Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.
Оценка 4.9

Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.

Оценка 4.9
docx
12.07.2024
Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.
Документ Microsoft Word.docx

Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.

 

Изучение курса «Окружающий мир» оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность.

Предмет «Окружающий мир» – источник эмоций, чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведёт к тому, что ребенок развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Всё то, что делает младшего школьника сообразительнее, любознательнее.

В начальных классах учащиеся начинают изучать предмет "Окружающий мир". Он очень интересный, объёмный по содержанию. Зачастую, ребёнок, который только начинает свой нелегкий путь в овладении знаний, не может освоить большой объем знаний «Окружающего мира». Так предмет может стать для ученика очень сложным.    

         В свою очередь учитель не должен допустить, что бы у ученика пропал интерес к изучению этого предмета и учебе в целом. Исходя из этого, учителю следует находить все новые и новые способы для того, что бы заинтересовать своих учеников, пробудить в них познавательную активность. Учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера. Такого рода задания развивают воображение, формируют инициативность, творческую индивидуальность. Метаумения — это общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные навыки, умения, к которым относятся: теоретическое, критическое и творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления.

         Развитие творческого воображения на уроках формируется с помощью творческих заданий, которые планирует учитель. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся. Творческое задание мотивирует обучающихся, а также придает смысл обучению, помогает развивать беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

         Творческие задания репродуктивного уровня более лёгкие. Именно с таких заданий нужно начинать работу по развитию творческого воображения. К ним относятся:

·       рисунки

·       дорисовывание фигур

·       игры

·       творческие работы с текстами

·       творческие рассказы

·       объяснение природных явлений

·       ребусы

·       кроссворды

·       подбор произведений искусства (картины, музыка)

·       составление различных предметов из геометрических фигур (растений, животных)

·       составление пазлов, синквейнов

         Затем переходить к более сложным заданиям более творческого уровня.  К ним относятся:

·       рассказы с ошибками

·       сказки

·       логические цепочки

·       сочинения стихотворений

·       моделирование

·       показ мини-спектаклей

·       разработка игр

         Уроки "Окружающего мира" предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий.     Выбор творческого задания для школьников сам по себе является творческим заданием для учителя, так как требуется найти такое задание, которое являлось бы полезным и практическим для детей, не имело однозначного ответа, вызывало бы интерес учащихся и соответствовало целям обучения.

         Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития логического мышления учащихся, речи. По мнению Н.Ф. Виноградовой, творческий рассказ кардинально отличается от простого пересказа учебника или объяснения учителя.

         К выполнению такого задания детей следует подготовить. В первую очередь разъяснить, что результатом должен стать не пересказ учебника или слов учителя, а рассказ, сочинение, в некотором плане выдумка. Для того что бы настроить детей на выполнение такого задание, можно попросить их представить себе то, о чем они будут составлять рассказ, который может сопровождаться поэтическими строками и музыкальными произведениями для создания более ярких образов. Не стоит сразу же давать план или образец выполнения задания, лучше дать детям свободу творчества, а после того, как все выступят с рассказами зачитать, как тоже явление описывает в своем рассказе писатель

         Наиболее яркие эмоции вызывает у детей работа с музыкой и живописью. Простор для использования их на уроках окружающего мира велик. Так, например, прослушав музыкальную композицию И. Римский - Корсаков «Море» можно предложить детям подобрать к ней одну из репродукций картин И. Айвазовского «Лунная ночь на Капри», Г. Дмитриева «Бурное море», Ю. Ковалева «Море» и объяснить свой выбор (приложение 1). Таким образом, у детей развивается воображение, творческое мышление, а также связная монологическая речь.

         Дети любят рисовать. В рисунках проявляется творчество. Например, во время изучения темы «Охрана растений» детям так же будет интересно самостоятельно составить и нарисовать знаки к правилам по охране растений, написанным в учебнике.

         Сообщение темы урока может проходить путем отгадывания загадки или кроссворда, при выполнении домашнего задания создать собственный ребус или загадку на данную тему.

         Очень эффективной методикой развития творческого воображения является дорисовывание предложенных фигур. Это задание учащиеся выполняют с большим удовольствием. Этот приём используется для детей разного возраста: как для детей начальной школы, так и подростков. Такое задание является как интересным, так и достаточно трудным. Но уже через некоторое время появляется всё больше по-настоящему оригинальных рисунков и рассказов, их сопровождающих.

