Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"
Оценка 5

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Оценка 5
Игры
docx
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
26.01.2018
Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"
Для формирования информационных умений необходимо: • добывать и фиксировать информацию; • понимать информацию и уметь ее преобразовывать; • применять информацию в учебной деятельности; • уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности. Необходимо организовывать специальную работу по формированию у детей собственного отношения к информации. Такая работа должна строиться на постоянном анализе и сравнении информации разного вида на уроках в начальных классах. Вкус школьников к работе с разными информационными источниками прививается постепенно в результате их постоянного и комплексного использования: а) в процессе наблюдений; б) в процессе проведения экспериментов, опытов; в) в процессе познавательного общения; г) в процессе чтения; д) в процессе использования медиаресурсов и компьютерной техники. В статье приведены примеры упражнений и заданий в игровой форме по формированию информационной культуры на различных уроках в курсе начальных классов. Эти упражнения не привязаны к какой-то системе, а универсальны, по каким бы учебникам и программа не работали.
читательская грамотность.docx
Шаравьева Оксана Александровна,  учитель начальных классов МАОУ «Мулянская средняя школа» Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки   работы   с   информацией,   основы   которых   должны   быть   заложены   в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во  ФГОС НОО  в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Для   формирования   информационных   умений   учебно­методические комплекты, по которым я работаю, сконструированы таким образом, где ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивается с необходимостью: • добывать и фиксировать информацию; • понимать информацию и уметь ее преобразовывать; • применять информацию в учебной деятельности; •   уметь   относиться   к   полученной   информации   критически,   оценивать степень ее достоверности. Эта необходимость   присутствует и на уроках Русского языка, например, подберите   синонимы   или   антонимы   к   какому­либо   слову;   проведите исследование и посчитайте, каких знаков препинания встречается больше, какие вам   не   известны.   Встречаются   задания   по   поиску   информации   и   на   уроках Математики, например, орнаменты вокруг нас, где ученикам необходимо узнать о том, что такое орнамент, какой он бывает и где встречается в жизни; при изучении многозначных чисел у учащихся вызвали интерес числа с 12, 13, 14 нулями   и   они   предложили   узнать   как   они   называются   используя   разные источники.   На   уроках   Окружающего   мира   дополнительная   информация является   неотъемлемой   частью   знаний,   учащиеся   4   класса   часто   сами предлагают рассказать об интересных фактах изучаемого явления или объекта, и это   похвально,   т.к.   они   уже   осознанно   выбирают   предмет,   самостоятельно находят информацию и выбирают из нее только доступное, понятное им. А начиналась такая работа с 1 класса на факультативе «Умею читать», где работали   непосредственно   с   текстами   сказок   и   рассказов   для   младших школьников, а так же со словарями и справочниками. Во втором классе работа продолжалась, информацию по теме искали, приносили в класс и обрабатывали вместе.   Далее   было   предложено   обучающимся   написать   мини­сочинения   по желанию на тему «День Победы». Приняли участие в этой работе не все, но они использовали   разнообразные   источники   информации:   родителей,   книги художественной литературы, презентации из Интернета, ветеранов. Конечно, с помощью   взрослых,   они   обрабатывали   эту   информацию   и   представляли   ее  в классе. Научить другого человека можно лишь тому, что умеешь сам. Качество информационных вкусов, потребностей, ценностей ученика начальных классов напрямую   связано   с  желанием  и   умением   учителя   регулярно   и   комплексно работать с разными источниками информации. Как возбудить у младшего школьника желание выйти за пределы учебной книги всякий раз, когда информация покажется ему скудной, недостаточной? Как   прививать   вкус   к   поиску   информации  яркой,   интересной,   полезной, достойной внимания с точки зрения культурного человека? Автор   курса   «Информатики   для   малышей»   В.