Творческие задания по литературе

  • docx
  • 08.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческие задания по литературе.docx

Задания и вопросы для студентов 1 курса

1. Блиц-турнир

– Из какого произведения А.С.Пушкина эти строки: “Глаголом жги сердца людей”?

“Поэт”, “Пророк”, “Эхо”, “Поэт и толпа”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

(“Пророк”)

– Какое из данных определений раскрывает тему романа И.А.Гончарова “Обломов”?

  • Роман о воспитании;
  • Роман о женской эмансипации;
  • Роман о лишнем человеке;
  • Роман о нигилисте;
  • Роман о взаимоотношениях интеллигенции и народа;

(роман о лишнем человеке)

– Кто из героев А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин” обладал следующими чертами:

Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?

Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга. (Татьяна)

– Кому из героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” принадлежит данная характеристика:

Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня.
Тот пристает, другой, всем дело до меня…?

Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Фамусов (Фамусов)

– С каким литературным журналом связана деятельность Н.А.Некрасова?

“Полярная звезда”, “Современник”, “Искра”, “Отечественные записки”, “Будильник”. (“Современник”)

– Какие критики анализировали произведения А.С.Пушкина?

А.И.Герцен, А.Н. Добролюбов, Д.И.Писарев, И.А. Гончаров, В.Г.Белинский. (А.И.Герцен, В.Г.Белинский)

– Кого из героев поэмы “Мертвые души” Н.В.Гоголь назвал “прорехой на человечестве”?

Манилов, Чичиков, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич (Плюшкин)

– О ком из героев гоголевской поэмы “Мертвые души” эти слова:

“Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”?

Чичиков, Собакевич, Коробочка, Манилов, Ноздрев (Манилов)

– Как поступил Раскольников с украденными деньгами?

Отдал матери.
Выбросил в Неву.
Спрятал в одном из петербургских дворов.
Потерял.
Отдал семейству Мармеладовых.
(Спрятал в одном из петербургских дворов.)

– Кто из героев романа Л.Н.Толстого “Война и мир” и о каком сражении сказал: “Шахматы поставлены, игра начнется завтра”?

Багратион о Шенграбене.
Александр I об Аустерлице.
Наполеон о Бородине.
Кутузов о Бородине.
Барклай де Толли о Смоленске.
(Наполеон о Бородине.)

– Кто из героев А.П.Чехова сказал: “Вся Россия наш сад”?

Аня, Лопахин, Раневская, Гаев, Петя (Петя)

2. “Подбери фамилию литературному герою”

Петр Кириллович.
Евгений Васильевич.
Анна Сергеевна.
Иван Александрович.
Аркадий Николаевич.
Татьяна Дмитриевна.
Павел Иванович.
Илья Ильич.
Григорий Александрович.
Петр Андреевич.
Софья Семеновна.
Родион Романович.
Любовь Андреевна.
Андрей Иванович.
Андрей Николаевич.

(Слова для справок: Печорин, Чичиков, Ларина, Обломов, Штольц, Болконский, Безухов, Базаров, Одинцова, Кирсанов, Раскольников, Раневская, Хлестаков, Гринев, Мармеладова.)

3. Из какого произведения данные афоризмы?

  • “Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимает прежде разум” (Н.В.Гоголь, “Ревизор”, Городничий)
  • “Не приведи бог видеть, русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” (А.С.Пушкин, “Капитанская дочка”)
  • “Любви все возрасты покорны” (А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”)
  • “Чужие языки страшнее пистолета” (А.С.Грибоедов, “Горе от ума”)
  • “Не хочу учиться, а хочу жениться…” (Д.Н.Фонвизин, “Недоросль”)
  • “Безумству храбрых поем мы песню!” (А.М.Горький, “Песня о Соколе”)
  • “От копеечкой свечи… Москва сгорела” (И.С.Тургенев, “Отцы и дети”)
  • “Отчего люди не летают так, как птицы?” (А.Н.Островский, “Гроза”)

4. “Загадочное меню”, или где попадались следующие блюда?

  • “Суп с потрохами, лапша или желудок, рубцы, красная или белая подливка к соусу”; “варенья, соленья, печенья, меды, квасы, пироги…” (в Обломовке из романа И.А.Гончарова “Обломов”)
  • “roast-beef окровавленный”; “лимбургский сыр”, “ананас золотой”, “трюфли”, “Стразбурга пирог нетленный”, “вино кометы”. (в ресторане из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
  • “Щи со слоеным пирожком… мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…” (в трактире из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”)

5. “Литературные пародии”

Угадай, на какие произведения, чьих авторов написаны данные пародии. Обоснуй свой ответ.