         Например, для поддержания наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества можно использовать такую головоломку, главная функция которой – развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников о роли зрения для человека. «Сколько животных и их образов скрыл в своей картине художник Стивен Гарднер?» (приложение 3).

         Можно использовать игры на развитие воображения. Подвижные игры можно использовать на физкультминутках, упражнения на релаксацию в конце урока, а игры, подобные  игре "Я знаю животное", на уроке закрепления и обобщения знаний. Очень эффективным методом на развитие творческого воображения и психологического комфорта являются упражнения - релаксации. Например, « Полет высоко в небе».

         Творческие задания  дивергентного характера требуют от детей ещё большего проявления творчества. К такому виду заданий можно отнести составление рассказа с ошибками, в котором "составители" осознанно вносят несоответствие действительности, а остальные учащиеся ищут эти  ошибки.         Уроки окружающего мира связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, моделирование, конструирование). Результатом этого вида творчества может стать поделки учащихся – "маленькие произведения искусства". Например, при изучении темы «Разнообразие животного мира», ученикам предлагается сделать модель какого-нибудь животного из подручного материала, составить модель цепи питания.

         Активно развивают творческое воображение рисование на тему "Путаница" (приложение 4), создание викторин, сочинение стихов, сказок. Особенно волнительна встреча со сказкой. Детям она помогает взрослеть, а взрослым даёт возможность прикоснуться к детству. При создании своих сказок появляется возможность дарить их другим, ощущая при этом звенящую радость и волнующую силу творчества.

          Ещё один вид творческого задания по развитию воображения– переделывание известных сказок. Джанни Родари называл его "перевирание сказки", который способствует развитию детской фантазии, по мнению Д.Родари, как никакой другой. Один из приёмов "перевирания" сказок – это их смешение. При этом появляются сказочные гибриды, которые интересны и тем, кто их создаёт, и тем, кто их слушает. Другим приёмом"перевирания" может быть сказка- наизнанку. Суть которой в том, что сказочная тема услышанного выворачивается наизнанку, то есть наоборот. Например, Красная  Шапочка злая, а волк добрый.

         Очень нравится детям составлять сказки или рассказы по цепочке. Класс делится на группы. Каждый участник группы пишет начало и передаёт другому участнику. После написания авторы предоставляют продукт коллективного творчества.

         Можно организовать конкурс небылиц, которые дети составили самостоятельно, создание викторин и проектов.

         Показ мини - спектаклей, которые связаны с темой урока. Основой для него служат небольшие по объёму рассказы, сказки или другие художественные произведения. Методика работы над мини-спектаклем такова: учитель знакомит детей с произведением, помогает распределить роли, предлагает выучить дома слова  роли, подготовить костюм или какой-либо его элемент(шапочка или маска для роли животного). Спектакль проводится без каких-либо репетиций. Перед "актёрами" ставится только одна задача: каждому сыграть свою роль так, чтобы все поняли, кто он и каков по характеру(добрый, злой и пр.). Для театрализованной игры можно, например, использовать такой текст Н. Сладкова ( приложение 5 ).

         Все эти  творческие задания можно использовать на уроках окружающего мира   как методы развития творческого воображения. При этом расширяется индивидуально-творческое пространство, которое осваивает  ученик и позитивно- качественно преобразует его, одновременно испытывает радость открытия, преодоления, преобразования, изменившие представление о мире и о своём месте в нём, определившее творческую направленность личности. В cилу важности и значимости воображения детей необходимо всячески способствовать  его развитию и одновременно использовать для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведённые выше упражнения. Они просты в исполнении, интересны и вызывают положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать и заниматься творчеством, которое дарит им радость самостоятельно сделанного открытия.

         Таким образом, применение различных видов творческих заданий  на уроках окружающего мира как методов развития творческого воображения существенно повысит творческий потенциал учащихся и сделает урок более увлекательным.

 


 

Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений

Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений

Затем переходить к более сложным заданиям более творческого уровня

Затем переходить к более сложным заданиям более творческого уровня

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития логического мышления учащихся, речи

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития логического мышления учащихся, речи

Например, для поддержания наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества можно использовать такую головоломку, главная функция которой – развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников…

Например, для поддержания наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества можно использовать такую головоломку, главная функция которой – развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников…

После написания авторы предоставляют продукт коллективного творчества

После написания авторы предоставляют продукт коллективного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2024