Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Оценка 5
Работа в классе
docx
музыка
1 кл—4 кл
23.04.2018
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.Доклад "Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся ."
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся ..docx
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной
активности учащихся .
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго
поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной
генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию
личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение,
образноассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию,
формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность
ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и
вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностноориентированное обучение).
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию,
обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые
ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом
созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения
и восприятия.
Главное место в развитии творческих способностей занимает способность воспринимать
музыку целиком, не дробя её. Восприятие художественного образа дает возможность
познать содержание через форму в их единстве. Восприятие художественного образа
творческий процесс.
Ведущей задачей становится умение слушать, целостно анализировать музыкальное
произведение. Чтобы произведение было принято учащимся надо подготовить к слушанию:
это может быть рассказ о творчестве композитора, чтение литературного произведения,
заданиевопрос перед слушанием ( О чем музыка? Что рассказала или изобразила музыка?
и т. д.) Применима на уроке ситуация игра «Творческая мастерская». (Из книги
Смолиной Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.) Класс делится
на 3 группы: художники, поэты, танцоры (по желанию детей). Дается установка на
воспроизведение художественного образа согласно своему виду деятельности. Например,
слушая музыку П.И. Чайковского «Песня жаворонка» ( Март Времена года), группа
художников рисует весну, используя светлые и яркие краски, поэты вспоминают стихи о
природе, весне, танцоры передают движением (чаще всего руками) характер музыки. В
старших классах предлагается письменная работа, о прослушанном произведении (главное,
правильно поставить вопросы перед детьми, чтобы они смогли определить образ). Во 26
классах предлагают иногда нарисовать то, что услышали в музыке, а потом вместе
проанализировать, опираясь на выразительные приемы произведения и работы учеников.
Такой вид задания способствует развитию оригинального мышления в процессе творчества.
Слушая Этюд Шопена в 56 классах, дети на рисунке, используя темные (синие) краски,
отражают движение, ветер, волны, бурю .При анализе работ и музыки определяется
главный образ образ борьбы. Современных подростков не устраивает роль пассивных исполнителей на инструменте и
слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в
котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к
самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков:
урок – состязание, урок – музыкальная викторина, а так же различных творческих заданий,
направленных на развитие творческих способностей и творческого мышления:
Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов;
Рисунки, раскрытие значений различных музыкальных терминов, темпов;
Сравнительный анализ различных стилей музыки (классический, барокко,
романтизм);
Рецензирование концертов;
Сочинение песен, музыкальных произведений;
Придумывание кроссвордов, ребусов.
Ребусы на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко
соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста.
Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для
ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску,
варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе
сочинения стихотворений и мелодий.
Ценно в ребусе также то, что он привносит собою живую эмоцию, с которой процесс
познания становится короче и эффективнее, т.к., как замечает С. Л. Рубинштейн,
«эмоционально ограниченный материал запоминается при прочих равных условиях –
лучше, чем эмоционально безразличный»
Музыкальные викторины, кроссворды также способствуют развитию памяти, проверке
знаний учащихся.
Значимое место в проведении уроков музыки занимают информационные технологии.
С помощью презентаций интереснее рассказать детям о композиторе, воспроизвести
фрагменты концертов, опер, балетов, музыки
Использование игр и творческих заданий в процессе пения.
Пение – хорошо знакомый детям вид музицирования и очень любимый. Практически
каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые
педагог может с успехом развивать.
Для формирования ладотонального слуха, умения найти тонику незаменимыми являются
задания на развитие песенного творчества: «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера, «Зайка,
зайка, где бывал?» М.Скребковой. Вопросноответная форма упражнений способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Дети младшего
школьного возраста должны определять на слух направление мелодии, её скачки. Для
таких задания следует использовать Упражнения «Лесенка» , «Эхо».
Для развития диатонического слуха на уроках музыки используются следующие игры
«Найди игрушку», «Сломанный телевизор». Во время исполнения распевок «Море»,
«Зверобика», «Что же вышло?» дети руками изображают действия, о которых говорится в
распевке. Игровые распевки «Ой, делиделидели» и «Песенка про песенку» дают
возможность школьникам передавать голоса птиц и животных.
Использование игр и творческих заданий в процессе слушания музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными и вокальными
произведениями разного характера. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное
произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы обращаемся к музыкальным играм.