В.   Дубинина   обращает внимание на необходимость организации специальной работы по формированию у детей собственного отношения к информации. Такая работа должна строиться на   постоянном   анализе   и   сравнении   информации   разного   вида   на   уроках   в начальных  классах.  Вкус  школьников   к  работе  с разными  информационными источниками  прививается   постепенно   в   результате   их   постоянного   и комплексного использования: а) в процессе наблюдений; б) в процессе проведения экспериментов, опытов; в) в процессе познавательного общения; г) в процессе чтения; д) в процессе использования медиаресурсов и компьютерной техники. Имея   в   классе   комплект   технических   средств   (ноутбук,   интерактивную доску, колонки, электронный микроскоп, документ­камеру),  комплект дисков по разным темам и предметам для работы с интерактивной доской, а так же разнообразие   словарей   (толковый,   фразеологический,   словарь   синонимов, антонимов, орфографический словарь, иллюстрированный словарь), всем этим не   плохо   владея,   приучаю   пользоваться   всем   этим   и   своих   учеников.   А современные дети любят  технические средства. Урок в 3 классе Тема «Полезные ископаемые». Цель урока: расширить представления детей об удивительных богатствах недр родной   страны,   подвести   их   к   осознанию   необходимости   экономически   и экологически грамотного использования запасов полезных ископаемых. За несколько дней до урока   задается  школьникам вопрос: «Какая земля богаче минералами: Кольский полуостров или Урал?» Для ответа на этот вопрос у детей нет достаточных знаний, как не существует и однозначного ответа на него. Однако первоначальные мнения по этому поводу у школьников имеются. Чаще всего дети склонны высоко оценивать достоинства природы своего края. «Хорошо бы,   задать тот же вопрос школьникам, живущим на Кольском полуострове. Скорее всего, они однозначно поставят на первое место свой край. Где   же   истина?»   Коллективно   решается   вопрос   о   необходимости   сбора информации по двум направлениям: Урал и Кольский полуостров. Кто, что и где будет искать – лучше жестко не регламентировать. Полезнее спросить самих детей: где и как найти нужные сведения? У кого спросить? Где посмотреть, почитать? При   подобной   постановке   проблемной   ситуации  не   требуется целенаправленно   отсылать   детей   к   книге   как   единственному   источнику информации.  Возможно,   поиск   информации   школьники  начнут   с   вопросов   к родителям, старшим братьям и сестрам (с познавательного общения). Но в итоге практически  каждая  семья  обратилась  к   книгам  (к   текстам  в  домашней  или общественной библиотеке)  и к Интернету (к электронным материалам, в том числе  текстовым).   Такая   работа   ценна   комплексным   использованием информационных источников, среди которых книга занимает достойное место. Первое,   с   чего   я   начала   работу   по   формированию   информационной грамотности – это с наблюдения за объектом, сравнения объектов и описание их, т.к.   в   перечне   требований   к   результатам   начального   общего   образования   по новым образовательным стандартам указано, что младшие школьники должны «освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.)». Наблюдение   –   интересный   и   наиболее   доступный   для   детей   способ получения информации об окружающем мире с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Наблюдение младших школьников за собой (своими ощущениями,   переживаниями),   за   другими   людьми   (их   словами,   эмоциями, поступками),   за   окружающим   миром   (природой,   обществом)   дают   основу   не только   для   вербализации   результатов   проведенных   наблюдений,   но   и   для формулирования   собственных   суждений   детей   по   поводу   полученной   в  ходе наблюдения информации. Сравнение – мыслительная операция, направленная на установление черт сходства   и   черт   различия   между   объектами   наблюдения,   составленная   из последовательных   операционных   элементов   (шагов),   которым,   как   и   прочим учебным навыкам, надо учить.  Процесс обучения приему сравнения начинается с описания. Описание же базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все возможные рецепторы. Что­то можно увидеть глазами (размер, цвет, особенности   формы,   материал).   