1.

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушены,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!... 
(На стихотворение А.А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”)

2.

Плывешь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.
Который год?
Чуть-чуть не классик,
А все сидишь, как на мели.
Плыви, плыви, злодей карасик,
Чуть плавниками шевели!
Опять лениво заметался,
И что ты там ни говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.
Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени,
Ты на кроссворды перешел.
Прошу тебя, карасик милый,
Ты не сиди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь!
А ты не плачь!
И протолкни скорей беседу,
И если хочешь повтори – 
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!
(На сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь”)

6. Словарная работа

Что означают данные слова и выражения?

И.А.Гончаров “Обломов”:
Панегирик.
Шафер.
Филистер.
Сибарит.
Скрижаль.
Мажордом .
Н.В.Гоголь “Мертвые души”:
Пристяжная.
Пономарь.
Ревизская сказка.
Салоп.
Половой.
Финифть.

7. “Предметы и ассоциации”

С какими литературными произведениями у вас ассоциируются данные предметы?

Серебряный портсигар.
Часы с глобусом.
Кольцо со сфинксом.
Лопнувшая струна.
Ключ от калитки.
Чемодан из белой кожи.
(“Преступление и наказание”, “Война и мир”, “Отцы и дети”, “Вишневый сад”, “Гроза”, “Мертвые души”.)


 

Задания и вопросы для студентов 2 курса

1 вариант

1. Ахматова – псевдоним поэтессы. Назовите ее настоящую фамилию.

(Горенко).

2. К какому литературному течению 20 века относила себя Ахматова?

( акмеизм).

3. Кто из современных Блоку поэтов писал, обращаясь к нему:

«Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв».

(М.И. Цветаева).

4. Назовите имя известного русского поэта, мужа А.А. Ахматовой.

(Н. Гумилев).

5. Как называется первый сборник стихов А.Ахматовой?

(«Вечер» 1912).

6. К какому литературному течению 20 века относил себя В. Маяковский?

(футуризм).

11. К какому литературному течению 20 века относил себя А. Блок?

(символизм).

12. Кому из русских писателей начала 20 века была присуждена Нобелевская премия? И. Бунину

 

   II.            Викторина.

1. «Узнайте поэта или писателя по фрагменту биографии».(10б)

1.     Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».
(А.М. Горький)

2.     Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Мать – Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.
(А.А. Блок)

3.     Он решительно и категорически отверг Временное правительство. Не принял и большевистское руководство. Покинул Россию в феврале 1920 года. Скончался в Париже в 1953 году.
(И.А. Бунин)

4.     Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности. 
(В.В. Маяковский)

5.     В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве. В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности. Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».
(А.И. Куприн)

6.     « 1891 год. В Киеве на Госпитальной улице… у магистра Киевской Духовной Академии доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать – жизнерадостная и очень весёлая женщина…» 
(М.А. Булгаков)

2. «Назовите имя и отчество писателя (поэта)». (5б)

1.     Бунин (Иван Алексеевич)

2.     Куприн (Александр Иванович)

3.     Платонов (Андрей Платонович)

4.     Блок (Александр Александрович)

5.     Ахматова (Анна Андреевна)

6.     Маяковский (Владимир Владимирович)

7.     Есенин (Сергей Александрович)

8.     Булгаков (Михаил Афанасьевич)

3. Определите автора по отрывку из произведения.(10б)

1.     Послушайте!
Ведь если звёзды
Зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
(В. Маяковский)

2.     До самого вечера молча ходил … по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий…гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.
(А. Платонов)

3.     Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
(А. Ахматова)

4.     Кроме того, сегодня был день её именин – семнадцатое сентября. По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок ещё больше веселил её.
(А. Куприн)

5.     И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
(А. Блок)

6.     Через четверть часа в отеле всё кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем как хозяин подходил то к тому, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым.
(И. Бунин)

7.     Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(С. Есенин)

