Творческие мастерские на уроках литературы
Оценка 4.8

Творческие мастерские на уроках литературы

Оценка 4.8
docx
17.06.2022
Творческие мастерские на уроках литературы
Творческие мастерские на уроках литературы.docx

Творческие мастерские на уроках литературы

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача преподавателя литературы в обучении заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, но и в том, чтобы научить добывать их и осваивать самостоятельно.

Следовательно, развитие интеллекта студентов, творческого потенциала, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении студента в процесс обучения.

При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый студент в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся. Способности студентов требуют оптимально подобранных для него условий обучения.

Творческие мастерские (педагогические мастерские) появились в практике отечественной школы в начале 90-х годов. Петербургские методисты и учителя-словесники И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, О.Л. Смирнова и другие проводили учебные занятия по литературе, развитию речи в виде мастерских письма.

Название было взято от французского слова «ателье» - так педагоги из французской организации «Новое образование» называют мастерские письма.

Описания педагогической мастерской как технологии появились в начале 2000-х годов, позже данная технология была включена в «Энциклопедию образовательных технологий» Г.К. Селевко (2004).

В условиях обновления системы профессионального образования, где преподаватель, по установке, должен быть не лектором, а организатором деятельности учащихся, мастерские представляются просто необходимыми. Как технология построения знаний педагогическая мастерская использует многие другие технологии и методики на уровне приемов, методов, заданий.

Мастерские используют на любом этапе изучения материала, они легко вписываются в программу, для них не нужно искусственно придумывать темы, как бывает со многими другими технологиями.

Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Что дает построение занятий по типу мастерской для обучения литературе:

- Мастерские обучают умению ставить вопросы и понимать, что правильно спросить важнее, чем ответить;

- Обучают понимать, что ответы на одни и те же вопросы могут быть разные с разных точек зрения;

- Организуют современное прочтение классики;

- Актуализируют прочитанный текст, делают его нужным, важным для читателя;

- Интегрируют все имеющиеся у обучающегося знания на основе возникающей личной потребности;

- Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения;

- Организуют и стимулируют общение по научным, этическим, социальным, психологическим проблемам, оказывают воспитывающее воздействие.

Мастерская – не просто новый вид урока, это новый тип отношений между преподавателем и студентами, совместно открывающими новый и самостоятельный путь в овладении знаниями. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех студентов. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

«Мастерская педагогическая –это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (Мухина И.А.)

Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.

Такой подход способствует личностному развитию студента: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, сможет самостоятельно понять и интерпретировать текст литературного произведения. А задача преподавателя - развивать  в каждом обучающемся мотив достижений, укрепляеть чувство компетентности и ответственности за происходящее.

По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.

Для успешного построения мастерской необходим алгоритм.

Одним из важнейших условий при создании мастерской является отбор материала: он должен быть проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом этапе занятия обучающиеся смогут пережить разрыв в знаниях – открытие, недоумение, потрясение и озарение, что и делает мастерскую успешной.

Алгоритм мастерской построения знаний:

1 этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Это задание опирается на личный опыт ребят и связано со смыслом дальнейшей деятельности. Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской.

2 этап – деконструкция и реконструкция – связан с созданием индивидуально или в группе творческого проекта. Можно использовать анализ текста и создание на его основе собственного. Каждый самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, студенты обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый студент чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

3 этап – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам. Происходит самооценка, освоение чужих открытий, сопоставление результатов. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

4 этап – рефлексия. На этом этапе у участников появляется потребность в новом или дополнительном знании – информационный запрос.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.), т.е. продукт коллективного творчества со следующей структурой:

-круг решённых проблем (записи ответов обучающихся, отдельные интересные мысли и др.);

-творческие работы на компьютере;

-собственное творчество студентов (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.)

Законы мастерской:

- Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Преподаватель может участвовать в работе наравне со студентами.)

- Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим студентом или станет окном в открытие;

- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний, похвалы. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;

- Предоставление свободы освещения темы и способа работы в рамках принятых правил;

- Значительный элемент неопределенности в заданиях;

- Диалог – главный принцип сотрудничества;

- Ограничение деятельности педагога как авторитета. Педагог формулирует задание, поясняет его, но не отвечает на вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение урока литературы в форме творческой мастерской решает ряд важных задач:

 - развивают интерес к литературе и чтению;

- организуется активная работа со словом;

- развитие речи студентов, формирование коммуникативных умений: обобщать, делать выводы, анализировать, отстаивать свою точку зрения;

- развитие образного мышления и понимания художественной литературы;

- развитие общих компетенций студентов, достижение личностных результатов обучения, определённых программой по литературе.

 

Литература:

1.Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.-М.: Просвещение, 2013.

2.Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: диссертация.- Спб., 2000.

3.Мухина И.А. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: книга для учителя.- Спб., 2002.


 

Творческие мастерские на уроках литературы

Творческие мастерские на уроках литературы

Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования: 1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;…

Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования: 1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;…

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех студентов

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех студентов

Происходит самооценка, освоение чужих открытий, сопоставление результатов

Происходит самооценка, освоение чужих открытий, сопоставление результатов

Литература: 1.Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы

Литература: 1.Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022