Для   других   исследований   понадобится подключить   тактильные   ощущения   (анализ   поверхности   предмета),   силу   рук (приблизительное   взвешивание,   сдавливание),   слух   (шумовые   эффекты   при движении, ударе), в более редких случаях – обоняние и вкус. Пригодятся знания о возможностях применения данного (рукотворного) предмета, его поведения в разных ситуациях. Приемы описания и сравнения как единой системе операций следующие: 1) Описание объекта наблюдения в произвольном порядке, 2) Выявление набора качественных характеристик для описания объекта, 3) Описание объекта в заданной форме, 4) Знакомство с технологией сравнения, 5) Отработка приема сравнения в игровой, устной и письменной формах. Основные приемы работы: • задачи­«данетки» (методика В.В. Дубининой); • описания­загадки; • игра «Цветик­семицветик»; • сочинения­загадки «Что это?»; • сравнение. Сущность   методического   приема   «Задачи­“данетки”»   –   научить   детей задавать «умные вопросы» и, отгадывая спрятанный либо загаданный водящим предмет, сужать круг поиска рациональными способами. Важно научить детей придерживаться   четкой   стратегии   поиска,   добиваясь   определенности:   начал расспрашивать о цвете, не переходи к вопросам о размере, пока не выяснишь цвет.   С   помощью   этого   нехитрого   приема   проговаривается   весь   набор качественных характеристик исследуемых объектов.(пример в Приложении) Учитель не должен запрещать, но и не должен поощрять попытки угадать предмет просто методом перебора вариантов. Важно приучить узнать сначала о предмете как можно больше, называя его качественные характеристики, т.е. с помощью вопросов проверить свою догадку. Описания­загадки – прием, позволяющий собрать воедино все качественные характеристики наблюдаемого рукотворного объекта, не называя сам объект. Загадываются, как правило, предметы, которые видит (или может видеть) весь класс. (см.Приложение) Основные приемы работы: игра «Цветик­семицветик»; заполнение таблицы. Предыдущая игра помогла выявить обязательный набор качеств, который проговаривается детьми при описании любого рукотворного объекта: размер (Р); форма (Ф); цвет (Ц); особенности поверхности (П); материал (М); назначение (Н). В   результате   появляется   наглядное   пособие   «Цветик­семицветик»   с указанными   выше   шестью   буквами   на   лепестках.   Седьмой   лепесток   –   для дополнительных характеристик, которые могут возникнуть по желанию ребенка. Теперь   дети   могут   дать   достаточно   полное   описание   любого   предмета, используя лепестки как опору для составления рассказа. На этом этапе возможна и желательна детальная пооперационная доработка каждой группы терминов с точки зрения расширения понятийного аппарата и обогащения детской лексики. (см. Приложение) При   составлении   сочинения­загадки   важно   сохранить   самую   яркую характеристику  для  заключительной   части  работы, иначе  отгадка  становится явной   с   первых   слов.   Дети   планируют   порядок   высказывания,   заранее выкладывая на парте лепестки «цветика­семицветика» и придерживаются этого своеобразного «плана» при  описании.  На данном этапе  интересны и  полезны игры, связанные с многократной творческой переработкой структуры описания (необходимостью   рассказать   о   том   же   объекте,   но   по   измененному   плану, который   определяется   новым   положением   лепестков   на   «ромашке»). Сочинения­описания   заданной   структуры   совершенствуют   умения   младших школьников строго придерживаться в письменной работе определенного плана, алгоритма. (см. Приложение) Суть методического приема сравнение: проводя сравнительное наблюдение сразу за двумя объектами, дети используют лепестки «цветика­семицветика», раскладывая   их   на   два   поля   карточки:   «сходство»   и   «различие»;   устное сравнение   начинают   с   полной   характеристики   черт   сходства;   различия обосновывают установлением причинно­ следственных связей. Осталось только посоветовать детям всегда начинать сравнение с описания черт сходства – и учебная задача выполнена. (см. Приложение)            СРАВНЕНИЕ СХОДСТВО + РАЗЛИЧИЕ Данные   виды   работ,   которые   основаны   на   последовательности определенных   «шагов»,   несомненно,   интересны   младшим   школьникам   и   они доступны всем ученикам независимо от их умственного развития. Приложение Задача – «данетка» Цель:   научить   перечислять   все   возможные   характеристики   неживого (рукотворного)   предмета   (размер,   цвет,   форма,   особенности   поверхности, материал, назначение, упругость и т.