8.     Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

9.     Если с вами в вашем танцевальном вдохновении такой казус случится, вы закатите глаза, как будто даму ревнуете, отступите по-испански к стене, быстро потритесь о какую-нибудь скульптуру. Потритесь, передёрнитесь, сверкните глазами и скажите: «Я вас понял, коварная, вы мной играете…но…» и опять пуститесь в танец, как бы постепенно охлаждаясь, успокаиваясь.
(В. Маяковский)

10. Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
(А. Блок)

11. Я обманывать себя не стану.
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
(С. Есенин)

12. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.
(М. Горький)

4. «Отгадайте литературоведческий термин» (5б)

1.     Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
(Аллитерация)

2.     Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
(Оксюморон)

3.     Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
(Антитеза)

4.     Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
(Перифраз)

5.     Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
(Параллелизм)

6.     Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
(Ирония)

 

Задания и вопросы для студентов 2 курса

2 вариант

Назовите писателя по фактам биографии:

1.     Годы жизни 1828-1910 ( Лев Толстой )

2.     Работал земским врачом ( Антон Чехов )

3.     Приговорен к смертной казни (Федор Достоевский)

4.     Получил Нобелевскую премию ( Иван Бунин)

5.     Участвовал в обороне Севастополя (Лев Толстой)

6.     Родился в Таганроге (Антон Чехов)

7.     Спасаясь от кредиторов, провел за границей 4 года (Федор Достоевский)

8.     Настоящее имя М.Горького (Алексей Максимович Пешков)

9.     В 1920 году эмигрировал во Францию (Иван Бунин)

10. Был женат на актрисе Ольге Книппер (Антон Чехов)

Назовите произведение:

1.Разоряющееся дворянство, бездумно проживающее свои состояния («Вишневый сад»)

2. «В декабре начну роман…помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту…» («Преступление и наказание»)

3. Эпиграф к произведению: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» («Господин из Сан-Франциско»)

4. Произведение создавалось на протяжении 7 лет и потребовало от писателя громадных усилий («Война и мир»)

5. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя».

6. «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий» («Легкое дыхание»)

7. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства». («Смерть чиновника»)

8. «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» («Гранатовый браслет»)

9. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С. Переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К. мосту» («Преступление и наказание»)

10. Какое произведение изначально имело название «Три поры»? («Война и мир»)

Назовите героя:

1.     «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (Родион Раскольников)

2.     «Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить» (Наполеон)

3.     «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, и улыбка – целое солнце!» (Лойко Забар)

4.     «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…» (Пьер Безухов)

5.     «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» (Наташа Ростова)

6.     «Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять шутит он или говорит серьезно» (Иван Петрович Туркин)

7.     «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует» (Дмитрий Ионыч Старцев)

8.     «Она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама» (Оля Мещерская»

9.     «…глаза его были холодны и горды…» (Ларра)

10. «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» (Соня Мармеладова)

11. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду , выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» ( Беликов)

12. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. (Андрей Болконский)

13. « Это был человек лет тридцати пяти… полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого…» (Порфирий Петрович)

14. « Несколько раз голова его низко опускалась , как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать, он с трудом жевал жареную курицу…» (Кутузов)

15. Помещица, пять лет прожила за границей, шесть лет назад умер муж, потом утонул сын. В Париже жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. (Любовь Андреевна Раневская)

16. Заветная мечта – приобретение маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера с собственным крыжовником (Николай Иванович Чимша-Гималайский)

17. « Очень бледный, с нежным девичьем лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине: лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти» (Желтков)

18.  «Она вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотна предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…» (Анна Николаевна Фриессе)

19. « Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (Мармеладов)

20. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Её волосы жирно были смазаны маслом. Её тонкая и длинная шея была похожа на куриную ногу. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела» (Алена Ивановна)

Назовите героя по роду его занятия:

1.     Бывший студент (Раскольников)

2.     Учитель греческого языка (Беликов)

3.     Скорняк (Бубнов)

4.     Живет по «желтому билету» (Соня Мармеладова)

5.     Предводитель дворянства (князь Шеин)

6.     Адвокат (Лужин)

7.     Телеграфист (Сатин, Желтков)

8.     Земской врач (Старцев)

9.     Следователь (Порфирий Петрович)

10. Присяжный заседатель (Алешин)

11. Странник (Лука)

12. Пишет романы о том, чего никогда не может быть (Вера Иосифовна Туркина)

13. Служил в казенной палате (Барон)

14. Забывала тех, кого любила (Старуха Изергиль)

15. Стремился к подвигу (Андрей Болконский)

16. Был увлечен масонством (Пьер Безухов)

17. Для кого кумиром был Наполеон (Раскольников, Болконский)

18. Мечтает о карьере музыканта (Екатерина Ивановна Туркина)

19. Содержал ночлежку (Костылев)

20. Учитель географии (Коваленко)

21. Знает о том, что нужно делать с вишней (Фирс)

22. «Вечный студент», «облезлый барин» (Петя Трофимов)

 

Задания и вопросы для студентов 2 курса

3 вариант

Задание № 1

Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения):

Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин.

(Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин).

Задание № 2

Запишите   в хронологическом порядке наименования литературных направлений в  отечественной литературе: романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм, модернизм.

Ответьте на вопросы:

1.  Определение какого понятия звучит следующим образом:  это регулярное сочетание ударных и безударных слогов в стихе.(Размер)

2. В основе знаменитой характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный приём:

       Они сошлись. Вода и камень,

        Стихи и проза, лёд и пламень,

        Не столь различны меж собой. (Антитеза)

3. Поэзию начала XX века называют _____________  (Серебряный век)                                             

4. Как называется построение литературного произведения? (Композиция)

5. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.  (Метафора)

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

7. Как называется в литературоведении описание внешности персонажа, раскрывающее некоторые особенности характера героя (2 слова!)? (Психологический портрет)  

8. Лиро-эпическое произведение, для которого характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. (Поэма)

9. Созвучие в окончании стихотворных строк? (Рифма)

10. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий его идею. (Эпиграф)

11. Подпись, которой некоторые писатели заменяют собственную фамилию. (Псевдоним)

12. Фольклорный жанр, героико-патриотическая песня о богатырях и народных героях. (Былина)

13. Короткий нравоучительный рассказ в стихотворной или прозаической форме, в основе которого – аллегория. (Басня)

14. Выразительная подробность в художественном произведении. (Деталь)

15. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика)

16. В произведении законченная часть, в которой раскрывается характер героя, его взаимоотношения с другими персонажами.  (Эпизод)

17. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение.  (Фабула – последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета)

18. В переводе с греческого – “остроумно-глупое”. Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга. (Оксюморон)

19. Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)
20. Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос)

Тур 2 «Знатоки»

Назовите фамилии известных писателей                                                                                                                           Задание на скорость. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Федор Михайлович

Иван Алексеевич

Михаил Юрьевич

Иван Сергеевич

Николай Семёнович

Александр Сергеевич

Лев Николаевич

Михаил Афанасьевич

Николай Васильевич

Владимир Владимирович

Александр Александрович

Афанасий Афанасьевич

Определите, о ком идет речь?

1. Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

2. Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу, 
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу 
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин)

3. Кому принадлежало имение  Ясная Поляна Тульской губернии.

4. Назовите писателей, чье образование было врач (Чехов, Булгаков)

5. Однажды некий 26-летний малоросс обратился к А.С.Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский, чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию». А.С.Пушкин сюжет дал. Кто был этот малоросс и какое произведение  получилось в результате? (Н. В. Гоголь, Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»)

6. Кому посвящен поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной даме»? (Л.Менделеевой)

7. В 1846 этот писатель сблизился с кружком братьев Бекетовых, в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 он начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым; общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев он был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Кто этот писатель?  (Ф. М. Достоевский)

8. Какую престижную литературную премию получил Бунин в 1933 году, став первым русским писателем — лауреатом этой премии?  (Нобелевскую премию)

9. Это увлечение Тургенева давало богатый материал для наблюдений писателя и даже вошло в название книги рассказов. (Охота)

10. Этот активный сотрудник журнала “Московитянин”, один из основателей “Литературного фонда” и “Артистического кружка”, несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах. Он справедливо считается основоположником русского национального театра. (Александр Николаевич Островский)

11. Какой известный русский врач, вызванный друзьями к раненому на дуэли Пушкину, являлся также автором широко известного «Толкового словаря живого великорусского словаря» и сборника «Пословицы русского народа»(В.И. Даль)

12. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

 


 

Кроссворды

Кроссворд № 1

 

По горизонтали

2. Главная героиня пьесы Гроза

4. Писатель, автор термина манкурт

7. Литературный жанр, в переводе с греческого означающий козлиная песнь

8. Направление в литературе начала 19 века?