Пластическое интонирование.
Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное
музыкой. Движения могут быть различными – от гибкого движения руки («Жили у
бабуси») до покачивания корпусом («Снежинки» В. Шаинского), от легкого шага («Во поле
береза стояла») до радостного танца («Полька» С.Рахманинова).
С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя при
разучивании песен. Можно предложить детям игру «Дирижер», где они представляют себя
в роли дирижера и управляют исполнением небольших песен или пьес. Выразительными
движениями дети могут сопровождать звучание инструментальных пьес. Слушая русские
народные песни «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных
инструментов, учащиеся «интонируют» руками игру на баяне, балалайке, гуслях.
«Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу это настоящее творчество
ученика в привычной для него игре. Для «разыгрывания» удобны песни: «А мы просо
сеяли», «А я по лугу», «Ты куда идешь, медведь?».
Пластическая импровизация.
Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез
музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С.
Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в
пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка,
дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к
музыкальнозвуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ
его воплощения.
Импровизация от латинского слова improvisus – неожиданный. Исторически это наиболее
древний вид музицирования при котором процесс сочинения музыки происходит во время
ее исполнения. Импровизация – один из путей развития творческих способностей
учеников. На уроках музыки можно рекомендовать несколько видов импровизаций. Это
импровизации речевые, пластические, инструментальные, изобразительные, вокальные Речевые импровизации – одним из этапов речевых импровизаций является сочинение
окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми как на уроке,
так и дома. Младшие школьники любят читать скороговорки, вырабатывая дикцию и
четкость произношения.
Изобразительные импровизации – музыкальные впечатления детей могут подкрепляться
детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных
произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением
программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.
На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать
услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у
маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет
показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике
учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до
восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать,
сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное
отношение к услышанному и изображаемому.
А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темнокоричневый, синий
и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к
изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением
положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при
отрицательном – рисуется нарочито небрежно.
В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода
композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку
определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о
положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных
характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.
Инструментальные импровизации– связаны с использованием простейших музыкальных
инструментов. Дети подбирают мелодию к какимлибо картинкам, сказкам, названиям:
«Слон улыбается», «Аист заболел», «Дружные ежики», «Черепаха торопится». В ход урока
обязательно включаю "Пятиминутку творчества", ребята пробуют свои силы в игре на
фортепиано. И здесь принимают участие не только ученики музыкальных школ, но и те, кто
просто хочет прикоснуться к инструменту, попробовать пофантазировать на фортепиано.
Получается своеобразное концертное выступление: ученик кланяется слушателям
(ученикам класса) играет на фортепиано благодарит поклоном, а ему в ответ
заслуженные аплодисменты! Игра да, но это жизнь! Так дети учатся не только слушать,
но и слышать друг друга, а заодно (что немаловажно) бережному отношению к
инструменту.
Вокальные импровизации – формирование у детей умения импровизировать может
происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с первых
уроков музыки. Пропевая вопрос, типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут?» учитель
предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. В ходе создания
импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 34
классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально
исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть
задания на завершение мелодии, пропетой учителем. Наиболее трудным видом творческой
работы является свободное сочинение на тексты .
Музыкальный театр.
Инсценировка известных народных сказок, сочинение несложных партий их действующих
лиц продолжают линию развития навыков вокальных импровизаций. После того, как сказка
прочитана по ролям, детям предлагается сочинить музыкальные характеристики каждого
персонажа. Постановку музыкального спектакля можно осуществить на последнем уроке
четверти, года.
По определению ученыхпсихологов, творчество есть сила, способствующая
положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем
развитии.
На уроках могут быть использованы различные творческие задания, развивающие непосред
ственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнен
ия, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются
творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развит
ия речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрал
ьноигровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и г
арантирует высокую результативность.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы
наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет
нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом;
сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра;
рисует картинки, на которых изображены какието фантастические существа без рук и с
одной ногой…
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем
возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком,
врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе
знать его детские творческие увлечения, следом которых останется его творческая
фантазия, его стремление создавать чтото новое, свое, лучше двигающее вперед дело,
которому он решил посвятить свою жизнь.
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Творческие задания на уроках музыки как средство развития познавательной активности учащихся .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.