п.). – Что у меня спрятано в руке (коробочке, конверте и пр.)? Дети задают только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». По ответам учителя пытаются угадать спрятанный предмет. ­ Этот предмет маленький? (Да.) – Он твердый? (Да.) – Его можно есть? (Нет.) – Им можно открыть дверь? (Нет.) – Им можно писать? (Да.) – Он длинный? (Нет.) – Он круглый? (Да.) – Он белый? (Да.) – Им пишут на доске? (Да.) – Это мел! Описание – загадка Цель:   попытаться   соединить   фразы,   характеризующие   исследуемый предмет,   в   монологическое   его   описание   (без   обучения   правилам   описания, только на основе творческой интуиции детей). Один ученик «вóдит»: встает спиной к классу, лицом к доске, закрывает лицо руками. Учитель показывает классу какой­либо предмет (например, мяч). Дети   должны,   не   называя   предмет,   дать   максимально   подробную   его характеристику. –   Этот   предмет   небольшой,   круглый.   Он   разноцветный.   На   ощупь   он мягкий, упругий. Он сделан из резины. Он умеет хорошо прыгать. Им играют дети.   (Следует   приучать   детей   в   последнюю   очередь   говорить   о   назначении рукотворного предмета, сначала – о размерах, форме, цвете...) Это упражнение проводится несколько раз. Контрольные умения (проверяем на слабо успевающих учащихся): •   умение   давать   максимально   подробное   описание   рассматриваемого предмета; • умение угадывать предмет по его описанию. Игра «Цветик­семицветик» Цель:   определение   набора   качественных   характеристик,   входящих   в описание любого рукотворного предмета. В основу работы положены все те же задачи­«данетки» и описания­загадки, но   с   использованием   наглядного   пособия   «Цветик­семицветик».   Наглядное пособие размещается на доске и аналогичное, но меньших размеров – у каждого из детей на парте. Р – размеры Ф – форма Ц – цвет П – поверхность М – материал Н – назначение … Что это? Водящий  загадывает какой­то предмет  (например, штору) и говорит, что отгадать   ее   загадку   в   знакомой   детям   задаче­«данетке»   помогут   «цветик­ семицветики» с лепестками, на которых написаны буквы «Р­размер», «Ц­цвет», «Ф­форма» и т.д. До   начала   игры   дети   должны   положить   перед   собой   на   стол   только середину цветочка с надписью «Что это?», а все лепестки остаются лежать в стороне. Если первый вопрос задан о размере, то все дети берут в руки лепесток с буквой «Р» и не кладут его на стол до тех пор, пока через вопросы к водящему они не выяснят, какой же размер у загаданного предмета. Получив ответ (в данном случае это очень большой предмет), дети кладут лепесток   к   середине   цветка.   Аналогично   угадывается   цвет   (белый),   форма (прямоугольная).   Если   дети   еще   не   угадали,   что   это   штора,   они   могут использовать   лепестки   «М­материал»   (ткань),   «П­поверхность»   (мягкая, шершавая), «Н­назначение» (заслонять от солнечных лучей). Реализуется   методическая   цель   работы:   научить   детей   сосредоточивать свое внимание на конкретной области поиска, не суетясь и не «перескакивая» с формы   на   цвет,   с   цвета   на   материал   и   пр.   Таким   образом,   вырабатывается стратегия рационального поиска информации о предмете. Выкладывая на стол картинку   цветка   по   мере   выяснения   признаков   загаданного   предмета,   дети учатся слушать друг друга и ответы учителя, не повторяясь в своих вопросах. Сочинения­загадки Цели:   развивать   умение   составлять   сочинение­загадку   для   рукотворных предметов;   учить   детей   планировать   и   изменять   порядок   высказывания   об объекте наблюдения. Задание  ученику:  написать  сочинение­загадку  по  любому   из  алгоритмов, представленных   в   виде   «цветиков­семицветиков»   (на   выбор)   ПМРЦФН, РФЦМПН, ЦРФПМН и др. Задание ученику: рассмотреть и ощупать руками стол, за которым он сидит, составить и записать описание стола по любому из алгоритмов, представленных в виде «цветиков­семицветиков» (на выбор). Сравнение Объектами   сравнения,   кроме   рукотворных   предметов,   могут   оказаться научные понятия, явления природы, растения, животные, события, литературные герои, привычки и поступки людей, их взгляды, характеры, обычаи, традиции и др.   