9. Куда был отправлен Пушкин в Июле 1824 года

11. Творческое объединение поэтов-футуристов

13. Создатель Чебурашки и Крокодила Гены

16. Кто родился 1766 года и умер 1826 года

17. Направление в литературе, характеризующееся крайней эмоциональностью, чувственностью

19. Направление в литературе, направленное на правдивое отображение действительности

20. Увлечение Лермонтова

22. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог

23. Как звали человека в футляре из одноимённого рассказа Чехова

24. Кто убил Лермонтова на дуэли

 

По вертикали

1. Автор романа-антиутопии Мы

3. Одно из крупных направлений в европейской и американской литературе конца 18 века

5. Первый книгопечатель на Руси

6. Кому принадлежат слова:"И жил так точно, как писал..."

8. Как называют героя стремящегося преодолеть несовершенство мира, ради любви?

10. Где началась академическая и писательская деятельность Ломоносова

12. Зачинатель романтизма в России?

14. Какую поэму написал Блок в первые месяцы 1918 года

15. Что сформировалось в первой трети столетия

18. Талантливый поэт-декабрист-это...

21. Российский писатель, автор романа Generation П


 

 


 

Кроссворд № 2 на тему "Литературные термины"

 

 

По горизонтали

1. действующее лицо литературного произведения

4. фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

6. событие, с которого начинается развитие действия произведения

7. разговор двух или нескольких лиц

 

По вертикали

1. вымышленное имя, которым автор подписывает произведение

2. повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

3. устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ

5. трёхсложный стихотворный размер с ударением на 3 слог

 

 

Кроссворд № 3 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Д

 

В

Ц

А

Н

А

З

А

В

Е

А

М

Е

Д

 

Е

Д

Т

А

Т

И

Л

А

Т

Н

Н

Й

В

Н

А

Ь

Л

Ь

Я

Е

А

К

В

Е

Ы

 

А

 

Д

Ц

И

Л

И

Ь

О

Р

Л

О

Н

Н

Ь

 

Т

А

Я

Ь

Ю

Л

Т

И

Н

Ё

В

И

Р

 

Г

Н

И

Д

Д

А

Р

Ш

И

К

Н

Щ

А

 

Н

Е

П

Р

Н

О

Е

Й

И

Ж

Е

Т

Б

 

Е

Ш

П

У

Б

Л

О

Г

К

Ь

Л

И

Л

 

И

Л

О

Ц

Е

В

С

Р

С

З

С

К

Р

 

Ц

И

А

К

П

А

Е

А

Д

И

Т

И

Е

 

К

Т

Я

Р

Я

Т

Н

И

Н

Ф

О

Й

Т

 

О

Е

Д

О

Б

Б

Е

З

А

Ь

К

О

С

 

У

А

Ё

Ф

Р

Ь

Р

Е

В

Е

П

Р

1. Сколько всего детей было у графини Ростовой, матери Наташи? (10).

2. Имя графини Ростовой-старшей (7).

3-4-5. Имя (9), отчество (8) и девичья фамилия (6) «маленькой княгини», жены князя Андрея.

6. Сколько лет было Пьеру при его первом появлении в романе? (8).

7. Имя графа Ростова, отца Наташи (4).

8. В каком месяце начинается действие романа? (4).

9. Имение Ростовых, где впервые встретились Наташа и Андрей Болконский (8).

10. В сражении у какой деревни отличилась батарея капитана Тушина? (9).

11. Как звали старшего брата Анатоля Курагина? (7).

12. В каком сражении Андрей Болконский получил первое тяжелое ранение? (12).

13. Фамилия Жюли, ближайшей подруги княжны Марьи, после её замужества (9).

14. Как звали Долохова? (5).

15. В каком городе родилась княжна Марья Болконская? (7).

16. Главная слабость, то «пристрастие» Пьера, в котором он признался во время приёма в масонскую ложу (7).

17. В каком полку служил Николай Ростов? (13).

18. Мир, подписанный летом 1807 года русским и французским императорами (11).

19. Месяц Бородинского сражения для французов (т.е. по европейскому календарю) (8).

20. Река, название которой у нас с детства связано с поражением французов в войне 1812 года (8).

21. Советский композитор, автор оперы «Война и мир» (9)