия, мы развиваем духовно
нравственный потенциал учащихся, превращая наших вчерашних учащихся
школьников в личности, обладающие высокой общей культурой,
развитым чувством гражданской
гуманистическим мировоззрением,
ответственности и стремлением к созиданию.
Заключение.
Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде
всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности
устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало
консервации некоторых старых и даже древних элементов народного
творчества.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни
один конкурс не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических
коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их
восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в
своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стремясь познать, в какойто мере, возродить и донести национальную
культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые
произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и
передать последующим поколениям народные черты.
Необходимость современной творческой интерпретации фольклорного
материала, а не только изучение и сохранение традиций; внедрение
инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры;
знание законов стилизации народного танца, придания ему современного
звучания; поиск новых форм соединения народного и современного искусства
13 – все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному
материалу актуальной и намечают перспективы дальнейшей работы в данном
направлении.
Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они
переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую,
чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не
оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь.
Список литературы
1. Балет : Энциклопедия / В. В. Ванслов. – М. : Сов. энцикл., 1981. – 624 с.
2. Бухвостова Л. Мастерство хореографа / С. Щекочихина. – Орел :
ОГИК, 2004. – 144 с.
3. Лопухов А. Основы характерного танца / А. Ширяев, А. Бочаров. –
Л. ; М. : Искусство, 1939. – 187 с.
4. Фокин М. Новый балет / М. Фокин // Аргус. – 1916. – № 1. – С. 32.
14 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Танец «Зарни ань»
(2014 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (старшая группа)
Описание танца:
04.11.14
3 место данс интег
15 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Танец «Весняночка»
(2015 год)
Реализовано: концерт "Удоряночки"
Танцевальный коллектив «Импульс» (средняя группа)
16 Танец «Девки парня извели, под свой норов подвели»
(2015 год)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Танцевальный коллектив «Импульс» (старшая группа)
5 декабря 2015
6 место данс интегр
17 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Танец «На лугу»
(2016 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (младшая группа)
30.05.2016
Отчетный концерт
18 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Танец «Коми хоп»
(2016 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (старшая группа)
30.05.2016
Отчетный концерт
19 ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Танец «Лезгинка»
(2016 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (старшая группа)
10.12.16 - Большие танцы
6 место данс интегр
20 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Танец «На полянке»
(2017 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (средняя группа)
Солистка – Ванеева Софья
Диплом участника «Венок Дружбы»
21 Танец «Пляски – перепляски»
(2017 год)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Танцевальный коллектив «Импульс» (средняя группа)
2 место данс интегр
22 ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Танец «Погулять»
(2017 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (средняя группа)
Солистка – Филиппова Жанна
Диплом участника фестиваля «Венок Дружбы»
1 место данс интегр
23 ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Хоровод «Ай, люли – люли»
(2017 год)
Танцевальный коллектив «Импульс» (старшая группа)
1ё место данс интегр
24
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.