Поэтому   операционный   состав   сравнения   может   меняться   с   учетом особенностей   рассматриваемых   объектов.   Для   каждой   группы   объектов понадобится собственный порядок организации наблюдений. 1. Наблюдение и описание животного (проводятся на уроках развития речи – русском языке, чтении, естествознании, ИЗО и др.).  «Я загадала животное». Методика работы аналогична той, что описана выше в задачах­«данетках», но характеристика объекта – качественно иная: Р – размеры Ф – форма тела – Л, К, М, У, Т, Х... (Л – лапы, К – копыта, когти, М – мордочка, У – уши, Т – туловище, Х – хвост) П – поверхность тела – Ш, П, Ч, К... (Ш – шерсти, П – перьев, Ч – чешуи, К – кожи) Ц – цвет …(шерсти, кожи, перьев) Е – еда, способ питания О – место обитания … … Кто это? 2. На доске – 15–25 картинок с изображениями   животных, учитель описывает одно из изображенных животных, дети пытаются угадать животное по его устному описанию; затем то же самое делают дети; дают описания самых необычных животных, о которых они узнали из книг, а в классе идет «поиск знатоков природы» – тех, кто тоже читал о таких животных; в конце редкое животное   демонстрируется   (его   изображение)   и   знания   о   нем   коллективно закрепляются. 3. На доске – картинки с изображением нескольких видов насекомых. Детям дается задание – не называя насекомое, дать его описание в следующем порядке: •   внешние   признаки   (размер   животного,   количество   лап,   особенности строения головы и туловища, чем покрыто тело, какого оно цвета и пр.); • чем питается; • где обычно обитает, строит ли жилье; • как проводит зиму; • что умеет делать, какие издает звуки; • как относится к своим соплеменникам (живет одиночно или группами, стаями, колониями и пр.); • другие характеристики. 4. Аналогичные упражнения – с разными видами птиц, зверей, домашних животных, рыб и пр. 5. Из   указанной   группы   насекомых   выбираются   два   объекта   для сравнительной характеристики (например, муравей и божья коровка). Сравнение строится по следующему плану: • как можно больше черт сходства во внешнем виде; • черты различия во внешнем виде; • питание (сначала – сходство, потом – различие); •   где   обычно   обитает,   строит   ли   жилье   (сначала   –   сходство,   потом   – различие); • как проводит зиму (сначала – сходство, потом – различие); •   что   умеет   делать,   какие   издает   звуки   (сначала   –   сходство,   потом   – различие); •   как   относится   к   своим   соплеменникам   (сначала   –   сходство,   потом   – различие). 6. Аналогичные упражнения – с разными видами птиц, зверей, домашних животных, рыб и пр. 7. На уроке чтения отгадываются задачи­«данетки»: • Девочка гуляла с подружками и вдруг исчезла. Как ее звали? (Снегурочка) • Эта  героиня поймала  деревянный   предмет,  после чего  ее жизнь  круто переменилась (Царевна­лягушка) После разгадывания загадок учитель предлагает детям проанализировать, какая именно информация помогла им найти отгадку. Это может быть жанр литературного   произведения   (повесть   это,   рассказ   или   сказка;   народная   или авторская; русская или зарубежная). Это может быть описание внешнего вида, привычек, особенностей характера, ближайшего окружения (друзей и врагов) героя,   каких­то   происшествий   с   ним.   На   основании   проведенного   анализа коллективно   составляется   алгоритм   характеристики­описания   любого литературного героя: • Из какого он произведения? • Как он выглядит? • Есть ли у него друзья, враги? Кто они? (За что его ценят друзья?) • Есть ли у него недостатки? Какие? •   Какие   происшествия   были   в   жизни   этого   героя?   Как   привычки   и особенности характера героя проявились в этих ситуациях? План может быть и иным (более кратким, более подробным, просто иным), главное – он должен быть понятным ученикам. В дальнейшем по этому плану не реже   2–3   раз   в   неделю   на   уроках   чтения   необходимо   давать   устные характеристики   героям   прочитанных   произведений,   чтобы:   а)   постепенно развивать   умение   давать   описание   литературных   персонажей   в   достаточном объеме;   б)   впоследствии   перейти   к   сравнительной   характеристике   двух персонажей.

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты"

Статья "Формирование информационной культуры  младших школьников,  осваивающих федеральные государственные  образовательные стандарты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018